Несколько дьяконов и пастор Совет дьяконов

Несколько дьяконов и пастор Совет дьяконов - student2.ru

Община

Рис. 46.4

Проблема заключается в том, что «дьяконы» в Новом Завете никогда не обладали правящими или вероучительными функциями. Дьякон здесь фак-ттески исполняет обязанности пресвитера, но к нему не применяются места из Писания, где говорится о пресвитерах. Таким образом, эти стихи теряют важность для церкви. Но в данном случае проблема может быть решена, до-статочно изменить термин «дьякон» на термин «пресвитер» и рассматривать пастора в качестве одного из нескольких пресвитеров.

2) Несколько местных пресвитеров. Существует ли в Новом Завете форма правления с несколькими пресвитерами, в которой полномочия пресвитеров распространяются только на местную обшину? Такая система в наши дни не при-нята ни в одной деноминации, но во многих конкретных общинах структура церковного правления представлена именно таким образом. Используя выво-ды из анализа новозаветных данных, я мог бы предложить систему местного правления с несколькими пресвитерами как возможный образец (см. рис. 46.5).

I 3

Несколько пресвитеров

Община

Рис. 46.5

В рамках такой системы пресвитеры наделены властью управлять церко-вью Самим Христом, главой Церкви, и Святым Духом (Деян. 20:28; Евр. 13:17). В такой системе правления всегда больше одного пресвитера, что и отличает эту форму правления от системы «одного пресвитера», о которой говорилось выше. В современной общине «пастор» (или «старший пастор») — это один из пресвитеров. Он не имеет над ними власти, но и не работает на них, подоб-но клерку. У него особая роль — он постоянно «трудится в слове и учении» (1 Тим. 5:17), и часть своего дохода получает именно от этой работы (1 Тим. 5:18). Часто он может также принимать на себя руководящие обязанности (напр., председателя собрания), что соответствует его ведущему положению внутри общины. Кроме того, обычно пастор имеет значительные полномочия в при-нятии решений, а также несет ответственность за ту часть работы, которая была ему вверена советом пресвитеров. Такая система позволяет пастору иг-рать в церкви ведущую роль и при этом не обладать большей властью, чем другие пресвитеры.

Сильные стороны такой системы правления проявляются в том, что пас-тор не обладает собственной властью над общиной, этой властью коллектив-но пользуются все пресвитеры (это можно назвать советом пресвитеров). Кро-ме того, сам пастор, как и любой другой пресвитер, подчинен власти совета пресвитеров в целом. Это может принести много пользы, например, удержать пастора от ошибок и поддержать его в случае оппозиции и нападок54.

54 Если в церкви более двух пасторов, чей труд оплачивается, эти дополнительные
пасторы, или помощники пастора, могут рассматриваться или нет в качестве пресвите-
ров (в зависимости от требований, предъявляемых к кандидатам на каждую конкретную
должность, и от установок церкви). Однако в любом случае эти помощники пастора в их
повседневной работе будут подчинены только главному пастору, а затем уже совету пре-
свитеров, поскольку их деятельность координирует главный пастор.

55 Аргументы в пользу ограничения власти служителей церкви, приведенные выше,
кратко могут быть изложены так: 1) служители новозаветной церкви избирались всей
общиной; 2) высшая власть в новозаветных церквах принадлежала всей Церкви; 3) по-
дотчетность общине ограждает от искушений; 4) определенная степень контроля со сто-
роны общины защищает руководство от доктринальных заблуждений; 5) система прав-
ления лучше всего действует с одобрения тех, кто подчинен этому правлению. И еще
один аргумент: 6) учение о ясности Писания (см. гл. 5) и учение о священстве всех
верующих (поскольку Новый Завет утверждает, что все христиане имеют доступ к пре-
столу Божьему в молитве и все причастны «царственному священству», см.: 1 Пет. 2:9; ср.:
Евр. 10:19—25; 12:22—24) показывают, что все христиане обладают способностью истол-
ковывать Писание и должны искать Божьей мудрости, чтобы использовать ее в конк-
ретных жизненных ситуациях. Все имеют к Богу прямой доступ, чтобы познать Его волю.
Новый Завет не позволяет учреждать некий отдельный класс христиан, которые якобы

