Шейх Абдуль Азиз Ибн Фейсал ар Роджихи.
Шейх Абдуль Азиз Ибн Фейсал ар Роджихи также назвал хадис достоверным и привёл слова имамов. Источник: «Кудум катаиб аль Джихад», 92.
И передали этот хадис большое количество имамов в своих книгах по акыде, аргументируя им против джахмитов.
Второй довод
Хадис Са’ляба Ибн аль-Хакама, да будет доволен им Аллах,сказал он: «Сказал Пророк, мир ему: «Скажет Аллах учёным в Судный День, когда сядет на своем Престоле для суда между рабами…» и до конца хадиса.
Передали его Ат-Табарани в «Аль-Муджам аль-Кабир», 2-1381, от него Абу Нуейм в «Аль-Ма’рифа», 1387, и другие.
Назвали его достоверным многие хафизы
Ибн Касир.
Сказал Ибн Касир: «Его иснад хороший». Источник: «Тафсир Ибн Касир», 5-272.
Аль-Мунзири и ан-Наджи.
Сказал аль-Мунзири: «Его передатчики достоверные».
Источник: «Ат-Тархиб уа ат таргиб», 1/81.
И не критиковал его хафиз ан-Наджи в послании, которое он написал об ошибках хафиза аль-Мунзири в ат-Таргиб уа ат Тархиб, признав правоту его слов см. «Аджаля аль-Имля».
Ад-Димьяты.
Сказал ад-Димьяты: «Его иснад хороший». Источник: «Ат-Таджир ар-Робих», 19.
Аль-Хейсами.
Сказал аль-Хейсами: «Его передатчики удостоверенные».
Источник: «Маджма аз-заваид», 1/131
Аль-Бусейри.
Сказал аль-Бусейри:
«Передатчики этого иснада достоверные». Источник: «Аль-Итхаф», 8-266.
Ас-Суюты
Сказал ас-Суюты: «Его передатчики достоверные».
Источник: «аль-Будур ас-сафира», 281.
Что же касается ослабления этого хадиса аль-Альбани под предлогом того, что в его иснаде есть Аля ибн Масляма, то это ошибка насиха, и пришло у Ибн Касира в цитате из «Муджама» ат Табарани, и также у Абу Нуейма в «Ма’рифа» при передаче от своего шейха ат-Табарани его имя как Аля Ибн Салям, и в нем нет проблем, в отличие от Аля Ибн Масляма которого. И нет сомнений что Абу Нуейм лучше знает иснады своего шейха, чем шейх аль Альбани. На это указал шейх Адиль аль-Хамдан при тахкыке асара, см. «Исбат аль-Хадд», 69.
И в любом случае, мы не знаем никого до шейха аль-Альбани, кто ослабил бы этот хадис. Аллах знает лучше.
Третий довод.
Хадис, который передал ат-Табарани, от Анаса Ибн Малика, от Пророка (саля Ллаху алейхи ва салам), в котором Пророк (саля Ллаху алейхи ва салам) сказал среди прочего:«…и сидит Он на своём Престоле».
Передал его ат-Табарани, в «Аль-Авсат», 2/314, и Дыя аль-Макдиси в «Сахихе», 3/14, и другие.
Сказал шейх Абдуллах аль-Халифи: «Самое сильное что передано о качестве «Аль-Джулус» - то что передал ат-Табарани в «Аль-Авсат», затем привёл этот хадис, и разьяснил что все его передатчики достоверные, и есть лишь разногласие касательно Халида Ибн Мухаллида, и большинство, в том числе аль-Бухари и Муслим, принимали его хадисы. Источник: «Ад-Дифа ан хадис аль-джария», 1/69.
И привёл его в своём «Сахихе» имам Дыя аль-Макдиси, и также видел слова некоторых современников которые назвали его достоверным.
Четвёртый довод.
Хадис, который передал ат-Тирмизи, с иснадом от Абу Хурейры, от Пророка (саля Ллаху алейхи ва салам), где Пророк (саля Ллаху алейхи ва салам) среди прочего сказал, рассказывая о словах верующих в Раю:«Истинно, мы сидим сегодня с нашим могучим Господом».
Передал его ат-Тирмизи, 2472, и Ибн Маджа, 4327, Ибн Хиббан в «Сахихе», 16/486, Ибн Аби Асым в «Ас-Сунна», 598, Аль-Аджурри в «Аш-Шариа», 599, и другие.
И большинство хафизов склонились к удостоверению этого хадиса.
1. Передал его Ибн Хиббан в «Сахихе»
2. Сказал хафиз Аль-Мунзири: «Абдуль Хамид в нем есть разногласие, а остальные его передатчики достоверные». Источник: «Ат-Таргиб уа ат-Тархиб», 4-393
3. Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: «Передал этот хадис Ибн Батта в «Аль-Ибана» с достоверными иснадами от аль-Аузаи…» затем упомянул их.
Источник: «Маджму аль-фатауа», 6/417.
4. Также поговорил о нём имам Ибн аль-Каййим в «Хади аль-Арвах», 1/183, и привел доводы на его достоверность
5. Ибн Хаджар аль-Хейтами также сказал что передатчики этого хадиса достоверны. Источник: «Аз-Зауаджир», 2/261.
Заключение этого раздела:
Знай, да помилует тебя Аллах, что лишь первого хадиса, который великие имамы саляфы встретили с принятием, хватит для утверждения этого Сыфата для Всевышнего Аллаха. Что же говорить, когда к этому добавляются другие хадисы, которые назвали достоверными имамы и хафизы? Что же говорить, если учесть, что мы оставили упоминание большого количества хадисов в этом разделе, которые ближе к слабости чем к достоверности, однако которые годятся для усиления этого смысла и указывают на то, что у него есть основа?
Что же говорить, после того, как читатель увидит, что тафсир «Аль-Истива» как «Аль-Джулус» пришёл от сподвижников, которые не говорят в таких вопросах по своим страстям, а узнавали основы религии от Пророка, мир ему? Что же говорить после того, как читатель увидит в следующих разделах слова великих имамов саляфов, утвердивших этот тафсир? Что же говорить, когда любой кто ознакомится с книгами саляфов, убедится полным убеждением, что они приводили хадисы, где упоминается «Аль-Джулус», аргументируя ими против джахмитов, и ни один из саляфов и имамов ахли-Сунна даже если и ослаблял отдельный из этих хадисов – то никогда не порицал их матн за то, что там содержится упоминание Сидения Аллаха на Троне?
И если это разъяснится, то станет ясна истина, и что это убеждение наших праведных предков, предельно далеких от таджсима и ташбиха.
Слова сподвижников.
1. Абдуллах Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах.
Сказал Абдуллах Ибн Мас’уд об аяте «Милостивый возвышен над Троном»:
«То есть: сидит на нём»
Источник: «Ар-Ру’я» имама Хакама Ибн Ма’бада, «Исбат аль-Хадд лиЛлях», ад-Дашти, 175, и передатчики иснада удостоверенные, как сказал мухаккык книги. И в иснаде есть разрыв между Абдуллахом Ибн Мас’удом, и аш-Ша’би, и эта слабость небольшая, ведь аш-Ша’би слышал от больших асхабов Ибн Мас’уда.