Смерть и промежуточное состояние
Как христиане должны относиться к смерти? Что случается с нашим телом и нашей душой, когда мы умираем?
ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ
А. Почему христиане умирают?
Разбор процесса спасения должен включать в себя также и вопрос о том, как христиане должны относиться к своей собственной смерти и к смерти дру-гих людей. Мы также можем поставить вопрос о том, что будет происходить с нами с момента нашей смерти до того времени, когда придет Христос и дарует нам воскрешенные тела.
/. Смерть для христиан не является наказанием. Павел ясно говорит нам, что «нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (Рим. 8:1). Наказание за наши грехи уже было понесено в полном объеме. Поэтому, хотя мы и знаем, что христиане умирают, мы не должны рассматривать смерть христиан как наказание от Бога или как результат нашей виновности1. Вер-но, что наказанием за грех является смерть, однако мы более не подлежим этому наказанию — ни в смысле физической смерти, ни в смысле духовной смерти или отделения от Бога. Наказание за все понес Христос. Таким образом, если христиане умирают, то должно существовать иное объяснение этому, иное, нежели наказание за грех.
1 Даже смерть некоторых коринфских христиан, оскорблявших Вечерю Господню (1 Кор. 11:30), рассматривается Павлом как мера взыскания или очищения, а не как результат проклятия. Он говорит: «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (ст. 32).
(Я употребляю слово «наказание» в смысле кары Божьей, направленной на причи-нение нам вреда, а «взыскание» — в смысле чего-то трудного и тяжелого, но посредством чего Бог совершает для нас благо.)
2. Смерть есть следствие жизни в падшем мире. По Своей великой муд-рости Бог решил не применять к нам все выгоды искупительной работы Христа сразу. Он предпочел это делать постепенно (как мы показали в гл. 32—39). Точ-но также Он не захотел устранить все зло из мира немедленно, Он предпочел отложить это до времени последнего суда, когда будут установлены новые небеса и новая земля (см. гл. 55 и 56). Короче говоря, мы все еще живем в пад-шем мире и наш опыт спасения все еще неполон.
Последним аспектом падшего мира является смерть. Павел говорит:
А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упраз-днит всякое начальство и всякую власть и силу; ибо Ему надлежит цар-ствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть (1 Кор. 15:24—26, курсив мой. — У. Г.).
Когда вернется Христос:
...Тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою». «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15:54,55).
Однако до тех пор смерть остается реальностью даже в жизни христиан. Хотя смерть и не приходит к нам как наказание за наши личные грехи (по-скольку за них понес наказание Христос), она приходит к нам как следствие жизни в падшем мире, где не все влияние греха было устранено. С опытом смерти связаны и другие последствия падения, которые наносят вред нашим физическим телам и свидетельствуют о присутствии смерти в мире. А имен-но: как христиане, так и нехристиане стареют, болеют, получают увечья и стра-дают от стихийных бедствий (наводнений, бурь и землетрясений). Хотя Бог часто отвечает на молитвы христиан (и нехристиан тоже) об избавлении от некоторых последствий грехопадения на какое-то время (и таким образом де-монстрируя природу Его грядущего Царства), тем не менее христиане все-таки испытывают влияние этих явлений, и до тех пор, пока Христос не возвратит-ся, мы будем стареть и умирать. «Последний враг» еще не истреблен. И Бог постановил, чтобы мы оставались смертными до тех пор, пока не обретем все преимущества спасения, которое было для нас заслужено.
3. Бог использует опыт смерти, чтобы завершить наше освящение. В тече-ние всей нашей христианской жизни мы осознаем, что не подлежим наказа-нию за грех, поскольку это наказание понес за нас Христос (Рим. 8:1). По-этому, когда мы испытываем боль и страдания в этой жизни, нам вовсе не еле-дует полагать, что таким образом Бог наказывает нас (из желания причинить нам вред). Иногда страдание — это лишь последствие жизни в греховном, пад-шем мире, а иногда это случается как взыскание Божье (для нашего же блага), но в любом случае истина из Рим. 8:28 дает нам уверенность в том, что «любя-щим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу».
Позитивная цель взыскания Божьего очевидна в Евр. 12, где мы читаем:
...Господь, кого любит, того наказывает... <״.> ...Для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным чрез него достав-ляет мирный плод праведности (Евр. 12:6,10,11).
Не каждое взыскание направлено на то, чтобы исправить совершенные нами грехи; Бог может также желать усилить нас через это, дабы в нас было больше способности верить в Бога и сопротивляться греху на тяжком пути послушания. Мы ясно видим это в жизни Иисуса, Который, хотя и был без-грешен, все же «страданиями навык послушанию» (Евр. 5:8, курсив мой. — У. Г.)2. Он стал совершенным «чрез страдания» (Евр. 2:10). Поэтому мы долж-ны рассматривать все наши тяготы и страдания как нечто, что Бог свершает с нами ради нашего блага, ради усиления нашей веры в Него и нашего послуша-ния и, в конечном счете, увеличивая нашу способность прославить Его.
Следовательно, нам нужно рассматривать старение, слабость, а иногда и болезнь, ведущую к смерти, как вид взыскания, через которое Бог повелевает нам пройти, чтобы через этот процесс наше освящение продвинулось далее и в конечном счете завершилось, когда мы отправимся к Господу. Слова, кото-рые Иисус обращает к смирнской церкви, на самом деле обращены к каждо-му верующему: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Отк. 2:10, кур-сив мой. — У. Г.). Павел говорит, что цель его жизни — стать подобным Хрис-ту: «Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его» (Флп. 3:10, курсив мой. — У. Г.). Павел размышлял о смерти Иисуса и ставил себе целью обладать теми же качествами, которыми обладал Христос в Своей жизни, когда Ему пришло время умереть — что бы ни происходило, он стремился повиноваться Богу, подобно Христу; верить в Бога, прощать другим и заботиться о тех, кто находится рядом, и славить Бога во всем, даже в своей смерти. Поэтому, будучи в тюрьме, не зная, выйдет ли он оттуда живым, или умрет, он все же говорит: «При уверенности и надеж-де моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью» (Флп. 1:20, курсив мой. — У Г.).
