Информации по оценке знаний

Оценка качества знаний студентов предполагает 3 вида контроля:

1. Текущий контроль:

- посещение лекции (7+3 поощрительных баллов) активная работа в процессе семинарских занятий (15);

- выполнение требований СРС (самостоятельное решение всех видов СРС.) (15);

2. Промежуточный контроль:

- предусматривается в промежутках между 2 частями (разделами)

курса, проводится в виде тестовых и письменных работ по вариантам и т.д. (20);

З. Итоговый контроль — сдача экзамена по дисциплине (40).

Политика выставления оценок

Примерная схема оценки знаний по дисциплине

  Виды занятий и работ студентов Количество баллов min/ max
I Текущий контроль: Лекция СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ СРС 20/40 5/10 7*1=7 (3 поощрительных балла) 7,5/15 15*1=15 7,5/15 15*1=15
II Промежуточный контроль: Рубежный контроль 1 Рубежный контроль 2     5/10 5/10
  Итого: 10/20
III Итоговый контроль Экзамен   20/40
  Всего 50/100

Примерная схема оценки знаний студентов

На экзамене

  Экзаменационная оценка Оценка в баллах (в %)
1. Текущий контроль Промежуточный контроль 20/40   10/20
2. Итоговый контроль 20/40
. Итого: 50/100

Шкала оценки знаний студентов

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент баллов Процентное содержание баллов Оценка по традиционной системе
А 4,0 95-100 отлично
А- 3,67 90-94
В+ 3,33 85-89   хорошо
В 3,0 80-84
В- 2,67 75-79
С+ 2,33 70-74     удовлетворительно
С 2,0 65-69
С- 1,67 60-64
Д+ 1,33 55-59
Д 1,0 50-54
F 0-49 неудовлетворительно

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Тема 1. Политика РК в сфере религии. Законодательство о религии

Цель:Ознакомление с политикой РК в сфере религии и Законом РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».

План

1. Казахстанская модель межэтнического и межконфессионального согласия.

2. Развитие религиозных институтов.

3. Понятие о свободе вероисповедания. Законодательство Республики Казахстан о религии.

4. Принципы межконфессионального диалога. Толерантность в межконфессиональных отношениях.

1. Казахстанская модель межэтнического и межконфессионального согласия.В Казахстане сложилась устойчивая модель взаимодействия этносов и религий, обеспечивающая стабильность и атмосферы созидания и согласия в обществе. Как отметил Президент Нурсултан Назарбаев, «наша модель межнационального и межрелигиозного согласия – это реальный вклад Казахстана в общемировой процесс взаимодействия различных конфессий».

Республика Казахстан с момента обретения независимости проводит взвешенную государственную политику в религиозной сфере. Ситуация в сфере религии и межконфессиональных отношений в Республике Казахстан за последние два десятилетия значительно изменилась. Одной из характерных особенностей развития на данном этапе стало неуклонное возрастание роли религии в жизни общества. Повышается ее авторитет и статус, расширяются функции, растет число верующих и религиозных объединений.

Население Казахстана представлено самыми разными этническими и религиозными группами. От согласия и мирного сотрудничества людей с разными убеждениями и вероисповеданиями зависит сохранение и укрепление политической стабильности, развитие экономики и социальный прогресс. С этой целью государство проводит политику поддержания межэтнического и межконфессионального согласия, поддержания атмосферы толерантности и конструктивного диалога, предупреждения проявлений экстремизма.

Казахстанский опыт в сфере религиозного согласия во многом уникален. В республике представлен широкий спектр религиозных объединений: от традиционных вероучений (ислам и христианство) до новых, нетрадиционных, ранее не представленных в стране религиозных движений.

Общепризнанным достижением Казахстана стало построение демократического и светского государства, в котором обеспечивается равенство возможностей экономического, социального, культурного, духовного развития для представителей всех групп населения. Принципы межэтнического и межконфессионального согласия реализуются как в политике центральных органов, так и в каждом регионе. Широкую поддержку в деле межконфессионального согласия оказывают национально-культурные центры, религиозные объединения.

В современном Казахстане традиционно высокими остаются религиозная и этническая толерантность. В процессе построения демократического общества коренным образом изменились отношения между государством и религиозными объединениями. В соответствии с Конституцией и принятым в 1992 году Законом РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» получил законодательное закрепление принцип свободы вероисповедания. Государство признало равенство всех граждан, независимо от их этнической или религиозной принадлежности. Запрещены любые ограничения общечеловеческих и гражданских прав.

