Призывает к исповеданию ислама
Мусульманка осознает, что человек сотворен в этом мире не для забавы, не случайно. Он сотворен для того, чтобы выполнять порученную ему миссию:
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». (51; 56)
Поклонение Аллаху проявляется в повиновении, подвижничестве и находит свое выражение в каждом положительном, созидательном усилии человека, направленном на обустройство и улучшение бытия, претворении в жизнь Слова Божьего, предписанного Им образа жизни и поступков. И долг мусульманок -призывать людей к этой истине.
Каждая искренняя мусульманка отчетливо осознает свою обязанность призывать женщин присоединиться к этой истине, к этому вероучению, в которое она сама уверовала.
Приятное слово, сказанное мусульманкой женщине сошедшей с правильного пути, указанного Аллахом, делает свое дело, оставляет неизгладимый след в душе. «Кто призвал к движению по правильному пути, тому будет награда, а также награда от того, кто прислушался к его призыву и пошел за ним».
При таком подвижничестве не следует пренебрегать даже небольшими, как теперь говорят, порциями знаний. Если она разъяснит смысл даже одного айата из Книги Аллаха или малую толику из того, что она узнала, слушая проповеди, об истинном пути, то уже будет огромная польза.
Как знать, может именно этот айат или другое высказанное ею слово будет той искрой, которая побудит слушающую к вере в Аллаха, зажжет в ее душе светоч, освещая весь ее жизненный путь.
Поэтому мусульманка не жалеет сил, делает все возможное, чтобы призывать женщин исповедывать ислам. Она осознает, что это в высшей степени нужно. Этим она снискает благоволение Аллаха в рядах женщин, которым не суждено было раньше приобщиться к знанию, к тому, чтобы ее наставили на истинный путь. Это же будет свидетельством того, что уверовавшая желает другой того же, что и себе. Такую активность, показывающую хорошие нравственные качества, высоко ценил и поощрял благородный посланник.
Истинная мусульманка по праву считает свои знания светильником, ярко освещающем путь и она никогда
не будет утаивать свет своих знаний от других женщин. Тем более, что она знает, какую большую награду приготовил Аллах таким праведным, искренним женщинам, призывающих других к исламу.
Обязанность «побуждать к добродеянию и удерживать от порицаемого» - в одинаковой мере относится и к мужчине, и к женщине, как сказал об этом Всевышний:
«Верующие мужчины и верующие женщины - друзья друг другу: они побуждают друг друга к добродеянию, и удерживают от порицаемого, совершают молитву, дают очистительную милостыню, повинуются Аллаху и Его посланнику. Аллах к ним будет милостив. Поистине, Аллах Всемогущ, Мудр».(9; 71)
Поистине, ислам возвел женщину на высокий пьедестал, поручив ей выполнение столь важного дела. Впервые в истории ислам возвел женщину в ранг побуждающей, а до ислама и вне ислама женщина всегда была в положении побуждаемой.
Такое поручение, которое на самом деле является высоким доверием, оказанием большой чести, она выполняет в тех видах и тех пределах, которые соответствуют ее женской природе, в рамках своей компетенции. Что и говорить, порицаемое еще не редко встречается в действиях женщин. Заметив такое, она не проходит мимо, старается удержать от дурного поступка, действуя благоразумно, проявляя мягкость, в соответствующей ситуации форме. Делает это настойчиво, используя разные способы и средства, как говорилось в приведенном ранее хадисе.
Такое отношение истинной мусульманки к другим мусульманкам, допускающим небрежность в отношении к исламу, означает выполнение своих религиозных обязанностей. Ведь одна из граней ислама предписывает благожелательность, доброе наставление.
Поступая так, т.е. побуждая к добродеянию и удерживая от дурного поступка, истинная мусульманка делает очень полезное дело для общества. Ведь этим самым она как бы выпрямляет положение дел у многих женщин, для которых в известной мере стало привычным поступать вопреки исламу и его основополагающим принципам. Она смело указывает им на это и разъясняет точку зрения ислама на этот счет.
Истинная мусульманка никогда не оставит без внимания, когда увидит ложное, не уклонится от разъяснения истины, не согласится с отклонением от нормы. Она всегда выручит своих сестер, допускающих небрежность, неведение или отклонение. Занимать позицию безразличного человека - значит заслужить наказание от Аллаха. Абу Бакр вспоминал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, говорил: «Тех, кто видит дурной поступок и не пресекает его, Аллах охватит своим наказанием»».
