Претензии по поводу смысла хадиса. Первая претензия:Большинство версий данного хадиса и его иснады не являются достоверными
Первая претензия:Большинство версий данного хадиса и его иснады не являются достоверными.
Ответ: Хадис «Сакалейн» и все его иснады (цепочки передатчиков) являются абсолютно достоверными. Его передали огромное количество сподвижников и табиинов, а число суннитских ученых, которые привели его в своих трудах, не поддается счету. Этот хадис является одним из тех хадисов, известность и число передатчиков которых перешли все границы. Его передали такие ученые как Муслим, Тирмизи, Ибн Хаджар, Ахмад Ханбал, Насаи, Ибн Маджа, Хаким Нишабури, Табари, Ибн Саад, Табарани, Хайсами, Суюти, Дарами, Байхаки, Ибн Асир, Хафиз Аскалани, Кундузи Ханафи, Ибн Касир, Захаби и множество других суннитских ученых. Иснады всех версий данного хадиса являются достоверными, ибо суннитскими учеными этими же путями, то есть посредством этих же передатчиков, были переданы множество других хадисов. Для большей информации желающие могут обратиться к историческому труду Алламе Амини «Аль-гадир» или к «Аль-мураджиат» Шарафуддина Мусави.Причиной того, что некоторые суннитские ученые заявляли о недостоверности данного хадиса, или же того, что если они признавали его достоверность, то не заостряли на нем особого внимания, возможно является следующее. Данный хадис противоречит основам суннитского вероучения, ибо сунниты в вопросах религии не следуют непорочному семейству Пророка. Хадис о двух драгоценностях обязывает мусульман следовать и Корану, и ахль аль-бейт. Но на практике мусульмане-сунниты следуют лишь за одной драгоценностью (за Кораном), а вместо второй драгоценности они выбрали иных людей. Поэтому утаивание этого хадиса и пропаганда другой его версии, где сказано о следовании Корану и сунне, стало традицией многих ученых суннитского направления.
Вторая претензия:Под фразой ахль аль-бейт (семейство Пророка) подразумеваются жены Пророка и все остальные его родственники. На это указывает хадис от Зейда ибн Аркама, включенный Муслимом в сборник «Сахих».
Ответ: Во-первых, в хадисе, переданном Муслимом, в котором сказано, что жены и родственники Пророка относятся к ахль аль-бейт, эту фразу говорит не Пророк, а от себя лично Зейд ибн Аркам. Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) нигде и никогда не говорил ничего подобного. Поэтому утверждать, что жены и все остальные родственники Пророка относятся к ахль аль-бейт, вооружившись мнением одного сподвижника, будет неправильно.Во-вторых, в том же «Сахих» Муслима, в той же главе передается, что однажды того же Зейда ибн Аркама спросили: «Относится ли жена к ахль аль-бейт?» Он ответил: «Нет, так как возможно муж даст ей развод и она вернется к своему отцу». Таким образом, мы видим в «Сахих» Муслима два хадиса от одного и того же сподвижника, которые противоречат друг другу.
Ранее в девятнадцатой главе (в толковании аята «Очищение») было сказано, что выражение «ахль аль-бейт Пророка», которое переводится как семейство Пророка, род Пророка, домочадцы Пророка, в исламской традиции относится только к двенадцати имамам и к Фатиме Захре, дочери Посланника Аллаха. Множество хадисов, включенных в труды суннитских и шиитских ученых, указывают на то, что во время жизни Пророка Ислама его семейством, то есть ахль аль-бейт, назывались лишь Фатима, Али, Хасан и Хусейн (да будет мир с ними). Они и девять остальных имамов и являются тем самым семейством Пророка, которое он обозначил как драгоценность, подобную Корану.
Во многих сборниках хадисов упоминается история о том, как Посланник Аллаха и группа христиан из Йемена вели дискуссию, в которой христиане не принимали аргументов Пророка. В это время Аллах ниспослал 61-ый аят суры «Семейство Имрана»: «Тому, кто станет препираться с тобой относительно него после того, что к тебе явилось из знания, скажи: «Давайте призовем наших сыновей и ваших сыновей, наших женщин и ваших женщин, нас самих и вас самих, а затем помолимся и призовем проклятие Аллаха на лжецов!» Пророк предложил христианам церемонию взаимного проклятия, на которое стороны должны были прийти в сопровождении самых близких людей. В назначенный срок Посланник Аллаха пришел в сопровождении Али, Фатимы, Хасана и Хусейна. Он сказал тогда: «Они мое семейство (ахль аль-бейт)». Эту историю приводят Муслим, Тирмизи, Хаким Нишабури, Суюти и многие другие суннитские авторы. Она подтверждает точку зрения шиитов и свидетельствует, что при жизни Пророка к его ахль аль-бейт относились только вышеупомянутые лица, и никто другой. Иначе Пророк пришел бы на церемонию взаимного проклятия в сопровождении своих жен и других родственников.
