И они затвердели в твердости духа обманчивого доныне»
Является ли это описанием истинного падения ангелов? Тайная Доктрина ничего не говорит об этом. Она вообще обходит все моменты, которые могут породить желание бороться с кем бы то ни было. Единственная фраза в «Тайной Доктрине», с которой я могу сопоставить этот отрывок из Апокрифа звучит так:
«Оно [человечество] разделилось. Две трети его стали управляться Династиями низших, материальных Духов Земли, которые завладели легкодоступными телами; одна треть осталась верной и соединилась с нарождающейся Пятой Расой – Божественными Воплощениями».[184]
Я думаю, что речь и в том и в другом отрывках идет не о том, что «падшие ангелы» захватили храмы людей. Речь идет о том, что большинство людей пошли на поводу у своей низшей природы, лунной, астральной части, своего низшего Я. Что полностью лишает нас контакта с Божественной частью нас самих. Мы добровольно выбираем иллюзию этого мира, впадаем в заблуждение, омрачение и попадаем во власть тех сил, которые кружат душу до тех пор, пока она не пробудится от забвения. У этих двух третей человечества впереди есть достаточно миллионов лет, чтобы познать Истину. А те, кто упорствует постепенно превращаются в отсталые эволюции, подобные австралийских аборигенам и исчезают с лица Земли. У Бога и у Природы есть достаточно способов, чтобы корректировать наше развитие и наставлять нас в нашей борьбе с нашим низшим Эго, или стражем порога в терминологии Учения Вознесенных Владык.
«Ибо, именно, этоEgo с его яростным себялюбием и животным желанием жить безрассудной жизнью (Танха) и является «создателем храма», как называет его Будда в Дхаммапада[185]. Отсюда и выражение – Духи Земли облекли тени и распространили их. К этим «Духам» временно принадлежат человеческие Астральные Самости и, именно, они дают или слагают физический храм человека для пребывания в нем Монады и ее сознательного принципа Манаса…
…Говоря по правде, в настоящий период нашей человеческой эволюции порок и злоба являются анормальными, неестественными проявлениями – по крайней мере, они должны были бы быть такими. Тот факт, что человечество никогда не было более себялюбиво и порочно, нежели сейчас – цивилизованные народы успешно возвели себялюбие в этическое понятие, а порок в искусство – является еще одним добавочным доказательством исключительной природы этого феномена».[186]
Я намеренно поясняю этот момент с двумя третями человечества, чтобы у кого-нибудь не возникло желания начать борьбу с этими двумя третями. А ведь история знает много примеров, когда самые абсурдные выводы делались невежественными головами из даже вполне правильных теорий. Совсем недавно чистокровные арийцы в борьбе за чистоту арийской расы уничтожили несколько десятков миллионов человек. И это произошло на памяти нынеживущего поколения!
Апокриф Иоанна изложен весьма простым языком и дальнейшие его комментарии я предоставляю интуиции читателей.
Я позволю себе еще дать свое личное понимание того, каким образом произойдет исправление изъяна нашей вселенной. Человек получил Разум, Сознание, Я Христа. И это является той силой, которую он должен открыть в себе под покровом материального тела. Найдя Бога в себе, установив с ним связь, человек изменит свое сознание. На примере Австралии, имеющей практически неизменные виды флоры и фауны, потому что ее население долгое время составляли отсталые эволюции третьей коренной расы, мы видим, что весь окружающий нас мир зависит и изменяется в соответствии с изменением нашего сознания. Чем ближе наше сознание к Божественному образцу, тем более утонченные формы принимает физический мир. Так постепенно физическая вселенная сворачивается, становится более духовной и, в конце концов, возвращается к своему истоку, Творцу. Закончится цикл Вселенной. Через сколько эонов лет это произойдет? Только Бог ведает. Но произойдет это с нашей помощью, с помощью человека, через изменение нашего сознания.
Многие значения «битвы на небесах»
Поскольку представления о «битве на небесах» у современного человека в основном связаны с Откровением Иоанна Возлюбленного, давайте вспомним, что там говориться об этой битве.
И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на голове ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. И другое знамение явилось на небе: вот большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней.
И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним»[187].
