Замечания личного характера: время исповедания
Дайте оценку вашим разговорам. Бывают ли в вашей жизни такие моменты, когда в своей речи вы больше уподобляетесь врагу душ человеческих, чем Господу? Уделите время тому, чтобы все обдумать, помолиться и исповедаться. Признайтесь в ваших грехах Богу и тем людям, с которыми вы живете и работаете.
1. Случается ли, что своими словами вы бросаете вызов власти и авторитету Бога и пытаетесь взять на себя Его полномочия? (Не стремитесь ли вы осуществлять контроль там, где у вас нет на это права? Не осуждаете ли вы других людей и не говорите ли им грубые слова? Не подрываете ли вы авторитет руководителей, поставленных Богом? Не ропщите и не жалуетесь ли вы на ситуации, которые Бог предопределил для вашей жизни?)
2. Свидетельствуют ли ваши слова о том, что иногда ваше понимание жизни отличается от Божьего (которое описано в Библии)? Иными словами, указывают ли ваши разговоры на то, что вы по-библейски относитесь к жизни, и побуждают ли они других относиться к ней таким же образом? (Например, что вы делаете, когда попадаете в пробку на дороге: высказываете свое раздражение или с пользой проводите это время в разговорах с женой и детьми?)
[39] 3. Не подверглась ли ваша речь влиянию сатанинской лжи, заключающейся в том, что можно достичь большего, если на время забыть о Христе и послушании Ему? Примеры:
• Во что бы то ни стало я должен выиграть этот спор.
• Я обязан добиться ее любви и уважения.
• Я заставлю его признаться, даже если мне придется пойти на крайние меры!
• Это следует делать только так и никак иначе.
• Я больше не могу жить с этим человеком.
• У меня есть право на личное счастье.
Помните, что Христос не только прощает, но и избавляет. Он не только избавляет, но и изменяет. Он не только изменяет, но и примиряет.
[40] Глава 3
Слово во плоти
И Слово стало плотию и обитало с нами...
Евангелие от Иоанна 1:14
Я женат уже больше четверти века. Бог дал мне благочестивую жену, имеющую больше достоинств, чем я. У нас прекрасные отношения друг с другом, которые приносят нам много радости. Мы с Луэллой воспитывались в христианских семьях, где нас с младенчества учили Божьим истинам. И я, и она пришли ко Христу, еще будучи детьми, и получили образование в христианском университете. Мы посвятили свою жизнь служению Богу, а Бог благословил нас тем, что в нашей церкви преподается здравое библейское учение. Мы прилагаем все усилия к тому, чтобы наш брак соответствовал Божьему замыслу.
Каждую неделю мы проводим определенное время вне дома, обсуждая насущные вопросы. На протяжении всех этих лет мы ежедневно уделяли время общей семейной молитве. Однако в процессе написания этой книги я осознал, что, несмотря на все наши усилия, у нас все же есть проблемы в сфере общения. Я не говорю, что мы кричим друг на друга или ругаемся. Мы не часто сердимся, раздражаемся или спорим. Но все ж грех по-прежнему проникает в наши разговоры. Это может быть слово, сказанное опрометчиво и необдуманно, слово, произнесенное с раздражением. Это может быть поспешное обвинение, эгоистичное замечание или упрек, типа «я же предупреждал тебя», высказанный в ситуации, когда человека надо было утешить и ободрить. Это может быть резкий ответ, критическое замечание, исполненное самоправедности или жалости к своей собственной персоне, ненужные придирки или напоминание о прежних грехах.
[41] Даже если принять во внимание все духовные уроки, выученные нами, все наше посвящение Богу, все наши старания и учесть при этом все наши молитвы о прощении и помощи, то мы, как семейная пара, все равно испытываем затруднения в общении друг с другом. Вот как велика наша нужда и как серьезна наша проблема!
