Радость при неожиданном разочаровании

Все, что приходит, приходит из-за нужды,
мучительного страдания, болезненного желания.

Боль Марии сотворила младенца Иисуса.
Ее чрево раскрыло свои губы
и произнесло Слово.

Каждая твоя часть имеет свой тайный язык.
Твои руки и ноги рассказывают, что ты совершил.

И каждая нужда приносит то, что нужно.
Боль так же несет в себе исцеление,
как вынашивают ребенка.

Когда нет ничего, это производит пропитание.

Задай трудный вопрос

и получишь превосходный ответ.

Построй корабль, и появится вода,
чтобы отправиться в плаванье на нем.
Нежноголосое дитя заплачет,
и молоко закапает из материнской груди.

Возжаждай высшей воды

и будь готов, что она хлынет из источника.

Деревенская женщина как-то проходила мимо

Мохаммада.

Она думала, что он обычный, неграмотный человек.
Она не верила, что он пророк.

Она несла с собой двухмесячного ребенка.

Когда она подошла к Мохаммаду, ребенок повернулся

и сказал: «Мир тебе, Посланник Бога».

Мать вскричала, удивленная и рассерженная:

«Что ты говоришь и как это ты вдруг обрел дар речи?!»

Дитя отвечало: «Сначала меня обучал Бог,
а потом Гавриил».

«Кто такой Гавриил?

Я никого не вижу».

«Он у тебя над головой,

Мать. Повернись. Он мне многое
рассказал».

«Ты действительно видишь его?»

«Да.

Он постоянно выводит меня
из этого униженного состояния в высшее».

Мохаммад тогда спросил ребенка:
«Как тебя зовут?»

«Абдул Азиз, слуга Божий, но это семейство
думает, что меня занимают мирские энергии.

Я так же свободен от них, как и истина твоего

пророчества».

Так говорил малыш, и мать

впустила в себя благоухание, которое позволило ей

смириться с этим состоянием.

Когда Бог наделяет такого рода постижением,

неодушевленные камни, растения, животные,
все наполняется раскрывающейся значимостью.

Рыбы и птицы становятся защитниками.

Помни о случае, произошедшем с Мохаммадом и орлом.

Так вышло, что пока он слушал

этого вдохновенного ребенка, раздался голос,

призывающий к молитве. Он попросил воды,

чтобы совершить омовение. Он омыл руки и ступни,

и как раз когда он потянулся к башмаку,

его выхватил орел!

Башмак перевернулся в воздухе

и из него вывалилась ядовитая змея.

Орел сделал круг и принес башмак обратно,
говоря: «Мое беспомощное почтение к тебе
сделало этот поступок необходимым.
Любого, поступающего так дерзко
ради буквоедского соблюдения закона,
следует наказать!»

Мохаммад поблагодарил орла

и молвил: «То, что я посчитал за грубость,
было в действительности любовью.
Ты скорбь мою унес,

а я предался скорби! Бог все мне показал,
но в то мгновение я был занят самим собой».

Орел:

«Но, избранник, вся ясность,

которой я обладаю,
пришла мне от тебя!»

Это распространяющееся сияние

Подлинного Человека обладает огромной важностью.
Посмотри внимательно вокруг и ты распознаешь
светоносность душ. Садись поближе к тем,
кто к ней тебя влечет.

Усвой из этой истории с орлом,

что когда приходит несчастье, нужно быстро

поблагодарить.

Другие могут говорить: «О нет», но ты
станешь раскрываться подобно розе,
лепесток за лепестком теряющей себя.

Кто-то спросил у шейха,
что есть суфизм.

«Ощущенье радости,

когда нежданно приходит разочарованье».

Орел уносит Мохаммадов башмак
и спасает его от змеиного укуса.

Не горюй о том, что не сбылось.
Иногда, когда что-то не происходит,
это спасает нас от катастроф.

Вода притчи

Притча подобна воде,

которую подогревают для купания.

