Внимательно следит за всем, что влияет на их становление
Сознательная мусульманка, всегда внимательно следит добрым материнским взглядом за своими детьми и видит все их увлечения, склонности и забавы. Она знает, что они читают и пишут, кто у них друзья, где они проводят и чем заполняют свой досуг. При этом дети совсем не ощущают какого-либо «контроля» за собой. Все может случиться. У детей может произойти, что называется, отклонение от нормы в чем-либо: во взглядах на окружающую действительность, склонностях и увлечениях, круге чтения, любимых занятиях во внеучебное время. Ребенок может завести нехорошего товарища или посещать явно нежелательные места. У него появилась вредная привычка, например, курение или еще что-либо подобное этому. Он увлекся играми, которые могут быть предосудительными или запрещенными и наказуемыми. Те и другие противоречат нравственным требованиям, предъявляемым к мусульманину. Они приучают бессмысленно «убивать время» и растрачивать энергию, приучают юношу и девушку к пустому время провождению, прививают вкус к ничтожным развлечениям. Мать, заметив нечто подобное у своих детей, сразу же делает все возможное, чтобы устранить такое отклонение, вернуть сына или дочь на прямой путь. При этом действует решительно, но мудро, и с мягкостью. Она показывает, как надо идти истинным путем, с большим тактом, ненавязчиво, осторожно и настойчиво убеждая в своей правоте. Все это она делает более умело, чем отец. И это вполне понятно. Ведь она ближе к детям и проводит с ними больше времени. Их души для матери всегда более открыты, и они больше делятся о своих делах с ней, чем с отцом. Отсюда явствует, какая большая ответственность ложится на плечи матери за то, чтобы воспитывать детей в праведном, благочестивом духе, сформировать их как носителей личностных качеств, которые в полной мере соответствовали бы принципам, нормам и духовным ценностям ислама.
Каждый ребенок, появившись на свет, несет в себе врожденное предрасположение к вере Аллаха, к исламу. Но бывает так, что родители обращают его в иудейство или христианство или огнепоклонство, как говорится в достоверном хадисе, переданном аль-Бухари.
Для родителей не секрет, что в высшей степени важно с момента рождения и до достижения совершеннолетия способствовать правильному развитию интеллекта своего дитя, умению самому доходить до здравого смысла, формированию его как личности, умению заниматься самовоспитанием. Для этого родители должны искать и использовать такие педагогические приемы и методы, которые были бы наиболее эффективны конкретно к каждому ребенку с учетом особенностей его характера и других качеств.
Представим себе, что ребенок увлекся чтением книг. Здесь очень важно, какая это будет книга. Надо незаметно помочь, подсказать, как «выйти» на такую книгу. А книга эта должна быть такой, которая развивает ум, формирует необходимые нравственные качества, побуждает к совершению похвальных поступков, прививает светлые идеалы. А то ведь есть и книги, которые медленно, но верно губят разум,
развращают душу, гасят порывы к совершению добрых дел.
Увлечения, то, что мы называем «хобби», должны быть такими, которые развивают в душе начала добра, зажигают в сердцах огоньки истины, прививают вкус ко всему здоровому, настоящему.
С кем дружить? Дружить надо с тем, кто поведет тебя в рай, а не в ад. Нередко бывает, что друг увел своих товарищей на скользкий путь бед и несчастий. А матери и отцы допустили это.Так произошло потому, что не придавали значения выбору товарищей и друзей, были беспечны в этом вопросе и в конечном итоге упустили своих детей. В связи с этим нельзя не вспомнить, как мудро звучит сказанное поэтом Аадийем ибн Зайд аль-Ибади о друге и товарище:
Когда будешь среди людей,
Следуй их выбору.
Не следуй за гибельным:
Сам погибнешь с погибающим.
Не спрашивай о человеке, а спрашивай о друге.
Каждый друг подражает
Своему другу.
Мать всегда внимательно смотрит на своих сыновей. Воспитывая и наставляя их, она всегда замечает, как на него влияют книги и товарищи, увлечения, школа, учителя. Какое воздействие оказывают они на формирование их личностных качеств, развитие их интеллекта, духовного мира и мировоззрения. Вмешивается она лишь при необходимости, видя не только негативное, но и позитивное. Когда нужно, она прибегает к помощи со стороны отца. Подбирает мудрые, эффективные способы воздействия, которые обеспечивают успех процессу воспитания и устраняют препятствия, болезненные явления и негативную реакцию.
Есть очень и очень много семей, где именно матери принадлежит огромная заслуга в том, что дети получили очень хорошее воспитание. В этих семьях проницательная мать глубоко осознала свою ответственность перед детьми за их воспитание и выполнила свой долг перед ними наилучшим образом, вырастила детей, которые платят добром родителям и обществу.
В то же время есть много таких семей, которые потерпели фиаско в воспитании детей. В таких семьях мать не понимала своей ответственности перед детьми, не заботилась о них. И они стали для родителей и общества неминуемым злом, постоянной мукой. Поэтому хочется еще раз подчеркнуть, что дети никогда не станут злом, если родители, особенно мать, хорошо понимают свою ответственность перед ними и выполняют свой родительский долг наилучшим образом.
Сознательная мусульманская женщина всячески стремится к тому, чтобы заложить в душах своих детей высокие нравственные качества как любовь к ближнему, родственные чувства, благосклонность и сострадание к слабому, уважение к старшему, милосердие к младшему, удовлетворение от свершения доброго дела, готовность помочь словом и делом, верность данному слову, честность и беспристрастность в суждении и решении.
Для этого используются самые умные и тонкие приемы -ссылка на любимого героя, разговор по душам на равных, доброжелательность, умение одобрить и поощрить, сочувствие, мягкость, не переходящая в слабость, и строгость, не переходящая в резкость, ненавязчивая проверка исполнения, умение не замечать отдельные упущения и промахи без ущерба для дела воспитания. В результате этого дети вырастают благоразумными, сознательными, идущими по правильному пути, со зрелым мышлением, благочестивыми, исполнительными, верными данному слову, благонравными, подготовленными к созиданию в различных областях жизни. И неудивительно, что воспитание, которое осуществляет мусульманская мать, приносит свои плоды. Поистине, она - первая школа, где воспитываются народы, она - первый профессор, который обучает своих талантливых учеников, которые развивают дальше цивилизацию.
Отношение к снохе и зятю