Хадис 251. Дозволено ли немусульманам входить в мечеть?
Передают со слов Абу Хурейры: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отправил в экспедицию группу всадников, и они вернулись с неким мужчиной, которого затем привязали к одному из столбов в мечети». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Комментарий:
Передают, что Абу Хурейра рассказывал: «Однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отправил в сторону Неджда отряд всадников, которые привезли с собой человека по имени Сумама ибн Усаль из племени Бану Ханифа и привязали его к столбу мечети. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вышел к нему и спросил: «Что скажешь, Сумама?» Тот ответил: «Со мной все хорошо, Мухаммад, ибо, если ты убьешь меня, то убьешь человека, виновного в убийстве; если окажешь благодеяние, то окажешь его человеку благодарному; если же ты хочешь денег, то проси, чего пожелаешь!» Его оставили до следующего дня, а потом Пророк, мир ему и благословение Аллаха, снова спросил его: «Что скажешь, Сумама?» Тот сказал: «То, что я уже говорил: если ты окажешь мне благодеяние, то окажешь его человеку благодарному», и его опять оставили до следующего дня. Потом Пророк, мир ему и благословение Аллаха, снова спросил его: «Что скажешь, Сумама?» Тот сказал: «Лишь то, что я тебе уже говорил». Тогда он велел: «Отпустите Сумаму!» После этого Сумама направился в пальмовую рощу, которая находилась поблизости от мечети, искупался, а затем вошел в мечеть и сказал: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - посланник Аллаха! О Мухаммад! Клянусь Аллахом, не было на земле лица, более ненавистного для меня, чем твое лицо, но теперь оно стало для меня самым любимым из всех лиц! Клянусь Аллахом, не было религии, более ненавистной для меня, чем твоя религия, но теперь твоя религия стала для меня самой любимой! Клянусь Аллахом, не было города, более ненавистного для меня, чем твой город, но теперь этот город стал для меня самым любимым! Поистине, твои всадники захватили меня в то время, когда я хотел совершить малое паломничество, так что ты об этом скажешь?» Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обрадовал его благой вестью и велел совершить это паломничество. Когда же он приехал в Мекку, кто-то сказал ему: «Так ты отступился от веры?» Сумама же ответил: «Нет, но я принял ислам вместе с Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха, и, клянусь Аллахом, не поступит к вам из Йамамы ни одного зернышка пшеницы без разрешения Пророка, мир ему и благословение Аллаха!» Это - полный текст хадиса в изложении аль-Бухари.
Из него следует, что в мечети разрешается привязывать пленных, даже если они являются неверующими. Это можно расценить как исключение из слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Мечети не предназначены для мочеиспускания и нечистот - они предназначены для поминания Аллаха…» Этот хадис передал Муслим со слов Анаса.
Существуют и другие предания о том, в каких целях использовались мечети во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Абу Давуд передал хадис о том, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разместил в мечети делегацию племени Сакиф, однако аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Силсилат аль-Ахадис ад-Да‘ифа» (4319).
Аль-Хаттаби сказал: «Из хадиса следует, что многобожнику разрешается входить в мечеть, если он нуждается в этом, например, если в мечети находится его должник, который не хочет выходить оттуда, или если он пришел к судье, который вершит суд в мечети. Неверующие иногда входили в мечеть Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и подолгу сидели в ней. Абу Давуд передал со слов Абу Хурейры, что иудеи пришли к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, когда он находился в мечети».
Что же касается слов Всевышнего: «О те, которые уверовали! Воистину, многобожники являются нечистыми. И пусть они после этого их года не приближаются к Заповедной мечети» (9:28), то они означают, что многобожникам не разрешается совершать паломничество к Дому Аллаха. Об этом сообщается в хадисе о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, послал в Мекку человека прочитать аяты из суры «ат-Тауба», содержащие это повеление, и передать слова: «Пусть после этого года никто из многобожников не совершает паломничество!».То же самое относится к словам Всевышнего: «Кто может быть несправедливее того, кто запрещает в мечетях Аллаха поминать имя Его и стремится разрушить их? Им следовало бы входить туда только с чувством страха. Позор им в мирской жизни и великое наказание в жизни будущей» (2:114). Этот аят не означает, что многобожники не имеют право входить в мечети, так как он был ниспослан о тех, кто захватывает их и заполучает власть над ними. Существует мнение, что он был ниспослан о христианах, которые захватили храм в Иерусалиме, осквернив его. Согласно другому толкованию, он был ниспослан о курейшитах, не позволивших Пророку, мир ему и благословение Аллаха, совершить малое паломничество в год Худейбии.
Таким образом, неверующим разрешается входить в мечеть, и мусульмане не должны препятствовать этому. Исключение составляют те случаи, когда неверующие хотят запретить посещение мечети, овладев ею, или же разрушить ее. Ибн Хаджар привел хадис Абу Хурейры в качестве доказательства того, что многобожникам разрешается входить в мечеть. Это мнение разделял имам аш-Шафи‘и, считавший, что неверующим разрешается входить в любую мечеть, кроме Заповедной мечети. См. «Субуль ас-Салам», т. 1, с. 236.