Истинная мусульманка никогда не промолчит, когда порицаемое касается вероучения и его обрядов.
Истинная мусульманка в разговоре с женщинами ведет свой призыв тактично, осмотрительно и не суетясь. Она учитывает уровень их образования и культурного развития. Благодаря своей мудрости и проповеднической способности она добирается до сердца и разума другой женщины, как это советует Священный Коран:
«Призывай на путь Господа своего с мудростью и добрыми наставлениями». (16; 125)
Она знает, что нельзя беседовать долго и нудно. В разговоре она не поднимает такие вопросы, которые для данной собеседницы трудно объяснить. Мысль, которую она хочет довести, разъясняет доступно и увлекательно. Быть может, должного результата достигнет не сразу. В таких случаях она возвращается к этой мысли вновь и вновь. Подобный прием с большим успехом использовал посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, когда произносил свои проповеди. Это позволяло слушавшим легко усвоить смысл услышанного. Если нужно, она разносит по времени, т.е. возвращается к разъяснению того или иного положения после определенного временного интервала. Иначе можно вызвать скуку и неприятие предъявляемого содержания, как отмечал один из сподвижников Абдалла ибн Масууд, говоря о том, как благородный посланник добивался эффективного воздействия
на слушающих.
Очень важно быть милосердной к тем женщинам, к которым обращаешься, беседовать с ними спокойно. Проявлять терпение, если они не сразу понимают, показывают полное неведение по многим вопросам вероучения, часто рассуждают неправильно, задают скучные, набившие оскомину вопросы. Примером, достойным подражания, для всех мужчин и женщин, проводящих такую, как бы сейчас сказали, разъяснительную работу, является самый лучший проповедник - посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Он является образцом терпеливости и выдержки. Относился спокойно, видя, что «медленно доходит», не считал утомительными и скучными многочисленные вопросы, охотно много раз отвечал на один и тот же вопрос. Главное для него было в том, чтобы его поняли и уходили довольные и радостные от того, что все уяснили, получив убедительное объяснение.
Вот что рассказал его сподвижник Муавийа ибн аль-Сульляма, да будет доволен им Аллах: «Я совершал молитву вместе с посланником Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. В это время кто-то из молящихся чихнул, я тут же сказал: «Да сжалится над тобой Аллах!» Присутствующие бросили на меня взгляды. Я спросил: «Почему вы так на меня уставились?» В ответ они стали ударять руками по бедру. Я понял, что мне надо замолчать. Благородный посланник закончил молитву. Да искуплю я его моим и отцом и матерью! До него и после него я не видел лучшего учителя, чем он. Никогда он меня не обижал и не ругал. Он сказал: «В этой молитве не
Годится речь людей. Это прославление и возвеличивание Аллаха и чтение Корана». Я обратился к нему: «О посланник Аллаха! Я только недавно порвал с неведением. Среди нас были люди, выступавшие прорицателями». Он сказал: «Не общайся с ними». Я опять обратился: «Среди нас есть такие, что на все смотрят пессимистично, все считают дурным знаком». Он сказал: «Это они испытывают в сердцах. Но такое не отвращает их от своей цели, не наносит им вреда, как и не приносит пользы». Истинная мусульманка использует еще один важный прием. Он заключается в том, что она никогда не упрекает собеседницу, известную тем, что поступает дурно, в ее недостатках. Иносказательно, а не прямо «в лоб», она дает понять всю пагубность таких действий, подсказывает в тактичной и умной форме необходимость избавиться от таких качеств. Этим самым она щадит самолюбие собеседниц, не задевает их чувства и не оставляет в их душах неприятный осадок, который мог бы вызвать желание больше не слушать. Такой подход помогает быстрее доходить до сердец и влиять на души, успешно лечить психологические и нравственные недуги. Такой прием использовал посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, в своих проповедях. Госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, вспоминала: «Пророк, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, когда ему сообщали о том или ином человеке, не говорил: «Почему такой-то говорит ...?», а говорил: «Почему люди говорят то-то и то-то?» Другое важное условие для достижения успеха в этой области - умение объяснять доступно, повторяя одно и в увлекательной форме с тем, чтобы собеседницы наверняка поняли. Более того - почувствовали, пропустили через свое сердце услышанное. Именно так делал посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Анас вспоминал, что он трижды повторял высказывания, чтобы быть понятым. Когда приходил к людям, приветствовал их тоже троекратно. А госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, так вспоминала: «Речь посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, была ясной и убедительной, понятной всем слушающим».