Какие ограничения власти пресвитеров должны быть в подобной систе-ме? В предыдущем разделе, посвященном отбору служителей церкви, было приведено много причин, по которым имеет смысл ввести принцип «мер и весов», ограничивающий власть церковных служителей55. Эти аргументы уместны и здесь. Они показывают, что власть пресвитеров не должна быть неограниченной. Можно предложить следующие типы подобных ограниче-ний: 1) пресвитеры могут не назначать своих приемников, они будут избраны общиной; 2) пресвитеры могут избираться на определенный срок с обязатель-ным освобождением от обязанностей на год (кроме пастора, чья ведущая роль требует постоянного участия всовете пресвитеров); 3) может быть введенотре-бование выносить особо важные решения на обсуждение всей церкви. Это биб-лейское требование, и оно является частью церковной дисциплины (Мф. 18:17; об отлучении см. в 1 Кор. 5:4). Принцип избрания пресвитеров общиной пред-полагает, что решение призвать кого-либо на пасторское служение также долж-но быть одобрено всей общиной. Изменение курса в служении церкви также может приниматься с одобрения всей общины. И наконец, мудро было бы выносить на обсуждение общины такие важные финансовые решения, как годовой бюджет, приобретение собственности, заем денег на нужды церкви (если в этом действительно есть необходимость), просто потому что для осу-ществления этих планов придется платить всей церкви56.

имеют особый доступ к Богу. Поэтому правильным было бы включить всех верующих в процесс принятия особо важных решений, касающихся церкви. «При недостатке попе-чения падает народ, а при многих советниках благоденствует» (Прит. 11:14).

56 Следует отметить, что система церковного управления с группой пресвитеров,
назначающих своих приемников, а не с одним пастором, избираемым всей общиной,
весьма схожа с этой системой. Однако система контроля над властью пресвитеров в ней
не настолько сильна. В такой церкви будет ощущаться желание ввести какой-либо ме-
ханизм, с помощью которого община могла бы отстранять пресвитеров, отошедших от
Писания.

57 Когда подобная система действует в крупной церкви, важно, чтобы помощники
пастора не составляли большинство в совете пресвитеров. Это связано с тем, что помощ-
ники пастора подчинены старшему пастору в своей церковной работе (он обычно при-
нимает их на работу и увольняет, устанавливает размер заработной платы, и они обо всем
ему докладывают). Л ичностные отношения в подобном случае помешают соблюсти прин-
цип подчинения пастора совету пресвитеров, и вся система будет функционировать как
(несколько замаскированная) форма единоличного правления пастора, а не как систе-
ма правления нескольких пресвитеров.

Кто-то может сказать, что сотрудники, для которых служение является основным занятием, достаточно хорошо знают жизнь большой церкви, поэтому именно они могут

Если причины, по которым следует ограничить власть пресвитеров, по-кажутся нам весьма убедительными, мы можем сделать вывод, что принятие всех решений должно осуществляться общиной в целом и церковное правле-ние тоже стоит осуществлять всей церковью. (В некоторых церквах принята система практически полной демократии, и все решения должны получать одобрение всей церкви.) Однако такое заключение игнорирует многочислен-ные новозаветные свидетельства о том, что власть в церкви осуществлялась пресвитерами. И хотя необходимо до определенной степени контролировать работу пресвитеров, нужно все же оставаться верным новозаветной модели, где значительный объем власти вверен самим пресвитерам57.

