Поистине, я (стараюсь) совершать молитву почти так же, как это делал пророк, да благословит его Аллах и приветствует »
(Сообщается также, что) при совершении последнего раката полуденной /зухр/, вечерней/‘иша/и утренней/субх/молитв после произнесения слов “Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу” Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, обычно взывал к Аллаху, обращаясь к Нему с мольбами за верующих и проклиная неверных.
433 (798). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Обычно с мольбами к Аллаху обращались1 во время закатной /магриб/и утренней/фаджр/молитв».
1 Конкретно здесь имеются в виду обращения к Аллаху со словами мольбы /кунут/ во время молитвы, а именно — во время последнего раката до или после поясного поклона. См. хадис № 515.
434 (799). Сообщается, что Рифа‘а бин Рафи‘ аз-Зураки, да будет доволен им Аллах, сказал:
Однажды мы совершали молитву (, находясь) позади пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Поднимая голову после поясного поклона, он говорил: “Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу”, а один человек, находившийся позади него, сказал: “Господь наш, хвала Тебе, хвала многая, благая и благословенная! /Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамду хамдан касиран, таййибан, мубаракaн фи-хи!/” Закончив молиться, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “Кто сказал это?” (Тот человек) ответил: “Я”. (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Я видел более тридцати ангелов, каждый из которых старался записать эти слова первым”».
Глава 349: Подняв голову после совершения поясного поклона, следует стоять спокойно.
435 (800). Сообщается, что Сабит сказал:
Обычно Анас, да будет доволен им Аллах, показывал нам, как молился пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и когда во время молитвы он поднимал голову после совершения поясного поклона, то стоял (так долго, что) мы говорили: “Он забыл (о земном поклоне)”».
Глава 350: Совершая земной поклон, следует сказать: «Аллах велик».
436 (804). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднимал голову после поясного поклона, он всегда говорил: “Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу; Господь наш, хвала Тебе”, (после чего иногда) обращался к Аллаху с мольбами за некоторых людей, называя их по именам (, например): “О Аллах, спаси аль-Валида Ибн аль-Валида, и Саламу бин Хишама, и ‘Аййаша Ибн Абу Раби‘у1, и слабых из числа верующих! О Аллах, будь суров с племенем мудар2 и сделай так, чтобы голод продолжался для него столько же, сколько и во времена Йусуфа!3” (Он говорил так, поскольку) в те дни восточная группа племён мудар выступала против него».
1 Здесь перечислены имена сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на тот момент времени находившихся в плену у его противников.
2 Общее название североаравийских племён, к числу которых относились и курайшиты.
3 Имеется в виду сильный голод, продолжавшийся в течение семи лет.
Глава 351: О достоинстве земного поклона.
437 (806). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
Однажды) люди спросили: «О посланник Аллаха! Увидим ли нашего Господа в День воскресения?» (В ответ) он сказал: «Разве сомневаетесь вы (, что сможете увидеть) полную луну в такую ночь, когда она не будет скрыта облаками?» Они сказали: «Нет, о посланник Аллаха». Он сказал: «А разве сомневаетесь вы (, что сможете увидеть) солнце, которое не скрыто тучами?» Они сказали: «Нет». (Тогда) он сказал: «Поистине, так же увидите вы и Его! В День воскресения люди будут собраны, и Он скажет: “Пусть каждый последует за тем, чему он поклонялся!” — и некоторые из них последуют за солнцем, некоторые — за луной, некоторые — за (теми, кого они считали) богами, а эта община вместе со своими лицемерами останется. И явится к ним Аллах, Который скажет: “Я — Господь ваш!” — они же станут говорить: “Это (будет) нашим местом, пока не придёт к нам Господь наш1, а когда Он придёт, мы узнаем Его!” Потом Аллах (снова) явится к ним и скажет: “Я — Господь ваш!” И тогда они скажут: “Ты — Господь наш!” И Он призовёт их, и будет воздвигнут над адом Сират2, и стану я первым из посланников, кто сможет пройти по нему с общиной своей, и в тот День никто не заговорит, кроме посланников, посланники же станут говорить: “О Аллах, спаси, спаси!” А в аду есть крючья, подобные колючкам са‘дана3».
(Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил): «Видели ли вы колючки са‘дана?» Люди сказали: «Да». (Тогда он продолжил): «(Эти крючья) действительно будут подобны колючкам са‘дана, однако никто, кроме Аллаха, не знает, сколь они велики. Они станут хватать людей сообразно делам их, и некоторые из них будут погублены за свои дела, а у других будут вырваны куски плоти, но потом они спасутся. А когда Аллах пожелает проявить милость по отношению к кому-нибудь из оказавшихся в огне, Он велит ангелам вывести (оттуда) тех, кто поклонялся (только) Аллаху. И они станут выводить (таких людей), узнавая их по следам (, которые останутся на них) от земных поклонов, ибо Аллах запретил огню уничтожать такие следы. Они будут выходить из огня, который уничтожит (тело) каждого (такого) человека полностью, если не считать следов от земных поклонов, и (такие люди) выйдут из огня обгоревшими до костей, а потом их польют водой жизни и они станут расти подобно тому, как прорастает семя из того, что приносит с собой поток. А потом, (когда) Аллах завершит Суд над (Своими) рабами, останется меж раем и адом (только) один человек, и он будет последним из побывавших в огне, который войдёт в рай. Лицо его будет обращено в сторону огня, и он скажет: “Господь мой, отврати моё лицо от огня, ибо ветер его отравил меня, а пламя сожгло меня!” (Аллах) скажет: “А если это будет сделано для тебя, будешь ли ты просить о чём-нибудь ещё?” Он скажет: “Нет, клянусь славой Твоей!” — и станет давать (в этом) Аллаху клятвы и обещания, какие Ему будет угодно. И Аллах отвратит его лицо от огня, когда же (этот человек) повернётся лицом к раю и увидит его великолепие, он умолкнет и будет молчать, сколько пожелает Аллах, а потом скажет: “О Господь мой, приблизь меня к вратам рая!” Тогда Аллах скажет ему: “Разве не давал ты клятв и обещаний, что не станешь просить ни о чём, кроме того, чего ты уже попросил?” (На это человек) скажет: “О Господь мой, да не окажусь я самым злосчастным из созданий Твоих!” (Аллах) спросит: “А не будешь ли ты просить ещё о чём-нибудь, если это будет сделано для тебя?” (Человек) скажет: “Нет, клянусь славой Твоей, больше я не попрошу ни о чём!” — и станет давать (в этом) своему Господу клятвы и обещания, какие Ему будет угодно. И Он приведёт его к вратам рая, когда же (человек) достигнет их и увидит красоту рая, его блеск и его радости, он умолкнет и будет молчать, сколько пожелает Аллах, а потом скажет: “Господь мой, введи меня в рай!” Тогда Аллах скажет: “Горе тебе, о сын Адама, сколь же ты вероломен! Разве не давал ты клятвы и обещания не просить ни о чём, кроме того, что было даровано тебе?” (На это человек) скажет: “О Господь мой, не делай меня несчастнейшим из Твоих созданий!” И тогда Всемогущий и Великий Аллах засмеётся, а потом позволит ему войти в рай и скажет: “Пожелай (чего-нибудь)”, и человек станет (высказывать свои) желания, а когда (желаний у него больше) не останется, Всемогущий и Великий Аллах скажет: “Добавь ещё то-то и то-то”, и Господь его Сам станет напоминать ему, а когда (желаний у него больше) не останется, Аллах Всевышний скажет: “Вот тебе (то, чего ты пожелал,) и ещё столько же!”»
(Сообщается, что) Абу Са‘ид аль-Худри сказал Абу Хурайре, да будет доволен Аллах ими обоими: «Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поведал, что Аллах скажет: “Вот тебе (то, чего ты пожелал,) и ещё вдесятеро больше!”» (На это) Абу Хурайра ответил: «Я запомнил только то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Вот тебе (то, чего ты пожелал,) и ещё столько же!”» Абу Са‘ид сказал: «Поистине, я слышал, как он сказал: “Вот тебе (то, чего ты пожелал,) и ещё вдесятеро больше!”»
1 В другой версии данного хадиса указывается, что люди не узнают Господа в первый раз, так как Он предстанет перед ними не в том облике, который они ожидали увидеть, исходя из известных им указаний на атрибуты Аллаха, о которых упоминается в Коране и сунне.
2 Сират — мост.
3 Колючее сладковатое на вкус растение, используемое в качестве корма для скота.
Глава 352: Касание носом земли при совершении земного поклона.
Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне было велено совершать земные поклоны (, опираясь) на семь костей: на лоб, — и при этом он указал рукой себе на нос1 — ладони, колени и кончики пальцев ног и не подбирая волосы и одежду2».
1 Этот жест означал, что при совершении земного поклона земли следует касаться и лбом, и носом.
2 Одно из возможных толкований этого сообщения состоит в том, что действия человека, который перед земными поклонами станет подбирать волосы и одежду, чтобы они не касались земли, будут проявлением гордыни.
Глава 353: Необходимо посидеть некоторое время между двумя земными поклонами.
439 (821). Сообщается, что однажды Анас, да будет доволен им Аллах, сказал (людям):