Она передает послания между огнем

и твоей кожей. Она позволяет им встретиться

и очищает тебя!

Очень немногие могут сидеть
посреди самого огня,
как саламандра или Авраам.
Мы нуждаемся в посредниках.

Ощущение наполненности приходит,

но обычно требуется некоторое количество хлеба,

чтобы вызвать его.

Красота окружает нас,

но обычно нам необходимо идти

по саду, чтоб распознать ее.

Само тело есть ширма,
скрывающая и отчасти открывающая
свет, сверкающий
внутри тебя присутствующего.

Вода, истории, тело,

все, что мы делаем, это посредники,

которые прячут и открывают спрятанное.

Изучай их

и наслаждайся тем, что они омыты

тайной, которую мы знаем иногда,
а иногда не знаем.

Неловкое сравнение

Вэтом физическом мире нет двух схожих вещей.
Всякое сравнение приблизительно до неловкости.

Можно поместить льва рядом с человеком,
но такое расположение опасно для обоих.

Допустим, тело подобно светильнику.

Оно должно иметь фитиль и масло. Сон и еду.

Если оно не получает этого, то умрет,

и оно всегда сжигает их, стараясь умереть.

Но где же в этом сравнении солнце?

Оно встает, и свет лампы смешивается с днем.

Единство,

которое есть реальность, не может быть понято
при помощи образов лампы и солнца. Придание
расплывчатости множеству при переходе в единство —

ложно.

Никакой образ не может описать,

что остается от наших отцов и матерей,

наших бабушек и дедов.

Язык не в состоянии коснуться того,
что живет в каждом из нас.

---

Если ты хочешь того, что видимая реальность
может дать, ты — наемный работник.

Если ты хочешь невидимый мир,
то не живешь в истине.

Оба желания нелепы,
но ты будешь прощен за забвение
того, что на самом деле ты хочешь
приводящую в смятение радость любви.

---

Поставь на карту все ради любви,
Если ты настоящий человек.

Если же нет,
покинь это собрание.

Половинчатость не достигает величия.

Ты отправляешься на поиск Бога, но потом

надолго застреваешь в мрачных придорожных харчевнях.

Радость при неожиданном разочаровании - student2.ru

---

В лодке, мчащейся вниз по ручью,
кажется, что деревья на берегу
торопятся мимо. То, что представляется

изменением вокруг нас,
лишь скорость судна,
покидающего этот мир.

Дар воды

Некий человек, не ведающий, что река Тигр существует,

приносит калифу, живущему у реки,

кувшин пресной воды.

Калиф принимает дар, благодарит

и дает взамен кувшин, наполненный золотыми монетами.

«Поскольку этот человек пришел через пустыню,

ему следует вернуться по воде».

Его выводят через другую дверь,

человек садится в ожидающую его лодку

и видит широкий пресноводный Тигр.

Он склоняет голову: «Какая поразительная доброта —

он принял мой подарок».

Каждый предмет и существо во вселенной — это
кувшин, переполненный мудростью и красотой,
капля Тигра, которую не сможет сдержать
никакая шкура.

Каждый кувшин переливается и придает земле
больше блеска, как бы покрывая ее атласом.
Если бы человек видел хотя бы приток
великой реки, он не принес бы
свой наивный подарок.

Те, кто задерживается и живет у Тигра,
впадают в такие экстатические состояния,

что бросают камни в кувшины,

и кувшины обретают совершенство!

Они разбиваются.

Обломки танцуют, а вода...

Ты видишь?

Ни кувшина, ни воды, ни камня,

ничего.

Ты стучишь в дверь реальности,
встряхиваешь свои мысли-крылья,
расслабляешь плечи,
и открываешь.

---

Я прокричал тебе в дверь:
«Мистики собираются на улице. Выходи!»

«Оставь меня в покое. Я болен».

«Да хоть бы ты и умер!
Иисус здесь и он хочет
кого-нибудь воскресить!»

Али в битве

Научись у Али, как сражаться

без участия самости.

