Перевод: Малики Ибрагимовой. Имам Абу Мухаммад Хасан ибн аль Аскари (да будет мир с ним!) - одиннадцатый предводитель мусульман после великого Пророка (да благословит Аллах его и его


Рождние

Имам Абу Мухаммад Хасан ибн аль Аскари (да будет мир с ним!) - одиннадцатый предводитель мусульман после великого Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!). Он родился в 232 году лунной хиджры в городе Самарра. Отцом его светлости является имам Хади (да будет мир с ним!), а его достопочтенной матерью была Худайса (также ее называли Сусан).

Поскольку в Самарре имам пребывал в местечке «Аскар»,[734] то стал известен под именем Аскари. Из других наиболее распространенных эпитетов имама - Заки («Целомудренный») и Наки («Благочестивый»). Конья его светлости - Абу Мухаммад. Когда десятый имам мученически погиб, имаму Аскари было 22 года. Он руководил народом 6 лет; и продолжительность его жизни составила 28 лет. В 260 году лунной хиджры, в 28 летнем возрасте в борьбе за веру и идею имама предают мученической смерти. Его единственный сын, Хазрат Худжат ибн аль Хасан аль Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) стал наместником и последним имамом из двенадцати непорочных имамов.

Он - наш повелитель и имам Эпохи. Он скрыт от наших глаз и в тот момент, когда Аллах изволит ему появиться, он восстанет, уничтожив на земле зло и насилие, и мир наполнится справедливостью и правосудием.

Люди, которым представилась возможность повидать имама Аскари (да будет мир с ним!), рассказывают, что его светлость обладал красивым смуглым лицом, хорошим телосложением.

За свою жизнь имам Аскари был современником шести аббасидских халифов, таких как Мутаваккиль, Мунтасир, Мустаин, Му’таз, Мухтади и Му’тамад. Имам пал мученической смертью во времена правления Му’тамада.

Имамат его светлости

Каждый из непорочных имамов (да будет мир с ними!) в представлении своего наместника не ограничивался только лишь теми преданиями, в которых ранее уже были пояснены имена всех двенадцати имамов. С целью подтверждения и устранения каких-либо неясностей, они непосредственно представляли имама после себя своим последователям и самым близким сподвижникам.

По этому поводу относительно имама Аскари (да будет мир с ним!), также существует множество преданий. Ниже мы укажем на некоторые из них:

1. Великий шиитский достоверный передатчик хадисов и приближенный сторонник святых имамов Абу Хашим Джа’фари рассказывает, что однажды посетил имама Хади и его светлость сказал ему:

- Моим наместником, будет мой сын Хасан. Каково будет ваше отношение к наместнику моего наместника? Поскольку, вы не узрите его и вам недозволенно произносить его имени.

- В таком случае, как же мы будем поминать о нем?

- Зовите его «Аль Худжату мин али Мухаммадин саллаллаху алайхи ва алихи».[735]

2. Сакар ибн Аби Далф говорит: «Я слышал от имама Хади (да будет мир с ним!) следующее:

«Поистине, имамом после меня будет мой сын - Хасан и после него его сын - Каим. Он тот, благодаря которому в мире, где до него господствовали зло и насилие, воцарится справедливость».

3. Нуфели рассказывает: «Однажды, я и его светлость имам Хади (да будет мир с ним!) сидели во дворе его дома. Когда его сын Мухаммад прошел мимо нас, я спросил у его светлости:

- Да буду я жертвой ради Вас! Он ли наш имам после Вас?

- Нет, ответил он. Вашим имамом будет не он, а другой мой сын - Хасан».

4. Яхья ибн Ясар говорит: «За четыре месяца до своей кончины имам Хади сделал завещание своему сыну Хасану Аскари. В нём он указал на имамат и халифат своего сына, а затем привел меня и группу сторонников в качестве свидетелей».

5. Абу Бакр Фахфеки повествует о том, что имам Абу аль Хасан Хади написал ему письмо следующего содержания:

«Мой сын Абу Мухаммад (имам Аскари) самый благородный человек среди пророческого семейства, он отличается от них твердостью речи. Он тот, кто достиг совершенства среди моих детей и является моим наместником. Цепь имамата и догмы передаются ему, следовательно, то, что ты спрашивал у меня, спрашивай у него, и то в чем ты нуждаешься, находится у него».

Правление аббасидских халифов в период имама Аскари

В период своего короткого имамата, продлившегося 6 лет, имам был современником трех халифов: Му’таза, Мухтади и Му’тамада.

Вместо своего двоюродного брата Мустаина во главе государства встал Му’таз Аббаси. Имам Хади (да будет мир с ним!) был предан мученической гибели во времена Му’таза, а также, в этот же самый период группа Алавидов была убита, а другая была отравлена, посредством этого жестокого правителя.

Однажды Му’таз заключил своего брата Муайяда в темницу и приказал нанести ему 40 ударов палкой для того, чтобы он отказался от престолонаследия, что тот и сделал. После чего, Муайяд был освобожден, однако потом его вновь посадили в тюрьму. Услышав о том, что группа турок решила освободить Муайяда, Му’таз приказывает убить его.

Муайяда завернули в отравленное одеяло, пока он не умер. Затем были созваны придворные факихи и судьи, увидев тело, они убедились, что на нем нет следов пыток и побоев и, якобы Муайяд умер своей смертью.

Во времена правления Му’таза, более семидесяти человек из Алавидов из семейства Джа’фара Тайяра и Акила Талиба, которые восстали в Хиджазе, были взяты в плен и приведены в город Самарра. Также во времена этого халифа приверженцы имама Аскари ((да будет мир с ним!) были притесняемы и находились под давлением со стороны правящего режима. Так, что некоторые из них в письмах, которые писали имаму, жаловались и сетовали на обстановку. В ответ его светлость написал: «Победа и спасение придет через три дня».

Все обернулось именно так, как предсказал имам: турецкие солдаты аббасидского дворца, не видевшие в Му’тазе пользы для своих интересов, взбунтовались, заставив его отречься от власти. Затем, они бросили его в погреб, где он и умер.

После смерти Му’таза к власти приходит Мухтади. Этот халиф-угнетатель оказался лицемерным и двуличным человеком. Внешне он казался аскетом, человеком, воздерживающимся от кутежа. Он отдалил от себя певиц, запретил многие другие плохие дела, и помогал угнетенным. Однако Мухтади заключил имама Аскари (да будет мир с ним!) на некоторое время в тюрьму. После этого, он даже принял решение убить его светлость, но его смерть помешала ему в этом.

