Награда за чтение и изучение Корана
Чтение священного Корана на арабском языке является одним из самых славных обрядов поклонения, приближающих раба к его Господу. Всевышний приказал верующим читать Коран и сказал: «Читайте же из Корана то, что необременительно для вас».[1]А в хадисе Абу Умамы сообщается, что Пророк Мухаммад, e, сказал: «Читайте Коран, потому что в День воскресения он придет и будет заступаться за своих. Читайте две цветущие суры – суры «аль-Бакара» и «Аль Имран», потому что в День воскресения они явятся, словно два облака или две стаи птиц, выстроившихся рядами, и будут заступаться за своих. Читайте суру «аль-Бакара», потому что в ней – благодать и изобилие, а без нее – печаль и досада, и колдунам не справиться с ней».[2]
Посланник Аллаха, e, сообщил о той великой награде, которая уготована верующим, которые часто читают коранические откровения. Передают, что Абдуллах б. Масуд рассказывал, что пророк, e, сказал: «Кто прочел одну букву из писания Аллаха, тому засчитывается доброе дело, и за доброе дело воздается в десятикратном размере. Я не говорю, что «алиф», «лам», «мим» – это одна буква. Напротив, «алиф» – буква, «лам» – буква, и «мим» – буква».[3]
Божий посланник, e, также разъяснил, что чтение Корана благотворно влияет как на душу, так и на внешний облик человека. Если понаблюдать за поведением и нравом того, кто неразлучен с Кораном, то они окажутся самыми примерными, а если бы нам удалось проникнуть в его душу, то она оказалась бы чистой и непорочной. Передают, что Абу Муса аль-Ашари рассказывал, что посланник Аллаха, e, сказал: «Верующий, который читает Коран и поступает в соответствии с ним, подобен сладкому лимону, обладающему приятным запахом и вкусом, а верующий, который не читает Коран, но поступает в соответствии с ним, подобен финику, приятному на вкус, но не обладающему запахом. Лицемер, который читает Коран, подобен базилику, обладающему приятным запахом, но горькому на вкус, а лицемер, который не читает Коран, подобен колоквинту, горькому на вкус и пахнущему горечью».[4]
А славный сподвижник Абдуллах б. Масуд поведал нам о том, что если человек возлюбил Коран и часто читает его, то Аллах и Его посланник обязательно возлюбят его. Он сказал: «Кто хочет, чтобы его возлюбили Аллах и Его Посланник, пусть посмотрит, любит ли он Коран. И если он любит Коран, то он обязательно любит и Аллаха, и Его Посланника».[5]
В пречистой Сунне сообщается, что если верующий читает Коран искусно и правильно, соблюдая при этом все правила чтения, и выполняет коранические предписания на практике, то его место будет рядом с приближенными ангелами. Передают, что мать правоверных Аиша рассказывала, что посланник Аллаха, e, сказал: «Тот, кто искусно читает Коран, пребывает с благородными и благочестивыми писцами, а того, кто читает Коран, запинаясь, так как он труден для него, ждет двойная награда».[6]
До нас дошли свидетельства того, что ангелы собираются на чтение Корана и слушают его. Всевышний сказал: «Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях».[7]
А в достоверном хадисе сообщается, что Усейд б. Худайр рассказывал, что однажды ночью, когда он читал суру «аль-Бакара», а его лошадь была привязана рядом с ним, эта лошадь вдруг заволновалась и стала двигаться. Он смолк, и лошадь успокоилась. Потом он снова начал читать, и лошадь снова заволновалась, а когда он смолк, она успокоилась. Потом он снова принялся за чтение, и она опять пришла в волнение, и тогда он перестал читать. В это время его сын Йахйа находился недалеко от лошади, и он испугался, что она затопчет его. Он унес ребенка, а когда он поднял глаза к небу, то ничего не увидел. Наутро он рассказал обо всем пророку, e, и он сказал: «Читай, о Ибн Худайр! Читай, о Ибн Худайр!» Усейд сказал: «О посланник Аллаха! Я испугался, что она затопчет Йахйу, который находился рядом с ней, и поэтому я поднял голову и подошел к нему. А потом я поднял голову к небу и увидел там что-то вроде облака, в котором было нечто напоминавшее собой светильники, после чего это исчезло у меня из виду». Пророк, e, спросил: «Знаешь ли ты, что это было?» Он ответил: «Нет». Он сказал: «Это ангелы приблизились на звук твоего голоса, и если бы ты продолжил читать, то утром люди бы смогли увидеть их, и они не скрылись бы от них!»[8]
Абу Давуд передал другой хадис Абу Хурейры, в котором сообщается, что пророк Мухаммад, e, сказал: «Если люди собираются в одном из домов Аллаха, чтобы прочесть писание Аллаха и изучить его, то на них обязательно опускается спокойствие, их осеняет милость, окружают ангелы, и Аллах поминает их среди тех, кто находится возле Него».[9]
А в хадисе Абу Хурейры упоминается о том, что пророк, e, сказал: «Воистину, у Всевышнего и Всеблагого Аллаха есть достойные ангелы, которые странствуют по земле и ищут собрания, на которых поминают Аллаха. Когда же они находят собрание, на котором поминают Аллаха, то усаживаются там и охватывают друг друга своими крыльями, пока не заполняют все пространство между землей и ближайшим небом. Когда же они расходятся, они возносятся и поднимаются на небо. И спрашивает их Великий и Могучий Аллах, хотя ему прекрасно известно о них: «Откуда вы явились?» Они отвечают: «Вы пришли от Твоих рабов на земле, которые славят и возвеличивают Тебя, которые свидетельствуют о Твоем единстве, возносят Тебе хвалу и просят Тебя!» Аллах спрашивает: «И о чем же они просят Меня?» Ангелы отвечают: «Они просят у Тебя Твоего Рая!» Аллах спрашивает: «А разве они видели Мой Рай?» Они отвечают: «Нет, Господи!» Тогда Аллах говорит: «Что же было бы, если бы они увидели Мой Рай?!» Ангелы говорят: «А еще они ищут у Тебя защиты!» Аллах спрашивает: «Защиты от чего?» Они отвечают: «От Твоего Огня, Господи!» Аллах спрашивает: «А разве они видели Мой Огонь?» Они отвечают: «Нет». Тогда Аллах говорит: «Что же было бы, если бы они увидели Мой Огонь?!» Ангелы говорят: «А еще они молят Тебя о прощении». Аллах говорит: «Я уже простил их, и даровал им то, что они просили, и защитил их от того, от чего они просили защитить их!» Тогда ангелы говорят: «Господи! Среди них был человек, грешный раб, который проходил мимо и просто сел рядом с ними». Аллах же говорит: «Я и его простил, ведь они являются людьми, сидящий рядом с которыми не будет несчастен».[10]
Из достоверных хадисов также известно, что Всевышний Аллах разрешает мусульманам завидовать тем, кто обучен Корану и выполняет его предписания. Безусловно, речь идет о так называемой «белой зависти», когда человек не желает зла своему ближнему, а лишь хочет походить на того, кто сумел обрести великое благо и приблизиться к своему Великодушному Господу. Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что посланник Аллаха, e, сказал: «Не следует завидовать никому, кроме двоих: человеку, которого Аллах научил Корану и который читает его ночью и днем, а его сосед слышит его и говорит: «О, если бы и мне было даровано то же, что было даровано такому-то, и делал бы я то же, что делает он!» и человеку, которому Аллах даровал богатство и который расходует его должным образом, а какой-нибудь человек говорит: «О, если бы и мне было даровано то же, что было даровано такому-то, и делал бы я то же, что делает он!»[11]
Пророк Мухаммад, e, призывал правоверных заучивать Коран наизусть, размышлять над его значениями, постигать его смысл и руководствоваться его заповедями, поскольку выполнение этих повелений обеспечивает человеку величие как при жизни на земле, так и после смерти. В хадисе, переданном Муслимом и Ибн Маджой, сообщается, что Нафи б. Абд аль-Харис встретил Умара в Усфане. Умар назначил его губернатором Мекки. Он спросил его: «Кого ты назначил править жителями аль-Вади?» Умар ответил: «Ибн Абзу». Он спросил: «А кто такой Ибн Абза?» Он ответил: «Один из вольноотпущенников». Он спросил: «Ты назначил правителем вольнотпущенника?» Умар сказал: «Воистину, он знает писание Великого и Могучего Аллаха и прекрасно разбирается в распределении наследства». Затем Умар сказал: «А ведь ваш пророк, e, изрек: «Воистину, Аллах возвышает посредством этого писания одних людей и низвергает других».[12]
А повелитель правоверных Умар б. Абд аль-Азиз, которого многие историки называют пятым праведным халифом, писал своим наместникам: «Не назначайте на должности никого, кроме знатоков Корана». В ответном письме ему написали: «Мы назначили на должности знатоков Корана, но они предали оказанное им доверие». Тогда он написал им: «Назначайте на должности только знатоков Корана, и если в них не будет добра, то в остальных его тем более не будет».[13]
В другом хадисе сообщается, что чем больше коранических сур и аятов правоверный знает наизусть, тем выше будет его ступень в Раю. Передают, что Абдуллах б. Амр б. аль-Ас рассказывал, что посланник Аллаха, e, сказал: «Тем, кто знает Коран наизусть, будет сказано: «Читай и поднимайся вверх! Читай его нараспев так, как ты читал в земном мире, и твое место будет там, где ты прочтешь последний аят».[14]
Знание Корана наизусть является одним из факторов, способствующих избавению от мучений в Преисподней. Передают, что Абдуллах б. Масуд рассказывал, что пророк, e, сказал: «Читайте Коран, потому что Всевышний Аллах не станет наказывать сердце, которое хранит в себе Коран. Воистину, этот Коран – угощение Аллаха, и кто попадает на него, тот оказывается в безопасности. И пусть возрадуется каждый, кто возлюбил Коран!»[15]
А в хадисе, рассказанном со слов Ибн Аббаса, сообщается, что посланник Аллаха, e, сказал: «Тот, у кого нет ничего из Корана, подобен разрушенному дому».[16]
Рабы, знающие и читающие писание Аллаха, являются избранными и приближенными рабами Всемогущего Господа. В хадисе, переданном со слов Анаса б. Малика, сообщается, что Пророк, e, сказал: «Воистину, у Всевышнего Аллаха есть Свои люди – знатоки Корана. Они являются людьми Аллаха и Его особыми рабами».[17]
Всемилостивый Господь возвестил в ясном писании, что рабы, которые без устали читают Коран днем и ночью, по утрам и вечерам, которые руководствуются его предписаниями и остерегаются нарушать его запреты, непременно сполна получат заслуженное ими вознаграждение, которое будет многократно приумножено по милости Аллаха. Всевышний сказал: «Воистину, те, которые читают Писание Аллаха, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы наделили их, тайно и открыто, надеются на сделку, которая не окажется безуспешной, дабы Он вознаградил их сполна и даже добавил от Своей милости. Воистину, Он – Прощающий, Благодарный».[18]
В то же время Всемогущий Творец предостерег каждого, кто пренебрегает Кораном и забывает об оказанной ему милости. Передают, что Абу Муса аль-Ашари рассказывал, что пророк, e, сказал: «Читайте Коран постоянно, ибо клянусь Тем, в Чьей Длани находится моя душа, он избавляется быстрее, чем верблюды избавляются от своих пут».[19]
А в хадисе, переданном со слов Ибн Умара, сообщается, что посланник Аллаха, e, сказал: «Воистину, человек, который помнит Коран наизусть, подобен хозяину верблюдов со спутанными ногами: если он будет продолжать держать их в таком состоянии, то удержит их, но если он отпустит их, то они убегут».[20]
Об ответственности того, кто не проявляет должной заботы к писанию Аллаха, говорится во многих хадисах. Ат-Тирмизи и Абу Давуд передали хадис со слов Анаса б. Малика о том, что Пророк, e, сказал: «Мне были показаны грехи моих последователей, и я не видел большего греха, чем тот, который совершил человек, которому были дарованы сура или аят из Корана, а он позабыл их».[21]
Правоверный не должен позволять себе такое, поскольку пренебрежение священным Кораном является характерной особенностью неверующих и невежественных людей. В священном Коране сообщается, что благородный посланник, e, сказал о своих неверующих соплеменниках: «Господи! Мой народ забросил этот Коран».[22]
Но если такое произошло, то мусульманин обязан вернуться на путь своего Господа и не говорить, что он позабыл Коран. Он должен проявлять почтение к Слову Аллаха и придерживаться этикета, которому обучал Его посланник, e. В хадисе Абдуллаха б. Масуда, сообщается, что Пророк, e, сказал: «Плохо будет, если кто-нибудь из вас скажет: «Я забыл такой-то и такой-то аят». Его заставили позабыть его! Продолжайте же заучивать Коран наизусть, ибо он покидает сердца людей быстрее, чем верблюды».[23]
Эти и многие другие священные тексты побуждают правоверных изучать Коран и заучивать его наизусть. И хотя это предписание не является обязательным для каждого мусульманина, оно вменено в обязанность мусульманской общине в целом. Во все времена среди мусульман должно быть достаточно знатоков Корана для того, чтобы писание Аллаха никогда не покидало сердца верующих рабов и не могло быть искажено врагами Милостивого. И если необходимая часть мусульман занимается этим, то остальные освобождаются от этой ответственности. Но, несмотря на это, каждый мусульманин должен стремиться изучить писание Аллаха для того, чтобы лучше узнать Своего Господа и поближе приблизиться к Нему.