Известно как этот отрывок трактует христианство. Собственно точно также его трактует Учение Вознесенных Владык. Падшие ангелы, не сохранившие своего достоинства, низвержены из высших сфер на землю. И все проблемы человечества связаны с этими падшими, которые просочились во все сферы нашей жизни. Было бы интересно узнать как трактует этот же отрывок Тайная Доктрина, и можно ли его трактовать как-нибудь по-другому.
Для начала следует отметить, что Откровение Иоанна Возлюбленного не единственный известный докумен, в котором речь идет о битве на небесах. Практически во всех религиях Боги постоянно борются между собой. Чего стоит великая битва между Богами и асурами в Махабхарате Индии.
В древнем Вавилоне Бэл противостоит Дракону. В древней Греции Апполон убивает Пифона. Кришна убивает пятиглавого Калия. В Древнем Египте Тифон разрубает Осириса на четырнадцать частей, а затем Гор сражает Тифона или Апопис, Дракона.
Для того, чтобы разобраться в сути этих битв нужно досконально знать древние религии этих стран. Но несомненно одно: во всех этих религиях находят отражение какие-то общие события искусно замаскированные под аллегорию.
В нашем распоряжении есть «Тайная Доктрина» и давайте вместе поищем как в ней трактуется «битва на небесах».
Начнем с символа змия и дракона. Благодаря Апокалипсису и христианству мы привыкли со змием и драконом отождествлять Зло. Падших ангелов называют змеями, а дракона ассоциируют с самим дьяволом.
Однако так было не всегда. «… Дракон, так же как и змий, никогда не рассматривался в древности, как Зло. В метафорах, будь-то астрономических, космических, теогонических или просто физиологических (или фаллических), Змий всегда рассматривался, как божественный символ[188]».
«Змий всегда был символом Адепта и его бессмертных сил и божественного знания…
Все народы древности, за одним исключением, уважали этот символ; таким исключением являются христиане, которые решили забыть «медного змия» Моисея[189], и даже признание самим Иисусом полного значения великой мудрости и осторожности «змия»: «будьте мудры, как змии и кротки, как голуби[190]».
«Говоря об Ангелах, павших в зарождение, их называют метафорически Змиями и Драконами Мудрости.
…
Таким образом, замечание, сделанное великим Посвященным в Евангелии от Луки, – указывающее аллегорически на луч озарения и разума, подобно молнии, падающей с небес в сердца и умы обращенных к древней Религии Мудрости, представленной тогда в новом аспекте мудрым галилейским Адептом[191], было искажено вне всякой узнаваемости, так же как и Его личность, и обращено в одну из самых жестоких и губительных теологических догм[192]».
Поэтому, когда Иисус сказал: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию[193]», «это замечание относится к Божественной Мудрости, падающей подобно молнии, и тем вызывая к деятельности разум тех, кто борется с дьяволами невежества и суеверия[194]».
Если мы обратимся к Учению Вознесенных Владык, вынужденном использовать некоторые древние символы, мы с удивлением обнаружим то фокус Сераписа Бея, увитого змеями, то Гуань Инь, въезжающую в пространство этого Учения на Драконе.
«Кроме того, Иерофанты Египта, так же и Вавилона, обычно называли себя во время Мистерий «Сынами Змеиного Бога», или «Сынами Дракона».[195]
И если символ змия иногда был применим к адептам левой руки, то «…как дракон, он никогда не был ничем иным, как символом Проявленного Божества в его великой Мудрости[196]».
«Символ «Дракона» имеет семеричное значение, и из этих семи значений могут быть даны высший и низший. Высший тождественен с «Само-рожденным» Логосом, индусским Аджа. Среди христианских гностиков, называемых наазениянами или почитателями Змия, он был Вторым Лицом Троицы, Сыном. Его символом было созвездие Дракона[197]. Его Семь «Звезд» суть семь звезд в руке «Альфы и Омеги» в Апокалипсисе. В его наиболее земном применении термин этот прилагался к «Мудрым» людям.
Эта часть религиозного символизма древности очень отвлеченна и таинственна и может остаться непонятною профану. В современные дни она настолько режет уши христиан, что, несмотря на нашу пресловутую цивилизацию, она едва ли может избежать того, чтобы не быть принятой, как прямой извет на самую излюбленную из христианских догм[198]».
