Образ Второго пришествия Христова

Второе пришествие Спасителя будет видимым, в человеческой плоти. После Вознесения Христова Ангелы говорят апостолам: "Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деян.1,11). Если в первый раз Господь приходил на землю в состоянии уничижения, то Второе пришествие Его будет со славой и величием: "приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими" (Мф.16,27) и "…сядет на престоле славы Своей" (Мф.25,31).

Явление Спасителя будет всеобщим и явным для всех живущих на земле: «Если скажут вам: 'вот, [Он] в пустыне', - не выходите; 'вот, [Он] в потаенных комнатах', - не верьте. Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого" (Мф.24, 26-27).

УЧЕНИЕ О ВОСКРЕСЕНИИ МЕРТВЫХ

Согласно "Пространному Катихизису", воскресение мертвых, которого мы чаем (т.е. ожидаем), есть "действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединяясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны". Таким образом, воскресение мертвых — это воссоединение души каждого человека со своим собственным телом.

Учение о воскресении мертвых присутствует уже в Ветхом Завете: "А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его…" (Иов.19,25-27). В этих словах с полной ясностью выражена идея сохранения личности: то же самое лицо, некогда жившее на земле, будет участником Воскресения. Не менее определенно о воскресении умерших говорится в пророческих книгах: "Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!.." (Ис.26,19); "И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" (Дан.12,2). Общепринятость среди иудеев веры в воскресение во дни земной жизни Господа подтверждается словами Марфы, сестры Лазаря: "знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день" (Ин.11,24).

Воскресение не есть облечение души в новое тело, по существу это будет то же самое тело, каким человек обладал в этой жизни: "Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие" (1 Кор.15,53). Учение о переселении душ (реинкарнации), характерное для ряда религиозных и философских учений, полностью несовместимо с библейским Откровением.

Воскресение умерших будет всеобщим и одновременным: "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1 Кор.15,22). Православная Церковь осудила так называемый хилиазм - учение о земном тысячелетнем царстве Христовом, согласно которому, сначала воскреснут праведники, которые будут царствовать со Христом на земле 1000 лет, а затем прочие. Это мнение противоречит ясному свидетельству Господа: "все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения" (Ин.5,28-29).

Тела тех людей, кто до времени общего Воскресения останутся в живых, мгновенно изменятся в «духовные и бессмертные». "Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся…" (1 Кор.15, 51-52).

КОНЧИНА МИРА

Одновременно с воскресением мертвых произойдет конецэтого видимого мира. Нынешний мир, существующий во времени и пространстве, движется к определенной цели и будет иметь завершение: "Небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят" (2 Пет. 3,10).

Однако этот конец будет означать не исчезновение материального мира, а его преображение, обновление. "И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали…" (Откр.21,1,2).

Наши рекомендации