Во второй половине первого тысячелетия

Восточные славяне

Восточнославянские племена и их соседи.Славя_

не — крупнейшая в Европе группа государственных на_

родов, объединённая близостью языков и общностью

происхождения. С течением времени они разделились

на три большие группы — западные, южные, восточные

(предки русских, украинцев, белорусов). Первые сведе_

ния о славянах содержатся в трудах римских антич_

ных, византийских, арабских историков (Плиний Стар_

ший, Тацит, Иордан), а также в древнейшей русской ле_

тописи — «Повести временных лет» монаха Нестора.

Нестор повествует о следующих восточнославянских

племенных союзах:

—поляне, поселившиеся на Среднем и Верхнем

Днепре «в полях» и потому так прозвавшиеся;

—древляне, жившие от них к северо_западу в дрему_

чих лесах;

—северяне, обитавшие к востоку и северо_востоку от

полян по рекам Десна, Сула и Северский Донец; —дреговичи — между Припятью и Западной Дви_

ной;

—полочане — в бассейне реки Полоты (приток За_

падной Двины);

—кривичи — в верховьях Волги и Днепра;

—радимичи и вятичи на р. Соже (приток Днепра) и

Оке;

—ильменские словене обитали на севере в бассейне

оз. Ильмень и р. Волхов;

—бужане, или дулебы (с X в. — волыняне) — в вер_

ховьях Буга;

—уличи — между Южным Бугом и Днестром;

—тиверцы — между реками Днестр и Прут.

Соседи восточных славян.Соседями восточных сла_

вян были: на западе прибалтийские народы, западные

славяне (поляки, чехи), на юге — печенеги и хазары, на

востоке — волжские булгары и многочисленные финно_

угорские племена (мордва, марийцы, мурома). Утверж_

даясь на многих новых землях, славянские племена ак_

тивно теснили местное население. Так, Ростов в Вят_

ской земле был поначалу главным поселением мери, а

Белоозеро — веси. Муром до поселения здесь вятичей

был главным поселением финноугорского племени му_

рома. Племена балтов, угрофиннов повсюду, как и в

прежние времена, соседствовали со славянами и окру_

жали их. Между славянами и окрестными племенами

бывали столкновения, но в основном отношения были

мирными и добрососедскими, так как славяне не навя_

зывали свои обычаи, а против внешних врагов они за_

частую выступали заодно.

Занятия, общественный строй, верования восточ<

ных славян.Основой хозяйственного уклада восточных

славян являлось земледелие. Осваивая огромные лес_

ные и лесостепные пространства Восточной Европы,

славяне несли с собой земледельческую культуру. Рас_

пространено было подсечно_огневое земледелие. В пер_

вый год деревья подрубали, на второй высохшие де_

ревья сжигали. Используя естественное плодородиепочв, усиленное золой от сгоревших деревьев, 2_3 года

выращивали сельскохозяйственные культуры. Когда

земля истощалась, переходили на новый участок. Ос_

новные орудия труда — топор, мотыга, борона_суко_

ватка, заступ. Ими взрыхляли почву. Собирали уро_

жай серпами, молотили цепами, размалывали камен_

ными зернотёрками и ручными жерновами. В степных

районах применялось переложное земледелие, схожее с

подсекой, но связанное с поджиганием трав. Основны_

ми зерновыми культурами были пшеница, просо, яч_

мень, гречиха.

Занимались славяне скотоводством и промыслами:

охотой, рыболовством, бортничеством (сбором мёда

диких пчёл). Развивались ремёсла. Большое значение

начинает иметь торговля, развивающаяся как на Бал_

тийско_Волжском пути, по которому в Европу поступа_

ло арабское серебро, так и на пути «из варяг в греки»,

связывающем византийский мир через Днепр с Балтий_

ским регионом.

С развитием торговли к VIII в. центральные племен_

ные поселения постепенно превращались в города к:

у полян это был Киев; ильменские словене объедини_

лись около Новгорода и Ладоги; древляне селились во_

круг Искоростеня, у вятичей такими центрами были

Ростов и Суздаль; главным городом кривичей стал Смо_

ленск; половчан — Полоцк; у северян в центре земель

располагался Чернигов. Это были самые древние города

будущего Русского государства, превратившиеся по_

зднее в крупнейшие княжества.

Общественное устройство.Длительное время у сла_

вян сохранялся патриархальный племенной быт. Каж_

дое племя состояло из родов — совокупности родствен_

ных друг другу семей, живших вместе, владевших об_

щей собственностью и управляемых старейшинами.

Родовые старейшины имели большую власть в своих ро_

дах, а на вече (совете) решали все племенные вопросы.

Постепенно, с обособлением хозяйственной деятельно_

сти семей, на смену родовой общине пришла территори_альная община, или община соседская — вервь. На вече

сходились все домохозяева округи, которые избирали

для решения общих дел старейшин. В случае военной

опасности с врагом сражалось всё мужское население —

народное ополчение. Отдельные общины объединялись

в племена, племена образовывали союзы племён. К VII–

VIII вв. на землях восточных славян создаются племен_

ные княжения, которые представляли собой предгосу_

дарственные образования.

Верования восточных славян.Язычество — рели_

гия восточных славян до принятия христианства. В да_

лёкой древности зарождались представления людей о

таинственных силах, которые управляют их судьбой.

Человек в религии выражал свои взаимоотношения с

природой, пытался определить своё место в существую_

щем мире.

У славян был широко распространён культ Рода и

рожаниц, тесно связанный с поклонением предкам.

Род — божественный образ родовой общины — вме_

щал всю Вселенную: небо, землю и подземное обита_

лище предков. Каждое восточнославянское племя

имело своего бога_покровителя и свои пантеоны бо_

гов, у разных племён схожих по типу, но различных

по имени.

В дальнейшем особое значение приобретает культ ве_

ликого Сварога (здесь и далее — полянские имена) —

бога неба — и его сыновей — Даждьбога (у других пле_

мён — Ярило, Хорс) и Стрибога — богов солнца и ветра.

Со временем всё большую роль начинает играть Пе_

рун — бог грозы и дождя, «творец молний», который

особенно почитался как бог войны и оружия в княже_

ско_дружинной среде. В языческий пантеон входили

также Велес (Волос) — покровитель скотоводства и

хранитель подземного мира предков, Макошь (Мо_

кошь) — богиня плодородия, и другие. Жрецы языче_

ской религии — кудесники, волхвы. Языческие верова_

ния определяли духовную жизнь восточных славян, их

нравственность.

Наши рекомендации