Лев Господень не совершал ничего,
что не зачиналось бы
глубоко в его сердцевине.

Однажды в битве он взял верх над неким воином

и выхватил свою саблю.

Человек, беспомощно лежавший на земле,

Плюнул Али в лицо. Али бросил саблю,

смягчился и помог человеку подняться на ноги.

«Почему ты пощадил меня?
Как могла молния втянуться обратно
в тучу? Ответь, владыка мой,
чтобы душа могла расшевелиться
во мне, словно зародыш».

Али молчал, но наконец ответил:

«Я Лев Господень, а не лев страстей.

Мой владыка — солнце. У меня нет иных стремлений,

кроме как к Одному.

Когда налетает ветер личностной реакции,

я не следую за ним.

Многие ветры наполнены злобой,
похотью и своекорыстием. Они сдувают мусор,
но крепкая гора нашей подлинной природы
остается, где была всегда.

Сейчас нет ничего,

кроме божественных свойств.

Войди через эту раскрытость в меня.

Твоя дерзость была лучше любого почтения,
потому что в этот момент я это ты, а ты это я.

Я даю тебе это открытое сердце

как Бог раздает дары:
яд твоего плевка

стал медом дружбы.

---

Раньше я был застенчивым,
а ты заставила меня петь.

Раньше я за столом отказывался от еды,
теперь кричу, чтоб несли еще вина.

С трезвенным достоинством я, бывало, сидел
на коврике и молился.

Теперь мимо бегают дети
и строят мне рожицы.

Зеленые початки

Была долгая засуха. Урожай засох.
Листья виноградников почернели.

Люди задыхались и умирали подобно рыбе,
выброшенной на берег и оставленной там.

Но один человек всегда смеялся и улыбался.

К нему пришли люди и спросили:

«Неужели ты не сочувствуешь такому бедствию?»

Он отвечал: «Для ваших глаз это засуха.
А для меня это форма Божьей радости.

Повсюду в этой пустыне я вижу зеленые початки,
вырастающие по пояс, бурное море
молодых початков, что зеленее черемши.

Я протягиваю руки и касаюсь их.
Как же может быть иначе?

Вы и ваши друзья подобны фараону,
тонущему в Красном море крови вашего тела.
Подружитесь с Моисеем и узрите ту,
другую, речную воду».

Когда вы думаете, что ваш отец

повинен в несправедливости,

его лицо выглядит жестоким.

Иосиф своим завистливым братьям

казался опасным.

Когда вы помиритесь с отцом,

он будет выглядеть

умиротворенным и дружелюбным.

Весь мир есть форма истинности.

Когда человек не ощущает благодарности к ней,

форма выглядит так, как он это ощущает.

Она отражает его злобу,

его своекорыстие и страх.

Помирись с Вселенной.

Возрадуйся в ней.

Она преобразится в золото. Воскрешение
наступит сейчас. Каждое мгновение —
новые красоты.

И никогда никакой скуки!

Вместо нее изобильный, изливающийся

звук многих источников в твоих ушах.

Ветви деревьев станут двигаться как танцующие люди,
неожиданно узнавшие, что такое мистическая жизнь.

Листья защелкают пальцами, как будто они слышат

музыку.

И они слышат! Полоска зеркала сияет из-под
войлочного покрывала. Подумай, как будет,
когда все открыто для воздуха и солнечного света!

Есть таинства, о которых я вам не говорю.

Повсюду столько сомнений, столько мнений,

утверждающих: «То, что ты провозглашаешь,

быть может, истинно для будущего,

но не сейчас».

Но эта форма всеобщей истинности, которую я вижу,

говорит:

Это не предсказание. Оно здесь
в данное мгновение, звонкая монета в руке!

Мне напоминает это о сыновьях Узайра2,
пошедших по дороге в поисках своего отца.
Они постарели, тогда как их отец чудесным образом
помолодел! Они повстречали его и спросили:
«Прости нас, господин, не повстречал ли ты Узайра

где-нибудь?Мы слышали, что он должен проходить
сегодня по этой дороге».