Когда Посланнику Аллаха был ниспослан отрывок из 33-его аята суры «Сонмы», он взял под накидку Али, Фатиму, Хасана и Хусейна, а потом сказал: «Воистину, Аллах желает лишь вас очистить от скверны, о ахль аль-бейт (семейство Пророка), и очистить вас полностью».[344]
Подобный хадис включили в свои сборники Тирмизи и Ахмад ибн Ханбал: «Когда аят «Очищение» был ниспослан в доме Умм Саламы (жены Пророка), Пророк позвал Фатиму, Хасана, Хусейна, а Али стоял за его спиной. После этого он накрыл их своей накидкой и сказал: «Господи, они мое семейство. Удали от них скверну и очисти их полностью». Умм Салама спросила:«О Посланник Аллаха, я с ними?» Пророк ответил ей: «Ты на своем месте, и ты в благодати».[345] Этими словами Посланник Аллаха четко и ясно дает знать своей жене, что та не относится к ахль аль-бейт. Когда Умм Салама задавала Пророку свой вопрос, она не имела в виду, отношусь ли я к твоей семье, являюсь ли я твоей женой, ибо она уже была его женой и членом его семьи. Она имела в виду, отношусь ли я к ахль аль-бейт, о которых говорится в данном аяте. И Посланник Аллаха сказал ей: «Ты на своем месте», ибо ахль аль-бейт это непорочные и безгрешные предводители мусульманской общины, назначенные на этот пост самим Всевышним Аллахом. Жены и остальные родственники Пророка не входят в их число. Ими являются лишь те лица, которых обозначил сам Пророк. Такой же ответ Посланник Аллаха давал и другим своим женам. Хаким Хаскани приводит хадис о накидке от Аиши. В конце этого хадиса Аиша говорит: «Я спросила Пророка: «Не отношусь ли я к твоему семейству?» Он ответил: «Ты находишься во благе», и не ввел меня вместе с ними под накидку».[346]
Джалалуддин Суюти приводит в «Джами ас-сагыр» следующий хадис: «Находясь на смертном одре, Пророк обратился к своей дочери Фатиме: «Первым человеком, который присоединится ко мне из моего семейства (ахль аль-бейт), будешь ты, а первой из жен будет Зейнаб».[347] В этом хадисе Посланник Аллаха еще раз проводит различие между своими женами и своим семейством (ахль аль-бейт), потому что жены и все остальные родственники это одно, а ахль аль-бейт (безгрешные предводители) это совершенно другое. Никто из родственников Пророка и его жен никогда не заявлял о своей принадлежности к ахль аль-бейт. Они были его родственниками и членами его семьи, но, как было сказано ранее, ахль аль-бейт Посланника Аллаха в исламской традиции это не просто семья, а драгоценность, за которой необходимо следовать. И в этом значении к ним относятся лишь Фатима и двенадцать имамов, которые никогда не переставали указывать на свою принадлежность к ахль аль-бейт.
Допустим, утверждение о том, что жены Пророка и остальные его родственники относятся к ахль аль-бейт, верно. В этом случае возникает множество вопросов относительно значения хадиса о двух драгоценностях. В чем смысл того, что Посланник Аллаха объявляет своих жен и родственников драгоценностью, подобной Корану? Почему он говорит, что они никогда не разделятся от Корана, и повелевает мусульманам во всем и всегда следовать им? Какую роль играют жены Пророка и его родственники в судьбе Ислама и в судьбе мусульман? Если они являются драгоценностью, то каким образом мусульмане-сунниты следуют им? Что сунниты берут от них и как им подчиняются? Иногда сунниты говорят, что Аиша, жена Пророка, передала множество хадисов от своего мужа, и мы следуем этим хадисам. Но ведь многие сподвижники передали хадисов намного больше чем Аиша. Если критерием принадлежности к ахль аль-бейт является количество переданных хадисов, то Пророку в этом случае надлежало бы объявить драгоценностью Абу Хурайру. Ведь от него сунниты передают самое большое количество хадисов. Не следует забывать и о другом. Если Аиша относится к ахль аль-бейт, то как быть с верблюжьей битвой, в которой Аиша и Али воевали друг с другом? Могут ли Всевышний Аллах и Его Посланник приказать мусульманам следовать одновременно и Али, так как он относится к ахль аль-бейт, и Аише, потому что она тоже относится к ахль аль-бейт, и убивать друг друга? И могут ли представители ахль аль-бейт, являющиеся теми, за кем обязаны следовать все мусульмане, разногласить и воевать друг с другом?
