Замечания личного характера: стратегия битвы

1. В каких областях общения вы склонны забывать о своей свободе во Христе, раздражаться и потакать греховной природе? [216] (В общении с супругом(ой), начальником, родителями, братьями и сестрами, соседями, родственниками, членами тела Христова?) Уделите время тому, чтобы определить, где и с кем у вас обычно происходят словесные перепалки.

2. Составьте список сильных эмоций и желаний, от которых вы хотели бы избавиться. (Примеры эмоций: гнев, уныние, страх. Примеры желаний: желание отомстить, выразить уважение, отблагодарить, властвовать, иметь успех, любить.)

3. В каких конкретных ситуациях Бог призывает вас вести разговор, руководствуясь решением служить ближним с любовью?

4. Какие плоды Духа должны произрасти в вашем сердце в первую очередь и повлиять на ваше общение с окружающими? (Долготерпение, воздержание [самоконтроль], благость, радость.)

5. Нуждаются ли люди, окружающие вас, в исправлении и восстановлении? Как ваши слова могут помочь этому? Какие возможности предоставляются вам для того, чтобы вы могли участвовать в том деле, которое Бог совершает в жизни других людей?

Помните, что благодаря работе, проводимой в нас Христом, мы можем сказать «нет» страстям и похотям нашей греховной натуры. Мы можем служить друг другу с любовью, даже когда нас раздражают и пытаются вывести из себя.

Глава 13

Выбирайте слова

Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев.

Послание Иакова 1:19

Я сидел в гостиной и кипел от злости! Мне не верилось, что, несмотря на всю любовь, которую мы с женой проявляли к сыну все эти годы, несмотря на все наши старания построить отношения, основанные на доверии и полном взаимопонимании, он был готов отказаться от всего этого ради одной вечеринки с друзьями. Я просто не мог понять, почему эта встреча была так важна для него.

Мой сын бесстыдно солгал, глядя мне прямо в глаза! Я был вне себя от гнева. Мне хотелось, чтобы ему стало так же обидно и больно, как и мне. Я испытывал желание воздать ему по заслугам. Мне представлялся наш разговор и то, как я буду отчитывать сына (разумеется, делая это во имя Господне!). Я перебирал в голове самые суровые наказания, которые полностью изменят его жизнь. Жаль, что его не было дома в тот момент, а то уж я задал бы ему жару! Я сказал Луэлле: «Он еще пожалеет о том дне, когда решил так поступить со мной!»

Итак, я сидел в гостиной, кипя от злости не только потому, что сын обманул меня и я не мог наказать его, поскольку его не было дома, но еще и потому, что жена категорически не соглашалась с тем, как я планировал это сделать. «Она слишком мягкая и добрая, – думал я. – Именно в такие моменты Бог призывает меня быть духовным лидером в семье. Кто-то же должен встать за истину! Кто-то ведь должен противостать неправде».

Однако чем больше я размышлял, оправдывая свой гнев и обдумывая, какие мне следует принять меры, тем слабее стано-[218]-вилась моя решимость. Бог в Своей удивительной премудрости предопределил, чтобы в тот день сына не было дома. Бог побудил Луэллу вмешаться, и Ему надо было произвести во мне Свою работу, прежде чем Он мог использовать меня для достижения Своих целей.

Не прошло много времени, как я начал размышлять уже не о сыне, а о самом себе. Меня очень опечалило собственное состояние. После стольких лет изучения Библии и служения в церкви, душепопечения и научения других верующих, уединенного чтения Писания и молитвы, я почему-то снова обиделся, разгневался и захотел отомстить обидчику.

В тот день, сидя в одиночестве, я снова столкнулся с тем, что мы склонны забывать о грехе, живущем в нас, или же очень сильно преуменьшать его силу. Я снова остро осознал, что процесс моего освящения еще не закончился и что духовная битва за овладение моим сердцем продолжается с неослабевающей силой. Но я также понимал, что Бог всемогущ и совершает Свою работу. Он держит под контролем все происходящее и через жену призывает меня проанализировать мои мысли, мотивы и поступки. Я ясно увидел, что тогда Господь был нужен мне в той же самой мере, в какой Он был нужен мне в день, когда я уверовал.