Наша забывчивость
Заходя в христианские книжные магазины, я иногда спрашиваю себя: «Не забыли ли мы о том, в чем состоит наша главная беда? Действительно ли мы полагаем, что с помощью человеческой интуиции и «современных» методов ведения разговора сможем решить проблемы общения, не дающие нам покоя на протяжении всей жизни? Разве мы забыли о том, что наши неудачи в сфере коммуникации указывают на более серьезные проблемы?» Игнорируя их, мы никогда не решим вопросов, связанных с нашим ежедневным общением. Если бы дело заключалось только в знании и умении, то мы с Луэллой давным-давно решили бы все проблемы, связанные с разговором. Но знания и умения недостаточно. Нам нужно что-то более глубокое, что-то более основательное. Эта величайшая нужда дает знать о себе всякий раз, когда члены нашей семьи общаются между собой.
Недавно я наблюдал, как мои сыновья спорили друг с другом. В этом не было ничего нового или необычного: между ними два года разницы, и у них нередко возникают разногласия. На самом деле, спор такого рода имел место уже много раз, однако в тот день он привлек мое внимание. Сыновья обвиняли друг друга и злились. Никто из них не хотел внимательно выслушать другого. Град взаимных упреков становился все сильнее, а крики все громче. Не прошло и нескольких минут, как они забыли о предмете спора и стали вспоминать прежние обиды. Они изливали друг на друга свою боль, разочарование, гнев, раздражение и зависть. Они не вели разговор так, чтобы решить проблему, не хотели слушать и понимать один другого. Их слова превратились в оружие, которым они вели войну друг с другом. Каждый хотел заставить противника замолчать и победить. Они то и дело бросали фразы: «Ты всегда...», «Ты никогда...». Они стояли друг против друга, облачившись в броню собственной праведности, считая себя вправе обвинять своего противника. Сыновья продолжали «выпускать пар», однако всем своим видом показывали, что тратят время впустую. Каждый считал, что собеседник никогда не поймет его.
[42] Пока я слушал их словесную перепалку, у меня возникли две мысли. Первая состояла в том, что я не хотел начинать день с вмешательства в эту «войну». Вторая мысль имела в некоторой степени богословский характер и оказала на меня более сильное воздействие. Я стал думать о том, что никогда не учил своих мальчиков спорить или ссориться. Я никогда не рассказывал им, как можно больнее ранить собеседника при помощи слов. Я никогда не внушал им, что следует дождаться подходящего момента, чтобы затем облить своего противника грязью. Я никогда не учил их обвинять и осуждать. Тем не менее мои сыновья атаковали и отражали нападки друг друга вполне уверенно и со знанием дела. У них был врожденный талант добиваться при помощи слов именно того, чего хотели их разгневанные сердца.
Печальные размышления нахлынули на меня, когда я все-таки решил вмешаться. Я мог прекратить ссору, но не мог изменить то, что на самом деле следовало изменить. Кроме того, я остро осознал, что в моих сыновьях нужно было исправить то, что следовало исправить и во мне самом. В нашей семье редко выдается несколько спокойных часов (не говоря уже о целом дне), когда никто ни с кем не конфликтует! (При этом, поверьте мне, наша семья ничуть не хуже других.) Вот, как велика наша духовная нужда! В то утро слезы стояли у меня в глазах, когда я разговаривал с сыновьями, потому что осознание серьезности нашей духовной проблемы произвело на меня намного большее впечатление, нежели скорбь по поводу еще одной мелкой ссоры, которую мне пришлось улаживать.
Вы можете подумать, что, если бы мои сыновья научились искусству общения и лучше понимали, что и когда следует говорить, они реже бы спорили и ссорились. Не сомневаюсь, что так бы оно и было, однако война слов, разгоревшаяся в то утро, выявила более серьезные проблемы. Она указала на глубокие духовные нужды, которые невозможно восполнить, изучив лишь несколько правил хорошего тона.
Пришествие Слова
Как Бог, Великий Оратор и Отец речи, помогает нам решить данную проблему? Он не требует от нас, чтобы мы своими силами пытались достичь соответствия Его стандартам. Нет, Он посылает Своего Сына, Слово, чтобы Тот воплотился в человека и жил как человек, и стал для нас самым прекрасным и славным из всех Бо-[43]жьих посланий! Слово стало плотью. Послушайте, что говорит Иоанн: