Монастырь бхаджи, ок. 173 г. до н.э.
Индия – Буддизм.
Культура Индии эпохи Буддизма (IV в. до н.э. – VI в. н.э.)
Исторический Будда –VI-V в. до н.э. (точную дату рождения сказать трудно).
Принц из рода Шакьев по имени Сиддхарха Гаутама. Впоследствии прозван Буддой (пробуждённым, просветлённым). Время его жизни – время активных и продуктивных духовных исканий. В этой же время жили Конфуций и начал развиваться даосизм в Китае. История жизни Будды переплетается с легендами. Отчасти исторические факты, отчасти события, которые дают первые образы и символы буддийского искусства. Само зачатие Будды считается чудесным. Мать его Майя спала, в её бок вошёл огромный белый слон (белый слон – символ зачатия Будды). В этот момент был зачат царевич. Она вынашивала его 20 месяцев как слониха слонёнка. Она поехала в Непал, стала петь гимны и, придерживаясь рукой за ветки деревьев, без страданий родила мальчика (символ рождения Будды – дерево Шала). Учёные брахманы приняли младенца. Его поставили на полотенце, и он сразу сделал 7 шагов. Сатхапада (семь шагов) – символ прихода Будды в мир, изображается как следы ножек. Или следы двойные – знак стоящего Будды.
Гадатели предсказали его отцу, что он станет либо великим царём, либо великим отшельником. Отец стал его воспитывать соответствующим образом, чтобы сын продолжил его дело. Отец скрывал то, что в мире существует горе, все придворные были молоды и красивы, от него скрывали страдание, болезни и смерть, не выпускал сына из дворца. Он вырос, преуспел в науках, увидел прекрасную царевну, выиграл состязание за её руку и женился. У них родился сын. Но судьба взяла своё. Однажды он поехал на охоту в сопровождении придворных (покинул дворец). Тут царь не мог уже контролировать его. Охотничья кавалькада увидела группу нищих (грязных, оборванных); больных, вопящих от боли; похоронную процессию. Сиддхартха с изумлением смотрел на всё это и глубоко задумался над увиденным. Возвратившись, он стал готовиться к Уходу. Предупредил только супругу, ночью вышел из дворца, оседлал любимого белого коня (символ ухода Будды из мира) и на своём коне поскакал в лес. Потом спешился, отпустил коня, снял свои богатые одежды, остриг свои длинные волосы, снял тюрбан и посвятил его богам (боги взяли волосы и тюрбан на небо и стали им поклоняться). Волосы и тюрбан – тоже символ удаления от мира. Приходит в леса, где находит различные группы отшельников. Переходит от одной группы к другой, но ни одно учение не удовлетворяет его. Решил предаться крайнему аскетизму в Гималаях. Он почти не принимал пищу, крайне исхудал. Понял, что крайний аскетизм – не его путь => в буддизме срединный путь (не роскошь и не чрезвычайная аскеза). Образ будды-аскета – особый иконографический тип. Он спустился с гор и пошёл по направлению к Сарнатху. Предался созерцанию под деревом Бодхи в духе срединного пути, и через некоторое время на него снизошло Просветление. Когда он всё понял, рядом не было людей. Первую проповедь он произнёс, обращаясь к двум оленям, которые чудесным образом приобщились к этому учению. Олени – символ первой проповеди Будды. Считается, что первой проповедью он запустил колесо закона (дхармачакра – символ первой проповеди и учения Будды в целом). Возникают последователи и ученики, вокруг него – монашеская община. Будда прожил долгую жизнь и в преклонном возрасте душа его рассталась с телом, но это не называют смертью. Смерть Будды – паринирвана
Учение: вся жизнь – страдание. Рождение – страдание, смерть – страдание. Между ними жизнь, которая сама является цепью неудовлетворённых желаний: боли, печаль, разлуки. Будда задумался над тем, чтобы помочь всем живым существам избавиться от страданий. Выход – двигателем колеса перерождений являются желания, эта та эмоция, которая движет колесо. Поэтому надо перестать испытывать желания, тогда душа освободится и перейдёт в иной вид, который получил название нирвана (перев. угасание). Нирвана – не аналог рая. Закрытое, мистическое понятие. Там не существует человеческой населённости, человеческого наслаждения, это абсолютное уединение. Идеал буддизма довольно абстрактный и холодный, интересно, как он смог привлечь своих последователей. Последователи – либо цари (пресытившиеся жизни – Ашока, сам Сиддхартха), либо низшие и не входившие в систему каст, потому что для буддизма касты не имеют значение. Любой человек имел шансы на спасение.
Картина устройства мира: заимствует из идей брахманизма. По одному из апокрифов, когда у Будды спрашивали об устройстве мира, он отвечал благородным молчанием. По другой версии показал свой плащ, сложенный в виде квадрата, перевернул на него свою чашу для подаяний и сверху водрузил монашеский посох. Эта схема получила воплощение в ступе. Прах Будды был кремирован и разделён между восемью ближайшими учениками, которые поместили его в ларцы и основали над этим прахом 8 крупнейших буддийских монастырей. Это происходит в начале IV в. до н.э. В III в. н.э. создаются первые буддийские памятники. Буддизм довольно долго существовал без искусства, без основных признаков церковной организации, признаков религии, ритуала – это было философское учение. Ранний буддизм строг и скромен – он называется хинаяна (узкий путь). Отсутствовал культ исторического Будды, поклонялись самому учению. Сам Будда не обожествлялся и не изображался.
При царе Ашоке стали строиться монументальные буддийские сооружения из камня (на века).
Основные типы буддийских сооружений сочетали в себе элементы архитектуры и скульптуры:
- Стамбха (ритуальная колонна);
- Ступа (полусферическое сооружение–реликварий);
- Пещерные храмы, высеченные в скале (храмы-чайтьи и кельи-вихары).
Стамбха Ашоки.III в. до н.э. Стамбха – монументальное сооружение, столб, который зарыт примерно на четверть в землю для устойчивости, не имеет базы. Отполированная колонна, иногда с надписями (например, указы Ашоки). Наверху – капитель, напоминающая цветок лотоса, подушка, и фигура священного животного. Здесь – лев. Лев – царь зверей, а Будда – из царского рода. Колонны ставились на всех местах, связанных с историческим Буддой. Видимо, ведийская традиция жертвенных столбов. Капитель на значительной высоте, требуется значительная ясность, потому что на неё смотрели снизу и под углом. Капитель – большая пластическая сила.
Львиная капитель из Сарнатха.Знаменитая капитель. В Сарнатхе – олений парк, где проповедовал Будда. Там стояла колонна, но она упала, а капитель осталась. Высота 3 м 40 см. Четыре полуфигуры львов, соединённых и обращённых на разные стороны света. Ниже под каждой фигурой льва – колёса закона (дхармачарка). Эти колёса также обращены на 4 стороны, что говорит о мировой роли буддизма, распространённого на все 4 стороны света. Далее – лотосовая колонна. Ниже – 4 животных: бык (похож на быка с печатей). Эта капитель стала государственным гербом Индии. Особая геральдичность. Символика дополнена изображениями четырёх животных.
Предшествующие божества не отрицаются буддизмом, они им поглощается. Старые боги поклонялись волосам и тюрбану Будды (как утверждает буддизм). Боги тоже могут усовершенствоваться – достигнуть спасения и нирваны.
Будда в это время не изображается в образе человека, он не обожествляется. Идёт поклонение его учению. Поклонение колесу закона, лотосу (тема буддийского учения – цветок, который прорастает сквозь тину и грязь, оставаясь чистым), поклонение пустому трону, зонтику (под которым трон), следам Будды, пылающему солнечному диску (заменяет колесо закона). По художественной форме напоминают Персию и Междуречье. До зеркального блеска отполированный мрамор. Упорядоченные, стилизованные завитки шерсти. Натуроподобие в изображении костей, сухожилий, изображаются вены на лапах. Но геометризм тоже присутствует. Приём зеркальной полировки поверхности недолго продержался в Индии. Примерно через 100 лет эта традиция исчезает.
Ступа № 1 в Санчи.II в. до н.э. Основание связывают с III в. до н.э. Второй вид буддийских сооружений: Ступа – реликварий. Воздвигались над буддийскими реликвиями. Под центральной осью – крошка тела Будды или в поздних ступах – тексты священного писания. Не имеет внутри пространства. Это курган. Она не является храмом. Тоже сочетание скульптура – архитектура. В Санчи был большой буддийский монастырь на высокой горе. Полусферическая форма – пуп земли. Рядом ещё несколько дочерних дополнительных ступ + помещения монастыря и храмы более позднего периода. Обнесена оградой с 4 воротами по сторонам света. Каменная ограда, но повторяющая деревянные формы (как деревенский плетень). Основной вид грунта – щебёнка. На вершине – шест с зонтиками, они обозначают дальнейшие небесные сферы (1, 3, 5, 7…). Перед ступой стояла стамбха. Высота ворот выше 10 метров, высота ограды больше человеческого роста. Сверху ступа обнесена камнем. Ступа имеет круговой обход и такой же изгородью огорожена ось, которая является в представлениях буддизма осью мира. В плане ступы – выложенное из камня колесо закона. В подножии – небольшая камера-реликварий. Ступа – символ нирваны.
