Хадис 224. В каком случае молящийся может убить змею или скорпиона?

Передают со слов Абу Хурейры, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Во время намаза убивайте змей и скорпионов». Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, а Ибн Хиббан назвал его достоверным.

Комментарий:

Хадис указывает на то, что убивать змей и скорпионов во время намаза обязательно, так как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, повелел делать это. Согласно другому мнению, делать это желательно, но не обязательно. Хадис указывает на то, что любые необходимые действия, направленные на убийство этих двух животных, не делают намаз недействительным, независимо от того, значительны они или нет. Такого мнения придерживалось большинство ученых. Передают, что им руководствовались ‘Али ибн Абу Талиб, Ибн ‘Умар, аль-Хасан аль-Басри, Абу аль-‘Алийа, ‘Ата и другие последователи.

По мнению хадавитов, подобные действия делают намаз недействительным. На основании хадиса Абу Хурейры они разрешают прервать намаз для того, чтобы убить змею или скорпиона, проводя аналогию с другими значительными действиями, вызванными необходимостью, такими как спасение утопающего и пр.

Некоторые ученые перечисляли условия, при которых разрешается убивать этих животных во время намаза. Ибн Абу Шейба передал со слов Катады, что змею не надо убивать, если она не нападает на молящегося. Однако самым правильным является первое мнение, поскольку оно опирается на очевидный смысл достоверного хадиса. См. «Субуль ас-Салам», т. 1, с. 218.

Глава 4. Сутра.

Хадис 225. Тяжесть прохождения непосредственно перед молящимся.

Передают со слов Абу Джухеймы ибн аль-Хариса, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если бы тот, кто проходит перед молящимся, знал, какой грех он берет на душу, то предпочел бы простоять сорок, нежели пройти перед ним». Абу ан-Надр сказал: «Я не знаю, что он сказал: сорок дней, месяцев или лет». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и в такой форме он встречается у аль-Бухари. Аль-Баззар передал его через другую цепочку рассказчиков, и в нем говорится: «…сорок лет».

Комментарий:

Намаз - это беседа с Всевышним Аллахом, и если кто-либо проходит перед молящимся, то он прерывает эту беседу и вносит в нее путаницу. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сообщил, что это является тяжким грехом, если бы проходящий знал о его величине, то предпочел бы простоять долгое время, нежели пройти перед человеком, совершающим намаз.

Из этого хадиса следует, что проходить перед тем, кто совершает намаз, запрещено, если перед ним нет предмета, отгораживающего место моления. Такой предмет называется сутрой. Также запрещается проходить между молящимся и сутрой, которая отгораживает его спереди. Ранее мы уже отмечали, что нежелательно совершать намаз на дороге или в других местах, где проходят люди для того, чтобы награда за молитву не уменьшалась, и для того, чтобы не доставлять беспокойства прохожим.

Рассказчик хадиса по имени Абу ан-Надр сомневался, какой именно срок имел в виду Пророк, мир ему и благословение Аллаха: сорок дней, месяцев или лет. Согласно наиболее достоверному мнению, он не имел в виду какой-либо определенный срок, а хотел подчеркнуть строгость данного запрета. Арабы использовали такие выражения, чтобы обратить внимание на величину чего-либо. Подобный оборот встречается в следующем аяте: «Будешь ли ты просить прощения для них или не будешь делать этого, Аллах все равно не простит их, даже если ты попросишь для них прощения семьдесят раз, ибо они не уверовали в Аллаха и Его Посланника» (9:80).

Это мнение подтверждается версией, переданной Ибн Хиббаном и Ибн Маджой: «Если бы кто-либо из вас знал, какой грех он берет на душу, проходя перед своим братом во время намаза, то предпочел бы простоять в течение ста лет, нежели сделать этот шаг». См. «Тайсир аль-‘Аллам», т. 1, с. 233, 234.

Наши рекомендации