Я испытал полный спектр подлинных христианских переживаний: печаль, смешанную с радостью, скорбь, смягченную ликованием, и беспомощность, озаренную славной надеждой. Все это свидетельствовало о том, что где умножается грех, там преизобилует благодать. Осознав, как велик мой грех, я начинаю понимать, что Бог посылает в мою жизнь действенную, прощающую и избавляющую благодать. Любое подлинное осознание величия и славы благодати приходит лишь тогда, когда я понимаю глубину и силу пребывающего во мне греха.

Война продолжается! Поэтому нам следует тщательно подбирать слова. Мы часто сбиваемся с прямого пути. Страсти, бушующие в нас, управляют нашими сердцами. Греховные желания по-прежнему легко берут верх. Мы снова и снова попадаем в сети лукавого, который искушает нас, предпринимая все, чтобы мы сорвались с надежного якоря Евангелия.

Необходимость подготовки

К тому времени, когда сын вернулся домой, у меня было уже совсем иное расположение духа. Я сделал четыре подготовительных шага на пути решения возникшей проблемы. Вот они:

[219]

1. Я исповедал Богу свою нужду. Мне было важно понять, что подобные ситуации раскрывают духовную нужду не только другого человека, но и мою собственную. Если мы хотим, чтобы Бог нашими словами изменял сердца людей, то нам нужно прежде всего признать, что мы сами нуждаемся в Его благодати. Наших сил недостаточно для того, чтобы быть такими, какими Бог хочет нас видеть, и делать то, к чему Он призвал нас. Только благодаря Его благодати мы можем надеяться, что будем говорить так, как нужно, когда нас провоцируют на гнев. Нам следует начать с исповедания Богу личных качеств и установок, мешающих Ему действовать через нас.

2. Я возблагодарил Бога за Его благодать, явленную мне. Мы должны верить в то, что перемена возможна. Если мы не верим, значит мы отрицаем Евангелие. Настоящее признание силы и богатства Божьей благодати всегда будет выражаться в мужестве веры. Это в свою очередь проявится в решительных делах веры. Если же мы забываем о том, что нам как воздух необходима Божья благодать, то остаемся без успеха и плода (2 Пет. 1:8, 9) и бежим от Голиафа, вместо того чтобы поражать его. Признание Божьей благодати и благодарность за нее означают, что я живу верой в то, что во Христе Бог уже дал мне все, в чем я нуждаюсь, – не только для вечной жизни, но и для жизни в этом падшем мире (2 Пет. 1:3, 4). В тот вечер я воздал славу Богу за Его благодать.

3. Я сказал: «Нет!» Если мы признаем свою нужду и то, что Христос даровал нам Свою благодать, то можем сказать «нет» страстям и похотям своей греховной природы (Гал. 5:13-15, 24, 25). Грех больше не владычествует над нами. Он больше не является нашим господином (Рим. 6:1-14), поэтому мы можем умерщвлять его дела и помышления (Рим. 8:1-17). Нам нужно определить, какие страсти и желания мешают нам говорить и делать то, к чему призывает нас Бог. Нам нужно еще раз посвятить себя Ему, так чтобы греховные страсти и похоти не господствовали над нами в повседневной жизни. Моя жена была права. Прежде чем делать выговор сыну, мне нужно было сказать «нет» нечестивым страстям и похотям.

4. Я сказал: «Благодарю Тебя!» Выражая благодарность Богу, мы соглашаемся с нашим призванием и осознаем данную Им возможность содействовать воплощению Его замысла в жизни других людей. Мы с благодарностью размышляем о том, что это Его [220] работа, а не наша. Он избрал нас из всего остального человечества быть Его посланниками в этом мире. Нам оказана великая честь. Наша жизнь имеет вечный смысл. У нас есть повод вставать утром и начинать новый день! Бог даровал нам возможность быть стратегически важной частью Его великого плана искупления. Какая нам оказана честь! Единственно правильным откликом на это может быть наше поклонение Ему.