Я обозначил эту модель как «систему нескол ькихл<ес7?1ныхпресвитеров», чтобы отличить ее от пресвитерианской модели, где пресвитеры обладают боль-шей властью, так как на уровне пресвитерии или генеральной ассамблеи они руководят не только собственными общинами. Но могутли в системе избира-емых местных пресвитеров осуществляться более широкие связи с другими церквами? Да, безусловно. Церкви, в которых принята подобная система, мо-гут оставаться независимыми, но могут и объединиться вдобровольные ассо-циации с другими церквами со сходными убеждениями, например, для обше-ния, сбора средств на миссионерскую деятельность (и, возможно, для осуще-ствления других планов, таких, как христианские лагеря, издательская деятельность, богословское образование и т. д.). При этом власть ассоциации не распространяется на деятельность конкретной церкви. В ее власти лишь принимать или исключать какую-либо церковь из объединения.

3) Корпоративный совет. В евангельских церквах иногда встречаются еще три формы церковного правления. Первая из них построена по модели совре-менных корпораций, где совет директоров нанимает исполнительного дирек-тора, а тот в свою очередь управляет делами так, как считает нужным. Такая форма правления тоже может быть названа структурой «нанимаемых управ-ляющих» (см. рис. 46.6).

- -э

Совет церкви

Пастор

Обшина

успешно работать в качестве пресвитеров. Однако это возражение звучит неубедитель-но. Многими сферами человеческой деятельности эффективно управляют люди, кото-рые не принимают активного участия в повседневной жизни тех, кем они руководят; примером могут служить советы колледжей, семинарий и школ, советы директоров кор-пораций и даже правительства. Все эти руководящие органы влияют на политику учреж-дений и вырабатывают основные направления для администраторов, исполняющих свои обязанности на постоянной основе. Именно от них они могут получить подробную ин-формацию о каких-либо конкретных ситуациях, когда в этом возникает необходимость. (Я понимаю, что все эти системы могут работать плохо, но я хочу сказать, что они могут работать и очень хорошо, если руководящие посты занимают подходящие люди.)

Рис. 46.6

Такая структура эффективно действует в современной деловой жизни. Однако в Новом Завете нет прецедентов, подтверждающих правильность по-добной формы церковного правления. Это результат попытки управлять цер-ковью по схеме современных деловых отношений. Пастор здесь рассматри-вается не как духовный лидер, а практически как наемный работник.

Но такая система лишает пастора возможности участвовать в управле-нии церковью, а он должен обладать такими полномочиями, если предпола-гается, что ему следует эффективно осуществлять свои пресвитерские обя-занности. Кроме того, члены корпоративного совета являются также членами общины, управлять которой должен пастор. Однако ему будет крайне трудно выполнять свои обязанности, если руководство общины фактически являет-ся его начальством.

4) Демократия в чистом виде.Демократия доводит церковное правление до его логической крайности (см. рис. 46.7).

В этой системе все должно выноситься на обсуждение общины. В резуль-тате, решения обсуждаются бесконечно долго, а с увеличением церкви при-нятие решений практически парализуется. Хотя приверженцы этой модели пытаются найти подтверждение в некоторых текстах, приведенных выше, эта форма правления противоречит новозаветной модели, в которой признанные и назначенные пресвитеры обладают фактической властью в большинстве случаев.

Община

Рис. 46.7

В таком случае церковь отрицает необходимость какого бы то ни было !равнения, и принятие решений зависит от того, насколько члены общины

Рис. 46.8

Несколько дьяконов и пастор Совет дьяконов - student2.ru

5) «Никакого правления, кроме Святого Духа».Некоторые церкви, в осо-бенности основанные в самое последнее время и склонные к мистике или пи-гтизму, признают только правление Святого Духа (см. рис. 46.8).

восприимчивы к водительству Святого Духа в своей собственной жизни. Та-кая форма правления обычно не может долго функционировать. Во-первых, она не соответствует новозаветной схеме, а во-вторых, здесь возможны раз-личные злоупотребления, поскольку в процессе принятия решений ведущую роль играют субъективные ощущения, а не мудрость и здравое суждение.

4. Заключение. Следует подчеркнуть, что формы церковного правления не являются первостепенными аспектами учения. Христиане ощущали себя комфортно и служили очень успешно в самых разных системах. Больший-ство систем и сегодня функционирует весьма эффективно. Слабые стороны, присущие той или иной структуре правления, можно компенсировать за счет тех возможностей, которые предоставляет каждая конкретная система.

Тем не менее в этой сфере, как и в других сферах, церковь может быть более чистой или менее чистой. Если мы убеждены, что верно понимаем Пи-сание в вопросе различных аспектов церковного правления, то нам следует продолжать молиться и работать ради большей чистоты видимой церкви и в этой сфере.

Г. Могут ли женщины быть служителями церкви?

Авторы большинства систематических богословии не включают в свои книги раздел, посвященный вопросу о том, могут ли женщины быть служите-лями церкви, поскольку считают, что только мужчины (за редким исключе-нием) могут нести пресвитерское служение58. Однако в последние годы веван-гельском мире возникли большие разногласия по этому вопросу. Могут ли женщины, также как и мужчины, быть пасторами? Могут ли они занимать в церкви любой пост? Этот вопрос я гораздо подробнее излагаю в другом мес-те59, но здесь можно сделать краткий обзор.

58 См.: William Weinrich, "Women in the History of the Church: Learned and Holy, But
Not Pastors", in Recovering Biblical Manhood and Womanhood: A Response to Evangelical Feminism,
ed. John Piper and Wayne Grudem (Wheaton, 111.: Crossway, 1991), pp. 263-279. См. также:
Ruth A. Tucker and Walter L. Liefield, Daughters of the Church: Women and Ministry from New
Testament Times to the Present (Grand Rapids: Zondervan, 1987).

59 См.: Recovering Biblical Manhood and Womanhood, ed. John Piper and Wayne Grudem.
Точка зрения, которую я излагаю далее, соответствует «Дэнверскому постановлению»
Совета по библейскому рассмотрению вопросов пола (Council on Biblical Manhood and
Womanhood) 1988 г., P. O. Box 317, Wheaton, IL 60189, USA.

С самого начала мы должны сказать, что в рассказе о творении (Быт. 1:27) мужчины и женщины в равной степени создаются по образу Божьему. Поэтому и мужчины, и женщины одинаково ценны для Бога, и мы должны относиться к ним абсолютно одинаково как к личностям и как к членам церкви. Более того, Писание говорит, что и мужчины, и женщины имеют равный доступ к благословениям спасения (см.: Деян. 2:17,18; Гал. 3:28)60. Это подтверждается и тем уважением, с которым Иисус обращался к женщинам во времена Свое-го земного служения61.

Но мы также должны сказать, что евангельские церкви не всегда призна-вали полное равенство мужчин и женщин, а потому не всегда считали, что личность женщины так же ценна, как и личность мужчины. Это привело к трагическому заблуждению. Отрицался тот факт, что Бог часто дает женщи-нам духовные дары, равные дарам мужчин, или даже большие. Женщин не поощряли активно участвовать в различных видах служения. Не получал признания и тот факт, что Бог даровал женщинам мудрость, которая могла быть использована для принятия важных церковных решений. Если нынеш-ний спор о роли женщины в церкви поможет уничтожить эти прошлые за-блуждения, то это принесет церкви только благо.

И все же остается вопрос, могут ли женщины быть пасторами или пре-свитерами? (То есть могут ли они исполнять обязанности, аналогичные обя-занностям пресвитеров в тех церквах, в которых приняты иные формы прав-ления?) Мой собственный вывод таков: Библия не позволяет женщинам быть пасторами или пресвитерами церкви. К такому же выводу приходило подав-ляющее большинство церквей в различных обществах в течение всей истории церкви. Можно привести несколько наиболее убедительных доводов, подтверж-дающих мой вывод.

/. Первое послание к Тимофею. Единственное место в Писании, где об этом говорится почти прямо, — это 1 Тим. 2:11—14:

Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление.

