Глава 2. Бог возложит на вас больше, чем вы можете нести
Я знаю Эда Джексона много лет. Он всегда преуспевал в бизнесе. В колледже все восхищались им, когда он выступал полузащитником в футбольной команде. По окончании учебы Эд сразу занял пост, заслужить который другим понадобилось бы лет десять. Вскоре Эд женился на своей возлюбленной Джулии, прекрасной девушке, с которой он встречался в колледже, и спустя короткое время у них уже было двое красивых, как с картинки, малышей. Он был человеком, которому позавидовали бы многие. Он был живым воплощением американской мечты — успешная карьера, богатая жизнь, красивая жена и двое необыкновенных детей. Казалось, что все в жизни преподносится ему, как на блюдечке.
Однажды, зайдя в свой кабинет после нескольких дней отсутствия, Эд обнаружил на столе лист бумаги со словами: “Зайди ко мне. Кент”. Эд вошел в кабинет начальника, даже не подозревая, что там его ждет еще один лист бумаги. Это было уведомление об увольнении через тридцать дней. Кент объяснял что-то насчет нового директора, который хотел привести с собой своих людей. Эд помнит страдальческое выражение лица Кента, когда тот сообщал ему столь плохую новость. Кент был не только непосредственным начальником, он успел стать другом.
Три недели спустя Эд сидел со мной в ресторане и рассказывал о своей боли: “Просто бессмыслица какая-то. Это единственная ситуация, в которой я не могу найти решения. Ну и влип же я! Не знаю, что и делать!”. Не думаю, чтобы в тот момент он искал ответов. Иногда людям просто хочется излить другу свою боль и досаду, не ожидая немедленной помощи. Я чувствовал, что это один из таких моментов. Я искренне сочувствовал ему, пытаясь выказать мою озабоченность и любовь к нему и его семье.
В течение последующих недель я поделился с Эдом некоторыми библейскими истинами, относящимися к его ситуации. Не раз он говорил: “Мне трудно. Моя жизнь полностью вышла из-под контроля!”. Наконец настал момент, когда я почувствовал, что сейчас самое время с любовью сказать ему истину.
“Да, Эд. У тебя сейчас большие трудности, но ты не идешь ко дну. Твоя жизнь не вышла из-под контроля. Просто контролируешь еене ты”.
“Это духовное нападение сатаны!” — быстро подхватил он.
“Я попросил бы тебя не приписывать столь поспешно своих трудностей врагу, — ответил я. — Возможно, это рука Бога, Который трудится в твоей жизни, чтобы исполнить уготованное Им для тебя”.
Легко обвинить в своих трудностях врага, если мы не можем понять смысла обстоятельств, сложившихся в нашей жизни. Но, поступая так, мы совершаем ошибку, не понимая, что эти трудности могут быть рукой Божией, действующей в нашей жизни. Величайшие возможности для духовного роста часто проявляются в виде бедствий. Проблемы могут оказаться нашим личным эскортом, который должен привести нас прямо в Богом уготованное место.
Предстоя водам глубоким
Подобно Эду, Иисус Навин знал, что значат воды глубокие. Должно быть, он пробудился ото сна еще на заре того дня, когда ему предстояло, перейдя через реку Иордан, ввести Израиль в Страну обетованную, в Ханаан. Сердце его, наверное, учащенно билось при мысли о том, как перевести два с половиной миллиона человек через полноводную реку. Этот особый день люди запомнили бы навсегда, если только не утонут.
Между пустыней, где стоял Израиль, и обетованной землей протекает Иордан. На протяжении около ста километров от южной оконечности Тивериадского озера до северной оконечности Мертвого моря река при обычных условиях имеет ширину около тридцати метров и достигает глубины до трех метров в самых глубоких местах. Река опускается с примерно двухсот метров ниже уровня мирового океана у Тивериадского озера до почти четырехсот метров ниже уровня мирового океана у Мертвого моря. Слово “Иордан” означает “спускающийся”. Самой большой проблемой, с которой Израиль мог столкнуться при переходе реки, было стремительное течение, обусловленное географическими особенностями долины.1 В некоторых местах воды Иордана текут под уклонбыстро. Фактически по пути к Мертвому морю можно встретить двадцать семь участков быстрины.
Когда пришло время переходить реку, израильтяне уже провели три дня, стоя лагерем на берегу и глядя на ее стремительное течение. Они знали, что быстрое течение реки может затруднить переход при обычных условиях, но в тот момент условия не были обычными. Был сезон жатвы, “Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пшеницы” (Нав. 3:15). Бог не избрал для пересечения реки Иордан Своим народом и вхождения в Ханаан времени, когда это трудно сделать. Он подождал пока наступит момент, когда для людей окажется невозможным сделать это своими силами.
Эд жил тысячи лет спустя после Иисуса Навина, но их проблемы были подобны. Оба они столкнулись с обстоятельствами, из которых невозможно было найти выход, не случись чуда. Безвыходные — именно такие ситуации любит создавать Бог для тех, кто следует за Ним. Только утратив надежду на собственные силы в одолении предлежащего ему поприща, верующий войдет в Землю Благодати. Бог не просто позволяет нам оказаться в безвыходном положении. Как повелитель всех обстоятельств, Он часто создает такие ситуации, чтобы покончить с нашей самонадеянностью.
Наши культурные традиции ценят уверенность в себе, фактически часто дажепочитают ее. И все же для Бога наша уверенность в себе вообще не имеет никакой ценности. Его мысли и пути не совпадают с нашими. Он желает привести нас туда, где мы осознаем, что не сможем успешно жить за счет собственных усилий. Он хочет, чтобы мы увидели, что не можем добиться победоносной жизни. Скажем точнее, мы должны всецело принять ее в дар. Однако переход туда, где мы отказываемся от нашей уверенности в себе, для большинства из нас проходит тяжело. Бог может вложить дар победы только в открытые ладони, а не в кулаки, в которых судорожно зажато наше собственное достояние. Часто единственным средством привести нас туда, где мы сможем получить этот дар, будет ниспослать потоп в нашу жизнь. Только оказавшись там, где слишком глубоко, чтобы самостоятельно распоряжаться своей жизнью, мы, вероятнее всего, предадим себя всецело в Его любящие руки.