Понимание того факта, что смерть — это не наказание за грех, а лишь нечто такое, через что Бог проводит нас, чтобы мы еще больше уподобились Христу, должно быть великим утешением для нас. Это должно лишить нас страха смерти, который владеет умами неверующих (ср.: Евр. 2:15). Тем не ме-нее, хотя Бог и свершает для нас благо через такое явление, как смерть, все же мы должны помнить о том, что смерть — это не естественное явление; это не так; и в мире, сотворенном Богом, подобные вещи не должны были бы су-шествовать. Смерть — это враг, нечто такое, что Христос в конце концов ис-требит(1 Кор. 15:26).
2 О том, как Иисус научился послушанию через страдание, см. в гл. 25.
4. Наш опыт смерти делает наше единение с Христом совершенным. Дру-гая причина, по которой Бог допускает нашу смерть, а не забирает нас на небо незамедлительно после того, как мы становимся христианами, заключается в том, что через смерть мы подражаем Христу, а потому испытываем более тес-ное единение с Ним. Павел говорит, что мы—сонаследники Христу, «если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:17). А Петр говорит сво-им читателям, чтобы те не изумлялись огненному искушению, через которое им приходится проходить, напротив, он ободряет их: «Но как вы участвуете в Хри-стовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и востор-жествуете» (1 Пет. 4:13, курсив мой. — У. Г.). Как мы отметили выше, такое еди-нение с Христом в страдании включает в себя также и единение с Ним в смерти (см.: Флп. 3:10). Иисус — «начальник и совершитель веры» (Евр. 12:2), и мы следуем за Ним по дороге жизни. Петр пишет: «Христос пострадал за нас, оста-вив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет. 2:21).
5. Послушание Богу важнее сохранения наших жизней. Если Бог использу-ет смерть для того, чтобы углубить нашу веру в Него и усилить наше послу-шание Ему, то нам важно помнить, что мирская цель сохранить чью-либо фи-зическую жизнь любой ценой не должна быть главной целью для христиани-на — послушание Богу и верность Ему в любых обстоятельствах гораздо важнее. Поэтому Павел и говорит: «Я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса» (Деян. 21:13; ср.: 25:11). Он сказал эфесским пресвитерам: «Я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (Деян. 20:24).
Это было убеждение в том, что послушание Богу более важно, чем сохра-нение жизни, и оно давало Павлу решимость вернуться в Л истру после того, как его там побили камнями и бросили, сочтя умершим (Деян. 14:20), а затем и еще раз прийти туда (Деян. 14:21,22). Он претерпел много страданий и ветре-тился со многими опасностями (2 Кор. 11:23—27), часто рисковал жизнью ради того, чтобы полностью быть покорным Христу. Поэтому он и мог с величай-шим пафосом говорить в конце своей жизни: «Время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4:6,7, курсив мой. — У. Г.). То же самое убеждение давало силу ветхозаветным свя-тым скорее принять мученическую смерть, чем согрешить: «Иные же замуче-ны были, не принявши освобождения, дабы получить лучшее воскресение» (Евр. 11:35). Это убеждение придало храбрости Петру и другим апостолам, когда они встретились со смертельной угрозой и смогли сказать: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29). Нет никакого со-мнения в том, что в этом и заключается суть повеления Иисуса смирнской церкви: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Отк. 2:10, курсив мой. — У. Г.). Мы также читаем о том, что на небесах будут радоваться, когда верные святые победят дьявола «кровию Агнца и словом свидетельства своего и не воз-любили души своей даже до смерти» (Отк. 12:11, курсив мой. — У. Г.).
Убеждение втом, что мы можем прославить Господа даже нашей смертью и что верность Ему гораздо более важна, чем сохранение нашей жизни, давало храбрость и твердость мученикам в течение всей истории церкви. Оказавшись перед выбором: сохранить свою собственную жизнь и согрешить или отдать свою жизнь и остаться верным, они избирали смерть—они «не возлюбили души своей даже до смерти» (Отк. 12:11). Даже в те времена, когда преследования не-значительны и вероятность мученичества невелика, нам следует раз и навсегда принять эту истину, так как мы готовы отдать даже собственную жизнь ради верности Богу, а еще легче нам пожертвовать чем-то еще ради Христа.
Б. Как мы должны относиться к нашей собственной смерти и к смерти других?
/. Наша собственная смерть. Новый Завет повелевает нам относиться к нашей собственной смерти не со страхом, а с радостью, так как мы отправля-емся к Христу. Павел говорит: «Желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор. 5:8). Находясь в тюрьме и не зная, казнят его или отпустят, он говорит:
Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Вле-чет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, шло-му что это несравненно лучше (Флп. 1:21—23, курсив мой. — У. Г.).
В Откровении Иоанна мы читаем следующие слова: «И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Отк. 14:13).
Поэтому верующие не должны иметь страха смерти, поскольку Писание говорит нам, что даже «смерть... не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38,39; ср.: Пс. 22:4). Ведь Иисус умер, чтобы «избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подверже-ны рабству» (Евр. 2:15)3. Этот стих напоминает нам, что отсутствие в нас страха смерти—яркое свидетельство для христиан, живущих в век, который пытается избегать даже упоминаний о смерти и не знает ответа на вопрос о ней.
3 Беркхоф совершенно прав, когда говорит, что погребение Иисуса «не столько по-казало, что Иисус действительно был мертв, сколько освободило искупленных от ужаса перед могилой, оно освятило для них могилу» (Berkhof, Systematic Theology, p. 340).