60 См. также: Raymond С. Ortlund, Jr., "Male-Female Equality and Male Headship: Gen.
1—3", in Recovering Biblical Manhood and Womanhood, p. 95—112.

61 См.: James A. Borland, "Women in the Life and Teaching of Jesus", in Recovering Biblical
Manhood and Womanhood, p. 113—123.

62 См. выше, о вероучительных обязанностях и о правлении пресвитеров в церкви.

63 См.: Douglas Moo, "What Does It Mean Not to Teach or Have Authority Over Men?:
1 Tim. 2:11—15", in Recovering Biblical Manhood and Womanhood, pp. 179—193.

Здесь речь идет о церкви, члены которой собрались вместе (см. ст. 8,9). Вэтом контексте Павел говорит: «Учить жене не позволяю» (ст. 12). Речь идет о функциях, которые исполняются пресвитерами и которые в особенности ха-рактерны для служителей (в современных церквах они называются пастора-ми)62. И именно на исполнение этих функций женщинами Павел налагает запрет63.

Против такой позиции было выдвинуто несколько возражений64:

а) Некоторые считают, что в этом отрывке Павел говорит только о какой-
то конкретной ситуации и что, возможно, женщины в эфесской церкви про-
поведовали еретическое учение. Однако это возражение неубедительно, по-
скольку в Первом послании к Тимофею не говорится о том, что женщины
действительно учили какой-то неверной доктрине. (В 1 Тим. 5:13 говоритсяо
болтливых женщинах, но не о женщинах, проповедующих ложное учение.)
Кроме того, Павел не просто не позволяет каким-то определенным женщи-
нам учить ложным доктринам, он говорит: «Учить жене не позволяю, нивласт-
вовать над мужем». И наконец, причина на самом деле в том, что произошло с
Адамоми Евой до грехопадения, до того, как в мир вошел грех (см. ст. 13),ив
изменении, которое произошло во время грехопадения (см. ст. 14). Эти при-
чины не ограничиваются какой-то одной конкретной ситуацией, сложившей-
ся в эфесской церкви, они применимы к мужчинам и женщинам в принципе.

б) Другие считают, что Павел запрещает женщинам учить, так как они
были плохо образованы, а потому не могли должным образом проповедовать
или управлять церковью. Однако Павел ничего не говорит об образовании,
запрещая женщинам «учить» и «властвовать над мужем»; он ссылается на со-
бытия во время творения (ст. 13, 14). Странно строить доказательства не на
том, что Павел говорил, а на том, чего он не говорил.

Кроме того, в этом возражении неверно оценивается действительное по-ложение вещей в древней церкви и в древнем обществе в целом. Служителям но-возаветной церкви совсем не обязательно было иметь формальное духовное об-разование; многие из апостолов специально не изучали Писание (см.: Деян. 4:13). А общее образование, в том числе способность читать и изучать Писание, было доступно мужчинам и женщинам в равной степени (отметим Деян. 18:26; Рим. 16:1; 1 Тим. 2:11; Тит. 2:3,4). В то время было много женщин, получивших прекрасное образование, в особенности в таком культурном центре, как Эфес65.

64 Более детально эти возражения рассмотрены в литературе, указанной в библио-
графии в конце этой главы, особенно в книгах Микелсена, Спенсера и Байлзикиана.

65 См.: Piper and Grudem, Recovering Biblical Manhood and Womanhood, p. 82.

