Престол объемлет небеса и землю
Уаки’ сообщает в своём тафсире, что ибн Аббас сказал:
«Престол (Курси) это место для ног, а размер Трона (Арш) несоизмерим никем».
Аль-Хаким приводит подобный хадис от ибн Аббаса в «аль-Мустадрике»,
ибн Аббас связывает этот хадис с пророком (да благословит его Аллах и приветствует). Аль-Хаким сказал, что это достоверный хадис на условиях двух шейхов аль-Бухари
и Муслима, но они не сделали запись этого хадиса у себя.
Ад-Даххак передаёт, что ибн Аббас сказал:
«Если взять семь земель и семь небес и разгладить их вместе, то их размер
по сравнению с престолом (Курси) будет подобен размеру кольца в пустыне».
﴿وَلاَ يَؤُودُهُ حِفْظُهُمَا﴾ И не тяготит Его оберегание их – т.е.
для него необременительно оберегание небес и земли, и всего, что в них и между ними. Более того, это легко для Него. Ведь Он поддерживает жизнь всех творений, наблюдает
за тем, что совершает каждая душа. Невозможно что-либо скрыть от Него
или скрыться. Все творения ничтожны перед ним, незначительны по отношению к Нему,
все они нуждаются в Нём. Он же не нуждается ни в ком, Он Славен, Он делает,
что пожелает, Его не спросят о том, что Он делает, но Он спросит у творений за то,
что они делают. Он имеет власть над всем, и будет отчитывать свои творения.
Он Возвышенный Великий, нет божества и нет господа кроме Него.
Поэтому Всевышний Аллах сказал: ﴿وَهُوَ الْعَلِىُّ الْعَظِيمُ﴾ Он – Возвышенный, Великий.
Также Он сказал: ﴿الْكَبِيرُ الْمُتَعَالِ﴾ Он – Большой, Превознесшийся. (13:9)
Эти и другие подобные аяты, а также достоверные хадисы об Его качествах должны быть интерпретированы праведными предками без изменений и уподоблений.
Всевышний Аллах сказал далее:
لاَ إِكْرَاهَ فِى الدِّينِ قَد تَّبَيَّنَ الرُّشْدُ مِنَ الْغَيِّ
فَمَنْ يَكْفُرْ بِالطَّاغُوتِ وَيُؤْمِن بِاللَّهِ فَقَدِ اسْتَمْسَكَ بِالْعُرْوَةِ الْوُثْقَى لاَ انفِصَامَ لَهَا وَاللَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ
Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения.
Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах – Слышащий, Знающий.
Всевышний Аллах сказал: ﴿لاَ إِكْرَاهَ فِى الدِّينِ﴾ Нет принуждения в религии – т.е.
не принуждайте никого к принятию религии Ислам. Ведь Ислам, благодаря своим
безупречным доказательствам и ясным знамениям, является религией разума и знаний, непорочного подсознания и мудрости, праведности и наставления, истины и верного руководства. Благодаря своему совершенству и полному соответствию человеческому подсозна- нию, ислам не нуждается в принуждении. Обычно принуждают к тому,
к чему человеческие сердца испытывают отвращение, что противоречит истине
и не подтверждается очевидными доказательствами и знамениями. Что же
касается мусульманской веры, то отвергают ее только упорствующие беззаконники.
Принято считать, что причиной ниспослания этого аята
послужил случай с людьми из ансаров, хотя смысл аята общий.
Ибн Джарир передаёт, что ибн Аббас сказал: «Одна женщина рожала только мёртвых детей. Она дала обет, что если она родит живого ребёнка, то обязательно обратит его
в иудаизм. Когда иудейской племя было изгнано из Медины (дети некоторых ансаров выросли среди иудеев) и эти ансары сказали, что они не оставят своих детей в Медине,
и тогда Всевышний Аллах ниспослал:﴿لاَ إِكْرَاهَ فِى الدِّينِ قَد تَّبَيَّنَ الرُّشْدُ مِنَ الْغَيِّ﴾
Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения».
Этот же хадис передал Абу Дауд и ан-Насаи от Бандара.
Мухаммад ибн Исхак передаёт, что ибн Аббас сказал по поводу аята:
Нет принуждения в религии
– «У одного из жителей Медины по имени Абу Хасын было два сына.
Несколько купцов-христиан, привозивших в Медину товары из других стран,
каждый раз при встрече уговаривали молодых людей принять христианство.
И юноши начали серьезно задумываться над их речами.Это очень обеспокоило Абу Хасына. Он пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и, рассказав ему обо всем, попросил вернуть его сыновей в лоно Ислама. При этом он спросил, можно ли их вернуть на путь истинный силой. Тогда и был ниспослан аят, запрещающий принуждение в вере».
Ибн Абу Хатим передаёт, что Асбак сказал:
«Я был невольником-христианином у Умара ибн аль-Хаттаба, и он как-то
предложил принять мне Ислам, я отказался, тогда он (Умар) прочитал:
﴿لاَ إِكْرَاهَ فِى الدِّينِ﴾ Нет принуждения в религии. А затем сказал: «О, Асбак, если бы ты принял Ислам, то возможно ты принёс бы пользу в некоторых делах мусульман».
Некоторые учёные считают, что этот аят был отменён аятом о сражении (9:29),
в котром говорится, что не принявшие Ислам должны платить отступную (джизью).
Но даже в этом случае их не принуждают к принятию Ислама.
Что касается хадиса, который передаёт Имам Ахмад
в «аль-Муснаде» о том, что посланник Аллаха
(да благословит его Аллах и приветствует) сказал одному человеку:
أَسْلِم «Прими Ислам», на что тот ответил: «Моя душа противится»,
посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему:
«وَإِنْ كُنْتَ كَارِهًا» «Даже если твоя душа противится».
То этот хадис приводится с тремя достоверными иснадами.
В этом хадисе посланник Аллаха не принуждает человека к принятию Ислама,
ведь посланник Алллаха далее сказал ему: «Прими Ислам, даже если этому