Тот факт, что древние так хорошо относились к змиям и особенно к драконам, заставляет задуматься о том, почему же Архангел Михаил все-таки сражает этого Дракона? А если вспомнить, что «Тайная Доктрина» пишет о Михаиле, как о заместителе Иеговы («…причем Михаил никто иной, как сам Иегова, в лучшем случае, один из подчиненных Духов[199]»), то смысл вообще рассеивается. Какую же трактовку «битвы на небесах» предлагает Тайная Доктрина?
Вспомним, что каждое событие и каждый символ может быть прочитан с помощью семи ключей. Попробуем отыскать некоторые из этих ключей в «Тайной Доктрине». Прежде всего, нужно отметить, что речь идет о трех разных войнах.
«Первая война произошла во тьме веков между Богами и (А)-сурами и продолжалась в течение периода одного Божественного Года[200].»[201]
Вспомним, что вселенная сначала разворачивается, создается посредством Космических Сил, а затем сворачивается. Поэтому «…«Женщина с младенцем» в Апокалипсисе была Айма, Великая Матерь, или Бина, третья Сефира, «имя которой Иегова»; и «Дракон», стремящийся пожрать ее рождающегося младенца (Вселенную), есть Дракон Абсолютной Мудрости – той Мудрости, которая, признавая нераздельность Вселенной и всего, что в ней, от Абсолютного ВСЁ, видит в ней лишь великую иллюзию, Махамайю, то есть причину горя и страдания»[202].
Другая война произошла на Земле при «сотворениии человека». Вспомним, опять же, что Владыки Мудрости вначале отказывались творить, хотя время творения наступило. Это может рассматриваться как вражда с Законом и с теми Элихимами, которые следовали Закону. И то, что Владыки Мудрости делают постоянно, присутствуя на Земле, независимо от того в Шамбале ли или как «часть части»[203] в наших Я Христа, они будят наше сознание и через это пробуждение заставляют наше сознание измениться. А через изменение нашего сознание изменяется этот мир, постепенно утончаясь и возвращаясь к Единому. И они опять же вступают во враждебные отношения с теми силами, которые отстаивают материальность. Поэтому когда Архангел Михаил сражает Дракона, это может рассматриваться как низвержение Владык Мудрости из небесных сфер в материю на долгие циклы воплощений в телах людей.
Если посмотреть на это событие с другим ключом, оно может рассматриваться как торжество внешних экзотерических религий, основанных на догме и культе, над Тайной Мудростью.
«Падение» является всемирной аллегорией. Оно утверждает на одном конце лестницы Эволюции «восстание», то есть, действие разумения или сознания, которое дифференцируется на своих различных планах, ища сочетания с Материей; и на другом, низшем конце, восстание Материи против Духа или же действие против духовной инерции. И в этом заложен зародыш заблуждения, имевшего столь губительные следствия на мышление цивилизованных обществ в течение более 1800 лет. В оригинальной аллегории, именно, Материя – следовательно более материальные Ангелы – рассматривалась, как победительница Духа, или же Архангелов, которые «пали» на этот план.
«Те, о пылающем мече [или обладающие животными страстями], обратили в бегство Духов Тьмы».
Между тем именно последние сражались за первенство сознательной и божественной духовности на Земле и были не успешны, подпав власти Материи. Но в теологической догме мы видим обратное. Именно Михаил, «который Богу подобен», представитель Иеговы и Водитель Небесных Воинств…выходит победителем в борьбе с Сатаною. Правда, что природа Михаила зависит от природы его Создателя и Владыки».[204]
Странно сказать, но Оккультное Учение ставит эти роли в обратном порядке, именно антропоморфический Архангел христиан и Богоподобный человек индусов, которые, в данном случае, представляют материю; дракон же, или Змий, является Духом. Оккультный символизм дает ключ к этой тайне; теологический символизм еще больше скрывает ее. Ибо первый объясняет многие изречения в Библии и даже в Новом Завете, до сих пор оставшиеся непонятными, тогда как последний, из-за его догмы о Сатане и его восстании, умалил характер и природу своего, якобы беспредельного, абсолютно совершенного Бога, и создал величайшее зло и проклятие на Земле – веру в личного Дьявола. Эта тайна теперь частично раскрыта. Ключ к ее метафизическому толкованию теперь восстановлен, тогда как ключ к теологическому объяснению являет Богов и Архангелов, стоящих как символы догматических религий, основанных на мертвой букве, и как восставших против чистых истин Духа, обнаженных и не прикрашенных измышлениями.