Пророк Мухаммад, e, неустанно обучал своих сподвижников Корану и разъяснял им новые и новые откровения, как только они ниспосылались. Тем самым он выполнял приказ Всевышнего: «О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания».[24]
Он призывал заучивать священный Коран наизусть и напоминал верующим о награде за это. Передают, что Укба б. Амир рассказывал, что однажды, когда они находились в ас-Суффе,[25] к ним вышел посланник Аллаха, e, и сказал: «Кому из вас хотелось бы отправиться утром в Бутхан или аль-Акик и привести оттуда двух верблюдиц с большими горбами, не совершив при этом греха и не обидев родственников?» Сподвижники сказали: «О Посланник Аллаха, всем нам хочется этого». Он сказал: «Если кто-нибудь из вас утром придет в мечеть и изучит или прочтет два аята из писания Великого и Могучего Аллаха, то это будет для него лучше, чем две верблюдицы. Три аяты будут лучше трех верблюдиц, четыре аята будут лучше четырех верблюдиц, чем больше аятов, тем больше верблюдов».[26]
[1] Сура «аль-Муззаммиль», аят 20.
[2] Этот хадис передал Муслим. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 3, стр. 349.
[3] Этот хадис передали ат-Тирмизи, аль-Хаким и аль-Бухари в книге «ат-Тарих». См. Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (6469).
[4] Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 3, стр. 342.
[5] Этот хадис передал ат-Табарани, и аль-Хейсами в книге «Маджма аз-Заваид» (7/165) сказал, что его рассказчики заслуживают доверия. См. Ас-Сейид Абд аль-Азиз аль-Адави, «аль-Байан фи Ахкам Тилават аль-Куран», стр. 44.
[6] Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 3, стр. 343.
[7] Сура «аль-Исра», аят 78.
[8] Этот хадис передал аль-Бухари. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 79.
[9] Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (5509).
[10] Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 9, стр. 18-19.
[11] Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 91-92.
[12] Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 3, стр. 358.
[13] Аль-Макдиси, «аль-Адаб аш-Шаръиййа», т. 1, стр. 757.
[14] Этот хороший хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Хиббан и аль-Хаким. См. Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (8122).
[15] Этот хадис передал ад-Дарими. См. Абд аль-Азиз аль-Адави, «аль-Байан фи Ахкам Тилават аль-Куран», стр. 46.
[16] Этот хадис передал ат-Тирмизи, назвав его хорошим и достоверным. См. Ан-Навави, «Рийад ас-Салихин» (1000).
[17] Этот хадис передали Ахмад, ан-Насаи, Ибн Маджа и аль-Хаким, и шейх аль-Албани назвал его достоверным. См. Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (2165).
[18] Сура «Фатыр», аяты 29-30.
[19] Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 3, стр. 335.
[20] Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 3, стр. 333.
[21] Абд аль-Азиз аль-Адави, «аль-Байан фи Ахкам Тилават аль-Куран», стр. 47.
[22] Сура «аль-Фуркан», аят 30.
[23] Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи и ан-Насаи. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 3, стр. 334.
[24] Сура «аль-Маида», аят 67.
[25] Место в мечети Пророка Мухаммада, , в городе Медине, где жили неимущие мусульмане, посвятившие себя изучению религии и служению Аллаху.
[26] Этот хадис передали Муслим и Абу Давуд. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 3, стр. 348-349.