И наконец, люди, которые выдвигают это возражение, часто непоследо-вательны и при обсуждении других вопросов указывают на женщин, которые в церкви играли ведущую роль, таких, как Прискилла. Это особенно важно в связи с 1 Тим. 2, поскольку Прискилла и Акила были членами эфесской церк-ви, куда пишет Павел (1 Тим. 1:3; см.: Деян. 18:18,19,21). Прискилла знала Π исание достаточно хорошо, чтобы быть в состоянии изъяснить его Аполлосу в 51 г. н. э. (Деян 18:26). Возможно, она училась у самого Павла еще в течение трех лет, пока он оставался в Эфесе, возвещая «всю волю Божию» (Деян. 20:27; ср. сост. 31; также: 1Кор. 16:19). Несомненно, многие другие женщины по-следовали ее примеру и также учились у Павла. Позже они отправились в Рим, но около 67 г. н. э. мы снова находим Акилу и Прискиллу в Эфесе (2 Тим. 4:19), и вполне вероятно, что они находилисьтам и в 65 г. н. э., когда Павел написал письмо Тимофею (примерно через четырнадцать лет после того, как Прискил-ла помогла изъяснить Писание Аполлосу). И все же Павел не позволяет даже образованной Прискилле или какой-либо другой образованной эфесской женщине учить в церковном собрании. Причина не в недостатке образован-ности, а в порядке творения, установленного Богом.

2. Первое послание к Коринфянам. В сходном контексте Павел говорит также:

...Так бывает во всех церквах у святых. Жены ваши в церквах да мол-чат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви. Разве от вас вы-шло слово Божие? Или до вас одних достигло? (1Кор. 14: 33-36)

66 См.: D. A. Carson, '"Silent in the Churches': On the Role of Women in 1 Cor. 14:33b-
36", in Recovering Biblical Manhood and Womanhood, p. 140—153. См. также: Wayne Grudem,
771e Gift of Prophecy in the New Testament and Today, pp. 217—224; Wayne Grudem," Prophecy —
Yes, but Teaching — No: Paul's Consistent Advocacy of Women's Participation Without
Governing Authority", JETS 30/1 (March 1987), pp. 11-23.

67 Такой взгляд на дар пророчества более подробно изложен в гл. 52.

68 Некоторые считают, что текст 1 Кор. 14:33—36 был написан не Павлом и поэтому
не может считаться частью Писания; см.: Gordon Fee, The First Epistle to the Corinthians,
pp. 699-708. В качестве основного аргумента Фи приводит 1 Кор. 11:5, где Павел по-
зволяет женщинам говорить в церкви. Он также придает большое значение тому, что ст. 34
и 35 в некоторых древних рукописях помещены в конце 1 Кор. 14. Однако Фи не рассмат-
ривает соображения, приведенные нами здесь, — он не учитывает, что Павел лишь запре-
щает женщинам судить пророчества в церковном собрании. Мнение Фи странно, особен-
но если учесть, что ни в одной древней рукописи Первого послания к Коринфянам эти
стихи не опущены. Те немногие рукописи, в которых этот раздел помещается в конце
гл. 14, не вполне надежны, здесь встречаются и другие перестановки в этом послании.

Павел не запрещает женщинам любые публичные выступления в церкви; напротив, в 1 Кор. 11:5 он четко повелевает им молиться и пророчествовать в церкви. Поэтому речь здесь, вероятнее всего, идет об устной оценке и сужде-нии относительно произнесенных в церкви пророчеств (см. ст. 29: «И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают»). Павел позволяет женщинам говорить и пророчествовать на собраниях, но он не позволяет им оценивать или критиковать, поскольку это могут делать лишь те, кто управ-ляет всей церковью66. Понимание этого отрывка зависит от нашего отноше-ния к дару пророчества в новозаветную эпоху67. Таким образом, высказыва-ния Павла в 1 Кор. 14 и в 1 Тим. 2 согласуются между собой — в обоих случаях он стремится закрепить за мужчинами функции правления и обучения68.

3. Первое послание к Тимофею и Послание к Титу. Какв 1 Тим. 3:1—7,таки в Тит. 1:5—9 подразумевается, что пресвитеры — это мужчины. Сказано, что пресвитер (или епископ/надзиратель) должен быть «одной жены муж» (1 Тим. 3:2; также и Тит. 1:6) и человек, «хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью» (1 Тим. 3:4).