Наверху имеется срезанная плоская круглая площадка, на которой стоит шест с зонтиками. У подножия – камера с реликвиями. Ступа имеет ограду и ярус обхода, на который ведёт лестница. Обряд поклонения ступе – её обходят несколько раз по часовой стрелке – вокруг ограды, внутри ограды, по ярусам. В подножии ступы часто – четырёхугольный постамент, что напоминает о проповеди Будды об устройстве мира.
Северные ворота. Поражают обилием декора по сравнению с основной ступой, контраст. Для работ будут приглашены мастера-резчики по кости из ближайшего города. Ворота выполнены из камня и богато украшены, хотя есть напоминания о дереве. Конструкция стоечно-балочная (а не арочная, что было бы логично для камня). На концах перекладин – символически изображённые древесные кольца, превратившиеся в каменные блоки. Слишком широкие балки требуют подпорок. Декор расположен очень конструктивно. На местах пересечения стоек и балок – более крупный декор. Чем больше напряжение – тем крупнее декор. Крылатые львы-грифоны, слоны. На верхней балке поклонение ступе, на средней поклонение дереву бодхи, внизу – поклонение трону Будды. Много изображений людей.
Танцующие буддийские персонажи, ориентируются на разные стороны. Часть обращена на зрителя у ворот, часть – на зрителя с галереи обхода. Цветочные композиции, фризы, но Будды нет.
Изображения - либо предания о жизни Будды, либо джатаки (легенды о прежних рождениях Будды). Канонических джатак больше 570 – был людьми, богом Вишну, добродетельными животными и т.д.
Третий вид сооружений – скальные монастыри. Монах-отшельник не должен иметь недвижимость и вообще находиться в помещении (принимая милостыню не заходил в дом). Но исключение – в сезон дождей. Можно было укрываться под естественным укрытием. Потом естественные пещеры для укрытий начинают обживаться и обустраиваться. Монахи остаются там на ночь. Самые ранние монастыри – II-I в. до н.э., принадлежат к искусству династии Шунга.
Монастырь Бхаджи, ок. 173 г. до н.э.
Два вида сооружений, полученных за счёт углублений первоначальных пещер в скалистом береге реки (берег почти отвесный):
- Чайтья – храм, включающий в себя ступу. Она уже не содержит реликвий, она тоже высечена.
- Вихары – кельи. Только ложе и никакого декора.
Общий зал – молельня, диспуты, трапеза. Потом монахи стали вообще возвращаться сюда для ночёвки. Днём собирали подаяния, вечером возвращались.
Чайтья – начиналась с выемки «свода» (но это не свод, она высечена в скале), потом высекали обход ступы, ступу, боковые «нефы» с колоннами по направлению к выходу, потом детали покрывались каменной резьбой. Требуется большая затрата времени и денег.
Чайтья в Бхажде. На большой высоте, надо лезть на высокую скалу на берегу реки. Вихары расположены в несколько ярусов, на которые можно подняться по лестнице, а чайтья превышает высотой 3 яруса вихар. Когда-то у чайтьи был портик, но он не сохранился. Это довольно крупное вооружение, которое напоминает трёхнефную базилику с двумя рядами колонн, но отличается по смыслу. Верхняя часть отмечена каменной аркой. Арка имеет ложные стропила.
Чайтья в Карли. Монастырь в Карли – самая большая чайтья и вихары (I в до н.э. – I в н.э.) Высшая точка развития пещерной архитектуры, где архитектура высекается. Частично сохранился портик. Верхняя часть портика завершалась колоннами. Структура имитирует поддерживающие детали. Портик активно украшен резьбой. Он – первая преграда, отсекающая внешнюю среду. Свет через окно падает на ступу.
Свод из гнутых деревянных рёбер. Деревянные балки распаривают и вставляют сюда. Они создают впечатление парящего свода. Основой источник света – световое окно, свет из которого отражает ступа. Между столбами свет не проникает. Будто с одной стороны предметы есть, а с другой – нет. Удаётся победить каменную массу.
Потолок отделён пустой полосой тени. Это позволяет скульптору бороться с ощущением тяжести, потому что сверху ещё огромное количество каменной массы. Обряд поклонению ступы сохраняется прежним – обход ступы по большому и малому радиусу. Стена грубая, почти не обработанная. Ощущение, что с одной стороны материальные предметы есть, а с другой – нет. Две пары донаторов – одни на слоне, другие на верблюде. Внутреннее пространство получается одухотворённым и строгим за счёт скульптуры и светотеневых эффектов.