«Да, — сказал Узайр, — он прямо позади меня».
Один из сыновей воскликнул: «Благая весть!»

Другой же упал на землю.
Он узнал своего отца.

«Что ты имеешь в виду — весть?!

Мы уже внутри сладостности его присутствия».

Для ваших умов существует такое явление, как вести,
тогда как для внутреннего постижения мы всегда
посередине происходящего.

Для сомневающихся это боль.
Для верующих — благовестив.
Для влюбленного и ясновидящего
это жизнь, как мы ее проживаем!

Правила благоверия —

просто врата и привратник.

Они предохраняют присутствие от посягательств.

Неверие — как внешняя сторона фруктовой кожуры.
Она суха и горька, поскольку отвернулась от центра.
Вера — как внутренняя сторона кожуры,
влажная и сладкая. Но место кожуры —
в огне. Настоящая внутренность превыше «сладости»
и «горечи». Она — источник восхитительного вкуса.

Об этом невозможно говорить, я утопаю в этом!

Возвратись! И дай мне проложить дорогу,

рассекая воду, как Моисей. Вот что я скажу,
а остальное оставлю скрытым:

Твой интеллект — частичен, как крупицы злата,
рассыпанные там и сям.

Тебе необходимо соскрести их вместе,
дабы оттиск королевской печати был

на тебе запечатлен.

Воедино собери себя и будешь так прекрасен,

как Самарканд с его базаром в центре, или Дамаск.

Песчинка за песчинкой собирай частицы.

Ты будешь более великолепен,

чем чеканная монета.

Ты станешь чашею,

покрытой снаружи королевскою резьбой.

Друг станет хлебом для тебя и ключевой водою,
светильником, помощником, любимой сладостью
и чашею вина.

Единенье с ним благословенно. Собери частицы,
и тогда я покажу тебе, что есть.

Вот для чего дар речи —

помочь нам быть Одним. Множественность —
ощущение шестидесяти разношерстных эмоций.
Единство это покой и тишина.

Я знаю, что мне следует молчать,
но радостное волненье раскрывает
мне рот, как чиханье или зевок.

Мохаммад говорит:

«Я молю о прощении по семьдесят раз на день»,

и я делаю то же. Прости меня. Прости,

что я говорю так много. Но то, как Бог делает тайное

явным,

ускоряет и поддерживает поток слов во мне.

Спящий спит, в то время как его постель

впивает в себя речную воду.

Ему снится, что он носится

в поисках воды, указуя во сне на миражи:

«Вода! Там! Там!» Это самое «Там!»

и усыпляет его. В будущем, на далеком расстоянии —

все это иллюзии. Вкуси Божье здесь и теперь.

Твоя подлинная разумность — эта сиюминутная

жажда,

а не блистательное метание то вперед, то назад.
Рассудочность умирает и ее опускают в могилу.
Но не эту радость созерцания.
Ученость — головокружение,
изможденная прославленность.
Лучше уж внимать.

Быть учителем — форма желания,

грозовая зарница. Можешь ли ты доехать до Вахша,

далеко в верховьях реки Окс3, на вспышке молнии?

Молния — не наставничество.
Молния просто велит облакам плакать.
Поплачь. Вспышки молний нашего ума

приходят, чтобы мы поплакали

и затосковали о настоящей жизни.

Разум ребенка говорит: «Мне надо идти в школу».
Но этот разум не может научить сам себя.

Ум больного говорит: «Иди к доктору»,
но это не исцеляет пациента.

Некие бесы пробрались близко к небесам,

пытаясь разузнать тайны, но голос произнес:

«Убирайтесь отсюда. Идите в мир.

Слушайте пророков!»

Входите в дом через дверь.

Это не обходной путь.

Вы — полые тростинки,

но можете стать опять сахарным тростником,

если внемлете наставнику.

Когда взяли пригоршню земли из следа,

оставленного копытом коня

Гавриила, и бросили ее в золотого тельца,

телец поклонился! Вот что наставник может сделать

для тебя. Он может тебя оживить.

