Правило объединения Ислама и Имана и их разделения.
Все тексты, упомянутые ранее о различии между Исламом и Иманом, все они относятся к тому случаю, когда слова Ислам и Иман пришли в одном тексте. Что же касается случаев, когда в тексте они приходят по раздельности, то Иман имеет тот же смысл что и Ислам, а это внешние дела. Наподобие того, что пришло в хадисе «делегации ‘Абд аль Кайса»: «Я приказываю вам четыре вещи и запрещаю вам четыре вещи: Я приказываю вам Иман в Аллаха, а знаете ли вы что такое Иман в Аллаха? Это свидетельство о том, что нет божества, кроме Аллаха; совершение молитвы; выплата закята; пост в месяц Рамадан и чтобы выплачивали пятую часть из трофеев»[132].
А также его слова в хадисе об ответвлениях Имана: «Иман – это семьдесят с лишним ответвлений (или шестьдесят с лишним ответвлений). Наивысшая из них это слова «Нет божества, кроме Аллаха», а наименьшая – это удаление с дороги того, что вредит людям и стеснительность также из Имана»[133].
Тут пророк ﷺ растолковал Иман так, что он включает внешние дела.
Поэтому правильным мнением является то, что слова Ислам и Иман подобны словам факир и мискин. Если они придут вместе, то имеют различный смысл, а если придут по отдельности, то имеют одинаковый смысл.
Сказал Ибн Раджаб, да помилует его Аллах: «А что касается того, как объединить между этими текстами и хадисом Джибриля, мир ему, когда он спросил об Исламе и Имане, а пророк ﷺ разделил между ними и ввел внешние дела в Ислам, но не в Иман. Все это становится ясным при определении основы. А это – среди названий есть такие, которые, когда употребляются по отдельности, несут в себе обширные смыслы, а если это название придет вместе с другим, то тут уже оно несет в себе некоторые из тех смыслов, а второе название пришедшее вместе с ним указывает на оставшиеся смыслы. Это наподобие слов факир и мискин. Если одно из этих двух слов придет само по себе, то в его смысл входит любой нуждающийся человек. А когда они приходят вместе, то одно из них указывает на некоторую группу нуждающихся, а второе на другую группу.
Также слова Ислам и Иман. Если одно из них пришло отдельно от другого, то смысл второго входит в первое. То есть каждое из них по отдельности имеет одинаковый смысл. А если они пришли вместе, то одно из них указывает на некоторые смыслы, на которые они указывали по отдельности, а другое слово указывает на остальные.
Об этом заявила группа имамов. Сказал Абу Бакр аль-Исмаили в своем послании к жителям аль-Джабаль: «Многие из Ахлю Сунны и джама’ата сказали, что Иман – слова и дела, а Ислам – совершение того, чем Аллах обязал людей. Если было упомянуто одно из этих слов совместно с другим, как например: «Верующие и мусульмане едины», то одно из слов несет смысл отличный от второго. А если было упомянуто только одно из них, то оно включило в себя всё и обобщило».
Также об этом упомянул аль-Хаттаби в его книге «Ма’алим ас-Сунан»[134]. И последовала за ним в этом группа ученых, пришедших после него»[135].
Затем он, да помилует его Аллах, сказал: «При помощи этого разъяснения, которое мы упомянули, уходит разногласие. Поэтому говорится: «Если любое из слов Ислам и Иман придут по отдельности, то тогда между ними не будет разницы, а если они придут вместе, то тогда между ними будет разница. Правильное мнение относительно разницы между ними, что Иман – это признание сердца, его подтверждение и познание, а Ислам – это предание рабом себя Аллаху, подчинение Ему и смиренность перед Ним. Все это проявляется в делах и это является Религией, так как пророк ﷺ назвал Ислам Религией. Также в хадисе Джибриля пророк ﷺ назвал Ислам, Иман и Ихсан Религией. Это также из того, что указывает на то, что если одно из этих слов придет отдельно, то смысл второго входит в него. И между ними будет разница только тогда, когда они придут вместе. В таком случае под Иманом будет подразумеваться определенное признание сердца, а под Исламом определенные дела»[136].
Сказал шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах: «Однако, изначально правильное мнение это то, что разъяснил пророк ﷺ, когда был спрошен об Исламе и Имане. Он растолковал, что Ислам – это внешние дела, а Иман – это вера в шесть столпов. Если мы объединим Ислам и Иман, то мы не сможем сказать ничего, кроме того, что сказал пророк ﷺ. А если слово Иман придет отдельно, то оно включает в себя Ислам. А если придет отдельно Ислам, то с таким Исламом человек будет верующим без разногласий. Это и есть ответ. Может ли быть человек мусульманином, на которого нельзя сказать, что он верующий? Разговор об этом уже предшествовал»[137].