Вихара. Их архитектура простая. Но прохладное ложе и прохладные стены создают приятную обстановку по отношению к окружающей среде. Уже – монастырская архитектура, быт, устав. Монашеская жизнь не несла в себе элементов умерщвления плоти: отсутствие наслаждений, но и отсутствие страданий.
Донаторы из Карли (на портике). Там две пары таких скульптур, которые фланкируют дверной проём. Это не конкретные цари, у них нет ничего портретного. Митхуна – тема любовной или супружеской счастливой пары. Она несёт в себе благопожелательный смысл. В этой теме может изображаться даже пара животных. Соединяются воедино два начала. Две симметричных пары. Жена – по правую руку (это символизирует её подчинённость). Возлюбленная может стоять по левую руку (значит, изображён период ухаживания). Чуть меньше человеческого роста. Одни из самых красивых скульптур Древней Индии. Производят впечатление чрезвычайной жизненности и свободы. Открытые улыбки и непосредственные выражения радости. Они очень многозначны по форме. Они идеально красивы. Сама форма обладает большой полнотой. Наиболее выразительная скульптурная традиция мира. Большей частью индийская скульптура – это горельеф, есть какая-то задняя поверхность. Считается, что буддийские святыни излучают энергию-прану. Больше всего праны исходит из ступы. Но скульптуры тоже способны её излучать. Художника не волнуют вопросы равновесия, устойчивости. Фигуры утратили зеркальную полировку поверхности. Поверхность шершавая и как бы пористая. Свободные позы.
На 4 буддийском соборе в 78 г. – побеждает махаяна (широкий путь). Будда признаётся лишь Буддой нашей кальпы (временного периода). Будда следующей кальпы – Майтрейя. Существуют «апостолы буддизма» - бодхисаттвы (люди, которые познали просветление и могли достичь нирваны, но не ушли в неё, чтобы помогать другим людям).
С I в. н.э. всё больше приверженцев приобретает махаяна. Подчёркивает божественную природу Будды. Веры в будд, которые приходили до Будды Шакьямуни, и в будд, которые будут приходить после.
Распространяется культ Бодхисаттв. Бодхисаттвы активно действуют, откликаются на просьбы и молитвы страдающих живых существ. Будды не могут откликнуться на обращения, они слишком высоко. Поэтому бодхисаттва – посредник между буддами и людьми.
Будда Шакьямуни стал считаться лишь одним из многочисленных будд. Устанавливаются каноны его и бодхисаттв антропоморфных изображений.
Расцвет – при династии Кушанов (царь Канишка) (конец I в. н.э.). Центры – Гандхара (сейчас – Пакистан), Гарда, Мантура, Амаравати. Кушаны – покровители буддизма махаяны.
В I в. н.э. определяется иконография Будды. Признаки сверхчеловеческой природы и совершенства: всего 84 признака (часть из них не может быть видна простым взглядом). Будда «идущий как слон» (плавная походка), ногти цвета меди (тоже в скульптуре не видно), урна между бровей (в районе третьего глаза), ушниша (пучок волос на голове – излучение энергии, а на самом деле это причёска отшельника), длинные мочки ушей. Волосы иссиня-чёрного цвета (если в цвете) или синего (отображают небо) закручены мелкими локонами по часовой стрелке.
Будды и бодхисатвы обычно находятся в канонических позах (асанах). Позиции рук называются мудрами. Имеют «нимбы», которые изображают свечение, распространяющееся вокруг них. Может быть только вокруг головы, может окружать всю фигуру. Сияние называется «аура». Рот всегда закрыт. Полузакрытые веки.
Обычно в монашеском плаще, перекинутом через одно плечо.
Монастырь в Аджанте.
Буддийские монахи становятся учёными, и к ним приходят другие люди учиться. Росписи – расписываются кельи-вихары.
Бодхисаттвы вводятся в пантеон. Расширение буддийского пантеона, воздействие буддийского искусства Индии на искусство других стран. Последний этап расцвета буддийского искусства Индии. Расцвет закончился в конце VI в. н.э.
Сюжеты бывают довольно сложными для восприятия, как правило, они происходят в дворцовых интерьерах. Росписи Аджанты отличаются и по исполнению, и по тематике.
Большой по площади зал, расписаны стены.
Сюжеты – или жизнь Будды Шакьямуни, или джатаки.