В период халифата Мухтади группа Алавидов подняла мятеж, но их восстание было жестоко подавлено. Некоторые из них попали в заключение, где, впоследствии и умерли.

Ахмад ибн Мухаммад говорит, что когда Мухтади принялся убивать неарабов, я написал имаму Аскари следующее письмо:

«Хвала Аллаху, который отвратил нас от Мухтади. До меня дошла весть о том, что он, угрожая, сказал Вам: «Клянусь Богом, я сотру с лица земли семейство Пророка».

В ответ его светлость написал:

«О, как коротка его жизнь! Через пять дней его с позором и презрением убьют».

Все произошло именно так, как и говорил имам. Мухтади также умер вследствие восстания турок и во главе халифата встал Му’тамад, который, подобно своим предшественникам не занимался ничем, кроме кутежей и угнетения. Он настолько был занят развлечениями и развратом, что понемногу все государственные дела отошли к его брату Муваффаку, который полностью овладел всем. Так, что на деле Му’тамад был никем. После кончины Муваффака, его сын - Му’тазид взял в руки дела своего дяди Му’тамада. Наконец, в 279 году лунной хиджры Му’тамад умер и Му’тазид был объявлен официальным халифом по всей исламской державе.

Имам Аскари (да будет мир с ним!) был предан мученической смерти во времена правления Му’тамада. Также, в тот же самый период, была уничтожена группа Алавидов, некоторые из которых были убиты самым ужасным образом. Даже после смерти их подвергали «мосле», т.е. обезображивали тело покойного, путем отрезания ушей, носа, ног, рук.

Историки указывают на то, что правление Му’тамада было настолько сопряжено со множеством войн и боёв, что число убитых достигло полумиллиона человек. Во всяком случае, обращение общества к непорочным имамам и несовместимость неправедных халифов и имамов, вызывало вражду и жестокость властей по отношению к святым имамам.

Имам Аскари (да будет мир с ним!), подобно своим благородным и непогрешимым предкам всегда был притесняем, находясь под постоянной слежкой и контролем.

Так, однажды, во времена халифа Мухтади, имам попал в тюрьму Салиха ибн Вусайфа. Салих ибн Вусайфа поручил двум своим ближайшим дружкам-негодяям строго следить за его светлостью. Однако они попали под влияние имама Аскари, видя его искреннюю любовь и почтение к Всевышнему. В другой раз, имама посадили в тюрьму Нахрира. Тамошний палач, проявлял к нему жестокость. Жена Нахрира сказала ему: «Побойся Бога. Ведь ты не знаешь, что за человек находится у тебя в доме». Далее она рассказала ему о поклонениях и достоинствах имама и еще, что она боится за зло, причиняемое им его светлости.

Нахрир ответил: «Клянусь Аллахом, я брошу его к хищным животным». Получив разрешение у правителя, он бросает имама Аскари в клетку с хищниками. Нахрир был уверен, что звери разорвут его на части. Но вопреки своим ожиданиям, он обнаружил его целым и невредимым, совершающим намаз, в то время как животные смиренно окружали его. Раздосадованный этим, он приказал отправить имама домой.

Во времена своего правления, Му’тамад также приказал посадить имама Аскари и его брата Джа’ фара в тюрьму под присмотром Али Джарина. Халиф постоянно справлялся о положении имама, и ему докладывали, что дни его светлость проводит, соблюдая пост, а ночи – в молитвах и поклонах.

Однажды Му’тамад спросил у Али Джарина об имаме и получил прежний ответ. Тогда он велел ему немедленно пойти к имаму, передать ему его приветствие и сопроводить домой.

Али Джарин рассказывает: «Я пошел к имаму и... увидел, что он надел свою одежду и готов пойти со мной. Увидев меня, он поднялся с места. Я передал ему сообщение халифа. Затем он сел верхом, но не тронулся. Я спросил его о причине задержки.

- Я жду прихода Джа’фара, – ответил он.

- Но эмир дал приказ лишь о вашем освобождении, а о Джа’фаре он и не обмолвился, - возразил я.

- Пойди к нему и скажи, что мы происходим из одной семьи. И если я вернусь один без Джа’фара, то произойдет нечто, о чем ему небезызвестно.

Али Джарин пошел к эмиру и, вернувшись, сказал имаму: «Он говорит, что освобождает Джа’фара, благодаря Вам. Он заключил его в тюрьму из-за совершённого им преступления и предательства по отношению к Вам и себе».

Тогда Джа’фар был также выпушен на волю и вернулся домой в сопровождении своего брата.

* * *

Из того, что мы коротко рассказали вам об обстановке, царившей во времена правления халифов, становится ясно, что имам Аскари жил в крайне тяжелое время. Господствующий режим, неустанно следил за имамом и не раз заключал его в тюрьму. История свидетельствует о том, что даже в то время, когда имам не находился в заключении, его связи были под контролем, и его приверженцы и последователи не могли свободно общаться с ним. Иногда, некоторые из них попадали в дом к имаму Аскари с помощью некоторых влиятельных Алавидов.

В книге «Кашф аль Гумма» написано: «Некий Алавид, во времена имама Хасана Аскари шел из Самарры в Джабал (так называемая горная часть западного Ирана, от Хамадана до Казвина) на заработки. По дороге ему встретился один из приверженцев имама (по происхождению халванец), который спросил его:

- Откуда путь держишь?

- Из Самарры.

- Знаешь ли ты такой-то район и улицу?

- Да, знаю.

- Имеешь ли ты сведения об имаме Аскари?

- Нет.

- Что тебя привело в Джабал?

- Иду на заработки,

- У меня есть 50 динаров. Возьми их себе и идем со мной в Самарру, а затем доставь меня в дом Хасана ибн Али.

Алавид согласился и отвел его к имаму...

Из вышеупомянутого явствует, каково было положение имама Аскари вне тюрьмы, степень надзора над ним со стороны государства. Так что сторонникам его светлости нелегко было с ним связываться и чтобы встретиться, они должны были быть предусмотрительны и осторожны. Даже Алавиды и родственники имама не могли много видеться и поддерживать отношения с ним.