2. Смерть друзей и родственников (христиан). Хотя сами мы можем взи-рать на нашу будущую смерть с радостным ожиданием встречи с Христом, наше отношение к смерти наших друзей и родственников — христиан — несколько иное. В этом случае мы испытываем подлинную печаль, однако смешанную с радостью, поскольку знаем, что они отправились к Господу.
Нет ничего неверного в выражении настоящей печали от потери общения с нашими любимыми, а также печали о тех тяготах, через которые они про-шли перед смертью. Иногда христиане полагают, что демонстрируют недо-статок веры, если глубоко скорбят об умершем брате или сестре во Христе. Однако Писание не поддерживает такой взгляд: «Стефана же погребли мужи благоговейные и сделали великий плач по нем» (Деян. 8:2, курсив мой. — У Г.). Если когда-либо и существовала уверенность, что кто-то отправился к Гос-поду, то это было в случае со Стефаном. Умирая, он сказал: «Вот, я вижу небе-са отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7:56). Затем он молился: «Господи Иисусе! приими дух мой» и «1Ъсподи! не вмени им греха сего» (Деян. 7:59,60). А ведь это произошло в Иерусалиме, где все еще находились все апостолы — те апостолы, которые видели Иисуса после того, как Он воскрес из мертвых. Никто не сомневался в том, что Стефан испы-тывает огромную радость на небесах от общения с Господом. И, несмотря на это, «Стефана же погребли мужи благоговейные и сделали великий плач по нем» (Деян. 8:2, курсив мой. — У. Г.). Их горе свидетельствовало о подлинной скорби от потери общения с человеком, которого они любили, и в выражении этой скорби не было ничего неподобающего — все было правильно. Даже Иисус «прослезился» (Ин. 11:35) у гроба Лазаря. Он скорбел из-за того, что Лазарь умер, из-за того, что его сестры и другие люди были в таком горе и также, без сомнения, из-за того, что в мире присутствует смерть, поскольку, в конечном счете, это явление неестественное и такое, которое не должно было бы суще-ствовать в мире, сотворенном Богом.
Об эфесские пресвитерах, которых Павел лично наставлял в течение трех лет, сказано: «Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целова-ли его, скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его» (Деян. 20:37,38, курсив мой. — У. Г.). Да и сам Павел, в том самом посла-нии, в котором он выразил такое желание отойти от этой жизни и отправиться к Христу, сказал, что если Епафродит умер, то «прибавилась мне печаль к печали» (Флп. 2:27). Кроме того, царь Давид, человек, близкий сердцу Божь-ему, человек, так часто говоривший в своих псалмах о вечной жизни с Бо-гом, тем не менее очень печалился, когда узнал, что Саул и Ионафан умерши (2 Цар. 1:11-27).
И все же в том горе, которое мы испытываем, отчетливо видны надежда и радость. Павел не говорит фессалоникийцам, чтобы они совсем не печалились об умерших любимых, но пишет: «Дабы вы не скорбели, как прочие не имею-щие надежды» (1 Фес. 4:13, курсив мой. — У. Г.) — им не следовало скорбеть таким же образом, с таким же горьким отчаянием, как скорбят неверующие. Однако им, безусловно, следовало скорбеть. Он уверяет их, что Христос умер «за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним» (1 Фес. 5:10), и тем самым говорит о том, что умершие отправились к Господу. Вот почему Писание гласит: «Блаженны мертвые, умирающие в Господе... они успокоят-ся от трудов своих» (Отк. 14:13). Писание даже говорит нам: «Дорога в очах Господних смерть святых Его!» (Пс. 115:6).
Поэтому, хотя мы и испытываем подлинную печаль, когда умирают наши друзья и родственники (христиане), мы можем сказать вместе с Писанием: «„Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?" <״.> Благодарение Богу, даро-вавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15:55—57). Хотя мы и носим траур, этот траур должен сочетаться с поклонением Богу и с благодарностью за жизнь наших любимых, как мы видим это в поведении Давида и Иова. Когда умер сын Давида, он перестал молиться о его здоровье и поклонился Господу: «Тогда Давид встал с земли, и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень, и молился» (2 Цар. 12:20, курсив мой. —У Г.).
Также поступил и Иов, когда узнал о смерти своих десятерых детей:
Тогда Иов встал, и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою, и пал на землю, и поклонился, и сказал: наг я вышел из чрева ма-тери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! (Иов.1:20,21).
3. Смерть неверующих. Когда умирают неверующие люди, наша печаль не смешана с радостью и с уверенностью в том, что они отправились к Христу навечно. Эта скорбь, особенно если мы чувствуем ее в отношении тех людей, которых мы близко знали, очень глубока. Сам Павел, когда размышлял о не-которых братьях-иудеях, отвергших Христа, сказал: «Истину говорю во Хри-сте, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему, я желал бы сам быть отлу-ченным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9:1—3, курсив мой. — У. Г.).
Однако следует сказать о том, что часто мы не можем быть абсолютно уве-рены в том, что человек упорствовал в своем отречении от Христа до самого момента своей смерти. Приближение смертного часа часто порождает в уми-рающем искренние поиски Бога, и иногда слова Писания или слова христи-анского свидетельства, которые человек мог слышать задолго до этого, при-ходят ему на ум и могут привести его к подлинному покаянию и вере. Безус-ловно, мы не можем быть уверены в том, что все произошло именно так, если тому не было видимого подтверждения, однако следует осознавать, что во мно-гих случаях мы обладаем лишь относительной, а вовсе не абсолютной уверен-ностью в том, что люди, которых мы знали как неверующих, упорствовали в своем неверии до самой смерти. В некоторых случаях мы просто не можем ничего знать в точности.