Третья претензия:Посланник Аллаха не говорил: «Следуйте Корану и моему семейству». На самом деле он говорил: «Следуйте Корану и моей сунне». Этот хадис более верен, поэтому сунниты и следуют ему.
Ответ: Суннитское вероучение строится на основе хадиса «Следуйте Корану и сунне. Следуйте им, и вы никогда не заблудитесь». Постоянные ссылки на этот хадис стали причиной того, что большинство суннитов даже не сомневаются в его достоверности. Многие из них считают, что он обладает высшей степенью достоверности и занимает особое место во всех авторитетных суннитских книгах. Но на самом деле это не так, и данный хадис является очень слабым.Во-первых, этот хадис отсутствует в шести основных суннитских сборниках хадисов. В сборниках, составленных Бухари, Муслимом, Тирмизи, Насаи, Абу Даудом и ибн Маджей, его нет. Казалось бы, хадис о следовании Корану и сунне, который является краеугольным хадисом в суннитском вероучении, непременно должен быть включен в шесть основных сборников. Но его там нет. И наоборот, хадис о следовании Корану и ахль аль-бейт присутствует в нескольких из этих сборников.
Во-вторых, самыми ранними книгами, в которых приводится хадис о следовании Корану и сунне, являются «Муватта» Малика, «Сира» ибн Хишама и «Саваик» ибн Хаджара. Но во всех трех произведениях этот хадис не имеет полную и непрерывную цепь передатчиков, восходящую к Посланнику Аллаха. В хадисоведении такие предания называются «мурсаль», и они не имеют особой значимости.Также этот хадис приводят Хаким Нишабури в «Мустадрак», Байхаки в «Сунане Кубра» и Хатыб Багдади. Но в их цепочке передатчиков присутствуют лица, которые известны своей неблагонадежностью, такие как Акрама ибн Аббас и Сейф ибн Умар. Следует заметить, что вышеупомянутые ученые привели в этих же произведениях разными путями хадис о следовании Корану и ахль аль-бейт.Кроме перечисленных выше книг хадис о следовании Корану и сунне не упоминается в других авторитетных суннитских сборниках. Следовательно, этот хадис с точки зрения хадисоведения является слабым. Тогда как хадис о следовании Корану и ахль аль-бейт приводят сотни суннитских ученых от множества сподвижников и табиинов, и он отличается высочайшей степенью достоверности. Есть повод для того чтобы серьезно задуматься.
В-третьих, хадис «Следуйте Корану и сунне» не может являться критерием в определении истинного пути. Несомненно, все мусульмане обязаны следовать сунне и традициям Посланника Аллаха. Но в реальности мусульмане разделены на различные течения, и все они утверждают о своей исключительной правоте и следовании сунне. Шииты, ашариты, салафиты, все говорят о своей исключительности в следовании пророческой сунне. Но кто же из них прав? Где гарантии того, что они следуют истинным путем Посланника Аллаха? А вот хадис «Следуйте Корану и ахль аль-бейт» и является тем критерием, при помощи которого можно познать истину и выбрать единственно верный путь среди множества путей. Следование семейству Пророка это и есть следование сунне Пророка, так как двенадцать безгрешных имамов это продолжатели и хранители традиций Посланника Аллаха. Следующий пример поможет лучше понять вышесказанное.
В первый день отец отправил своих детей на базар и велел им: «Купите килограмм фруктов». Дети пришли на базар и начали спорить между собой. Один говорил, что надо купить килограмм яблок, другой говорил килограмм бананов, третий утверждал, что нужно взять килограмм персиков. Ни один из них не хотел уступать, и вскоре их спор перешел в драку. На следующий день отец снова отправил детей на базар и на этот раз сказал: «Купите килограмм яблок». Дети пришли на базар и без каких-либо споров и драк приобрели килограмм яблок. Хадис о следовании Корану и сунне подобен словам отца, сказавшего детям: «Купите килограмм фруктов». А мусульмане относительно сунны Пророка подобны детям, которые спорят между собой и не могут договориться, какие же фрукты купить. А хадис о следовании Корану и ахль аль-бейт подобен словам отца, который сказал детям: «Купите килограмм яблок». Так же, как дети без раздоров купили яблоки, так и мусульмане имеют тот критерий, по которому очень легко определяется подлинная сунна Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род).
26. Хадис «Двенадцать халифов»
Еще одним хадисом, указывающим на руководство двенадцати имамов из семейства Пророка (да благословит Аллах его и его род), является хадис, называемый «Двенадцать халифов». В разных вариациях этого хадиса говорится о двенадцати халифах, или о двенадцати правителях, или о двенадцати имамах, или же о двенадцати наставниках. Все они указывают, что у исламской общины после Посланника Аллаха будет двенадцать правителей, и это число совпадает лишь с числом безгрешных руководителей из пророческого рода.