Личность имама и особенности его нрава

Нравственные достоинства и душевное совершенство, величие и благородство имама Аскари (да будет мир с ним!) признавали не только его приверженцы, но и враги. Хасан ибн Мухаммад Аш’ари, Мухаммад ибн Яхья и некоторые другие, повествуют о том, что Ахмад Абдулла ибн Хакан был управляющим земель и поземельного налога города Кума. Однажды, в его обществе разговор зашел о Алавидах и их убеждениях. В ходе беседы, Ахмад, будучи упрямым насибитом[736] и отклонившимся от традиций Пророка и его непорочного рода, сказал: «В Самарре, среди Алавидов, семьи имама и Бани Хашим, я не слышал и не видел кого-либо, кто бы сравнился с Хасаном ибн Али ибн Мухаммадом ибн Али ар-Риза (т.е. имам Аскари) в методичности, степенности, целомудрии, благородстве и всяком превосходстве. Его семейство отдавало ему предпочтение перед взрослыми и уважаемыми членами своих семей. Кроме того, точно также к имаму Аскари относились главнокомандующие войсками и визири.

Помню как-то я находился рядом со своим отцом,[737] когда стражники принесли весть о прибытии Абу Мухаммада Ибн ар-Риза (т.е. имама Аскари). Мой отец громким голосом сказал: «Пусть войдет».

Я очень удивился тому, что в присутствии моего отца стражники назвали имама по конье и с почтением. Поскольку они имели права это делать[738] только лишь по отношению к халифу, его престолонаследнику или тому, кого правитель приказал так называть. К нам вошел смуглолицый, статный, красивый, хорошо сложенный, молодой, величавый, внушительного вида мужчина. Увидев его, мой отец поднялся с места и пошел к нему навстречу. Я не помню, чтобы он (отец) вел себя точно также с кем-либо из бани Хашим или с командирами войск.

Обняв пришельца, он поцеловал его лицо и грудь. Затем взял его за руку и посадил имама на свой молитвенный коврик. Сам сел рядом, обратив свое лицо к нему и начал с ним беседу. В ходе разговора, он говорил ему «Да буду я жертвой ради Вас!»

Я видел все это и был поражен происходящим. Вдруг вошел стражник и объявил о прибытии Муваффака Аббаси. По обыкновению, перед приходом Муваффака стражники и командиры его войск выстраивались в два ряда, от двери дома до зала, где мой отец встречал его.

Внимание моего отца было обращено к Абу Мухаммаду и он беседовал с ним до тех пор, пока не завидел слуг Муваффака. Тут он обратился к имаму с такими словами: «Да буду я жертвой ради Вас! Если Вам угодно, не изволите ли вы уйти?» Затем, он приказал стражнику провести имама Аскари сзади двух рядов воинов, дабы Муваффак не заметил его светлость. Имам поднялся со своего места, мой отец тоже встал и обнял его. Когда имам Аскари ушел, я с удивлением спросил у стражников и слуг моего отца:

- Кто тот человек, которого в присутствии моего отца вы назвали по конье и мой отец так обращался с ним?

- Он один из Алавидов - ответили они. - Его зовут Хасаном ибн Али и он известен под именем «Ибн ар-Риза»[739]

Тут мое удивление удвоилось; весь тот день я был встревожен и задумчив. Наступил вечер. После вечерней молитвы мой отец имел обыкновение рассматривать сообщения и дела, которые было необходимо довести до ведома халифа. Помолившись, он сел. Я подошел и тоже сел. Рядом с моим отцом никого не было. Он спросил меня: - Ахмад! У тебя есть дело ко мне? - Да, отец. Если вы разрешите, я скажу - ответил я.

- Ну что ж. Говори.

- Отец! Кто тот человек, которого я видел сегодня утром к которому ты относился почтительно и, разговаривая с ним, говорил ему: «Да буду я жертвой ради Вас», и приносил в жертву себя, своего отца и мать?

- Сын мой! Это имам и руководитель рафизитов[740] - Хасан ибн Али, известный под именем Ибн ар-Риза, - пояснил мой отец и после нашего недолгого молчания он продолжил:

- Сын мой! Если аббасидские халифы утеряют власть, то из хашимитов только он (имам Аскари) достоин быть главой государства. И это вследствие его превосходства, целомудрия, аскетизма, поклонения, добронравия и других достоинств. Если ты бы видел его отца, то нашел бы, что он благородный и совершенный человек.

После этих слов, я все больше стал раздумывать, беспокоиться и гневаться на отца. И самым важным для меня были расспросы и изыскания об имаме. У кого бы я ни спрашивал о нем - у бани Хашим, главнокомандующих войсками, писателей, судей, факихов и других людей - я понимал, насколько имам обладает величием и почтением. Все говорили о нем только хорошее и отдавали ему предпочтение перед всем его семейством и его старшими членами.

Таким образом, имам возвеличился в моих глазах, поскольку и друг, и враг отзывался о нем хорошо и восхвалял его».

Аскетизм имама Аскари

Посетив имама, чтобы разрешить имеющиеся вопросы, Камил Мадани рассказывает:

«Войдя к его светлости, я увидел, что он в белом одеянии из мягкой ткани. Тут я подумал:

Приближенный к Аллаху человек и Его довод, надевая одежду из мягкой и изящной материи, призывает нас с братьями к совершению благодеяний и воздерживает нас от подобного дела?!»

Улыбнувшись, имам отвернул рукава своей одежды и я увидел, что под ней он носит грубую, черную рубаху из шерсти. Его светлость сказал мне: «Эй, Камил! Эта (одежда из грубой ткани) предназначена для Бога, а эту (одежда из мягкой ткани, одежда сверху) я ношу для Вас».

Обращение за помощью
двух нуждающихся

Мухаммад ибн Али ибн Ибрахим ибн Муса ибн Джа’фар повествует: «Когда мы обедали, мой отец предложил пойти к этому человеку (имаму Аскари), известному своим великодушием и щедростью. Я спросил отца:

- Знаком ли ты с ним?

- Нет, ответил он. - Я даже не видел его.

Мы пустились в путь, и по дороге отец сказал мне:

- Мы испытываем потребность, чтобы он выдал нам 500 дирхемов: 200 на одежду, 200 на погашение долга и еще 100 на другие нужды.

Я подумал про себя, хорошо если бы он выделил и мне тоже 300 дирхемов: 100 на покупку скота, 100 на расходы, 100 на одежду и поездку в страну Джабал.

Когда мы прибыли к дому имама к нам вышел его слуга и сказал: «Али ибн Ибрахим и его сын, проходите в дом». Мы вошли и поприветствовали имама Аскари, он сказал моему отцу:

- Эй, Али! Почему ты не наведывался ко мне до сегодняшнего дня?

- Мне было стыдно приходить на встречу к Вам в таком положении, - ответил мой отец.

Тогда, когда мы выходили из дома его светлости, к нам подошел его слуга и, дав моему отцу мешочек с деньгами, сказал:

- Здесь 500 дирхемов. 200 на одежду, 200 на погашение долга и 100 на другие расходы. Затем он подал мне другой мешочек и сказал:

- Здесь 300 дирхемов. 100 на покупку скота, 100 на одежду, а другие 100 на расходы. И еще - не езжай в Джабал, а поезжай в Сура (местечко, находящееся в Ираке).

Богослужение имама

Имам Аскари (да будет мир с ним!), подобно своим благородным отцам, является примером в богослужении. Так, когда приходило время намаза, он оставлял все свои дела и не предпочитал молитве ни какое другое дело.

Абу Хашим Джа’фари рассказывает: «Однажды я посетил имама Аскари, когда он был занят написанием чего-то. Подошло время намаза и он, отложив в сторону бумаги, совершил молитву...»

Качество и особенности богослужения его светлости напоминали другим о Всевышнем, нередко имам в корне менял убеждения заблуждающихся людей и наставлял их на истинный путь.

В то время, когда имам Аскари пребывал в тюрьме Салиха ибн Васифа, некоторые Аббасиды хотели, чтобы тюремный надзиратель жестоко обращался с ним. Тот приставил к его светлости двух своих самых известнейших подлецов и негодяев, однако они, вследствие общения с имамом, изменились и достигли высокой степени в богослужении и намазе.

Надзиратель вызвал к себе тех двух мужчин и сказал им:

- Горе вам! Что за положение вы имеете по отношению к этому мужчине?

- Что мы можем сказать о человеке, который в течение дня соблюдает пост и ночами совершает поклонения. Он не разговаривает и не занимается ничем иным, кроме богослужения. Когда он смотрит на нас, то наше тело бросает в дрожь, и мы не можем контролировать себя! - воскликнули они.

Наставление мусульман к истине

Некоторые суннитские ученые и из их числа Ибн Саббаг Малики согласно преданию от Абу Хашима Джа’фари, повествуют:

«В Самарре наступила очень сильная засуха. Му’тамад, халиф того времени, приказал людям совершить намаз о ниспослании дождя. Три дня подряд они собирались в Мусалле[741] и молились Богу, но дождя все не было. На четвертый день Джасилик – руководитель христианских епископов в сопровождении христиан и монахов пришел в пустыню. Всякий раз, когда один из монахов возводил руки к небу, выпадал крупный дождь. На следующий день Джасилик повторил то же самое и, на этот раз выпало столько дождя, что уже никто и не просил его. Это вызвало изумление, а в то же время сомнение и склонность к христианству среди многих мусульман. Такое положение дел было неприятно халифу и поэтому он посылает за имамом Аскари.

Когда его светлость привели из тюрьмы, то халиф сказал ему: - Спаси умму своего деда, ибо она сбилась с истинного пути!

- Скажи Джасилику и монахам, чтобы завтра во вторник они пришли в степь, - ответил имам.

- Люди не хотят дождя, ведь его пошло в достаточной степени. Так зачем ходить в степь, - возразил Му’тамад.

Имам сказал:

- Для того, чтобы если будет угодно Аллаху устранить сомнения и подозрения.

Халиф распорядился, и руководитель епископов и монахи пришли в назначенный день в пустыню. Имам Аскари (да будет мир с ним!) также пришел туда, окруженный огромными народными массами. Тут монахи подняли руки к небу, прося о ниспослании дождя. Небо покрылось тучами и пошел дождь. Имам велел схватить определенного монаха и изъять то, что находится у него в руке между пальцами. У монаха нашли черноватую человеческую кость. Имам взял ее, обмотал тряпкой, передал монаху и сказал: «Теперь проси». Монах обратился с молитвой, но на этот раз вместо осадков туча рассеялась, и на небе появилось солнце. Люди были поражены. Му’тамад спросил у его светлости: «Что эта за кость?» В ответ имам сказал: «Эта кость Пророка, одного из Божьих Посланников, которая была извлечена из могилы. Она обладает чудодейственным свойством, ибо, если выставить ее пред небом, обязательно идет дождь. Имама Аскари похвалили и, испытав кость, они убедились, что все обстоит так, как он говорил».[742]

Наставление иракского философа

Иракский философ-материалист Исхак Конди начал писать книгу, в которой по своему убеждению хотел установить, что в Священном Коране существуют противоречия, для этого он уединился от людей и в одиночестве, находясь в своем доме, был занят этой работой.

Однажды, один из его учеников наносит визит имаму Аскари, его светлость спрашивает у него:

- Разве среди Вас не существует разумного человека, который бы воздержал его (Конди) от подобного решения и столь бесполезного дела?

- Мы - его ученики. Как мы можем возражать ему в этом и других его делах? - ответил он.

- Передашь ли ты ему мои слова? - спросил имам.

- Да, - утвердительно ответил ученик Конди.

- Ступай к нему, постарайся сблизиться с ним и завести дружеские отношения. Окажи ему помощь и содействие в его деле, и тогда скажи ему, что у меня есть к вам вопрос, могу ли я задать его? Когда он позволит тебе, то спроси его: «Если к тебе придет рассказчик Корана, то, как по твоему, может ли сказанное им иметь другой смысл, а не тот, к которому пришел ты?

Он ответит: «Вполне возможно». Конди, человек внимательный и понятливый, когда он даст положительный ответ, то скажи ему: - «На каком основании ты утверждаешь, что твоя точка зрения совпадает с коранической? Вероятно, рассказчик Корана имел в виду не то, что постиг ты, или же ты используешь слова и фразы не в настоящих значениях?»

Тот человек пошел к Исхаку Конди и, установив с ним дружеские отношения, задал свой вопрос. Конди попросил повторить вопрос и после недолгих раздумий, сказал: «Следуя словарному значению и логическому мышлению, этот факт вполне допустим».

Тут он стал расспрашивать ученика о том, как мог подобный вопрос возникнуть у него.

- Эта была всего лишь мысль, которая зародилась у меня в голове, и я спросил Вас, - убедительно произнес ученик.

- Это невозможно, чтобы тебе и таким людям как ты, пришло на ум подобное, - возразил Конди.

- Абу Мухаммад велел мне поступить следующим образом, - признался, наконец, ученик.

- Теперь ты сказал правду, такой вопрос не мог прийти никому другому, кроме того семейства.

После этого разговора, Исхак Конди бросил в костер и сжег все свои труды, написанные на эту тему.

Ответы на несколько вопросов

а) Абу Хашим Джа’фари рассказывает: «Некто спросил у имама, почему при разделе наследства женщине приходится только одна доля, а мужчине две?

Имам Аскари (да будет мир с ним!) ответил: «Джихад и оплата расходов является ответственностью мужчины, а не женщины. Выкуп за пролитую кровь в непреднамеренном убийстве также следует выплачивать мужчинам, но не женщинам».[743]

Абу Хашим говорит, я подумал про себя: «Ведь некогда я слышал, что Ибн Абил Авджа задал этот же самый вопрос имаму Садыку (да будет мир с ним!) и он, в свою очередь получил такой же ответ».

Тут имам Аскари (да будет мир с ним!) обратившись ко мне, произнес:

- Да, так оно и есть. Это вопрос Ибн Абиля Аваджа. Если задаваемые нам вопросы будут одинаковы, то соответственно и ответы на них будут одинаковыми. Поскольку последующему имаму предстоит то же, что и предыдущему. Первый и последний из нас равен в знаниях и достоинствах. Преимущество имамов строго закреплено Посланником Аллаха и Повелителем правоверных имамом Али (да благословит и приветствует их Аллах!).

б) Хусейн ибн Зариф написал имаму Аскари: «Что означают слова Посланника Аллаха сказавшего об Эмире правоверных Али: «Тот, кому я покровитель, тому и Али покровитель!»

Его светлость отвечал: «Под этим Пророк подразумевал имамат Али, чтобы прежде, чем среди уммы произойдет раскол и разногласия овладеют сердцами, партия Аллаха (т.е. сторонники истины) была узнана».

в) Харви повествует: «Один из сыновей Асбата, сказал мне, что отправил имаму Аскари письмо, написав в нем о расхождениях, произошедших среди приверженцев имама, и попросил его предъявить им аргумент (т.е. чудо), дабы устранить существующую проблему».

В ответ имам написал: «Воистину, говорит Аллах с человеком разумным. И никто не в силах предъявить то, что предъявил в качестве доказательства Последний из Пророков и предводитель Посланников Пророк Ислама. Вместе с тем, его народ объявил Мухаммада колдуном и лжецом.

Он наставил на путь истины тех, кто следовал и поддавался наставлениям. Помимо этого, посредством чудес, сердца обретают покой. Когда Всемогущий и Великий Аллах повелевает нам, мы говорим, а если воздерживает Он нас, то сохраняем молчание.

Если волей Аллаха было бы не разглашение истины, то к чему тогда избрал Он Пророков увещевать человечество о вознаграждении и наказании. Каждый из них, и во времена слабости и во времена силы, показывали миру истину. Они говорили , дабы утвердить волю Божью и предписание Его.

Людей можно подразделить на несколько групп: первая из которых - люди сведущие, и они - на пути спасения. Они крепко держатся за истину (Аллаха), за основные и второстепенные принципы религии. Непоколебимы сердца их, не прибегают они к иному прибежищу (кроме прибежища Божьего).

Другая же группа не обращается за истиной к ее настоящему обладателю; они подобны тем, кто путешествуют в море: в ураган - сердца их неспокойны и взволнованы, а в штиль - покойны они.

Третьи - те, чьими душами правит Сатана. Из-за зависти, они противодействуют обладателям истины. Группа эта, игнорирует правду, приукрашая ложь.

Предоставь тех, кто руководствуется неправильными путями (и отклонился от пути истинного) самим себе. Пастух способен согнать стадо, не прикладывая при этом каких-либо усилий.

В своем письме ты упоминал о расколе приверженцев. Что касается этого, то могущество и величие (Божье) доказательство тому. Несомненно, тот, за кем стоит власть и руководство (т.е. непорочный имам) более достоин принимать решения и распоряжаться. Ты же соблюдай права окружающих и учеников твоих. Не разглашай тайн наших и воздержись от властолюбия, ибо эти две вещи могут послужить причиной гибели человека.

Относительно твоей поездки в Фарс, о которой ты также пишешь, поезжай туда, да облагодетельствует Аллах тебя. Дай Бог здоровья и мира тебе на пути в Египет. Поприветствуй там моих доверенных сторонников и призови их к богобоязненности, благочестию, надежности. Скажи им также, тот, кто разглашает тайны наши - враги наши».

В продолжении Харви говорит: «Прочитав предложение «Здравия и мира тебе на пути в Египет», я не совсем понял его значения. До тех пор, пока я не прибыл в Багдад, поездка в Фарс не удалась. Впоследствии я направился в Египет (и только тогда выяснилось, почему имам говорил об этой моей поездке)».

г) Мухаммад ибн Аль Хасан ибн Меймун повествует: «Я написал имаму Аскари письмо, в котором пожаловался на свою бедность. Тут я подумал, разве имам Садык не изволил сказать:

«Быть нищим гораздо лучше, чем быть богатым, но быть не с нами. И быть убитым, лучше, чем остаться живым, но быть не с нами, а с врагами нашими».

Ответ его светлости звучал следующим образом:

«Когда умножается число прегрешений сторонников и приверженцев наших, Всемогущий и Великий Бог отпускает их грехи, посылая им бедность. Хотя, кроме этого прощает Он им и множество других грехов. Согласно твоим рассуждениям, быть нищим гораздо лучше, чем быть богатым, но не с нами, а с врагами нашими. Мы - прибежище тем, кто ищет его. Свет - тем, кто познаний желает. Опора - тем, кто ухватился за нас. Те, кто любит нас, пребывает с нами высоко на вершине (т.е. близки к Всевышнему), а тот, кто отвернется от нас, гореть ему в геенне огненной».

Письмо имама Аскари к одному из крупнейших шиитских ученых города Кума

Образцом переписки имама Аскари со своими сподвижниками, является письмо его светлости, написанное Али ибн Хусейну ибн Бабавайху Куми, одному из крупнейших шиитских ученых, которое будет изложено ниже:

«Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Властелину миров. Благой исход предстоит богобоязненным, рай – монотеистам, геенна – неверным, вражда - удел угнетателей.

Нет божества, кроме Аллаха - самого прекрасного Создателя. Да ниспошлет Аллах наилучшему созданию своему - Мухаммаду и его семейству благословение и милость Свою!

После воздания хвалы Всевышнему, хвалю тебя, о благочестивый муж, доверенное лицо наше и факих последователей наших - Абу аль Хасан Али ибн Хусейн Куми! Да поможет тебе Аллах в том, в чем есть его довольство и да одарит тебя достойными наследниками. Наставляю тебя к праведности пред Аллахом, совершению молитвы и уплате закята[744] (поскольку Богом не принимается молитва всякого, кто не уплачивает закят). Взываю - прощай людям ошибки их и сдерживай гнев свой, поддерживай отношения с родственниками своими и помогай им. Делай добро своим братьям и в беде, и в радости, проявляй усердие в устранении нужд их. Проявляй великодушие по отношению к невежеству и неразумию людей. В религии будь проницателен, в делах устойчив, о Коране - сведущ, будь человеком, обладающим высшим нравом. Призывай (мусульман) к благому и воздерживай от недозволенного. Как говорит Аллах: «Нет добра во многих из тайных бесед, разве, кто приказывает милостыню, или доброе дело, или примирение между людьми».[745]

Воздержись от пороков и неблагопристойных дел. Совершай намаз ночной, ибо, поистине, Пророк, наказывая имаму Али, сказал: «О, Али! Выстаивай ночную молитву! Выстаивай ночную молитву! Выстаивай ночную молитву! И тот, кто не придает ночному намазу значения - не из нас (т.е. он не следует нашему пути)».

Так следуй же моему наказанию, и вели последователям моим следовать тому, чему наставил я тебя. Будь смиренен, терпелив, ожидай пришествия (Спасителя Махди), ибо Пророк изволил сказать: «Наилучшее деяние моей уммы – ожидание пришествия (12-го имама)».

Пребывать в печали будут последователи мои, до тех пор, пока не появится мой сын имам Каим. О ком возвестил Пророк, что наполнит он землю справедливостью, подобно тому, как была до этого наполнена она гнетом.[746]

О, благочестивый, доверенный человек нам, Абал Хасан! Прояви терпение и призови к нему и моих последователей. Земля - имение Господнее, и именно Он делает ее наследниками рабов своих. И в конечном итоге, удел праведников – благо. Да будут тебе и всем последователям нашим - мир, благословение и благоденствие Аллаха! Достаточно нам Аллаха, Он прекрасный доверенный![747] Он прекрасный покровитель, прекрасный помощник!»

Чудотворения[748] и связь с миром сокровенным

Подобно своим благородным предкам, имам Аскари (да будет мир с ним!) находился в особой связи со Всевышним, потусторонним миром и ангелами. Кроме того, имам обладает уникальными познаниями, что является одним из качеств определяющих имамат. В книгах и преданиях ученых относительно этого обстоятельства можно обнаружить ряд указаний на свершения чудес и извещений (свыше) его светлости. Все они могут составить одну отдельную книгу, и поэтому здесь мы приводим лишь несколько примеров:

1. Абу Хашим Джа’фари повествует: «В один из дней, я посетил имама Аскари (да будет мир с ним!), чтобы взять у него серебра и сделать из него перстень, который я хотел использовать в качестве амулета. Придя к нему, я сел, совсем забыв о своем желании. Когда я поднялся, чтобы уйти, имам протянул мне перстень и произнес:

- Ты хотел серебра, а мы дарим тебе кольцо. Теперь тебе не придется тратиться на покупку камня и на оплату работы. Будь здоров, Абу Хашим!

- О мой господин, свидетельствую, что ты «друг Аллаха» и мой руководитель, чье повиновение я считаю частью моей веры (в Бога)! - воскликнул я.

- Да простит тебя Господь, Абу Хашим! - последовал ответ».

2. Шабланджи (в своей книге «Нур аль Абса») рассказывает со слов Абу Хашима Джа’фари, что тот говорил: «Я и четверо других людей были заключены в тюрьму Салиха ибн Васифа, когда к нам ввели имама Аскари и его брата Джа’фара. Желая услужить, мы окружили его светлость. В тюрьме находился один заключенный из племени Бани Джамх, который начал утверждать, что он из Алавидов.

Имам сказал нам, если среди вас не было бы чужого, то я оповестил бы вас о времени вашего освобождения. Затем, указав на того самого джамхита, он повелел ему выйти. Джамхит вышел и тогда имам обратился к нам, сказав: «Тот человек не из вас. Остерегайтесь его. В настоящее время он хранит в своей одежде донесение халифу о ваших беседах».

Когда некоторые из нас принялись обыскивать одежду джамхита, то нашли в ней спрятанное сообщение халифу. Письмо содержало весьма важные и опасные для нас обстоятельства...»

3. Мухаммад ибн Раби’ Шейбани передает следующее: «Однажды в Ахвазе мне пришлось вести дискуссию с одним дуалистом (двоебожником), после чего, я выехал в Самарру. Речи того дуалиста в какой-то мере повлияли на меня.

Я находился в доме Ахмада ибн Хасиба, когда туда пришел, только что вернувшийся с одного общественного мероприятия имам Аскари. Он окинул меня взглядом и, указав пальцем, сказал: «(Аллах) Един, Един, признавай Его Одного».

Я потерял сознание».

4. Исмаил ибн Мухаммад рассказывает: «Как-то сидел я у порога дома имама Аскари. Когда его светлость вышел, я подошел к нему, прося о милостыни. Я начал сетовать на свою судьбу и жаловаться на то, что у меня в кармане нет даже и дирхема, как вдруг имам возразил мне:

- Как можешь ты клясться, в то время как спрятал в земле 200 динаров?! Обратившись к своему слуге. Имам сказал: «Дай ему все то, что есть у тебя с собой».

Последний протянул мне 100 динаров, я возблагодарил Всевышнего, и начал было уходить, как его светлость произнес мне вслед: «Боюсь, как бы ты не потерял те 200 динаров, когда особенно будешь нуждаться в них».

Я направился к месту хранения моих денег, нашел его, извлек из земли монеты и закопал их в другом месте так, чтобы никто не узнал об их местонахождении.

Спустя немного времени, мне вновь понадобились те динары, но на этот раз я не нашел их на прежнем месте. Я был очень опечален этим. Позднее выяснилось, что мой сын обнаружил местонахождение денег и забрал их себе. Так они мне и не достались. Все произошло так, как и предвещал имам».

5. Мухаммад ибн Айяш говорит: «Я и несколько других моих товарищей беседовали об имаме Аскари и его чудотворениях. Среди нас был некий насибит, который сказал: «Я напишу имаму письмо, не использовав чернил, и если имам ответит на него, то я признаю его истинность».

После, мы послали имаму Аскари письмо с интересующими нас вопросами. Насибит также написал письмо, не используя чернил. Письмо мы отправили в общем конверте. Имам ответил на все наши вопросы, а на листке, принадлежавшем тому насибиту, его светлость написал имя этого человека, имя его отца и матери. Увидев все это, насибит потерял сознание. Когда он пришел в себя, то уверовал в истину (Бога) и стал одним из последователей имама Аскари».

6. Умар ибн Муслим повествует: «Сами’ Мусмен был моим ближайшим соседом и доставлял мне очень много беспокойства. Я отправил имаму Аскари письмо с просьбой помолиться Аллаху, чтобы Он ниспослал мне спасение.

Ответ звучал так: «Сообщаю тебе приятное известие. Спасение твое близко. Скоро ты станешь владельцем дома твоего соседа».

По прошествию месяца, Сами’ Мусмен умер. Я купил его дом и благодаря его светлости, присоединил его к своему имуществу».

7. Абу Хамза рассказывает: «Неоднократно видел я, как имам Аскари говорил с людьми из разных народов: турками, византийцами, дейламийцами, русскими на их родном языке. Я был поражен: «Ведь имам родился в Медине… - говорил я себе. - Так как же он владеет различными языками?»

Тут его светлость обратился ко мне, сказав: «Поистине, Всевышний и Великий Аллах наделил Свое доказательство (имама) превосходством в отличии от других творений и дал ему необъятные познания. Имам способен объясняться на разных языках, предвидеть будущее. Ибо, в противном случае нет никакой существенной разницы между духовным лидером и остальными людьми».

Некоторые сподвижники имама Аскари

Несмотря на препятствия, ограничения и удушливую обстановку царившую в обществе того времени и то что, у имама Аскари (да будет мир с ним!) было немного истинных последователей, однако все они принадлежат к таким людям, которые извлекли пользу от своего учителя и вошли в число величайших божественных мужей и богословов-аскетов.

Ниже мы вкратце ознакомим читателя с несколькими из них:

Ахмад ибн Исхак Аш’ари Куми.

Один из особо приближенных и доверенных лиц его светлости, представитель от жителей города Кума. Он - человек, который собирал у жителей своего города имеющиеся у них вопросы и отвозил к имаму Аскари для получения на них ответа. Ахмад ибн Исхак был современником таких имамов, как их светлости Джавад и Хади (да будет мир с ними!), а также пересказчиком хадисов этих двух великих людей.

Как-то во времена «малого сокрытия», Ахмад ибн Исхак пишет письмо Хусейну ибн Руху, третьему наместнику двенадцатого имама, и просит у него разрешения совершать паломничество в Мекканский храм. Тот (Хусейн ибн Рух) дает разрешение, а также высылает Ахмаду кусок материи. Ахмад ибн Исхак говорит, что меня оповестили о моей смерти. По возращению из хаджа, он покинул этот мир в местечке «Халван».

О смерти Ахмада ибн Исхака Са’д ибн Абдулла рассказывал: «В 18 км от Халвана у Ахмада началась лихорадка. Он сильно заболел, и надежд на его выздоровление не было. Прибыв в Халван, мы остановились в одном из постоялых дворов. Тогда Ахмад попросил нас в ту ночь оставить его одного. Все разошлись по своим местам. К утру я призадумался и, открыв глаза, увидел перед собой Кафура, слугу господина своего имама Аскари, который говорит:

- Да воздаст Аллах благо, милость и вознаграждение лучшее, и да восполнит ваше горе! Затем он сказал: - Ваш спутник Ахмад уже омыт и завернут в саван. Поднимитесь и захороните его. Поистине из-за своей близости к Всевышнему, он был более почитаем Вашим повелителем (имамом Аскари) из всех вас, - сказал Кафур и скрылся из виду».

Абу Хашим Давуд ибн аль Касим аль Джа’фари.

Потомок Джа’фара Тайара, багдадец знатного происхождения. Обладал хорошим расположением святых имамов, жил во времена имамов Джавада, Хади, Аскари (да будет мир с ними!), а в период «малого сокрытия» - доверенное и избранное лицо его светлости имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие!).

Абу Хашим был одним из наиболее приближенных соратников к непорочным имамам и их ярым приверженцем. Пересказчик многочисленных преданий от этих имамов. Автор книги хадисов, используемой великими учеными шиитами в качестве первоисточника.

Абу Хашим - человек свободный, благородный и доблестный. В то время, когда правителю Багдада Мухаммаду ибн Абдулле ибн Тахиру была преподнесена голова Яхъи ибн Умара Зейди,[749] некоторые приветствовали и поздравляли его с одержанной победой. Но тут выступил Абу Хашим, подошел к Ибн Тахиру и обратился к нему со с следующими словами:

- Эмир! Я пришел, чтобы поздравить тебя с тем, что если бы Посланник Аллаха был бы жив, то он бы оплакивал Яхъю.

В ответ на это правитель Багдада промолчал.

Абдулла ибн Джа’фар Хумейри.

Также один из представителей священного города Кума, один из самых преданных сторонников имама Аскари. Он написал очень много книг, в том числе и книгу «Кубр аль Аснад», которая на протяжении веков привлекала и привлекает к себе внимание великих ученых и факихов шиитского мира.

Приблизительно в 290 году лунной хиджры Абдулла ибн Джа’фар едет в Куфу, где он обучает хадисам народ.

Абу Амр Усман ибн Са’ид Амри.

Первый наместник имама Каима (да будет мир с ним!) в период его «малого сокрытия».

Он является одним из самых почитаемых и уполномоченных лиц имама. Самый выдающийся из сподвижников и представителей десятого, одиннадцатого и двенадцатого имамов. С одиннадцатилетнего возраста его воспитанием занимается имам Хади. Абу Амр посредник между имамами Хади, Аскари, Махди (да будет мир с ними!) и мусульманской общиной. Также в истории говорится о том, что он был способен творить чудеса.

Мученическая гибель

Аббасидские правители, а также их чиновники знали о том, что имамов из рода пророческого должно быть 12 человек. И то, что последний из них скроется с людских глаз, а после своего появления он ликвидирует деспотов, распустит и аннулирует господствующее правительство, справедливостью наполнит мир. Это обстоятельство вселяло в души халифов чувство тревоги и беспокойства. Со временем тревога эта усиливалась, а во времена имама Хади и Аскари, достигла своего апогея. Поэтому аббасидский режим, строго держал имама Аскари под контролем и слежкой. Халифы категорически были против существования наследника у имама Аскари. Различными путями, они осуществляли надзор над всеми делами его светлости и заведовали ими. Были даже случаи заключения имама Аскари в темницу.

Наконец, учитывая сложившуюся обстановку - расположение народа по отношению к имаму, растущее с каждым днем все больше и больше, и то, что слежка и наблюдение дают обратный результат - Му’тамад, будучи не в состоянии вынести все это, замышляет коварный план убийства его светлости. Тайно, он приводит в исполнение свой замысел, дав смертоносный яд имаму Аскари. Имам мученически пал 8-го рабиуль аввала 260 года по мусульманскому летоисчислению.

Му’тамада очень пугало то влияние, которое имам оказывал на общество того времени. В особенности, он страшился поднятия мятежа последователей его светлости и Алавидов, когда они узнают о совершенном им преступлении. Исходя из этого, Му’тамад всячески старался скрыть свое злодеяние.

Ибн Сабба Малики в своей книге «Фусул аль Мухимма» пишет со ссылкой на одного из аббасидских подданных Абдуллы ибн Хакана, следующее:

«В момент смерти Абу Мухаммада Хасана ибн Али, Му’тамад, пребывал в особом состоянии, которое нас несколько поразило. Мы никогда даже и не думали, что он (будучи всевластным государем) будет таким жалким. Когда Абу Мухаммад заболел, то к нему были направлены пять человек особо близких халифу. Все они являлись дворцовыми факихами. Му’тамад велел им оставаться в доме имама и сообщать ему обо всем происходящем там. Кроме этого, он приставил к умирающему имаму, своих слуг. По его приказу Кази ибн Мухтару следовало избрать десять доверенных лиц и послать в дом его светлости, дабы они утром и вечером следили за здоровьем имама.

По прошествии двух или трех суток Му’тамада оповестили об ухудшении состояния имама и то, что нет надежд на его выздоровление. Тогда халиф распорядился продолжать охранять дом имама. Дом находился под строгим контролем до тех пор, пока имам не умер.

С известием о гибели его светлости в городе Самарра начался ажиотаж: отовсюду были слышны плач и вопли, закрылись базары и магазины. Бани Хашим, правительственные служащие, военачальники, городской судья, поэты, очевидцы и многие другие присутствовали на похоронной процессии. В тот день, город напоминал день Страшного Суда.

Перед захоронением тела Му’тамад посылает своего брата Ису ибн Мутаваккила, чтобы тот прочел намаз, совершаемый над покойником. Когда умершего имама поместили на землю, Иса приблизился к нему и, открыв лицо его светлости, обратился к присутствующим Алавидам, Аббасидам, судьям, писателям и очевидцам со следующими словами: «Это - Абу Мухаммад Аскари. Он ушел из жизни своей смертью, и такие-то слуги халифа были свидетелями сего!»

После этих слов, он накрыл имама, совершил намаз и велел похоронить его светлость. Абу Мухаммад Хасан ибн Али (да будет мир с ним!) покинул этот бренный мир в Самарре, в пятницу 8-го рабиуль аввала 260 года лунной хиджры. Его светлость был погребен в той же комнате, где был захоронен и его отец имам Хади (да будет мир с ним!). Комната находилась в их доме.

Из вышесказанного становится очевидным, каково было положение имама Аскари (да будет мир с ним!), и понятна причина беспокойства высших властей. Помимо этого халиф страшился разоблачения тайного отравления и убийства имама Аскари и, тем самым, с помощью ранее выработанного плана и обработки общественного мнения всячески пытался представить гибель имама, произошедшей не в силу внешних факторов.

Да, угнетатели считали имамов опасными для своего абсолютного господства. Для угасания света истинных предводителей, до тех пор, пока это было возможно, они держали имамов вдалеке от мусульманской общины, а затем предавали их смерти.

После кончины его светлости, Му’тамад разделил имущество имама между его матерью и братом Джа’фаром. Этим, он хотел дать понять всем, что у имама Аскари (да будет мир с ним!) не было наследника-сына, дабы шииты пришли в отчаяние в ожидании другого имама.

Халиф дал тайное поручение своим подручным, чтобы те пустились на розыски наследника имама, а если найдут его светлость, то пусть схватят его. Они подвергли очень сильному давлению родственников умершего, но, однако так и не обнаружили двенадцатого имама Каима. Аллах расстроил козни врагов и спас его светлость.

Несмотря на то, что в целях безопасности от зла угнетателей, имам не должен был открыто появляться на людях и по велению Божьему скрылся, особо преданные последователи имамов Аскари и Каима (да будет мир с ними!) неоднократно видели его в детстве и были твердо убеждены в его существование.

Во время смерти имама Аскари, имам Каим появился во дворе своего отца и, отстранив Джа’фара, который намеревался прочесть намаз над имамом Аскари, сам совершил обряд.

В период «малого сокрытия» шииты поддерживали связь с его светлостью посредством его наместников. С помощью них же они получали ответы на имеющиеся вопросы. В истории записаны случаи чудотворений, которые были совершены руками представителей имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие!), что с каждым днем способствовало укреплению веры и убежденности приверженцев его светлости.

Изречения имама Аскари

1. Не будь расточителен, а будь умерен.

2. На улице некий прохожий увидел кучу задорных ребятишек. Тут он заметил, что все дети играют кроме одного, горько плачущего маленького имама Аскари. Прохожий подумал, что плач его светлости вызван тем, что он не имеет игрушек, таких как у других сверстников. Он подошел поближе к малышу и сказал:

- Хотите, я куплю игрушку для Вас?

- О, неразумный! Не для забавы были сотворены мы! - прозвучало в ответ. Тогда мужчина спросил:

- Так чего же ради?

- Для знаний и богослужения! - ответил имам.

- Кто научил тебя этому? - не унимался тот.

- Всемогущий и Великий Аллах (который говорит в Коране): «Неужели думаете вы, что сотворили Мы вас, забавляясь, и вы не вернетесь к Нам?»

3. Не упорствуй и не спорь, ибо это ведет к позору, а также не шути, чтобы это не придало другим по отношению к тебе смелости.

4. Скромность - это когда приветствуешь всех встречных и, входя в общество, садишься без почета.

5. Вкладывайте мудрость и знание в сердца людей тогда, когда они бодры и жизнерадостны. В противном же случае, не делайте этого.

6. Проявление радости при опечаленном человеке – знак невоспитанности.

7. Смиренность - милость (Божья), которая не поддается зависти.

8. Ты украшаешь своего брата-мусульманина, наставляя его негласно. Но если ты делаешь это прилюдно, то лишь оскорбляешь его.

9. Для собственного перевоспитания, достаточно не желать ближнему своему того, чего ты не желаешь себе.

10. Благо лица заключается в его наружной красоте, а благо разума в его внутренней красоте.

11. Путь к Аллаху - путь, преодолеваемый способом бодрствования по ночам (т.е. богослужения в ночное время, когда все погружены в сон).

12. Пороки заперты в доме, ключ к которому – ложь.

13. Щедрости есть предел, и если она превзойдет свою меру – это расточительство.

14. Осторожности тоже есть предел, и если она превзойдет свою меру – это ни что иное, как страх.

ИМАМ МАХДИ

(да ускорит Аллах его пришествие!)

Наши рекомендации