Многочисленные намеки были разбросаны в этом направлении в «Разоблаченной Изиде» и еще большее количество ссылок на эту тайну может быть найдено рассеянным в этих томах. Разъясним этот вопрос раз и навсегда; тот, на кого все священство всех догматических религий, преимущественно христианских, указывает как на Сатану, врага Бога, в действительности является высочайшим божественным Духом – Оккультною Мудростью на Земле, – которая, естественно, антагонистична каждой земной, преходящей иллюзии, включая и догматичные, или церковные, религии[205]».
«Третья Раса вначале была преимущественно светлою «Тенью» Богов, которых предание изгнало на Землю после аллегорической Войны в Небесах. Последняя стала еще более аллегоричной на Земле, ибо это была война между Духом и Материей. Эта война будет продолжаться, пока Внутренний и Божественный Человек не уравновесит свою внешнюю земную самость со своей духовной природой. До тех пор, темные и свирепые страсти этой самости будут находиться в вечной борьбе со своим Повелителем, Божественным Человеком. Но, когда-то, животное будет усмирено, ибо природа его будет изменена и еще раз будет царствовать гармония между двумя, как это было до «Падения», когда даже смертный человек «создавался» посредством стихии и не был рождаем».[206]
Третья война упоминается, как происшедшая при конце Четвертой Расы между ее Адептами и Адептами Пятой Расы, то есть между Посвященными «Священного Острова» и колдунами Атлантиды.
И эта последняя война продолжается, на мой взгляд, и в наши дни. Эта война между представителями Духа, Посвященными и представителями любой Церкви. И она всегда заканчивается видимой победой представителей официальной религии. Видимой на этом, земном плане. Но на духовном плане всегда выигрывают Посвященные. Достаточно вспомнить пример Иисуса. Евангелист Иоанн отметил, что при распятии Иисус также был пронзен копьем («один из войнов копьем пронзил Ему ребра»[207]). И он написал об этом, как знать, может быть для большего сходства со сценой сражения Дракона Архангелом Михаилом. Драконы Мудрости не борются. Они утверждают Истину и побеждают всегда! Потому что смерть физического тела не имеет никакого значения.
Жертвенность, самопожертвование, бескорыстие являются теми признаками, которые позволяют отличить истинное служение от его двойника, ложного, лицемерного, показного служения догме и ложным богам, занявшим место Единого, Непознаваемого, Абсолюта.
«Кроме того, «Война на Небе» показана в одном из ее значений, как относившаяся к той страшной борьбе, которая предстояла каждому кандидату в Адепты – борьбу между им самим и его (посредством Магии) олицетворенными страстями, когда просвещенный Внутренний Человекдолжен был или преодолеть их или пасть. В первом случае он становился «Поразившим Дракона», как счастливо прошедший через все испытания, и «Сыном Змия», и самим Змием, сбросившим свою старую кожу и возродившимся в новом теле, став Сыном Мудрости и Бессмертия в Вечности».[208]
Возвращаясь к Откровению, я приведу цитату из «Тайной Доктрины», которая поможет в трактовке некоторых моментов этого документа.
«Какое бы толкование ни давали невежественные мистики знаменитой главе XVII, с ее загадкой жены, облеченной в порфиру и багряницу; будут ли протестанты кивать на католиков, читая «Тайна, Великий Вавилон, Матерь блудницам и Мерзостям земным», или же католики воззрятся на протестантов, но оккультисты в своем беспристрастии заявляют, что слова эти относились с изначала ко всем и каждой экзотерической церковности – «церемониальной магии» древности, с ее ужасающими последствиями, ныне же к безвредному, ибо искаженному, фарсу ритуального поклонения. «Тайна» женщины и зверя суть символы душу убивающей церковности и суеверия.
«Зверь, который.... был и нет его.... и, тем не менее, есть. И здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор [Семь Материков и семь Рас], на которых сидит жена» -