Тем не менее после того, как нехристианин умер, не стоит показывать, будто мы полагаем, что этот человек отправился на небеса. Это означало бы неверно информировать другихлюдей, давать им ложную надежду и преумень-шать значение веры в Христа для тех, кто еще жив. Гораздо правильнее, если у нас есть такая возможность, сосредоточиться на том факте, что горечь утраты любимого человека заставляет нас задуматься также и о нашей собственной жизни и судьбе. Ведь в тех случаях, когда мы можем поговорить с другом или с любимым человеком об умершем неверующем, часто Господь дает нам воз-можность поговорить с ними и об Евангелии.
Кроме того, часто бывает очень полезно в таких случаях говорить с ис-тинной благодарностью о тех хороших качествах, которыми обладал и кото-рые поощрял умерший человек4. Хороший пример такого поведения — это реакция Давида на смерть Саула. Хотя Саул и стал злым царем, преследовал Давида и неоднократно пытался убить его, но, когда Саул умер, Давид пуб-лично и совершенно искренне стал говорить о тех благих поступках, которые совершил Саул:
Краса твоя, о, Израиль, поражена на высотах твоих! как пали силь-ные! <.״> Саул и Ионафан... быстрее орлов, сильнее львов они были. Дочери Израильские! Плачьте о Сауле, который одевал вас в багряницу с украшениями и доставлял на одежды ваши золотые уборы. Как пали сильные на брани! (2Цар. 1:19-25)5.
В. Что происходит, когда люди умирают?
4 Совершенно правильно благодарить Бога за преимущества общей благодати в жизни неверующих; см. об общей благодати в гл. 30.
5 Однако это требует честности и зрелого суждения. Если нас приглашают для со-вершения погребальной церемонии над умершим человеком, который был широко из-вестен своей злобой и стремлением к разрушению, мы не должны создавать у людей такого впечатления, будто поступки, совершаемые человеком в этой жизни, не имеют никакого значения или будто мы не знаем о весьма дурных качествах этого человека, в противном случае, наши слушатели просто перестанут нам доверять. Как пример неиз-бежной реакции людей на смерть дурного человека — такого, напр., как Адольф Гитлер — отметим Прит. 11:10: «При погибели нечестивых бывает торжество».
/. Души верующих немедленно отправляются к Господу. Смерть есть вре-менное прекращение телесной жизни и отделение души от тела. Когда верую-щий умирает, его физическое тело предается земле, а душа (или дух) этого ве-рующего в момент смерти немедленно, с радостью, отправляется к Богу. Ког-да Павел размышляет о смерти, он говорит: «Мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водворитъсяу Господа» (2 Кор. 5:8, курсив мой. — У. Г.). Выйти из тела означает водвориться у Господа. Он также говорит, что имеет желание «разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп. 1:23, курсив мой. — У. Г.). А Иисус сказал разбойнику, который уми-рал на кресте рядом с ним: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43, кур-сив мой. — У. Г.)6. Автор Послания к Евреям говорит, что когда христиане собираются вместе для поклонения, они входят не только в присутствие Бога на небесах, но также и «к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12:23)7. Тем не менее, как мы рассмотрим это более подробно в следую-щей главе, Бог не оставит наши мертвые тела в земле навечно. Когда возвра-тится Христос, души верующих воссоединятся с их телами, тела их будут вое-крещены из мертвых, и они вечно будут жить с Христом.
1) В Библии нет учения о чистилище. Тот факт, что души верующих немед-ленно отправляются к Богу, означает, что не существует ничего подобного чи-стилищу. В римско-католическом учении чистилище — это то место, где ду-ши верующих еще в большей степени очищаются от греха до тех пор, пока они не будут готовы кжизни на небесах. В соответствии с этой точкой зрения, стра-дания, претерпеваемые в чистилище, отдаются Богу взамен наказания за гре-хи, которое верующие должны были получить в свое время, но не получили.
Однако в Писании нет такого учения, и оно даже противоречит тем сти-хам, которые были только что процитированы. Римско-католическая церковь нашла подтверждение этому учению не на страницах канонического Писа-ния, как мы определили его выше и как его приняли протестанты со времен Реформации, а в апокрифах8, в особенности во 2 Мак. 12:43—45:
6 Рай — это лишь другое название для небес; см. гл. 26.
7 Однако тот факт, что мы, когда умираем, немедленно отправляемся к Христу, не дол-жен восприниматься как призыв к самоубийству. Бог говорит: «Не убивай» (Исх. 20:13), и это означает, что мы не должны убивать сами себя, точно так же, как не должны убивать других.
С другой стороны, многие верные христиане во время войны и кораблекрушений или в других тяжелых обстоятельствах отдали свои жизни ради других, исполнив таким образом учение Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).
8 более широком понимании это означает, что в этой жизни мы должны оставаться верными Христу в служении Ему и в молитве, ибо Он призывает нас быть «верными до смерти» (Отк. 2:10). И хотя Павел, размышляя о своих собственных желаниях, хотел от-правиться к Христу, он понимал, что ради филиппийцев и других людей, которым он служил, «нужнее» было остаться (Флп. 1:24).
8 См. гл. 2 , где говорится, почему мы не должны принимать апокрифы как часть Писания.
Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он [Иуда Маккавей] послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и по-ступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении. Ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излипь не и напрасно было бы молиться за мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, — какая святая и благочестивая мысль! — Посему принес за умерших умилостиви-тельную жертву, да разрешатся от греха (курсив мой. — У. Г.).
В этом тексте одобряется молитва за умерших, а также жертва Богу ради освобождения умерших от их грехов. Однако в ответ следует сказать, что эта литература не равна по своему авторитету Писанию и не может быть принята как авторитетное основание для учения. Более того, здесь содержится явное противоречие ясному утверждению о том, что умершие верующие отправляют-ся к Христу, которое было процитировано выше, а потому противоречит ясному учению Нового Завета. Кроме того, когда здесь говорится о том, что Иуда со-вершает «за умерших умилостивительную жертву [греч. έξίλασμος]», то это про-тиворечит конкретному учению Нового Завета о том, что Христос совершил эту жертву за нас. И наконец, этот отрывок трудно согласовать даже с учением Рим-ско-католической церкви, поскольку здесь сказано, что за воинов, погибших в смертном грехе идолослужения (который не может быть прощен, в соответствии с учением католиков), следует возносить молитвы и приносить жертвы, и что это предполагает возможность избавления их от страданий.
Римско-католическое богословие находит подтверждение учению о чис-тилище прежде всего в отрывке из 2 Мак., процитированном выше, и в цер-ковном предании9. Приводят и другие отрывки в поддержку учения о чисти-лище: 2 Тим. 1:18; Мф. 5:26; 1 Кор. 3:15 и Мф. 12:32. Во 2 Тим. 1:17,18 Павел говорит об Онисифоре: «Но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел. Да даст ему Господь обрести милость у 1Ъспода в оный день; а сколько он служил (мне) в Ефесе, ты лучше знаешь». Те, кто придерживается учения о чистилище, утверждают: «Онисифор... явно не был в числе живых во время написания Второго послания к Тимофею»10. Похоже, это утверждение осно-вано на том, что Павел говорит не о самом Онисифоре, а о «доме Онисифора» (2 Тим. 1:16). Однако это выражение не доказывает, что Онисифор умер; оно лишь свидетельствует о том, что Павел желал благословения не только ему, но и всему его дому. В этом нет ничего удивительного, поскольку Онисифор слу-жил в Эфесе, где Павел трудился в течение трех лет (2 Тим. 1:18; ср.: 4:19). Основывать учение о чистилище на мысли о том, что Онисифор уже умер, — означает строить его на предположении, которое не имеет ясных доказательств. (Для Павла нет ничего необычного в том, чтобы желать христианам получить благословение в Судный день; см.: 1 Фес. 5:23.)
9 Ludwig Ott, Fundamentals of Catholic Dogma, pp. 321, 322,482-485.
10 Ibid., p. 321.
11 Ibid., p. 483.
В Мф. 12:32 Иисус говорит: «Если же кто скажет на Духа Святого, не про-стится ему нив сем веке, ни в будущем». Отт говорит, что это утверждение «пред-полагает возможность прощения грехов не только в этом мире, но и в будущем»11.
Однако это не более чем логическая ошибка: сказать, что нечто не произойдет в будущем веке, вовсе не предполагает, что это может произойти в будущем веке!12 Для доказательства учения о чистилище необходимо не отрицательное суждение, подобное этому, а утверждение, которое гласило бы, что люди, по-еле того как умирают, страдают ради продолжения очищения. Однако нигде в Писании об этом не говорится.
В 1 Кор. 3:15 Павел говорит, что в Судный день всякое дело будет оценено и испытано огнем, а затем добавляет: «Ау кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня». Однако здесь не говорится о том, что человек сгорит или будет терпеть какое-либо наказание, здесь гово-рится, что лишь его дело будет подвергнуто испытанию огнем — доброе бу-дет подобно золоту, серебру и драгоценным камням, которые не увидят тле-ния (ст. 12). Кроме того, сам Отт допускает, что здесь говорится не о том, что произойдет в веке сем, а о том, что случится в день «общего суда»13, а потому этот отрывок трудно использовать в качестве убедительного аргумента в пользу чистилища. Наконец, в Мф. 5:26, после призыва мириться со своими про-тивниками еще по дороге в суд, чтобы обвинитель не отдал их судье, а судья не отдал бы слуге и чтобы таким образом не попасть в тюрьму, Иисус говорит: «Ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта». Отт пони-мает это как притчу, которая учит об «ограниченном по времени наказании в другом мире» 14. Однако в контексте нет никакого указания на то, что это прит-ча. Иисус дает здесь практическое учение о разрешении человеческих конф-ликтов, чтобы избегать ситуаций, которые ведут к злобе и личным оскорбле-ниям (см.: Мф. 5:21—26). В других отрывках из Писания, которые иногда при-водят как аргументы в пользу учения о чистилище15, напрямую не говорится об этом. Скорее всего, здесь говорится о наказании и освобождении от тягот в этом мире или о жизни вечного благословения с Богом на небесах в жизни будущей.
12 Подобную же ошибку совершают те, кто утверждает: Иисус говорит, что не изгла-
дит чьего-либо имени из книги жизни (Отк. 3:5), следовательно, можно предположить,
что Он может изгладить из нее имена других людей (см.: гл. 39).
13 Ott, Fundamentals of Catholic Dogma, p. 483.
14 Ibid., p. 484.
15 Беркхоф упоминает о том, что католики иногда ссылаются на Ис. 4:4; Мих. 7:8;
Зах. 9:11; Мал. 3:2,3; 1 Кор. 15:29.
16 См. гл. 26, где говорится о том, что Своей смертью Христос понес наказание за
наши грехи и полностью искупил нас.
Гораздо более серьезная проблема заключается в том, что это учение предлагает нам что-то прибавить к искупительной работе Христа, подчерки-вая тем самым, что Его искупительный труд не был достаточен в качестве на-казания за наши грехи. Но это, безусловно, противоречит учению Писания16. Кроме того, учение о чистилище отнимает у верующих великое утешение, которое приносит им мысль о том, что умершие немедленно отправляются к Господу и что они также, когда умрут, отправятся, чтобы «быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп. 1:23).
2) В Библии нет учения о «сне души». Тот факт, что душ и верующих немед-ленно отправляются к Богу, означает также, что учение о сне души неверно. Эта доктрина учит, что когда верующие умирают, они переходят в состояние бес-сознательного существования, и сознание они обретут только тогда, когда вер-нется Христос и воскресит их к вечной жизни. В ходе истории церкви это уче-ние распространялось то одним лицом, то другим, в том числе некоторыми анабаптистами в период Реформации и некоторыми ирвингитами в Англии в XIX в. Одно из первых сочинений Жана Кальвина было направлено против этого учения, которое никогда не было широко принято в церкви.