Готовясь к разговору друг с другом, нам необходимо усмирить бурю человеческих эмоций покоем и надеждой поклонения. Бог рядом! Он уже действует! Для нас довольно Его благодати! Грех больше не господствует над нами! Он призвал меня и поместил туда, где я должен быть. Благодаря Его силе я могу делать то, к чему призван. Да, страшно бушует житейское море, но в моей лодке находится Мессия! Поэтому у меня и у вас есть надежда! Спокойствие и надежда позволят нам мудро выбирать слова.

Выбирайте слова

Возможно, вам не совсем понятно, что я имею в виду, когда говорю, что нам нужно выбирать слова. Может быть, вы считаете, что заранее обдумать каждое слово – нереально. С этим я могу согласиться. Выбирать слова – значит не составлять конспект каждой беседы, а стремиться достигать целей искупления. Если я хочу говорить как Божий посол, значит, мне нужно определить, как я могу это сделать в конкретных обстоятельствах, ведя разговор с конкретным человеком. Своими словами мы наносим много вреда, потому что заранее не готовимся исполнять функции Божьих посланников.

Четвертая глава Послания к Ефесянам – это практическое руководство для тех, кто хочет мудро выбирать слова. Она поможет нам находить слова, которые будут содействовать воплощению Божьих целей в жизни других людей. Какие же слова мы должны выбирать?

Говорите истину

Апостол Павел, напоминая христианам в Ефесе об их призвании к ежедневному служению, увещевает их говорить истину с любовью. Я убежден, что мы часто не понимаем истинного смысла этих слов. Обычно мы думаем, что они призывают нас быть [221] честными и любящими. Конечно же, это очень важно, но данный отрывок учит другому. Давайте рассмотрим, в каком контексте Павел призывает верующих говорить истину с любовью.

Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью [«...Говоря истину с любовью...» – в английском переводе Библии] все возращали в Того, Который есть глава, Христос.

Послание к Ефесянам 4:14, 15/

Заметьте, что Павел сосредоточивает внимание не на опасности обмана и нечестности, а на опасности лукавства и обольщения. Он хочет, чтобы церковь в Ефесе не испытывала потрясений, а застраховать ее от них может только Божья истина. Павел признает, что враг душ человеческих является искусным обманщиком, употребляющим все усилия для того, чтобы сбить народ Божий с толку и увлечь его противоречивыми, постоянно меняющимися ветрами лжеучений. Апостол призывает не формально изучать богословие, а стремиться к тому, чтобы доктрины Писания определяли наше отношение к повседневным событиям. Он заботится о том, чтобы мы были достаточно зрелыми и говорили правду, и чтобы при этом стремились возвещать людям библейскую истину, а не нашу собственную точку зрения.

Бог вверил нам Свою истину, чтобы жизнь обрела для нас смысл. Он знал, что сами по себе мы никогда не будем иметь правильных суждений о жизни. Он также знал, что в этом падшем мире разные голоса будут постоянно пытаться завладеть нашим вниманием, объясняя одни и те же факты совершенно по-разному. Слово Божье дано нам, чтобы провести нас через бурелом всей этой путаницы и ясно показать нам, в чем заключается смысл жизни. Поэтому крайне важно ежедневно возвещать друг другу библейские истины. Поступая так, мы будем возрастать во Христе.

Если мы решили идти этой стезей, то нам необходимо регулярно задавать себе следующие вопросы:

1. Какие истины Писания (доктрины, темы, повеления, заповеди, принципы, метафоры и т. д.) объясняют данную ситуацию? Этот первый вопрос важен, потому что, как уже было отмечено, мы реагируем на происходящее вокруг нас не на основании [222] самих фактов, а на основании интерпретации этих фактов. Поэтому мы должны стараться истолковывать события и поступки людей на основании Писания и помогать другим делать то же самое. Занимаясь душепопечением, я уделяю этому большую часть времени. Часто меня очень огорчает, что многие люди не могут делать это самостоятельно. Увы, результаты очевидны.

