IV. Вторая заповедь. Не произноси имени Иеговы, Бога твоего, напрасно, ибо Иегова не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
297. Напрасное произнесение имени Иеговы Бога означает в природном, или буквальном, смысле злоупотребление самим именем во всех видах разговоров, особенно в ложных утверждениях или обмане, в божбе без надобности, или чтобы избегнуть порицания, с дурными намерениями, а именно, для проклятий, колдовства и заклинаний. С другой стороны, клясться Богом и Его святостью, Словом и Евангелием, при коронации, посвящении в духовный сан, введении в ответственную должность, не значит напрасно произносить имя Божие, если только потом тот, кто клялся, не откажется от своих обещаний, как ничего не стоящих. Имя Божие, будучи свято само, должно постоянно использоваться в церковном священнодействии: в молитвах, песнопениях и во всех формах богослужения, а также в проповедях и сочинениях на религиозные темы. Всё это потому, что Бог присутствует во всём, что касается религии, и когда к Нему обращаются должным образом, Его именем вызывают Его присутствие, и Он слышит. Этим святится имя Божие.
Священность имени Божьего можно обосновать на примере имени Иегова, которое Евреи с самого раннего периода и до сих пор не осмеливаются произносить; ради них и Евангелисты и Апостолы не хотели больше употреблять его. Поэтому вместо "Иегова" они говорили "Господь". Это очевидно по многим местам из Ветхого Завета, цитируемым в Новом, где "Иегова" заменено на "Господь", например, Матф. 22:37; Лк. 10:27 ср. с Втор. 6:5, и др. Хорошо известно, что имя Иисус так же свято, по высказыванию Апостола о том, что пред этим именем преклоняется и должно преклоняться всякое колено в небесах и на земле; и более того, никакой дьявол в аду не может произнести его. Есть много имен Бога, которые нельзя употреблять напрасно, как то: Иегова, Иегова Бог, Иегова Саваоф, Святой Израиля, Иисус и Христос, и Святой Дух.
298. В духовном смысле имя Божие означает всё церковное учение целиком, извлеченное из Слова, по которому к Господу обращаются и поклоняются ему. Всё оно сведено в имени Божьем. Поэтому напрасное употребление имени Божьего означает использование чего бы то ни было из этого источника в праздной болтовне, лжесвидетельстве, лжи, ругани, колдовстве и заклинаниях; ибо это - злословие и поношение Бога, а значит, Его имени. Следующие отрывки показывают, что Слово и всё, что церковь извлекает из него, таким образом, всё богослужение, есть имя Божие.
От восхода солнца будут призывать имя Мое. Исаия 41:25. Ибо от восхода солнца до заката велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему. А вы хулите его тем, что говорите: "трапеза Иеговы не стоит уважения". И пренебрегаете Моим именем, и приносите искалеченное, хромое и больное. Мал. 1:11-13. Ибо все народы ходят, каждый во имя своего Бога; а мы будем ходить во имя Иеговы Бога нашего. Михей 4:5. Да поклоняются Иегове в одном месте, которое Он изберет, чтобы пребывало там имя Его. Втор. 12:5,11,13,14,18; 16:2,6,11,15,16.
Его имя означает Его богослужение.
Иисус говорил: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Матф. 18:20. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими. Иоанн 1:12. Неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божьего. Иоанн 3:18. Веруя, имеете жизнь во имя Его. Иоанн 20:31. Иисус сказал: Я открыл имя Твое Человекам... И Я открыл им имя Твое, и открою. Иоанн 17:6,26. Господь сказал: У тебя в Сардах есть несколько имен. Откр. 3:4.
Есть много других мест, в которых, как здесь, имя Бога означает Божественное, которое исходит от Бога, и посредством которого Ему поклоняются. Имя Иисуса Христа, однако, означает искупление в целом, и Его учение в целом, таким образом, спасение в целом. Иисус означает спасение в целом путем искупления, Христос - спасение в целом с помощью Его учения.
299. В небесном смысле, напрасно применять имя Божие означает то, что Господь сказал фарисеям:
Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится. Матф. 12:31,32.
Хула на Духа означает надругательство над Божественностью Господнего человеческого и святостью Слова. Из следующих отрывков ясно, что под "именем Иеговы Бога" в небесном, или высшем, смысле подразумевается Божественное человеческое Господа:
Иисус сказал: Отче! прославь имя Твоё. Тогда пришел с неба глас: и прославил и ещё прославляю. Иоанн 12:28. И если чего попросите во имя Моё, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Моё, Я то сделаю. Иоанн 14:13,14.
То же значение имеет в небесном смысле "Да святится имя Твоё" в Господней молитве; как и значение "имени" в Исход 23:21; Исаия 63:16. Поскольку хула на Духа не прощается никому (как указано в Матф. 12:31,32), и таково значение в небесном смысле, то и добавлена к заповеди фраза: "Ибо Иегова не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно."
300. По используемым в духовном мире именам понятно, что чьё-либо имя означает не одно только его имя, а все его качества. В том мире никто не сохраняет имени, которое получено им при крещении и от своего отца или семьи в этом мире, но каждый зовется согласно своим качествам, а ангелы носят имена, подходящие их нравственной и духовной жизни. Именно их подразумевал Господь, говоря:
Я - пастырь добрый. Овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. Иоанн 10:3,11.
Подобно тому и в этих словах:
У тебя есть несколько имен в Сардах, которые не осквернили одежд своих. Побеждающему же... напишу на нем имя града Нового Иерусалима, и имя Моё новое. Откр. 3:4,12.
Гавриил и Михаил - это не имена двух людей на небесах, но эти имена означают на небесах каждого, кто обладает истиной о Господе и поклоняется Ему. Под личными именами и названиями местностей в Слове тоже подразумеваются не настоящие люди и места, а вещи, касающиеся церкви.
Даже в природном мире имя не означает одного только имени, а все качества человека, так как они неотделимы от имени. В повседневной речи мы говорим: "Он сделал это ради своего имени", или "ради доброго имени"; или "это человек с именем". Под этим мы подразумеваем, что он известен благодаря качествам, которыми обладает, например, мастерство, ученость, успехи и т.д. Каждый знает, что оскорбляя и злословя кого-то по имени, также злословят и оскорбляют его образ жизни. Эти понятия связаны так, что добрая слава его имени рушится. Совершенно так же, если кто-то оскорбительным тоном произносит имя короля, герцога или сановника, то тем самым осыпает бранью также их величие и сан. Равно любой произносящий с презрением чье-либо имя, вместе с тем выказывает презрение к его образу жизни. Это относится к любой личности; законы любого царства запрещают злословить и оскорблять имя кого бы то ни было, потому что имя равнозначно характеристике и репутации.