Подтверждение этому учению часто усматривали в том, что Писание мно-гократно говорит о мертвых как о «спящих» или «засыпающих» (Мф. 9:24; 27:52; Ин. 11:11; Деян. 7:60; 13:36; 1 Кор. 15:6,18,20,51; 1 Фес. 4:13; 5:10). Кро-ме того, похоже, что в некоторых текстах содержится указание на бессо-знательное состояние мертвых (см.: Пс. 6:5; 113:25 [однако см. ст. 26!]; Еккл. 9:10; Ис. 38:19). Но когда Писание представляет смерть как «сон», это лишь мета-форическое выражение, которое показывает, что смерть для христиан — это не более чем временное явление, подобно тому, как сон является чем-то вре-менным. Это очевидно, например, когда Иисус разговаривает со своими уче-никами о смерти Лазаря. Он говорит: «Лазарь друг наш уснул, но Я иду раз-будить его» (Ин. 11:11). Мы должны отметить, что Иисус не говорит: «Душа Лазаря спит», и ни в каком другом месте Писания не говорится, что душа че-ловека спит или находится в бессознательном состоянии (такое утверждение необходимо для доказательства учения о сне души). Иисус просто говорит, что Лазарь уснул. Затем Иоанн поясняет: «Иисус говорил о смерти его; а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер» (Ин. 11:13,14). Другие отрывки, в которых говорится отом, что люди спят, когда умирают, следует также понимать в смысле метафорическо-го упоминания о том, что смерть временна.
Что же касается тех мест, где говорится, что мертвые не славят Бога или о том, что сознательная деятельность прекращается после смерти, то их все нужно относить к жизни в этом мире. Нам кажется, что когда люди умирают, они больше не участвуют в сознательной деятельности. Однако Псалом 113 полностью представляет библейскую точку зрения. В нем го-ворится: «Не мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу», а те, кто верит в Бога: «Но мы будем благословлять Господа отныне и вовек. Аллилуйя» (Пс. 113:25,26).
И наконец, во всех отрывках, процитированных выше, где говорится, что верующие сразу же отправляются к Господу и наслаждаются там общением с Ним (2 Кор. 5:8; Флп. 1:23; Лк. 23:42 и Евр. 12:23), есть свидетельства, что после смерти для верующих существует сознательное бытие и общение с Бо-гом. Иисус не сказал: «Сегодня ты не будешь более осознавать, что с тобой происходит». Нет, Он сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43, кур-сив мой. — У. Г.). Нет никакого сомнения в том, что в то время рай понимался не как бессознательное состояние, а как одно из великих благословений и как радость в присутствии Бога17. Павел не говорит: «Имею желание разрешить-ся и быть в бессознательном состоянии в течение длительного периода време-ни», напротив, он говорит: «Имею желание разрешиться и быть со Христом» (Флп. 1:23, курсив мой. — У. Г.). Он, безусловно, знал, что Христос — это не бес-сознательный, спящий Спаситель, что Он живет и царствует на небесах. Быть с Христом — значит наслаждаться благословением общения с Ним, и именно поэтому разрешиться и бытье Ним — «несравненно лучше» (Флп. 1:23). Вот почему Павел говорит: «Мы... желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор. 5:8).
17 См. другие употребления слова «рай» во 2 Кор. 12:3 и Отк. 2:7; здесь это слово явно
означает небо, где Бог живет и царствует; проблематика, связанная с этим словом, рас-
сматривается в гл. 26.
18 Выражение «общение святых» в Апостольском символе веры означает тот факт,
что мы в определенном смысле имеем единство в общении с теми, кто умер и прежде
нас отправился на небеса, что подтверждается в Евр. 12:23. Это не значит, что мы можем
ощущать это общение, просто когда мы поклоняемся Богу, мы присоединяемся к тому
богослужению, которое уже происходит на небесах (см. гл. 50 о том, что наше поклоне-
ние сейчас — это также и поклонение на небесах).
В Евр. 12:1, сразу же после целой главы, посвященной вере умерших вет-хозаветных святых (Евр. 11), говорится: «Имея вокруг себя такое облако сви-детелей...» Автор призывает нас проходить поприще нашей жизни с терпе-нием, поскольку мы окружены таким облаком свидетелей, т. е. подразуме-вается, что умершие имеют определенное представление о том, что происходит на земле. Писание сообщает нам об этом очень немногое, воз-можно потому, что оно не хочет, чтобы мы общались с умершими, или моли-лисьза них, или входили с ними в контакт каким-либо иным образом (отме-тим великий грех Саула, связанный с общением с умершим, 1 Цар. 28:7—25). Тем не менее в Евр. 12:1,2 все желается нам этот слабый намек, возможно, в качестве ободрения, чтобы мы оставались верными Богу, как и те, кто умер и отправился на небеса прежде нас. Также и в конце гл. 12 Послания к Евре-ям автор говорит, что, когда мы поклоняемся Богу, мы входим в присутствие Бога на небесах и приходим не просто к «духам праведников, которые спят в бессознательном состоянии», а к «тьмам Ангелов, к торжествующему собо-ру и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета» (Евр. 12:22-24)18.
Откровение Иоанна (6:9—11 и 7:9,10) также ясно показывает нам души или духи умерших, которые отправились на небеса в молитве и поклонении, ибо они громко восклицают: «Доколе, Владыка святый и истинный, не су-дишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Отк. 6:10). Мы видим их, стоящих «пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» (Отк. 7:9,10). Все эти отрывки опро-вергают учение о сне души, поскольку они ясно показывают, что души веру-ющих испытывают осознанное общение с Богом на небесах сразу же после смерти.
