Помещение службы приема и размещения - от 1 до 3 баллов;
2) площадь номера и наличие санузла:
одноместный номер:
* 8 м2 (75% без санузла и коридора) 1 балл;
* 16 м2 (75% включая санузел и коридор) 2 балла;
* 18 м2 (75% включая санузел и коридор) 3 балла; v 22 м2 (75% включая санузел и коридор) 4 балла;
* 26 м2 (75% включая санузел и коридор) 5 баллов;
двухместный номер:
*12 м2 (75% без санузла) 1 балл;
*12 м2 (75% включая санузел и коридор) 2 балла;
*14 м2 (75% включая санузел и коридор) 3 балла;
*16 м2 (75% включая санузел и коридор) 4 балла;
* 18 м2 (75% включая санузел и коридор)5 баллов;
* наличие "люксов" - 2 балла за каждый номер (максимально 6 баллов);
* 10% номеров для некурящих - 6 баллов;
* наличие номера для инвалидов - 2 балла за каждый номер (максимально - 6 баллов);
* наличие мест для некурящих 3 балла;
* холл для клиентов отеля 1 балл;
* места для сидения в помещении службы приема и размещения, позволяющие разместить группу, 1 балл;
* холл с наличием мест для сидения и возможностью заказывать напитки 3 балла;
* наличие бара 3 балла;
* наличие бара, работающего 7 дней в неделю, 5 баллов;
* наличие помещений, приспособленных для инвалидов 5 баллов;
* стоянка и доступ к парковке оборудования для инвалидов 5 баллов;
* наличие автостоянки на территории гостиницы 3 балла;
* возможность парковки автобусов 1 балл;
* гараж при гостинице 5 баллов;
* наличие балконов и террас 2 балла;
* наличие лифта 3 балла.
Для присвоения гостинице категории от 1 до 5 "звезд" она должна соответствовать минимальным требованиям и набрать от 50 до 80 баллов.
Швейцария- это страна с давними традициями в индустрии гостеприимства, при этом швейцарская школа подготовки кадров для гостиничного хозяйства и туризма и научные исследования в этой сфере всегда соответствуют самому высокому мировому уровню. Недаром из десяти наиболее известных в мире учебных заведений по подготовке кадров и научным исследованиям в области гостиничного хозяйства и туризма два находятся именно в Швейцарии. Это Лозаннская гостиничная школа (самое старое учебное заведение в этой сфере, основанное XIX веке) и Глионский центр по подготовке кадров для гостиничного хозяйства и туризма.
Существующая в настоящее время в этой стране система классификации гостиниц сочетает безусловное выполнение минимальных требований и балльную оценку.
Минимальные требования касаются безопасности предоставляемых услуг (в том числе услуг общественного питания), телефонной связи, номерного фонда (площадь, мебель, оборудование), включая оборудование санузлов и частоту смены белья, наличия сейфов. Минимальные требования касаются также общественных помещений, автостоянок, транспортных связей, персонала разных служб. Допускается несоответствие одному из минимальных требований, однако это не относится к требованиям безопасности, которые должны выполняться в обязательном порядке.
Швейцарская система классификации предусматривает также балльную оценку соответствия дополнительным требованиям, которые включают в себя требования к территории, состоянию и качеству оборудования, здания, номерного фонда и общественных помещений, в том числе бассейна, детской комнаты и гимнастического зала. Швейцарская система выделяет различные типы средств размещения, в том числе курортные гостиницы, гостиницы для деловых людей, туристские гостиницы, гостиницы с предоставлением разного рода лечебных процедур, с рестораном или без него, гостиницы квартирного типа и сельские постоялые дворы.
По результатам соответствия минимальным требованиям и балльной оценки средствам размещения присваиваются категории от одной до пяти "звезд".
Проведенный анализ зарубежных систем классификации средств размещения позволяет сделать следующие выводы:
1. Вышеперечисленные системы значительно различаются между собой как по требованиям к площади номеров и их оборудованию, так и по требованию к техническому оснащению зданий и оборудованию общественных помещений.
2. Ни одна из вышеперечисленных систем не выполняет на 100% рекомендации ВТО.
3. Требования многих систем носят общий характер, отсутствует детализация требований к оборудованию и оснащению номерного фонда и общественных помещений.
4. Ни одна из вышеперечисленных систем не содержит требований к номерам различных категорий.
5. Каждая из вышеперечисленных систем разрабатывалась с учетом национальных особенностей той или иной страны.
6. Наибольший интерес представляют французская, швейцарская и немецкая системы классификации. Во французской системе приведен наиболее полный перечень минимальных требований, выполнение которых является обязательным для присвоения гостинице той или иной категории, а швейцарская и немецкая системы, если не содержат таких строго очерченных минимальных требований, однако предусматривают помимо минимальных требований качественные характеристики, соответствие которым определяется на основе балльной оценки.
7. Опыт проведения классификации и сертификации в нашей стране также заслуживает большого внимания.
Нормативные документы, разработанные как в советский, так и в постсоветский периоды, создавались с учетом рекомендаций международных организаций, в частности, ВТО. В то же время практика проведения классификации и сертификации гостиниц в нашей стране подтверждает необходимость актуализации действующих стандартов. Так, например, все существующие нормативные документы ^предусматривают только минимальные требования без учета качественных характеристик. На практике сложилась следующая ситуация: большинство гостиниц не производят ремонта номерного фонда и общественных помещений (в силу объективных и субъективных причин). Но в то же время, имея необходимое оснащение и оборудование номерного фонда, не могут сегодня соответствовать международным стандартам, однако эти гостиницы продолжают претендовать на "звезды" в соответствии с оценкой, проводимой на соответствие минимальным требованиям, основанным только на наличии или отсутствии того или иного оборудования и оснащения номерного фонда.
С другой стороны, в последние годы многие гостиницы провели ремонт части номерного фонда, в связи с чем даже в тех гостиницах, которые в целом могут претендовать только на одну или две "звезды", есть номера, оборудование и оснащение которых резко отличается в лучшую сторону от остального номерного фонда. Однако действующая в настоящее время нормативная база не позволяет проводить оценку категории номеров, что было предусмотрено нормативными документами советского периода.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости разработки новых стандартов.
8. При разработке отраслевых стандартов для классификации средств размещения в Российской Федерации необходимо учитывать как Рекомендации ВТО, мировой опыт классификации средств размещения, так и имеющийся в нашей стране опыт стандартизации в этой сфере, в частности, следующие нормативные документы: "Положение об отнесении гостиниц к разрядам и номеров в гостиницах к категориям" (М., 1984);
ГОСТ Р 50645-94 "Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц" (М., 1994 г.);
ГОСТ Р 51185-98 "Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования" (М., 1998 г.).
9. Отраслевые стандарты для классификации гостиниц целесообразно построить на сочетании минимальных и дополнительных требований (балльной оценки) с учетом качественных показателей.
10. При разработке отраслевых стандартов целесообразно включить в них требования к номерам различных категорий с учетом имеющегося международного опыта.
11. Анализ систем классификации гостиниц зарубежных стран, в частности, Франции и Великобритании показывает, что оценка соответствия средств размещения нормативным документам проводится экспертами, а присвоение категории - органами исполнительной власти на основе заключения экспертов.
12. При разработке системы классификации средств размещения в Российской Федерации целесообразно предусмотреть сочетание оценки соответствия отраслевым стандартам, проводимой органом по сертификации, имеющим подготовленных экспертов, и присвоения категории, осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма.