Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее

12Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?

13и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся.

14Та́к, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.

15Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; 16если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; 17если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мыта́рь.

Предание говорит, что этим ребенком был будущий священномученик Игнатий Богоносец, так что эти слова склонны относить к будущим духовным дарованиям сего подвижника. Но с другой стороны, ребенок при нормальном воспитании склонен доерять родителям и вообще, старшим, поставленным над ним, а потому, по большей части, принимает то, что ему велят. Впрочем, так бывает не всегда, ибо падшая человеческая природа дает о себе знать в самые ранние годы, так что и исповеди ребенок подвергается только с 7 лет не потому что до семи он «подобен Ангелу», как рассуждают некоторые, а потому что до этого возраста он не способен отдавать отчет своим поступкам и оценивать их (а значит, раскаиваться в прегрешениях). Но Господь здесь все же приводит в пример нормального ребенка, а не развращенного постоянным потаканиям его прихотям. А потому именно такой ребенок и приводится в пример нам, дабы мы также научились принимать от Бога спасение, как ребенок принимает волю родителей. Вера – есть не одно признание наличие Бога, но доверие Богу и промыслу Его о человеке и блажен тот, кто доверится Богу, как дитя доверяется родителям…. Именно это и хочет сказать Господь, предлагая это и нам, а попутно говоря, что оказывающий доброту такому человеку, умалившемуся, как дитя, творит доброе пред Богом и оказывает милость как бы самому Богу. И тут же Он говорит о тех, кто вводит в соблазн ближних, чьи дела являются предметом соблазна. Увы, это встречается в нас часто, так как дела наши видны миру и если они злы, расходясь с тем, что говорит наша вера, то это приносит большой вред проповеди веры нашей. Если же человек не обратит внимания на то, какой пример он показывает окружающим, то горе ему. Тут же Господь повторяет знаменитые слова: «Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный». В некоторых житийных текстах приводятся рассказы о том, как иные подвижники совершают такое буквально (одна из преподобных, согласно тексту, выколола себе глаза после того, как узнала, что ее глаза нравятся некоему юноше) и это приводится, как некий добрый пример, хоть вообще-то Апостольские правила за такое членовредительство грозят АНАФЕМОЙ, то есть, отлучением от Церкви. Проблема внесенного в житийные тексты вымысла, вообще, была всегда и если сегодня возможно поднять документы и проверить правдивость описаний, то в иные времена это было невозможна, а сами жития писались подчас спустя века после смерти подвижника. Но суть не в этом, а в том, что под «рукой» и «ногой» Господь понимает предметы и человеческие отношений, к которым человек привязан, но которые несут ему вред. Такие связи рвать тяжело, потому, мы с вами редко это делаем, хоть и сами подчас видим, какой вред они нам приносят. Но Господь призывает к этому и если я не могу в иных случаях найти в себе силы сделать это, то с помощью Божией я могу и это, надо только иметь в себе желание….

И чтения праздника святого первомученика и архдиакона Стефана. Отрывок из книги Деяний Апостольских: 1В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов[59] ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.

2Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.

3Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, 4а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.

5И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; 6их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.

7И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.

Наши рекомендации