Б) длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым

Методика

Психолого-педагогического исследования детей младенческого, раннего и дошкольного возраста

(Е.А. Стребелева)

Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни

Дней

1. Зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение).

Материал — погремушка с шаром (диаметр 5 — 10 см).

Методика выявления: игрушку держат на расстоянии 40-50 см над грудью ребенка, лежащего на спине, и медленно пе­ремещают 2 — 3 раза вправо и влево (до 30 см).

Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на игрушку, при­влекают к ней внимание, вызывая звук погремушки, потряхивая ею 2-3 раза.

Примечание. В периоде новорожденности и в последующем, если ребенок не фиксирует взглядом звучащий предмет или лицо взрослого, надо найти то положение головы и направление его взгляда, при котором он воспринимает зрительный раздражитель.

Поведение ребенка: фиксирует взглядом игрушку (следит) до 10 см. Движения глаз скачкообразные. Может следить за игруш­кой в одну сторону.

2. Слуховые ориентировочные реакции: вздрагивает и мор­гает при резком звуке.

Методика выявления: вне поля зрения ребенка, лежащего на спине, на расстоянии 25 — 40 см 2 — 3 раза хлопают в ладо­ши справа и слева (можно использовать колокольчик или шур­шащую бумагу).

Помощь ребенку: если реакции нет, можно произвести звук ближе (до 25 см). Можно заменить хлопок в ладоши звоном ко­локольчика. В помещении должно быть тихо.

Поведение ребенка: при звуке вздрагивает и моргает или ре­агирует одним способом на звук с обеих сторон.

Дней

1. Зрительные ориентировочные реакции: удерживаетв поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).

Методика выявления: привлекают внимание лежащего на спине ребенка, раскачивая в руке игрушку или разговаривая с ним. Вызвав сосредоточение, взрослый остается неподвиж­ным или держит игрушку на высоте 40 — 50 см от глаз ребен­ка.

Помощь ребенку: если сосредоточения нет, взрослый на­клоняется, удаляется, одновременно гремя погремушкой или разговаривая. Как только глаза ребенка фиксируют предмет, звук погремушки и разговор взрослого прекращаются.

Поведение ребенка: движения заторможены, фиксирует взглядом предмет или лицо взрослого в течение 5 — 10 с.

2. Слуховые ориентировочные реакции: плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке.

Материал — погремушка с сильным звуком.

Методика выявления: когда ребенок, лежащий на спине, беспокоен, кричит или плачет, взрослый ласково говорит с ним, гремит погремушкой или хлопает в ладоши, находясь вне поля зрения ребенка.

Помощь ребенку: если ребенок не успокаивается и не ре­агирует, громче говорят с ним или гремят погремушкой, можно 2 — 3 раза похлопать в ладоши.

Поведение ребенка: через 5 — 15с. успокаивается. Движе­ния заторможены. Слуховое сосредоточение в течение 10 — 15 с.

Месяц

1. Зрительные ориентировочные реакции: плавное просле­живание движущегося предмета.

Материал — яркая игрушка (без звука).

Методика выявления: внимание лежащего на спине ребен­ка привлекают к игрушке (приближают, удаляют в сторону на расстояние до 10 см и вверх на расстояние до 70 см), которую затем медленно передвигают вправо и влево на 20 — 30 см на вы­соте 40 — 50 см от глаз ребенка.

Помощь ребенку: если ребенок не смотрит или отвлекается, его внимание к игрушке привлекают повторно, при отсутствии реакции с ним надо поговорить. Можно использовать звучащую игрушку и звуком привлечь к ней внимание. При передвижении игрушки звук убирают.

Поведение ребенка: сосредоточивает взгляд на игрушке, плав­но следит за ней (до 30 см), не выпускает ее из поля зрения, поворачивает голову вправо и влево. Разрешается следить за иг­рушкой в одну сторону не менее 2 раз.

2. Слуховые ориентировочные реакции: длительное слухо­вое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, зву­ку игрушки).

Материал — погремушка с сильным звуком.

Методика выявления: на расстоянии 50 см от ребенка, лежа­щего на спине, вне поля его зрения, гремят погремушкой 5 — 10с.

Помощь ребенку: если прислушивания нет, гремят погре­мушкой еще 3 раза, подносят погремушку ближе (20 — 30 см).

Поведение ребенка: прислушивается во время и после звучания погремушки (10 — 15 с), движения заторможены.

3. Эмоции и социальное поведение: первая улыбка в ответ на разговор взрослого.

Методика выявления: с ребенком, лежащим на спине, ласково говорят, улыбаются, вызывая у него зрительное со­средоточение на лице говорящего взрослого. Повторяют об­ращение до 4 раз. Не следует тормошить или гладить ребен­ка.

Помощь ребенку: если улыбки нет, можно потормошить, погладить 2 — 3 раза.

Поведение ребенка: неярко улыбается в ответ на 3 — 4 об­ращения к нему.

4. Движения общие: лежа на животе, пытается подни­мать и удерживать голову (до 5 с).

Методика выявления: ребенка кладут на живот, выправ­ляя ему руки, и наблюдают.

Помощь ребенку: если ребенок не приподнимает голову, ему помогают, поглаживая спину вдоль позвоночника, от за­тылка до копчика.

Поведение ребенка: сразу приподнимает голову после по­глаживания спины, удерживает ее до 5 с и опускает.

5. Подготовительные этапы развития активной речи: из­дает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.

Методика выявления: взрослый наклоняется над ребен­ком, лежащим на спине, на расстоянии 25 — 30 см от его глаз. Вызывает сосредоточение на своем лице, ласково раз­говаривает, произносит певучие звуки (до 5 раз).

Помощь ребенку: если ребенок не произносит звуки, раз­говор с ним продлевается до 1 — 2 мин. Если по-прежнему нет звуков, то надо погладить, потормошить ребенка.

Поведение ребенка: после нескольких обращений взросло­го ребенок отвечает отдельными звуками. Допустима отсро­ченная реакция (от нескольких секунд до 1 мин).

Месяца

1. Зрительные ориентировочные реакции:

а) длительное зрительное сосредоточение: смотрит на при­влекший внимание неподвижный предмет или лицо взросло­го.

Материал — яркая игрушка (диаметр — 5 — 10 см).

Методика выявления: наблюдают за ребенком, лежащим под игрушкой, подвешенной на высоте 50 — 70 см над его грудью, или на этой же высоте неподвижно держат игруш­ку.

Помощь ребенку: если ребенок не смотрит, привлекают внимание, двигая игрушкой, приближая и удаляя ее, вызы­вая звук.

Поведение ребенка: смотрит на игрушку в течение 20 — 25 с, не двигается;

б) длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым.

Материал — яркая игрушка (диаметр — 5 — 10 см).

Методика выявления: привлекают внимание лежащего на спине ребенка к игрушке и медленно передвигают ее впра­во и влево от средней линии на высоте 40 — 50 см, один раз в каждую сторону.

Помощь ребенку: если ребенок отвлекается, теряет иг­рушку из поля зрения, разрешается повторно привлечь к ней внимание и повторно (до 3 раз) плавно передвигать игрушку вправо и влево от средней линии.

Поведение ребенка: следит непрерывно (10 — 15 с) за иг­рушкой (до 50 см), поворачивая голову вправо и влево.

2. Слуховые ориентировочные реакции:

Наши рекомендации