Во второй половине первого тысячелетия
Восточные славяне
Восточнославянские племена и их соседи.Славя_
не — крупнейшая в Европе группа государственных на_
родов, объединённая близостью языков и общностью
происхождения. С течением времени они разделились
на три большие группы — западные, южные, восточные
(предки русских, украинцев, белорусов). Первые сведе_
ния о славянах содержатся в трудах римских антич_
ных, византийских, арабских историков (Плиний Стар_
ший, Тацит, Иордан), а также в древнейшей русской ле_
тописи — «Повести временных лет» монаха Нестора.
Нестор повествует о следующих восточнославянских
племенных союзах:
—поляне, поселившиеся на Среднем и Верхнем
Днепре «в полях» и потому так прозвавшиеся;
—древляне, жившие от них к северо_западу в дрему_
чих лесах;
—северяне, обитавшие к востоку и северо_востоку от
полян по рекам Десна, Сула и Северский Донец; —дреговичи — между Припятью и Западной Дви_
ной;
—полочане — в бассейне реки Полоты (приток За_
падной Двины);
—кривичи — в верховьях Волги и Днепра;
—радимичи и вятичи на р. Соже (приток Днепра) и
Оке;
—ильменские словене обитали на севере в бассейне
оз. Ильмень и р. Волхов;
—бужане, или дулебы (с X в. — волыняне) — в вер_
ховьях Буга;
—уличи — между Южным Бугом и Днестром;
—тиверцы — между реками Днестр и Прут.
Соседи восточных славян.Соседями восточных сла_
вян были: на западе прибалтийские народы, западные
славяне (поляки, чехи), на юге — печенеги и хазары, на
востоке — волжские булгары и многочисленные финно_
угорские племена (мордва, марийцы, мурома). Утверж_
даясь на многих новых землях, славянские племена ак_
тивно теснили местное население. Так, Ростов в Вят_
ской земле был поначалу главным поселением мери, а
Белоозеро — веси. Муром до поселения здесь вятичей
был главным поселением финноугорского племени му_
рома. Племена балтов, угрофиннов повсюду, как и в
прежние времена, соседствовали со славянами и окру_
жали их. Между славянами и окрестными племенами
бывали столкновения, но в основном отношения были
мирными и добрососедскими, так как славяне не навя_
зывали свои обычаи, а против внешних врагов они за_
частую выступали заодно.
Занятия, общественный строй, верования восточ<
ных славян.Основой хозяйственного уклада восточных
славян являлось земледелие. Осваивая огромные лес_
ные и лесостепные пространства Восточной Европы,
славяне несли с собой земледельческую культуру. Рас_
пространено было подсечно_огневое земледелие. В пер_
вый год деревья подрубали, на второй высохшие де_
ревья сжигали. Используя естественное плодородиепочв, усиленное золой от сгоревших деревьев, 2_3 года
выращивали сельскохозяйственные культуры. Когда
земля истощалась, переходили на новый участок. Ос_
новные орудия труда — топор, мотыга, борона_суко_
ватка, заступ. Ими взрыхляли почву. Собирали уро_
жай серпами, молотили цепами, размалывали камен_
ными зернотёрками и ручными жерновами. В степных
районах применялось переложное земледелие, схожее с
подсекой, но связанное с поджиганием трав. Основны_
ми зерновыми культурами были пшеница, просо, яч_
мень, гречиха.
Занимались славяне скотоводством и промыслами:
охотой, рыболовством, бортничеством (сбором мёда
диких пчёл). Развивались ремёсла. Большое значение
начинает иметь торговля, развивающаяся как на Бал_
тийско_Волжском пути, по которому в Европу поступа_
ло арабское серебро, так и на пути «из варяг в греки»,
связывающем византийский мир через Днепр с Балтий_
ским регионом.
С развитием торговли к VIII в. центральные племен_
ные поселения постепенно превращались в города к:
у полян это был Киев; ильменские словене объедини_
лись около Новгорода и Ладоги; древляне селились во_
круг Искоростеня, у вятичей такими центрами были
Ростов и Суздаль; главным городом кривичей стал Смо_
ленск; половчан — Полоцк; у северян в центре земель
располагался Чернигов. Это были самые древние города
будущего Русского государства, превратившиеся по_
зднее в крупнейшие княжества.
Общественное устройство.Длительное время у сла_
вян сохранялся патриархальный племенной быт. Каж_
дое племя состояло из родов — совокупности родствен_
ных друг другу семей, живших вместе, владевших об_
щей собственностью и управляемых старейшинами.
Родовые старейшины имели большую власть в своих ро_
дах, а на вече (совете) решали все племенные вопросы.
Постепенно, с обособлением хозяйственной деятельно_
сти семей, на смену родовой общине пришла территори_альная община, или община соседская — вервь. На вече
сходились все домохозяева округи, которые избирали
для решения общих дел старейшин. В случае военной
опасности с врагом сражалось всё мужское население —
народное ополчение. Отдельные общины объединялись
в племена, племена образовывали союзы племён. К VII–
VIII вв. на землях восточных славян создаются племен_
ные княжения, которые представляли собой предгосу_
дарственные образования.
Верования восточных славян.Язычество — рели_
гия восточных славян до принятия христианства. В да_
лёкой древности зарождались представления людей о
таинственных силах, которые управляют их судьбой.
Человек в религии выражал свои взаимоотношения с
природой, пытался определить своё место в существую_
щем мире.
У славян был широко распространён культ Рода и
рожаниц, тесно связанный с поклонением предкам.
Род — божественный образ родовой общины — вме_
щал всю Вселенную: небо, землю и подземное обита_
лище предков. Каждое восточнославянское племя
имело своего бога_покровителя и свои пантеоны бо_
гов, у разных племён схожих по типу, но различных
по имени.
В дальнейшем особое значение приобретает культ ве_
ликого Сварога (здесь и далее — полянские имена) —
бога неба — и его сыновей — Даждьбога (у других пле_
мён — Ярило, Хорс) и Стрибога — богов солнца и ветра.
Со временем всё большую роль начинает играть Пе_
рун — бог грозы и дождя, «творец молний», который
особенно почитался как бог войны и оружия в княже_
ско_дружинной среде. В языческий пантеон входили
также Велес (Волос) — покровитель скотоводства и
хранитель подземного мира предков, Макошь (Мо_
кошь) — богиня плодородия, и другие. Жрецы языче_
ской религии — кудесники, волхвы. Языческие верова_
ния определяли духовную жизнь восточных славян, их
нравственность.