Следует помнить, несмотря на то, что в Казахстане сложилась устойчивая модель межэтнического и межконфессионального согласия, ее поддержание требует неустанных усилий и со стороны государства, и со стороны гражданского общества, в том числе и религиозных объединений. Необходим постоянный мониторинг ситуации в данной сфере, взаимодействие всех заинтересованных сторон.

Подводя итоги, следует выделить основные принципы, на которых строятся межконфессиональные отношения в Казахстане.

1. Конституция и законы страны гарантируют защиту свободы совести и вероисповедания.

Конституция запрещает любые формы дискриминации по конфессиональному, этническому и иным признакам. Страна присоединилась к важнейшим международным соглашениям и договорам в области прав человека, в том числе к фундаментальным пактам ООН в этой сфере.

2. Государство создает равные и благоприятные условия для реализации конфессиями своих функций.

Несмотря на то, что большинство населения Казахстана считает себя мусульманами, это не мешает полноценному функционированию других вероисповеданий. За годы независимости количество православных, католических и протестантских общин выросло в несколько раз. Действуют организации иудеев и буддистов.

3. Важным направлением политики государства является поддержка межконфессионального диалога. По инициативе Президента Нурсултана Назарбаева создан такой уникальный институт межнационального и межконфессионального диалога, как Ассамблея народа Казахстана.

Государственную политику в сфере религии в пределах своих полномочий реализует целый ряд органов. В 2006 г. был создан уполномоченный орган – Комитет по делам религий в составе Министерства юстиции Республики Казахстан. В 2010 г. Комитет по делам религий был передан в ведение Министерства культуры.

В мае 2011 г. указом Президента Республики Казахстан Комитет по делам религий был преобразован в Агентство Республики Казахстан по делам религий и выведен из состава Министерства культуры. При этом Агентству переданы функции и полномочия в сфере межконфессионального согласия, обеспечения прав граждан на свободу вероисповедания и взаимодействия с религиозными объединениями.

2. Развитие религиозных институтов.В Казахстане за два десятилетия независимости произошел значительный количественный и качественный рост религиозных институтов. Численность религиозных объединений увеличилась в несколько раз, возрождаются духовные традиции, строятся новые культовые сооружения – мечети, церкви, молитвенные дома, синагоги. Возрос уровень религиозности населения. По оценкам экспертов, количество верующих увеличилось по сравнению с серединой 80-х гг. почти в два раза – с 20-25 до 90-95 %. Эти процессы стали следствием проводимой политики, направленной на обеспечение свободы совести, духовного возрождения, сохранение и укрепление гражданского мира и межнационального согласия в стране.

По числу верующих традиционно лидируют религиозные объединения мусульман и православных христиан, которые составляют свыше 90 % верующих.

За годы независимости роль религии в жизни нашего общества существенно возросла. По состоянию на 1 января 2013 г. в общем числе религиозных объединений представлены: ислам – 2229, Русская православная церковь – 279, Римско-католическая церковь – 79.

Рост значимости религиозного фактора в жизни современного казахстанского общества очевиден. Его динамика и особенности выражаются в следующих формах:

- усиливается влияние религии на многие сферы социально-политической жизни;

- возрастает воздействие религиозных объединений на повседневную жизнь широких кругов населения;

- расширяется сфера религиозного образования, укрепляется его финансовая и материальная база;

- активизируется миссионерская и пропагандистская деятельность в Казахстане религиозных организаций из различных зарубежных стран.

Характеризуя религиозную ситуацию в Республике Казахстан, необходимо отметить, что она напрямую определяется общим социально-политическим и экономическим положением страны. С укреплением экономики и демократизацией общества ослабнет дестабилизирующий потенциал целого ряда настораживающих тенденций в религиозной сфере.

Одним из основных факторов стабильного общественного развития и улучшения благосостояния всех народов является мирный межконфессиональный диалог, на пути которого осуществлен целый ряд заметных шагов.

Мирное сосуществование религий, противодействие распространению экстремизма – приоритетные факторы внутренней и внешней политики Казахстана. Конфликты на религиозной и этнической основе, ограничение культурных, социальных, политических прав, дискриминация по этническому или конфессиональному признаку могут послужить причиной нестабильности национально-государственных систем и роста напряженности международных отношений.

В условиях глобализации и дальнейшего роста международных контактов стало очевидным, что на ситуацию в Казахстане оказывают влияние глобальные геополитические тенденции, а также события в соседних регионах, прежде всего в СНГ, Центральной Азии и на Ближнем Востоке. Поскольку некоторые соседние страны переживают серьезные социально-экономические трудности, необходимо учитывать данный фактор при формировании политики в сфере межконфессиональных отношений. Казахстан не должен допускать импорта террора и насилия или превращаться в прибежище для экстремистов и террористов. Внешние угрозы не должны негативно отразиться на ситуации в стране.

3. Понятие о свободе вероисповедания.История свидетельствует, что отношение общества к религии в разные эпохи существенно отличалось. Некоторые государства провозглашали одну из религий главной и объявляли принадлежность к ней обязанностью любого гражданина. В других государствах дело доходило до полного запрета религии и права людей верить в Бога. В наши дни общепризнанным стало признание права человека на свободу вероисповедания.

Великий немецкий философ Иммануил Кант считал одним из самых значительных право на независимое личное суждение о Боге и мироздании, поскольку «несовершеннолетие в делах религиозных не только наиболее вредное, но и наиболее позорное». Однако человечество очень долго шло к современному пониманию свободы вероисповедания. С древнейших времен государства строились на религиозной основе, власть признавалась исходящей от Бога и должна была соответствовать догматам господствующей религии. Все население государств, как правило, принадлежало к одной вере. Но нередко возникала проблема взаимоотношений с представителями иных вероисповеданий. Это приобретало важность, когда страна расширялась за счет военных захватов или присоединения новых территорий.

Признание права самому выбирать свои религиозные убеждения – одно из самых ценных завоеваний гуманистической мысли. Одним из первых это сформулировал английский философ Джон Локк в конце XVII в. в «Письмах о веротерпимости». Он заявил о необходимости разделения государства и церкви и признании государством свободы религии. Локк считал необходимым предоставление людям права религиозного самоопределения и призывал к равноправию граждан независимо от конфессиональной принадлежности. Локк и другие мыслители эпохи Просвещения считали свободу совести одним из естественных прав личности, которые даются ей от природы и не могут быть отобраны вследствие произвола.

Появление материалистического мировоззрения поставило вопрос и о признании права человека не принадлежать ни к одной религии, то есть быть атеистом. До этого речь шла лишь о выборе одной религии из ряда возможных. Сама мысль о том, что человек вообще не верит в существование Бога, казалась кощунственной. К людям, заявлявшим о том, что Бога нет, относились намного хуже, чем к иноверцам. Только в прошлом веке атеизм стал восприниматься как обычное явление.

История распорядилась так, что победившее в некоторых странах атеистическое мировоззрение послужило основой нетерпимости и вражды. Победа коммунистической идеологии в Советском Союзе привела к началу широкой кампании по борьбе с религией. Были закрыты и уничтожены тысячи церквей, мечетей, костелов и синагог. Многие священнослужители подверглись репрессиям. Немало верующих погибло в годы Гражданской войны. Тем не менее, полного искоренения религии не произошло, просто большинство предпочитало не говорить о своих взглядах. Так, православные и католики отмечали Пасху и Рождество, мусульмане праздновали Курбан-айт и Ораза-айт, многие регулярно посещали церкви или мечети.

Возрождение роли религии в духовной жизни общества в бывших социалистических государствах стало возможным только после отказа от коммунистической идеологии. Людям вернули право посещать храмы. Религиозные объединения издают газеты, со страниц которых пропагандируют свои взгляды. Общество наконец, смогло осознать значимость духовного наследия, нравственного потенциала мировых религий.

Современное понимание прав человека и свободы вероисповедания определяется общепризнанными международными соглашениями, принятыми ООН, ОБСЕ и другими организациями. Одним из важнейших документов стала «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

Ниже приведены ключевые статьи данной декларации, касающиеся свободы вероисповедания:

«Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Статья 18. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Статья 29. 1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

Таким образом, в наши дни свобода вероисповедания понимается как одна из основных и фундаментальных свобод человека. Свобода вероисповедания включает право индивидуально или совместно с другими исповедовать любую религию, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Законодательство Республики Казахстан о религии.С момента обретения независимости в Казахстане проводится взвешенная государственная политика в области межконфессиональных отношений в стране.

Конституция Казахстана утверждает равенство всех граждан страны независимо от их национальной или религиозной принадлежности. Культура и духовное наследие всех этнических групп в нашей стране рассматривается как общенациональное достояние. Всем гражданам гарантируются равные права в отстаивании и реализации своих интересов.

Согласно Статье 1 Конституции, Казахстан является демократическим, светским и правовым государством. Свобода совести является одним из важнейших прав человека, признанным Конституцией.

Основные принципы регулирования государственной политики в сфере религии закреплены в Конституции Республики Казахстан, гарантирующей каждому свободу совести и Законе «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», который был принят в октябре 2011 года.

В положении Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» предусматривается запрет на деятельность религиозных объединений склоняющих своих адептов к разрушению семьи, препятствующих получению ими и их близкими обязательного среднего образования; принуждающих последователей к отказу от принадлежащего им имущества в пользу этого объединения, его руководителей и других членов.

Важной составляющей Закона является то, что значительно расширился перечень оснований для проведения религиоведческой экспертизы, отнеся к ним обращения физических и юридических лиц в уполномоченный орган, поступление религиозной литературы, иных информационных материалов религиозного содержания в библиотечные фонды учреждений и организаций Республики Казахстан, а также регистрацию миссионеров и религиозных объединений.

Государственная политика в области религии основана на принципах отделения религии от государства, свободы совести и свободы вероисповедания, равенства религиозных объединений, невмешательства государства во внутреннюю деятельность религиозных объединений, сотрудничества государства с религиозными объединениями.

Таким образом, законодательство Республики Казахстан провозглашает светский характер государства и обеспечивает право каждого на свободу вероисповедания.

В целях реализации положений Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» проведена государственная регистрация/перерегистрация религиозных объединений, которая завершилась 25 октября 2012 г.

Перерегистрация позволила обновить и получить прозрачные данные о реально существующей религиозной ситуации, которая складывается из деятельности каждого религиозного объединения. Кроме того, была усовершенствована классификация конфессий Казахстана, что позволило установить их более точное число: не 46, а 17.

Так, ислам в Казахстане представляет Духовное управление мусульман. 19 июня 2012 г. зарегистрировано республиканское исламское религиозное объединение «Духовное управление мусульман Казахстана». В настоящее время прошли перерегистрацию в качестве филиалов 2 228 мечетей во всех регионах страны.

Таким образом, практически сформирована единая монолитная исламская организация. Данное республиканское исламское религиозное объединение проповедует исламскую веру суннитского направления согласно учениям мазхаба Абу Ханифы и вероубеждениям имама Матруди, учитывая исторические особенности ислама на территории республики.

Православие представлено Православной церковью Казахстана, в которой произошли изменения, связанные с выстраиванием ее структуры. 17 октября 2012 г. получило свидетельство республиканское религиозное объединение – Митрополичий округ, объединивший 9 епархий и 261 приход. Кроме того, в рамках православного поля начали действовать по новому закону Армянская апостольская церковь и 8 старообрядческих церквей.

В Казахстане действуют 79 субъектов Римской католической церкви, завершена регистрация 4 иудейских общин и 2 буддистских объединений. Из действовавших ранее 666 протестантских религиозных объединений прошли перерегистрацию 462, или 69%, остальные пойдут на ликвидацию. Не подала на перерегистрацию большая часть нетрадиционных объединений. Из 48 нетрадиционных организаций зарегистрированы 16 объединений, остальные 32 будут ликвидированы в судебном порядке по обращению Министерства юстиции РК.

В целом, из существовавших на 1 января 2011 года 4 551 религиозного объединения и малочисленных религиозных групп, не имеющих признаков юридического лица, представлявших 46 конфессий и деноминаций, на религиозном поле Казахстана остались 3 088 религиозных объединений и их филиалов, представляющих 17 конфессий.

Таким образом, количество религиозных объединений сократилось на 32%, или одну треть.

4. Принципы межконфессионального диалога.Роль межконфессионального диалога в современном мире велика. Это связано с тем, что тесное взаимодействие духовных лидеров может снять или смягчить противоречия между народами и странами. Это, безусловно, поможет установлению атмосферы мира и стабильности. Диалог способствует объединению верующих различных конфессий в борьбе против глобальных проблем всего человечества.

Диалог религий – это огромная ответственность, которую не каждая страна могла бы взять на себя. Само понятие диалога в данном контексте требует пояснения. Такое общение подразумевает не просто желание усадить за общий стол представителей разных вероисповеданий, конфессий, направлений и подвести их под общий знаменатель единых убеждений. Необходимо четко представлять предмет и рамки этого диалога. Никто не должен покушаться на самое святое – на веру, заставляя приверженцев других религий принимать чуждые им догматы. Никто не должен навязывать собственные системы культа, ритуалы или обычаи, доказывая их превосходство. Исходным моментом диалога должно стать признание того, что для любого верующего именно его религия является единственно истинной и самой близкой к Богу.

Современный диалог религий не имеет ничего общего со средневековыми диспутами, на которых теологи, представляющие различные вероисповедания, пытались доказать преимущество собственной веры и разоблачить чужую. Обсуждаться должны вопросы, которые связывают разные конфессии в рамках общества, разных государств, регионов и мира в целом. Прежде всего это касается роли религии в общественной жизни и обеспечении международного мира.

Диалог между религиями может стать действенным и полезным, только если его участники будут придерживаться следующих принципов:

- толерантность и уважительное отношение ко всем участникам диалога, особенностям их религиозных убеждений. Толерантность проявляется в терпимом отношении представителей одной веры к тем, кто придерживается других вероучений;

- равноправие всех партнеров и возможность свободного выражения мнений, видений и убеждений. Ни у кого из участников диалога не должно быть привилегированного положения по отношению к другим;

- диалог не должен быть нацелен на обращение в свою веру представителей других религий либо на демонстрацию превосходства одной религии над другими. Целью диалога является не устранение различий между религиями, а поиски общих ценностей и духовных принципов;

- диалог должен быть нацелен на преодоление предрассудков и неправильного толкования других религий, что создаст атмосферу взаимопонимания;

- диалог должен быть ориентирован на поиск путей мирного сосуществования и сотрудничества всех народов.

Толерантность в межконфессиональных отношениях.Фундаментальной основой межконфессионального диалога, ориентированного на общечеловеческие ценности, является толерантность. Дословно это понятие переводится как терпимость или веротерпимость, однако в отношениях между религиями простой терпимости недостаточно. Ведь терпимость – это всего лишь некритическое отношение к чужим взглядам, в том числе ошибочным. Необходимо более глубокое понимание толерантности.

Наступило время дать более объемную трактовку принципа толерантности, тем более что он продолжает наполняться новым конкретным содержанием в контексте межрелигиозного диалога.

Современное понимание толерантности утвердилось благодаря мыслителям эпохи Просвещения, идеи которых отразились в принятой в 1789 г. Учредительным собранием Франции «Декларации прав человека и гражданина». Эта декларация стала одним из первых официальных документов, провозгласивших свободу мысли и слова. В 1995 г. ЮНЕСКО приняла «Декларацию принципов терпимости», в которой толерантность признана всеобщей ценностью и основополагающим компонентом уважения и правильного понимания культурного многообразия мира, религий, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

Хотя по своему содержанию понятие «толерантность» близко к понятию «терпимость», однако понимать эти термины как полностью синонимичные и взаимозаменяемые было бы неверным. В «Краткой философской энциклопедии» дано такое определение: «Толерантность – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции».

Понятие «терпимость» можно считать достаточно узким, ведь оно указывает на некую ограниченность: предполагается, что человек вынужденно терпит то, чего не выносит. Между тем термин «толерантность» имеет более широкое значение, вбирая в себя ценностные установки на сдержанность, уважение и тактичность, способность понимать и прощать.

Таким образом, следует определить толерантность как уважение и признание равенства, многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от доминирования и насилия, а также готовность принять других такими, какими они являются, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Ключевые понятия

Межконфессиональность, межэтничность, вероисповедание, религиозный институт, толерантность, межконфессиональный диалог.

Вопросы для самоконтроля

• Что означает понятия межконфессиональность и межэтничность?

• Как развивались религиозные институты в Казахстане.

• Какие существуют законодательные акты регулирующие деятельность религиозных организаций в РК.

• Раскройте основные принципы межконфессионального диалога.

Рекомендуемая литература

1 Закон Республики Казахстан от 11 октября 2011 г «О религиозной деятельности и религиозных объединений».

2 ІІ Съезд лидеров мировых и традиционных религий. – Алматы: «Өнер», 2006.

3 Абуов, А.П. Мировоззрение Ходжа Ахмета Ясави / Абуов, А.П – Алматы, 1997.

4 Бокаева, А., Религиозные объединения города Караганды / Бокаева, А., Смагулов Е.М. – Караганда: Изд-во КарГУ, 2007.

5 Гараджа, В. Религиоведение / Гараджа, В. – М., 1994.

6 Гарифолла, Е. Основы религиоведения / Гарифолла, Е., Абуов, А.П., Бегалинова, К.К., Смагулов, Е.М. – Алматы: «Білім», 2010.

7 Глобальный диалог во имя мира. Выступление Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на III Съезде лидеров мировых и традиционных религий // «Казахстанская правда», 02.07.2009.

8 Дворкин, А. Сектоведение. Тоталитарные секты: Опыт систематического исследования / Дворкин, А. – Н. Новгород, «Христианская библиотека», 2002.

Наши рекомендации