Наставник снимет с тебя твой соколиный колпачок.
Любовь — сокольничий, твой король.

Учись у нее. Никогда не говори и не думай:
«Я лучше, чем... кто бы то ни было.

— Так думал Сатана.

Спи в спокойной тени дерева духа

и никогда не высовывай голову из этой зелени.

---

Путь любви — не утонченная дискуссия.

Дверью здесь служит разрушение.

Птицы кружат по небу свободно.

Как они узнали свободу?

Они падают, и в падении
им даются крылья.

---

Певчие птицы приносят отдохновение

моему томлению.

Я так же экстатичен, как они,

но мне нечего сказать!

Пожалуйста, вселенская душа, порепетируй
какую-нибудь песню, или что-нибудь, через меня!

На полу амбара

Суфий странствовал по миру.

Однажды к вечеру он прибыл гостем

в суфийскую обитель.

Он привязал осла в стойле

и затем был принят возглавлявшим собрание.

Они погрузились в глубокую медитацию и

мистическое единение, он и эти друзья.

Подобные люди больше узнают из присутствия человека,

чем из книги.

Суфийская книга состоит не из чернил и алфавита

Ученый любит пометки пера и живет по ним.

Суфий любит отпечатки ног!

Он их видит и преследует свою добычу.

Сначала он видит приметы.

Через некоторое время

он может следовать по запаху.

Идти на запах в сто раз лучше,

чем идти по следу.

Человек, открывающийся божественному, для суфия подобен вратам.

То, что может показаться другим никчемным камнем,

жемчуг для них. Ты видишь ясно свой образ в зеркале. Шейх видит больше этого

в выброшенном кирпиче.

Суфийские наставники — это те,

чей дух существовал до мира.

Еще до тела они прожили сотни жизней.

Еще до сева зерна они уже пожали пшеницу.
До появленья океана они нанизывали жемчуга.

Когда шло грандиозное обсуждение о переходе

человеческого рода из несуществования

в существованье,

они стояли по подбородок в водах мудрости.

Когда иные из ангелов противились творению,

суфийские шейхи смеялись меж собой

и хлопали в ладоши.

До материальности они знали, каково

быть пойманым в ловушку материи.

До появления ночного неба они видели Сатурн.

До зерна они вкусили хлеба.

Не имея разума, они уже мыслили.

Непосредственная интуиция для них — простейший акт

сознания, то, что другим — богоявление.

Большая часть наших мыслей — о прошлом или будущем.

Они от этого свободны. До того, как отрыты копи,

они судят о монетах. Еще до появления виноградников

они знают о грядущем веселии.

В июле они ощущают декабрь.

В палящем солнечном свете они находят тень.

В фана, состоянии, в котором исчезают все объекты,

они распознают объекты.

Разверстые небеса пьют из их круговой чаши.

Солнце наряжено в золото их щедрости.

Когда двое из них встречаются, они более не двое.

Они одно и шесть сотен тысяч.

Их ближайшее подобие — океанские волны,

когда ветер творит из единства множественное.

Это случилось с солнцем и оно расщепилось на лучи, пройдя через окно и упав на телесные объекты.

Солнечный круг, несомненно, существует,

но если ты видишь только тела-лучи,
у тебя могут возникнуть сомнения.
Богочеловеческое сочетание есть единство.
Множественность — кажущееся разделение на лучи.

Друг, мы странствуем вместе.

Отбрось свою усталость. Позволь мне показать тебе
малую толику той красоты, которая неизреченна.
Я — точно муравей, попавший в амбар,
счастливый до нелепости и пытающийся уволочь
зерно, которое для него слишком велико.

Корзина свежего хлеба

Пророк Мохаммад сказал:

«Нет лучшего спутника

на этом пути, чем совершаемое вами.
Поступки станут вам лучшими друзьями,
а если ты жесток и самолюбив,
тогда поступки превратятся в ядовитых змей,
живущих в твоей могиле».

Но скажи мне,

как ты можешь творить благое без учителя?
Можешь ли ты хотя бы узнать, что это такое,
когда рядом нет Мастера? Обрати внимание,
что даже и простейшая из жизней
требует некоторых наставлений.

Сначала приходит знание,

затем созидание. И гораздо позднее,
быть может после смерти, вырастает нечто
из совершенного тобой.

Ищи помощи и наставлений

в любом изучаемом тобою ремесле. Ищи щедрого
учителя, усвоившего традицию.

Ищи жемчуг в раковинах устриц.
Обучайся навыкам у мастерового.

Когда бы ты ни встретил

подлинного духовного учителя,

будь с ним мягок, вежлив и справедлив.

Задавай вопросы и стремись получить
ответы. Не смотри свысока.

Если мастер-кожевенник носит

старый вытертый халат,

это не уменьшает его мастерства.

Если умелый кузнец раздувает кузнечные мехи
в заплатанном фартуке, это не влияет на то,
как он гнет железо.

Сними с себя свою гордыню

и надень одежды смиренности.

Если ты хочешь узнать теорию,

поговори с теоретиками. Это путь изустный.

Когда же изучаешь ремесло, практикуй его.
Такое знание приходит через руки.

Если ты хочешь принадлежать к дервишам,

Жаждешь духовной нищеты и пустоты,

ты должен быть дружен с шейхом.

Разговоры об этом, чтение книг и упражнения

не помогают. Такое знание душа получает от души.

Таинство духовной пустоты,

возможно, живет в сердце паломника, однако

знание этого ему не принадлежит.

Дожидайся просветляющей раскрытости,
как если бы твоя грудь наполнялась светом.
Бог сказал:
«Разве мы не раскрыли тебе твою грудь?»4

Не ищи этого вне себя,

Ты — источник молока. Перестань доить других!

Внутри тебя есть молочный фонтан.
Не блуждай с пустым ведром!

Ты владеешь каналом, ведущим к Океану,
а просишь воды из лужицы.

Моли об этом любовном расширении. Все медитации
пусть будут об этом. Коран говорит:

«И Он — с вами»5

У тебя на голове — корзина свежего хлеба,

а ты ходишь от двери к двери, выпрашивая корочку.

Постучись в свою внутреннюю дверь.

Ни в какую иную.

Ты плещешься в свежей речной воде,

доходящей до колена,

а желаешь глотка из бурдюков других людей.

Вода окружает тебя со всех сторон,
а ты видишь только препятствия,
отделяющие тебя от воды.

Лошадь зажата меж ног ездока, а он все равно
спрашивает: «Где моя лошадь?»

«Прямо там, под тобой!»

«Да, это лошадь, но где же лошадь?»

«Ты что, не видишь?!»

«Да, я вижу, но кто же это видел когда-либо
такую лошадь?»

Обезумев от жажды, он не может испить из потока,

бегущего так близко к его лицу.

Он подобен жемчужине глубоко на дне,

вопрошающей внутри своей раковины,

«Где же океан?»

Его умственное вопрошание

образует преграду. Его физическое зрение
накладывает повязку на его знание. Осознавание себя
закладывает уши.

Пребывай в ошеломленности пред Богом, и только это.

Вы, пребывающие в житейском замешательстве,

упростите свою жизнь, полную хлопот. Есть одна
праведность: поливайте фруктовые деревья,
а не колючки. Будьте щедры к тому,
что питает дух и Божий сияющий
свет разума. Не оказывайте почестей тому,
что вызывает понос и узловатые опухоли.

Не вскармливайте равно обе свои стороны.
Дух и тело несут различные ноши
и требуют разного внимания.

Слишком часто мы седлаем Иисуса, а осла
отправляем свободно разгуливать по пастбищу.

Не заставляй же тело делать то,

что более пристало духу,

а дух не нагружай тяжелой ношей,

которую тело легко могло бы понести.

Наши рекомендации