О том, какая стыдливость достойна порицания
Когда стыдливость удерживает человека от мерзостей и пoроков, она является похвальным нравственным качеством, пoскольку она делает веру совершенной и не приносит с собой ни чего, кроме блага. Когда же стыдливость выходит за пределы разумного, приводит человека к беспокойству и замешательству, душа его воздерживается от совершения того, чего стыдиться не следует, тогда она становится качеством, достойным порицания поскольку это неуместная стыдливость и застенчивость, мешающая получению знания и обретению своего удела. Кто-то сказал, что неуместная стыдливость является признаком слабости человека.
Сообщается, что Бишр бин Ка'б аль-Адави сказал Имрану бин Хусайну, да будет доволен им Аллах:
"Поистине, в некоторых книгах мы находим, что стыдливость приводит к спокойствию и помогает достойно вести себя перед Аллахом, и там же написано, что стыдливость приводит к слабости ".
Услышав это, Имран разгневался и сказал:
"Я передаю тебе слова посланника Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), а ты противоречишь ему!"
Из слов Имрана, да будет доволен им Аллах, ясно, что говоря о похвальной стыдливости, пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), подразумевал такое качество, которое побуждает к совершению прекрасного и отказу от мерзкого. Если же говорить о слабости, которая приводит к ущемлению каких-либо прав Аллаха или же прав Его рабов, то источником её является не стыдливость, а бессилие и малодушие.
Стыдливость женщины-мусульманки
Женщина-мусульманка украшает себя стыдливостью и вместе с мужчиной участвует в обустройстве земли и воспитании молодого поколения, в чём свою роль играет чистота её здравой женской природы. Указание на это имеется в благородном Коране, где Аллах Всевышний рассказывает об одной из двух дочерей Шуайба, мир ему, пришедшей позвать Мусу, мир ему.
Аллах Всевышний сказал:
"И тогда одна из (двух девушек снова) пришла (к нему), стесняясь, и сказала: "Мой отец зовёт тебя, чтобы отдать тебе плату эа то, что ты напоил (наших овец) для нас.""Рассказ", 25.
Она пришла к нему по поручению своего отца, двигаясь так, как следует ходить добродетельной и чистой девушке, когда она втречает мужчин. Её поведение не имеет ничего общего с нескромностью, желанием выставить напоказ свою красоту, похвальбой или попытками обольщения. Она не только проявляет явную стыдливость в походке, но и говорит ясно и без запинка Вести себя таким образом внушает ей чистая и здравая природа, поскольку добродетельная девушка испытывает естественш стыд, когда ей приходится встречаться с мужчинами и разговаривать с ними, однако, с другой стороны, в силу своей чистоты и прямоты она не испытывает того волнения, которое вводит в соблазн и возбуждает, но говорит ясно ровно настолько, насколько это необходимо.
Что же касается женщины, которую в прошлом характеризвали как ловкое существо, способное выйти сухим из воды, женщины, о которой сегодня говорят, что она ведёт себя как мужчина, ходит без покрывала, выставляет себя напоказ и общается с посторонними мужчинами в тех случаях, когда в этом нет необходимости с точки зрения шариата, то о таких можно сказать, что они не получили воспитания в школе Корана и ислама и променяли стыд и покорность Аллаху Всевышнему на бесстыдство, ослушание и порочность, совершив то, к чему подталкивали враги Аллаха, и прийдя к гибели в обоих мира
Плоды стыдливости
К числу плодов стыдливости относится добродетель. Если человек во всех своих делах не отступает от стыдливости, это значит, что добродетель его является врождённой, а не благоприобретённой.
И к числу плодов стыдливости относится также верность. А Ахнаф бин Кайс сказал: "Никогда не уживаются в человеке два (свойства): лживость и мужественность". Плодами мужествености являются правдивость, верность, стыдливость и добродетель.