3) Отправлялись ли ветхозаветные верующие к Богу немедленно?Некото-рые утверждают, что души верующих с момента воскресения Христова немед-ленно отправляются к Богу на небеса, а души тех верующих, которые умерли до воскресения Христова, не наслаждались благословениями небес, а отправ-лялись в место, где ожидали завершения искупительной работы Христа. Иног-да это место называли limbuspatrum, или просто лимбом19. В особенности дан-ная точка зрения характерна для римско-католического богословия, однако ее поддерживали и некоторые лютеране. В определенной степени это учение опирается на представление о сошествии Христа в ад, которое мы уже рас-смотрели20.
19 Строго говоря, римско-католические богословы утверждают, что существует два
лимба: место, куда отправляются некрещеные младенцы, называется limbus infantum, а
место, куда отправились ветхозаветные верующие после смерти, называется limbuspatrum.
Латинское слово limbus означает «кайма, оторочка»; лимб представляли себе распо-
ложенным на краю ада, где люди отстранялись от присутствия Бога, однако при этом
не испытывали осознанных страданий. В Писании нет конкретного подтверждения это-
му учению.
20 Вопрос о том, сходил ли Христос в ад, после того как умер, рассматривается в гл. 26.
Не многие места в Писании говорят о состоянии ветхозаветных верую-щих после смерти, однако все, что об этом говорится, указывает на то, что они немедленно и осознанно радовались присутствию Бога, а не на то, что они ждали где-то вдали от Бога. «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Богвзял его» (Быт. 5:24; ср.: Евр. 11:5, курсив мой. — У Г.). Илия был взят не в какое-то место на краю ада, нет, «понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2:11, курсив мой. — У. Г.; ср.: Мф. 17:3, где появляются Моисей и Илия, беседую-щие с Иисусом). А вот в чем уверен псалмопевец Давид: «Я пребуду в доме Господнем многие дни» (Пс. 22:6; ср.: 15:10,11; 16:15, курсив мой. — У Г.). Кроме того, когда Иисус отвечает саддукеям, Он напоминает им, что Бог говорит: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова», а затем говорит: «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32). В притче о богаче и Лазаре Иисус не гово-рит, что Лазарь находится в бессознательном состоянии, Он упоминает о том, что Авраам говорит о Лазаре: «Ныне же он здесь утешается» (Лк. 16:25). Ав-раам сам осознанно пребывает в некоем прекрасном месте (куда богач хотел бы попасть) — и речь явно идет не об окраине ада. Важно отметить, что по-скольку все это происходит до воскресения Иисуса, то Лазарь находится в том же положении, что и ветхозаветные святые.
Поэтому ветхозаветные святые также, судя по всему, немедленно отправ-лялись на небеса и наслаждались там общением с Богом после своей смерти. Однако вполне может быть и так, что, когда Христос возвратился на небо при Своем вознесении, они получили дополнительные благословения и еще боль-шую радость. Тем не менее это не означает, что они были тогда перенесены на небо впервые или что они тогда впервые насладились благословением Божь-его присутствия.
21 См. гл. 55 о степени вознаграждения на небесах.
22 Еще одним указанием на то, что нам не следует молиться за мертвых, является тот
факт, что Давид весьма много молился о своем сыне, но только до тех пор, пока тот
не умер, а после смерти сына Давид поднялся, умылся, сменил одежду и «пошел в дом
Господень, и молился... и он ел» (2 Цар. 12:20). Давид понимал, что, как только его сын
умер, долг молитвы за него был исполнен. Когда в этом разделе я говорю о «молитве за
умерших», я имею в виду молитву о том, чтобы Бог изменил их состояние или участь. Но,
безусловно, нет ничего неверного в благодарении Бога за жизнь людей, после того как
они умерли.
4) Следует ли нам молиться о мертвых? И наконец, тот факт, что души ве-рующих немедленно отправляются к Богу, означает, что нам не следует мо-литься за умерших. Учение об этом мы находим во 2 Мак. 12:42—45 (см. выше), но в самой Библии нигде этого нет. Более того, нигде не говорится, что так поступали новозаветные христиане, и нет указаний на то, что им следовало поступать таким образом. Когда верующие умирают, они отправляются к Богу и пребывают с Ним в состоянии совершенного счастья. Какой смысл тогда продолжать молиться за них? Окончательное небесное вознаграждение будет основано на том, что произошло в этой жизни, как о том неоднократно свиде-тельствует Писание (1 Кор. 3:12—15; 2 Кор. 5:10 и др.)21. Души умерших неве-рующих отправляются в место наказания и вечного отделения от Бога. Мо-литься за них также бессмысленно, поскольку их окончательная судьба была определена на основании их греха и их противления Богу в этой жизни. Мо-литься за умерших означает молиться о том, что, как нам говорит Бог, уже определено22. Учить о том, что нам следует молиться за умерших или призы-вать других поступать таким образом — значит давать ложную надежду на то, что участь человека может быть изменена после того, как он умер, а Писа-ние нигде не дает нам оснований считать, что это так. Это приведет к тому, что люди будут без пользы волноваться и тратить время на молитвы, которые не принесут никакого результата и отвлекут внимание от молитв о том, что происходит в этой жизни и что могло бы значительно ускорить работу Цар-ства. Мы должны использовать наше время на такие молитвы, которые со-гласуются с волей Божьей.
2. Души неверующих немедленно отправляются на вечное наказание. Пи-сание не дает нам оснований полагать, что люди могут получить второй шанс уверовать в Христа, после того как умрут. На самом деле, все обстоит наобо-рот. Притча Иисуса о богаче и Лазаре не оставляет надежды на то, что люди могут перейти из ада на небеса, после того как они умерли. Хотя богач и взы-вал из ада: «Отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в пла-мени сем», Авраам ответил ему: «...Между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16:24—26, курсив мой. — У. Г.).
В Послании к Евреям смерть и последующий суд тесно связаны: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд...» (Евр. 9:27). Кроме того, Писание никогда не представляет последний суд как нечто зависящее от со-бытии, происходящих после нашей смерти, а лишь оттого, что происходит в этой жизни (Мф. 25:31—46; Рим. 2:5—10; ср.: 2 Кор. 5:10). Некоторые говорят, что есть второй шанс уверовать в Евангелие. Это утверждение основано на проповеди Христа о духах в темнице (1 Пет. 3:18—20) и на благовествовании «и мертвым» (1 Пет. 4:6). Однако такая интерпретация данных стихов невер-на, и если более тщательно рассмотреть эти тексты, то можно убедиться, что здесь нет подтверждения упомянутой точки зрения23.
Мы также должны понимать, что утверждение о том, что после смерти есть второй шанс принять Христа, основано на представлении, что все заслужи-вают шанса принять Христа и что вечное наказание постигает только тех, кто сознательно решает отречься от Него. Однако такая мысль, несомненно, не на-ходит подтверждения в Писании: мы все — грешники по нашей природе и по нашему выбору; на самом деле никто из нас не заслуживает Божьей благо-дати или возможности услышать Евангелие Христа — все это мы получаем лишь по незаслуженной нами благосклонности Божьей. Проклятие постига-ет не только за то, что кто-то сознательно отрекается от Христа, но также и за совершенные кем-либо грехи и за непокорность Богу, чем, собственно говоря, и являются наши грехи (см.: Ин. 3:18).
24 Разбор этих стихов см. в гл. 26; см. также: Wayne Grudem, The First Epistle of Peter, pp. 155-162, 170-172, 203-239.
Положение о том, что люди имеют второй шанс принять Христа после своей смерти, лишает смысла благовествование и дискредитирует миссионер-скую деятельность в наши дни; непонятен тогда смысл миссионерского рвения, которое столь сильно ощущалось в новозаветной церкви в целом и в част-ности проявилось в миссионерских путешествиях апостола Павла.
Безусловно, учение о том, что существует осознаваемое наказание неверу-ющих после того, как они умирают, и что это наказание длится вечно, вызыва-ет в нас внутреннее сопротивление. Однако те места в Писании, которые учат об этом, столь ясны, что, похоже, мы должны принять это учение, если только принимаем все, чемуучит Писание. Иисус говорит, что в день последнего суда Онскажеттем, кто встанет от Него полевую руку: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его», и «пойдут сии в муку веч-ную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:41,46, курсив мой. — У. Г.)25.
Эти отрывки показывают нам, что учение аннигиляционизма не соответ-ствует Писанию. Это учение говорит, что неверующие просто перестанут су-ществовать либо сразу же после смерти, либо после страданий в течение опре-деленного периода времени — Бог «уничтожит» их. Такая мысль на первый взгляд кажется привлекательной и дает нам возможность избежать эмоцио-нальных трудностей, связанных с утверждением о вечных осознаваемых му-чениях тех, кто будет проклят. Но подобная идея нигде открыто не высказана в Писании и противоречит тем отрывкам, в которых говорится о вечном бла-гословении праведников в связи с вечным наказанием проклятых (Мф. 25:46), и тем отрывкам, в которых говорится о том, что проклятые будут подвергаться мучениям во веки веков, день и ночь (Отк. 14:11; 20:10)26.
Хотя неверующие и переходят в состояние вечных мук сразу после смер-ти, их тела не будут воскрешены до Судного дня. В этот день их тела будут воскрешены и воссоединены с душами, и они предстанут перед престолом Бога для того, чтобы окончательный суд был свершен над ними в теле (см.: Мф. 25:31-46; Ин. 5:28,29; Деян. 24:15; и Отк. 20:12,15)27.
Вопросы для самостоятельной работы
2s Учение о последнем суде и об аде рассматривается в гл. 56.
26 См. гл. 55, где аннигиляционизм рассматривается более подробно.
27 См. гл. 55.
1. Много ли вы размышляли о вашей смерти? Вы испытывали страх в связи с этим? Как вы полагаете, этот страх обусловлен влиянием мира или Писанием? Как учение Писания велит вам относиться к этим страхам?
2. Изменилось ваше отношение к смерти после прочтения этой главы? Мо-жете ли вы теперь к ней относиться как к чему-то, что приблизит вас к Христу и усилит вашу веру в Бога и вашу верность Ему? Как бы вы могли выразить ваши надежды относительно смерти?
3. Как вы полагаете, хватило бы у вас храбрости отречься от греха, даже если бы вам грозила смерть в римском Колизее, или сожжение на костре в эпоху Ре-формации, или тюрьма на долгие годы в каком-нибудь иностранном государстве в наши дни? Как вы полагаете, почему христианские мученики считали, что у них хватит на это храбрости? Что помогло им подготовиться к такому страданию (прочтите 1 Кор. 10:13)? Возможно, у вас возникнет желание прочесть рассказ о мученичестве Поликарпа — волнующее исповедание веры в Бога и в Его верность. Поликарп умер во II в. н. э.28 Твердо ли вы помните о том, что послушание Христу важнее, чем сохранение жизни? Что могло бы заставить вас сомневаться в этом или вести себя не в соответствии с этой истиной?
4. Если кто-то из ваших близких христиан умер, вы испытывали при этом горечь, смешанную с радостью? Как повлияло прочтение этой главы на ваше от-ношение к этому событию, если действительно повлияло?
5. Вы верили прежде в учение о чистилище? Если теперь вы в это больше не верите, можете ли вы описать, какие чувства порождало в вас это учение и ка-кие эмоции вы испытываете теперь, когда осознаете, что это учение неверно и что чистилище не существует?
6. Если смерть рассматривается как часть процесса освящения, то каким об-разом мы должны относиться к процессу старения в этом мире? Так ли к crape-нию относится мир? Как вы сами относитесь к старости?
Специальные термины
Аннигиляционизм лимб
Общение святых смерть
сон души чистилище limbus patrum
Библиография
Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях