Тот уже сбился с прямого пути
В этом аяте Аллах запрещает верующим задавать излишние вопросы пророку
(да благословит его Аллах и приветствует) о ситуациях,
которые вероятнее всего никогда даже и не произойдут на самом деле.
Об этом Аллах сказал также:
﴿يأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ لاَ تَسْأَلُواْ عَنْ أَشْيَآءَ إِن تُبْدَ لَكُمْ تَسُؤْكُمْ وَإِن تَسْأَلُواْ عَنْهَا حِينَ يُنَزَّلُ الْقُرْءَانُ تُبْدَ لَكُمْ﴾
О те, которые уверовали! Не спрашивайте о вещах, которые огорчат вас,
если станут вам известны. А ведь они станут вам известны, если вы спросите о них,
когда ниспосылается Коран. (5:101) Этот аят означает, что «Если вы спросили о чём-то,
то вам это должно быть разъяснено надлежащим образом. Поэтому, если вы спросите о вещах, которые ещё не произошли, они могут стать запретными только по причине вашего вопроса». Именно поэтому в двух Сахихах говорится,
что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«إِنَّ أَعْظَمَ الْمُسْلِمِينَ جُرْمًا مَنْ سَأَلَ عَنْ شَيْءٍ لَمْ يُحَرَّمْ، فَحُرِّمَ مِنْ أَجْلِ مَسْأَلَتِه»
«Самые преступные(грешные)из мусульман те, кто спросил о чём-то,
и это стало запретным из-за его вопроса»
Например, как-то у пророка (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о том, если муж застал жену с чужим мужчиной за прелюбодеянием, как ему быть? Если пророк ответил бы, то это повлекло бы за собой серьезные меры, если промолчал бы, то умолчал бы о серьёзном инциденте, поэтому пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не любил, когда ему задавали подобные вопросы. Позже Аллах ниспослал решение о
Мула’анах (взаимное проклятие супругов) в суре «Свет» (6-9).
В двух Сахихах пердаётся, что Мугира ибн Шу’б сообщил о том,
что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), запретил передавать «Было сказано» или «Он сказал» (имеется в виду распространение слухов),
а также частое задавание вопросов и растрату денег.
Муслим передаёт,что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«ذَرُونِي مَا تَرَكْتُكُمْ، فَإِنَّمَا هَلَكَ مَنْ كَانَ قَبْلَكُمْ بِكَثْرَةِ سُؤَالِهِمْ وَاخْتِلَافِهِمْ عَلى أَنْبِيَائِهِمْ،
فَإِذَا أَمَرْتُكُمْ بِأَمْرٍ فَأْتُوا مِنْهُ مَا اسْتَطَعْتُمْ وَإِنْ نَهَيْتُكُمْ عَنْ شَيْءٍ فَاجْتَنِبُوه»
«Оставьте то, что я оставил вам. Ведь поистине, тех, кто был прежде вас,
Погубило чрезмерное задавание вопросов и противоречия с их пророками.
Если я повелел вам какое-то дело, то исполняйте это, по мере возможности,
Если я запретил вам это, то сторонитесь этого».
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал это после того,
как Аллах повелел верующим совершать Хадж, и один человек переспросил:
«Каждый год?». Тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:
«لَا، وَلَوْ قُلْتُ: نَعَمْ، لَوَجَبَتْ وَلَوْ وَجَبَتْ لَمَا اسْتَطَعْتُم»
«Нет, если бы я ответил: «Да», то это стало бы обязательным для вас,
И вы не смогли бы этого сделать».
Поэтому Анас ибн Малик говорил:
«Нам было запрещено спрашивать что-то у пророка (да благословит его Аллах и
приветствует), поэтому мы были чрезмерно рады, если приходил какой-нибудь бедуин
и расспрашивал пророка (да благословит его Аллах и приветствует) о чём-либо».
Мухаммад ибн Исхак передаёт от ибн Аббаса,что Рафи’ ибн Хураймиля или Вахб ибн Зайд как-то сказал пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «Мы хотим, чтобы Аллах послал книгу с небес, которую мы могли бы читать, и пусть из земли забьют потоком реки, тогда мы уверуем в тебя и последуем за тобой».
Аллах ответил на этот вызов и сказал:
﴿أَمْ تُرِيدُونَ أَن تَسْـَلُواْ رَسُولَكُمْ كَمَا سُئِلَ مُوسَى مِن قَبْلُ وَمَن يَتَبَدَّلِ الْكُفْرَ بِالإِيمَـانِ فَقَدْ ضَلَّ سَوَآءَ السَّبِيلِ ﴾
Или же вы хотите попросить вашего Посланника,
Как прежде они (сыны Исраила) попросили Мусу (Моисея)?
Кто сменил веру на неверие, тот уже сбился с прямого пути.
Аллах порицает тех, кто задавал пророку (да благословит его Аллах и приветствует) вопросы лишь для того, чтобы поставить его в неловкое положение, также как сыны Израиля задавали вопросы Мусе (мир ему) лишь из упорства и неповиновения Аллаху.
Аллах сказал: ﴿وَمَن يَتَبَدَّلِ الْكُفْرَ بِالإِيمَانِ﴾
Кто сменил веру на неверие – кто предпочёл неверие вере.
Тот уже сбился с прямого пути
– т.е. он отклонился от прямого пути к невежеству и заблуждению.
Так обстоит дело с теми, кто уклоняется от повиновения пророкам и продолжает
задавать им ненужные вопросы из-за сомнений и неверия. Также Аллах сказал:
﴿أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ بَدَّلُواْ نِعْمَتَ اللَّهِ كُفْرًا وَأَحَلُّواْ قَوْمَهُمْ دَارَ الْبَوَارِ جَهَنَّمَ يَصْلَوْنَهَا وَبِئْسَ الْقَرَارُ ﴾
Разве ты не видел тех, которые обменяли милость Аллаха на неверие