Когда животное приобретается с намерением принести его в жертву взамен выбранного ранее животного.
Например, если человек уже определил какое-то животное в качестве жертвенного (удхия), но это животное пришло в негодность по причине недосмотра и упущений самого хозяина, то ему нужно купить другое животное с намерением заменить им испорченное. В этом случае вновь купленное животное приобретает статус жертвенного на основании самой покупки с таким намерением. Новое животное служит заменой ранее определенному жертвенному животному и перенимает его статус со всеми сопутствующими шариатскими положениями.
Если же животное покупается для принесения в жертву (удхия), но не для того, чтобы заменить им ранее определённое жертвенное животное, то тогда сам акт покупки с целью жертвоприношения не даёт животному статус жертвенного. Это подобно ситуации, когда человек покупает раба, желая его освободить, однако раб не становится свободным только на основании акта его покупки, необходимо соответствующее заявление хозяина после завершения покупки.
Другой пример: человек желает купить какую-то вещь, чтобы сделать её вакфом, однако эта вещь не превращается в вакуфное имущество только по причине её покупки, и, так же как и в первом примере, необходимы дальнейшие действия и заявления владельца имущества, чтобы оно приобрело статус вакфа. Поэтому, если человек покупает скотину, желая (намереваясь) принести ее в жертву, то следует помнить, что животное не получает статус жертвенного лишь на основании покупки с намерением жертвоприношения, но необходимы другие действия, упомянутые в первом и втором пунктах.
И Всевышнему все известно лучше. Пусть Аллах дарует мир и благословение пророку Мухаммаду и его семье. Хвала Аллаху, Господу миров.
o [1] Арабский оригинал данного конспекта изложен на 19-ти страницах.
o [2] Т.е. верблюдов, коров, овец и коз.
o [3] ‘Ид аль-Адха– праздник жертвоприношения, который знаменует окончание ежегодного паломничества (Хадж) к Дому Аллаха в городе Мекка для совершения соответствующих обрядов, предписанных Аллахом.
o [4] Хадис привели Ахмад и ат-Тирмизи, который сказал: «Хадис хороший (хасан)».
o [5] В хадисе использовано слово «джаза’а», что означает: овца или баран старше шести месяцев.
o [6] Хадис привели аль-Бухари и Муслим.
o [7] Хадис привели аль-Бухари и Муслим.
o [8] Хадис привели аль-Бухари и Муслим.
o [9] Хадж – паломничество к Дому Аллаха в городе Мекка для совершения соответствующих обрядов, предписанных Аллахом.
o [10] Таматту’ и кыран – два способа из трёх вариантов совершения Хаджа, третий способ называется ифрад. Одна из особенностей Хаджа-таматту’ и Хаджа-кыран, которой они отличаются от Хаджа-ифрад, заключается в том, что в завершении таматту’ и кырана необходимо в обязательном порядке совершить жертвоприношение. Более подробно о разнице данных способов совершения Хаджа читайте в пособиях по выполнению Хаджа.
o 1 Жертвоприношение, совершаемое паломниками во время Хаджа, называется «хадй» (هدي), а жертвоприношение, совершаемое мусульманами во время Ид-аль-Адха (Курбан-Байрам) и не связанное напрямую с обрядами Хаджа, называется «удхия» (أضحية).
o [11] Каждое из данных видов животных может быть как мужского, так и женского пола.
o [12] В арабском языке каждый этап жизни животного имеет своё название. Словом «джаза’а» (جذعة) арабы называют овец, достигших шести месяцев.
o [13] Зрелая (Санийя/ثنية) – это также одно из названий возраста домашнего скота в арабском языке. У разных животных возраст «санийя» различен.
o [14] Мусинна (مسنة) - это более широкое понятие, чем «санийя». Если «санийя» – это животное, только достигшее зрелости, то «мусинна» более широкое понятие, которое включает в себя все возрастные этапы животного, начиная со зрелости (санийя) и старше.
o [15] Хадис привёл Муслим.
o [16] Говоря иначе, возраст жертвенного верблюда должен быть не менее пяти лет, коровы не менее двух лет, козы не менее года, овцы не менее шести месяцев.
o [17] Данную особенность животноводы определяют по поведению и внешнему виду животного.
o [18] Хадис привёл Малик в сборнике «аль-Муватта» со слов Бараа ибн ‘Азиба.
o [19] Имеется в виду животное, временно отданное в качестве залога за долг.
o [20] День Заклания (яум ан-нахр/ يوم النحر) – десятый день месяца Зу-ль-хиджа, который является двенадцатым месяцем лунного календаря по исламскому летоисчислению. В этот день паломники совершают заклание жертвенных животных, а мусульмане всего мира, не участвующие в паломничестве (Хадж), отмечают праздник, который известен как ‘Ид аль-Адха или Курбан–Байрам.
o [21] Дни Ташрика(أيام التشريق) – это три последующих дня после Дня Заклания (яум ан-нахр/ ‘Ид аль-Адха/ Курбан–Байрам) 11-ый, 12-ый и 13-ый дни месяца Зу-ль-хиджа. Эти дни паломники проводят в долине Мина, каждый день бросая камни в три места, именуемые джамаратами, и поминая при этом Аллаха. «Ташрик» в переводе с арабского означает «вяление/сушение», потому что на протяжении всех последующих дней после Дня Заклания люди разрезали полосками и повсюду развешивали мясо жертвенных животных для того, чтобы высушить это мясо и предохранить его от порчи, так это название и закрепилось за этими днями.
o [22] Хадис привёл аль-Бухари.
o [23] Хадис привёл Муслим.
o [24] Имеется в виду проповедь, произносимая имамом в мечети сразу после праздничной молитвы.
o [25] Т.е. когда человек совершает жертвенный забой верблюда только от себя и своей семьи и ни с кем не вступает в долю.
o [26] Хадис привел аль-Бухари.
o [27] Хадис привели ан-Насаи, Абу Дауд, ат-Тирмизи и ибн Маджа, ат-Тирмизи сказал: «Хадис хороший,достоверный».
o [28] Риваяты – версии одного и того же хадиса, передаваемые разными путями и дополняющие друг друга.
o [29] Хадис привел Ахмад.
o [30] Не надо путать с оскоплённым животным, так как при оскоплении удаляется только мошонка, а член остаётся.
o [31] Хадис привёл Муслим.
o [32] Хадис привел Ахмад.
o [33] Хадис привели ибн Маджа и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным (сахих).
o [34] Выше было указано, что человек, приносящий жертву, делает это за себя и за неограниченное количество своих близких.
o [35] Вакф – имущество, пожертвованное кем-либо для общественных нужд на благотворительные цели. Основной капитал данного имущества всегда остается неприкосновенным, а прибыль, заработанная с этого имущества, распределяется в соответствии с целями и условиями, поставленными человеком, заложившим данный вакф, либо произвольно на усмотрение попечителей вакфа в том случае, если никаких условий со стороны инициатора вакфа не было. Вакф может использоваться как для пользы всех мусульман, так и для отдельных групп, городов, кланов, семей. Цели и условия вакфа устанавливаются самим его инициатором.
o [36] Реал – валюта используемая в Королевстве Саудовская Аравия, на данное время (2012 г.) один реал равен примерно восьми рублям.