Конечно, можно сказать, что эти указания имеют значение только в куль-турной ситуации Древнего мира, где женщины не получали должного образо-вания, однако на это мы уже отвечали в связи с 1 Тим. 2.

4. Семья и церковь. Новый Завет часто проводит параллели между семьей и церковью. Павел говорит: «Ибо, кто не умеет управлять собственным до-мом, тот будет ли пешись о Церкви Божией?» (1 Тим. 3:5). Он пишет Тимо-фею: «Старца не укоряй, но увещавай, как отца; младших, как братьев; ста-риц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою» (1 Тим. 5:1,2, курсив мой. — У. Г.). Можно привести еще много примеров из Писания, но тесная связь между семьей и церковью вполне ясна.

Итак, очевидно, что модель правления в семье соответствует модели прав-ления в церкви, и наоборот. Благочестивые мужчины должны взять на себя руководящую роль в семье и, следовательно, — в церкви. Если же в церкви лидеры — женщины, это неизбежно увеличивает власть женшины в семье и снижает роль мужчины69.

5. Пример апостолов. Хотя апостолы не играли той же роли в церквах, что и пресвитеры в более позднее время, все же очень важно понимать, что Иисус установил главенствующее положение мужчины в церкви, назначив апосто-лами двенадцать мужчин. Утверждение о том, что женщины имеют равный с мужчинами доступ ко всем служениям в церкви, в принципе неверно, по-скольку Иисус, глава Церкви, — мужчина. И двенадцать апостолов, чьи имена навечно вписаны в основании небесного города (Отк. 21:14), кото-рые будут сидеть на двенадцати престолах и судить двенадцать колен изра-илевых (см.: Мф. 19:28) — мужчины. Поэтому в вечности не будет равен-ства между мужчинами и женщинами на всех уровнях власти в церкви. На самом высоком уровне Церкви установлен образец мужского правления, и этот образец очевиден.

69 Более подробно на эту тему см.: \fern Poythress, "The Church as Family: Why Male Leadership in the Family Requires Male Leadership in the Church", in Recovering Biblical Manhood and Womanhood, pp. 233—247.

Против этого аргумента выдвигается возражение. Считают, что культур-ные условия того времени не давали Иисусу возможности избрать апостола-ми, например, шесть мужчин и шесть женщин, или шесть пар, состоящих из мужей и жен. Однако такое возражение ставит под сомнение независимость Иисуса, а Он не боялся ломать рамки обычаев, когда речь шла о моральных принципах, — Он публично порицал фарисеев, исцелял в субботу, очистил храм, разговаривал с самарянкой, ел с мытарями и грешниками и ел, не омыв рук70. Если бы Иисус хотел установить принцип равного доступа к руководя-щим постам в церкви как для женщин, так и для мужчин, он так и сделал бы, несмотря на противодействие общества.

Есть и другое возражение. Говорят, что если это так, то только евреи могут быть руководителями наших церквей, поскольку все двенадцать апостолов были евреями. Однако вначале церковь состояла исключительно из евреев! Это было так, потому что, по плану Божьему, спасение должно было прийти через этот народ. Но на страницах Нового Завета мы видим, что вскоре к церк-ви присоединились и язычники (Мф. 28:19; Еф. 2:16). Язычники наравне с евреями стали пресвитерами и руководителями новозаветных церквей. Языч-ник (Лука) написал две книги Нового Завета (Евангелие и Деяния); многие язычники, такие, как Тит и Епафродит, были сотрудниками и помощниками Павла. Бог со времен Авраама (Быт. 12:3; 17:5) постепенно воплощал Свой план и включал язычников в Свой народ.

Поэтому национальность апостолов не имеет такого же значения, как их пол. Мы видим, что церковь сначала состояла только из евреев, но вскоре чле-нами церкви стали как евреи, так и язычники. Но нигде не сказано, что цер-ковь вначале состояла только из мужчин, а позже ее членами стали также и женщины. С самого начала среди последователей Христа были как мужчины, так и женщины, представители обоих полов участвовали в событиях в Пяти-десятницу, когда зародилась церковь. Так что и это возражение нельзя счи-тать убедительным.

70 Этот и следующий аргумент взяты из книги Борланда: James Borland, "Women in the life and Teachings of Jesus", in Recovering BiblicalManhoodand Womanhood, pp. 120—122.

6. Доказательства библейской истории. Иногда противники точки зре-ния, изложенной здесь, говорят, что мы опираемся в своих доказательствах только на один текст — 1 Тим. 2. Многие приведенные выше аргументы пока-зывают, что это не так. Но мы можем привести и еще один аргумент. В Биб-лии, от Книги Бытие до Откровения Иоанна, модель мужского руководства народом Божьим прослеживается постоянно. Хотя есть и редкие примеры жен-ского руководства. Гофолия была единовластным монархом (4 Цар. 11:1—20), однако едва ли должно следовать ее примеру; Девора — судьей (Суд. 4,5); Де-вора и Олдама — пророчицами (Суд. 4, 5; 4 Цар. 22:14—20). Но мы должны отметить, что это были редкие исключения, связанные с необычными обсто-ятельствами, и как таковые они едва ли могут служить образцом новозаветного церковного служения71. Кроме того, во всей Библии нет ни одного примера, что-бы женщина учила Писанию общину, это делали пасторы/пресвитеры новоза-ветной церкви. В Ветхом Завете народ учили священники, а священство при-надлежало исключительно мужчинам; более того, даже пророчицы Девора и Олдама не пророчествовали публично, перед собраниями людей72.

7. История Церкви. Как уже было сказано, в течение всей церковной ис-тории прослеживается принцип, в соответствии с которым служение в церкви пастора/пресвитера всегда предназначалось для мужчин. Хотя это и не дока-зывает, что такое положение вещей правильно, мы все же должны всерьез за-думаться, прежде чем утверждать, что практически вся Церковь в течение всей своей истории заблуждалась в этом вопросе73.

8. Возражения. Против излагаемой здесь точки зрения было выдвинуто много возражений, но в этой книге мы можем рассмотреть лишь немногие из них74. Говорят, что служение должно определяться дарами, а не полом. В ответ можно сказать, что духовные дары нужно использовать, следуя указаниям Писания. Святой Дух, приносящий дары, — это тот же Святой Дух, Который вдохновил Библию, и Он не хочет, чтобы мы, используя Его дары, не повино-вались Его словам.

71 См.: Thomas R. Schreiner, "The Valuable Ministries of Women in the Context of Male
Leadership: A Survey of Old and New Testament Examples and Teaching", in Recovering Biblical
Manhood and Womanhood, pp. 209—224. Исторические события, о которых повествуется в
Книге Судей Израилевых, необходимо тщательно анализировать, перед тем как прини-
мать их в качестве примера для подражания в наши дни. Девора отличалась от других
пророков (мужчин) тем, что не пророчествовала публично (Суд. 4:5; также поступает и
Олдама, 4 Цар. 22:14—20) и затем передала свою руководящую роль мужчине (Суд 4:6,7).
И, хотя Бог явил через нее Свое благословение, нет ясного подтверждения того, что Он
отличал ее от других выдающихся судей, таких, как Гофониил (3:9), Аод (3:15), Гедеон
(6:14), Иеффай (11:29) и Самсон (13:25; 14:6), о которых ясно говорится, что они были
призваны Богом.

72 См. предыдущую сноску. Вопрос о том, могли ли пророчествовать женщины в
новозаветных общинах, обсуждался выше.

73 В некоторых современных книгах подчеркивается негативное влияние женщин
на протяжении всей истории Церкви. См. особенно: Ruth Tucker and Walter Liefeld,
Daughters of the Church; эта книга — настоящий кладезь информации, в ней содержится
также исчерпывающая библиография.

Наши рекомендации