2. Что Бог хочет сказать этому человеку о Самом Себе, о Своей любви, благодати, воле и истине? Если в каждой ситуации Бог проявляет Себя как вездесущий Искупитель, готовый помочь нам, тогда любая конкретная ситуация указывает на Него. Проблема не в том, что Бога нет рядом или что Он бездействует, а в том, что в своей слепоте мы не замечаем Его присутствия и Его действий. Часто мы напоминаем слугу Илии, испугавшегося вражеского войска. Мне очень нравится, как Илия отреагировал на его страх. Он сказал: «Не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними». И затем он помолился: «Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел». Тогда слуга взглянул, и «вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными» (4 Цар. 6:8-23).

Нередко люди признаются мне: «Я не понимаю, почему Бог ничего не делает в моей жизни. Почему Он не отвечает на мои молитвы? Почему Он не помогает мне?» Все эти вопросы указывают на то, что человек, задающий их, не замечает Божьего присутствия и не осознает, что Господь постоянно производит Свою работу. Мы должны помогать людям взирать на Господа и рассматривать любую жизненную ситуацию на основании Писания, проявляя со своей стороны смирение, осознавая свою духовную слепоту и свои нужды, которые ничем не отличаются от нужд наших ближних.

3. Что Бог хочет сказать этому человеку о нем самом? Житейские ситуации не только являют нам Господа, но и показывают нам самих себя. Бог использует такие моменты, чтобы грех не ослеплял нас, но чтобы мы видели себя с библейской ясностью. Правдивая самооценка, основанная на учении Библии, – это не совсем приятный дар, в котором, однако, мы все нуждаемся. Это укоризна, исходящая от верного, любящего друга (Прит. 27:6). Чтобы люди могли ясно увидеть самих себя, нам нужно держать перед ними зеркало Слова Божьего. Важно не то, что мы думаем о них, а то, что говорит о них Писание. Мы хотим, чтобы через нас Бог разрушил стены самообмана. При этом мы понимаем, что это [223] произойдет не сразу, а займет некоторое время. Нам следует быть благодарными за всякую возможность продвинуться хотя бы немного в этом направлении.

4. Что Бог хочет сказать этому человеку о других людях? Наше представление об окружающих также искажено грехом. Нам нужно помочь людям обрести библейскую ясность в их суждении о ближних.

5. К каким действиям Бог призывает этого человека? Мы хотим научить людей с радостью исполнять Божью волю в конкретных жизненных обстоятельствах. Каков Божий замысел в отношении этого человека? К каким мыслям, желаниям и делам Он призывает его?

6. Как ему помочь понять все это? Если мы хотим достичь определенного результата, нам надо выбрать соответствующий метод. Нравоучительные лекции приводят обычно к отрицательным последствиям. Тот же эффект имеет цитирование отрывков из Библии без объяснения их практического применения. Мы также ничего не добьемся, если будем рассказывать человеку, что мы сделали бы на его месте. Первым делом нужно облечься в чудесную любовь Господа, представителями Которого мы являемся (см. Кол. 3:12-14). Нужно помочь людям увидеть Его, обрести в Нем покой и последовать за Ним.

Кроме этого, нужно объяснить человеку, как библейские истины связаны с конкретной ситуацией. Как лучше всего это сделать? Какие вопросы следует задать? Какие стихи из Библии полезно будет процитировать? Какие примеры из жизни можно привести? Какие метафоры и сравнения помогут лучше всего понять ситуацию? Как мудро выбрать слова с учетом личных качеств человека? (Иисус в совершенстве владел этим искусством.)

Говорить истину – значит не только быть честными. Это значит, что мы должны по-библейски вести себя в общении с другими людьми.

Наши рекомендации