Переходная экономика характеризует промежуточное состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется.

Изменения, происходящие в переходной экономике – это изменения развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.

В широком смысле вся мировая экономика сегодня – это переходная экономика, ибо все ее элементы непрерывно развиваются.

В узком смысле переходная экономика есть переходная экономика отдельной страны, как части глобального переходного состояния мирового сообщества.

Во многих странах в настоящее время осуществляется переход от административно-командной системы хозяйствования к рыночной экономике. Переходная экономика в этих странах представляет смесь элементов административно-командной и современной рыночной систем. При этом постепенно усиливаются элементы современного рыночного хозяйства и ослабевают элементы административно-командной системы.

Необходимость реформирования экономики бывших стран социализма обусловлена неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития, неэффективностью функционирования административно-командной системы.

Неэффективность функционирования административно-командной системы определена следующими предпосылками:

· отсутствие гибкости, неспособности данной системы к быстрой реакции на экономические перемены;

· формальное существование товарно-денежных отношений и невозможность проявления в связи с этим преимуществ конкуренции;

· подавление хозяйственной инициативы централизованным директивным планированием;

· низким уровнем производительности;

· неспособностью эффективно реализовать достижения НТП.

Основные черты переходной экономики:

· неустойчивость экономики переходного периода, всех ее процессов и явлений, усиливающие неустойчивость существующей системы для постепенной замены новой системой отношений;

· альтернативность переходной экономики, предполагающей выход на новые варианты развития. При совмещении элементов старого и нового формируется новое качество системы, исключающее возврат к прежнему состоянию;

· противоречивость переходной экономики. Противоречия здесь носят не временный, «лечащий», стабилизирующий характер, как в устойчивой экономической системе, а нарастающие и разрушительные, итогом действия которых является вытеснение новой экономической системой – другой, старой;

· историчность переходной экономики, означающая, что переходные процессы имеют различные исходные состояния и конечные результаты, обусловленные особенностями экономического развития отдельных стран.

Переходный период в экономике отражает особое ее состояние, характеризующееся неустойчивостью, промежуточностью и выражающее переход от одной ступени развития к другой либо переход к новому типу экономических систем.

Особенности функционирования:

· преемственность воспроизводственного процесса – длительное время сохраняются старые экономические формы и отношения;

· интенсивное развитие форм и отношений, необратимость эволюционных процессов и тенденций;

· возрастание роли субъективного фактора – правильность выбора направления и путей развития.

Пути перехода к рыночной экономике:

· естественно-эволюционный – выражает естественный ход исторической эволюции, предполагающий ступенчатость переходов (переход от ступени к ступени);

· реформаторско-эволюционный – ускорение эволюционных процессов и сознательное их моделирование в рамках программных реформ (реформы Столыпина П.А., реформирование послевоенной Германии по программе Л. Эрхарда).

Главная функция переходного периода – сформировать основу новой экономической системы.

Критерий новой экономической системы – рост экономической и социальной эффективности.

Общие закономерности переходной экономики:

· сочетание старых и новых элементов и форм;

· экономическая неравновесность с возможным сползанием в общекризисное состояние;

· нарастание предпосылок и элементов новой системы, усиленной вариантности элементов нового;

· инерционность старых форм и отношений;

· нарастание противоречивости старых и новых экономических отношений;

· усиление социальной напряженности.

Специфические закономерности переходного периода:

· значительный спад национального производства;

· разрушительные структурные сдвиги;

· снижение бюджетного потенциала и рост его дефицита;

· резкое нарастание инфляционных процессов;

· дисбаланс изменений старой и новой экономической среды;

· резкий спад инвестиционной активности;

· рост безработицы;

· нарастание массовой диспропорциональности между уровнем квалифицированности труда и его оплатой;

· нарастание дифференциации доходов и расслоения, поляризации населения.

Пути перехода к рыночной экономике:

· осуществление финансово-кредитной стабилизации экономики посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики;

· разгосударствление и приватизация экономики и развитие на этой основе предпринимательства и конкуренции. От темпов преобразования отношений собственности зависит процесс развития конкуренции в переходной экономике;

· демонополизация экономики, как создание предпосылки для развития рыночной конкуренции;

· либерализация цен, переход к их формированию в соответствии с рыночным механизмом;

· формирование рыночной инфраструктуры – системы экономических институтов (предприятий и организаций), призванных постоянно обслуживать развивающийся механизм рыночных связей производства и потребления;

· создание сильной системы социальной защиты населения;

· переориентация экономики с помощью структурно-инвестиционной политики для опережающего развития производства потребительских товаров и услуг.

Ведущую роль в переходной экономике играет собственность и предпринимательство. Для переходной экономики характерна своя система отношений собственности. Здесь встречается разнообразие переходных типов и форм собственности. Переходность отношений собственности характеризуется их особой подвижностью, изменчивостью. Это связано с процессами трансформации отношений присвоения при переходе от административно-командных отношений к новым, рыночным.

В переходный период экономика находится в особом состоянии промежуточности между разными типами экономических систем, что оказывает влияние на объем, направления и функции государственного регулирования. В переходной экономике можно выделить следующие основные блоки функций государства:

· по формированию и регулированию новых законов, отношений, секторов и инфраструктуры в экономике;

· по реформированию и управлению государственным сектором экономики;

· по разрешению противоречий, связанных с переходным периодом, и по социально-экономической стабилизации.

Для успешного выполнения своих функций в переходной экономике государство должно иметь специальный механизм регулирования, который представляет собой систему целенаправленного упорядочивающего воздействия на экономических субъектов, их действия и отношения.

Основные составляющие элементы данного механизма:

· цели и задачи государственного регулирования на микро-, макро- и интеруровнях экономики;

· объекты регулирования (производственная и непроизводственная сферы; процесс воспроизводства и его фазы; рыночный и нерыночный секторы, денежная система и др.);

· формы регулирующего воздействия (прогнозные программы, специальные и чрезвычайные программы, индикативное планирование и др.);

· методы регулирования (экономические, административные, организационные, правовые, социальные, психологические);

· инструменты, используемые при государственном регулировании (налоги, бюджетные ассигнования, льготы, субсидии, квоты, цены и т.д.)

Соотношение функций государства и рынка в переходной экономике:

· решающую роль в определении экономических пропорций государство отводит рынку, уменьшает свое вмешательство в экономику, меняет формы и методы регулирования;

· роль государственного регулирования на этом этапе более значима, чем на этапе сложившейся рыночной экономики (поскольку рынок еще находится в стадии становления).

Государство выполняет следующие функции по созданию условий эффективной работы рынка:

· обеспечения правовой базы и создания общих правовых условий экономической деятельности субъектов хозяйствования (заново создается вся база хозяйствования);

· стимулирования и защиты конкуренции;

· создания дополнительных рыночных регуляторов и корректировки их действий;

· регулирования распределительных процессов и перераспределения доходов, сокращения различий в доходах субъектов и граждан через трансферты и налоги, корректировку результатов рыночных процессов;

· обеспечения экономической и политической стабильности (для нарождающегося бизнеса и привлечения иностранного капитала);

· обеспечения экономического роста;

· стабилизации экономики (остановить спад производства, инфляцию, снижение инвестиционной активности, безработицы, падение уровня жизни людей);

· развития его сегментов, институтов и инфраструктуры;

· обеспечения удовлетворения в новых товарах и услугах.

Наши рекомендации