Тот уже сбился с прямого пути.

В этом аяте Аллах запрещает верующим задавать излишние вопросы пророку

(да благословит его Аллах и приветствует) о ситуациях,

которые вероятнее всего никогда даже и не произойдут на самом деле.

Об этом Аллах сказал также:

﴿يأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ لاَ تَسْأَلُواْ عَنْ أَشْيَآءَ إِن تُبْدَ لَكُمْ تَسُؤْكُمْ وَإِن تَسْأَلُواْ عَنْهَا حِينَ يُنَزَّلُ الْقُرْءَانُ تُبْدَ لَكُمْ﴾

О те, которые уверовали! Не спрашивайте о вещах, которые огорчат вас,

Если станут вам известны. А ведь они станут вам известны, если вы спросите о них,

когда ниспосылается Коран. (5:101) Этот аят означает, что «Если вы спросили о чём-то,

то вам это должно быть разъяснено надлежащим образом. Поэтому, если вы спросите о вещах, которые ещё не произошли, они могут стать запретными только по причине вашего вопроса». Именно поэтому в двух Сахихах говорится,

что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«إِنَّ أَعْظَمَ الْمُسْلِمِينَ جُرْمًا مَنْ سَأَلَ عَنْ شَيْءٍ لَمْ يُحَرَّمْ، فَحُرِّمَ مِنْ أَجْلِ مَسْأَلَتِه»

«Самые преступные(грешные)из мусульман те, кто спросил о чём-то,

И это стало запретным из-за его вопроса»

Например, как-то у пророка (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о том, если муж застал жену с чужим мужчиной за прелюбодеянием, как ему быть? Если пророк ответил бы, то это повлекло бы за собой серьезные меры, если промолчал бы, то умолчал бы о серьёзном инциденте, поэтому пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не любил, когда ему задавали подобные вопросы. Позже Аллах ниспослал решение о

Мула’анах (взаимное проклятие супругов) в суре «Свет» (6-9).

В двух Сахихах пердаётся, что Мугира ибн Шу’б сообщил о том,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), запретил передавать «Было сказано» или «Он сказал» (имеется в виду распространение слухов),

а также частое задавание вопросов и растрату денег.

Муслим передаёт,что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«ذَرُونِي مَا تَرَكْتُكُمْ، فَإِنَّمَا هَلَكَ مَنْ كَانَ قَبْلَكُمْ بِكَثْرَةِ سُؤَالِهِمْ وَاخْتِلَافِهِمْ عَلى أَنْبِيَائِهِمْ،

فَإِذَا أَمَرْتُكُمْ بِأَمْرٍ فَأْتُوا مِنْهُ مَا اسْتَطَعْتُمْ وَإِنْ نَهَيْتُكُمْ عَنْ شَيْءٍ فَاجْتَنِبُوه»

«Оставьте то, что я оставил вам. Ведь поистине, тех, кто был прежде вас,

Погубило чрезмерное задавание вопросов и противоречия с их пророками.

Если я повелел вам какое-то дело, то исполняйте это, по мере возможности,

Если я запретил вам это, то сторонитесь этого».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал это после того,

как Аллах повелел верующим совершать Хадж, и один человек переспросил:

«Каждый год?». Тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:

«لَا، وَلَوْ قُلْتُ: نَعَمْ، لَوَجَبَتْ وَلَوْ وَجَبَتْ لَمَا اسْتَطَعْتُم»

«Нет, если бы я ответил: «Да», то это стало бы обязательным для вас,

И вы не смогли бы этого сделать».

Поэтому Анас ибн Малик говорил:

«Нам было запрещено спрашивать что-то у пророка (да благословит его Аллах и

приветствует), поэтому мы были чрезмерно рады, если приходил какой-нибудь бедуин

и расспрашивал пророка (да благословит его Аллах и приветствует) о чём-либо».

Мухаммад ибн Исхак передаёт от ибн Аббаса,что Рафи’ ибн Хураймиля или Вахб ибн Зайд как-то сказал пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «Мы хотим, чтобы Аллах послал книгу с небес, которую мы могли бы читать, и пусть из земли забьют потоком реки, тогда мы уверуем в тебя и последуем за тобой».

Аллах ответил на этот вызов и сказал:

﴿أَمْ تُرِيدُونَ أَن تَسْـَلُواْ رَسُولَكُمْ كَمَا سُئِلَ مُوسَى مِن قَبْلُ وَمَن يَتَبَدَّلِ الْكُفْرَ بِالإِيمَـانِ فَقَدْ ضَلَّ سَوَآءَ السَّبِيلِ ﴾

Или же вы хотите попросить вашего Посланника,

как прежде они (сыны Исраила) попросили Мусу (Моисея)?

Кто сменил веру на неверие, тот уже сбился с прямого пути.

Аллах порицает тех, кто задавал пророку (да благословит его Аллах и приветствует) вопросы лишь для того, чтобы поставить его в неловкое положение, также как сыны Израиля задавали вопросы Мусе (мир ему) лишь из упорства и неповиновения Аллаху.

Аллах сказал: ﴿وَمَن يَتَبَدَّلِ الْكُفْرَ بِالإِيمَانِ﴾

Кто сменил веру на неверие – кто предпочёл неверие вере.

﴿فَقَدْ ضَلَّ سَوَآءَ السَّبِيلِ﴾ тот уже сбился с прямого пути

– т.е. он отклонился от прямого пути к невежеству и заблуждению.

Так обстоит дело с теми, кто уклоняется от повиновения пророкам и продолжает

задавать им ненужные вопросы из-за сомнений и неверия. Также Аллах сказал:

﴿أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ بَدَّلُواْ نِعْمَتَ اللَّهِ كُفْرًا وَأَحَلُّواْ قَوْمَهُمْ دَارَ الْبَوَارِ جَهَنَّمَ يَصْلَوْنَهَا وَبِئْسَ الْقَرَارُ ﴾

Разве ты не видел тех, которые обменяли милость Аллаха на неверие

И ввергли свой народ в Обитель погибели – Геенну, в которой они будут гореть?

Как же скверно это местопребывание!(14:28-29)

Абу аль-Алия также прокомментировал слово Аллаха: ﴿فَقَدْ ضَلَّ سَوَآءَ السَّبِيلِ﴾

тот уже сбился с прямого пути – т.е. заменил лёгкость затруднением.

Всевышний Аллах далее сказал:

وَدَّ كَثِيرٌ مِّنْ أَهْلِ الْكِتَـابِ لَوْ يَرُدُّونَكُم مِن بَعْدِ إِيمَـانِكُمْ كُفَّارًا حَسَدًا مِّنْ عِنْدِ أَنْفُسِهِمْ مِّن بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُمُ الْحَقُّ

فَاعْفُواْ وَاصْفَحُواْ حَتَّى يَأْتِىَ اللَّهُ بِأَمْرِهِ إِنَّ اللَّهَ عَلَى كُلِّ شَىْءٍ قَدِيرٌ

(109) После того, как прояснилась им истина, многие из людей Писания из зависти своей хотели бы отвратить вас от веры, когда вы уже приняли ее.

Простите их и будьте великодушны, пока Аллах не явится со Своим повелением.

Наши рекомендации