Чтение Корана вслух и про себя во время совершения (обязательных) пятикратных и других молитв
Он (да благословит его Аллах и приветствует) читал Коран вслух во время совершения утренней молитвы, первых двух рак‘атов закатной (магриб) и первых двух рак‘атов вечерней (‘иша) молитв, и он (да благословит его Аллах и приветствует) читал Коран про себя во время совершения полуденной (зухр) и послеполуденной (‘аср) молитв, а также при совершении третьего рак‘ата закатной (магриб) и последних двух рак‘атов вечерней (‘иша) молитв(242).
Люди узнавали о том, что он читал Коран про себя, по движению его бороды(243) и по тому, что иногда они слышали, как он читает тот или иной аят(244).
Он также читал Коран вслух во время совершения пятничной и двух праздничных молитв(245) (в Дни Праздника Разговения ‘Ид аль-Фитр и Праздника Жертвоприношения ‘Ид аль-Адха. - Прим. перев.), а также во время молитв о ниспослании дождя(246) и во время солнечного затмения(247).
__________
(242) По этому вопросу существует единодушное согласие (иджма ) всех мусульман, поскольку это передавалось из поколения в поколение, начиная со времен Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) через соответствующие достоверные хадисы, как на то указал имам ан-Навави. Некоторые из этих хадисов будут приведены далее. См. также «аль-Ирва’» (345).
(243) Аль-Бухари и Абу Дауд.
(244) Аль-Бухари и Муслим.
(245) См. разделы «Пятничная молитва» и «Молитва по случаю каждого из двух праздников».
(246) Аль-Бухари и Абу Дауд.
(247) Аль-Бухари и Муслим.
__________
Чтение Корана вслух и про себя во время совершения дополнительной ночной молитвы (тахаджжуд)(248)
Что касается дополнительной ночной молитвы, то иногда во время ее совершения он читал Коран вслух, а иногда про себя(249), а когда «он читал Коран дома, его голос был слышен во внутреннем дворике»(250). «Иногда он (чуть) возвышал свой голос (при чтении Корана), и кто-нибудь лежащий на своей кровати (за пределами внутреннего дворика) мог слышать его»(251).
Так же он велел поступать Абу Бакру и ‘Умару (да будет доволен ими Аллах), когда «(однажды) ночью он вышел (из дома) и застал Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) молящимся приглушенным голосом, а проходя мимо ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), застал его молящимся громким голосом. Затем, когда они собрались у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), он сказал: ‘О Абу Бакр! Я проходил мимо тебя и застал тебя молящимся приглушенным голосом’, на что он ответил: ‘Я дал Тому, с Кем я вел тайную беседу, услышать себя, о Посланник Аллаха’. Обратившись к ‘Умару, он сказал: ‘Я проходил мимо тебя и застал тебя молящимся громким голосом’, на что он ответил: ‘О Посланник Аллаха! Я борюсь с чувством сонливости и отгоняю шайтана!’. (Выслушав их) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: ‘О Абу Бакр! Чуть повысь свой голос!’, (а обратившись к) ‘Умару (сказал): ‘Чуть понизь свой голос!’»(252).
Он говорил: «Тот, кто читает Коран громко, подобен человеку, открыто подающему милостыню (садака), а тот, кто читает Коран тихо, подобен человеку, тайно подающему милостыню»(253).
__________
(248) Абдул Хакк в книге «Тахаджжуд» (90/1) сказал: «Что касается дополнительных добровольных молитв, совершаемых в дневное время, то от него (да благословит его Аллах и приветствует) ничего достоверного не сообщается относительно того, читал ли он в них (Коран) вслух или про себя. В одном из сообщений о нем (да благословит его Аллах и приветствует) передается, что однажды днем он проходил мимо Абдуллаха ибн Хузафы, который молился и читал (Коран) вслух. Услышав это, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «ОАбдуллах! Пусть Аллах услышит тебя, а не мы!». Но этот хадис не является сильным.
(249) Муслим и аль-Бухари в «Аф‘аль аль-‘Ибад».
(250) Абу Дауд и ат-Тирмизи в «Аш-Шама’иль» приводят этот хадис с хорошим иснадом. Этот хадис свидетельствует, что он (да благословит его Аллах и приветствует) читал (аяты Корана) не слишком тихо и не слишком громко.
(251) Ан-Наса’и, ат-Тирмизи в «аш-Шама’иль» и аль-Байхаки в «Ад-Дала’иль» приводят этот хадис с хорошим иснадом.
(252) Абу Дауд и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.
(253) Там же.
__________