Сообщается также со слов ‘Ади ибн Хатима, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Иудеи находятся под гневом Аллаха, а христиане — заблудшие»[177]. 1 страница
О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами»[2].
О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха»[3].
Поистине, самые правдивые слова – это Книга Аллаха, а лучшее руководство – это руководство Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Худшие же деяния – это нововведения, а каждое нововведение – это ересь, а каждая ересь – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне. А затем:
На ученых лежит обязанность придерживаться повеления Всевышнего Аллаха в обучении других и изучении наук самим. Как сказал Всевышний Аллах: «Если Аллах даровал человеку Писание, знание и пророчество, то ему не подобает говорить людям: "Будьте рабами мне, а не Аллаху". Напротив, будьте духовными наставниками, поскольку вы обучаете Писанию и изучаете его»[4].В этом аяте Всевышний Аллах сообщает о том, что требуется от тех, кто призывает к Аллаху. Призывая к Аллаху, они должны беспокоиться о чистоте шари‘ата и манхаджа. Они должны говорить об Аллахе только правду. Они должны предостерегать от пути ученых из числа иудеев, которые облекали истину ложью, скрывали эту истину, искажали её. Всевышний Аллах сказал: «Среди Наших творений есть община, которая ведет путем истины и устанавливает справедливость»[5].А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не перестанет существовать такая группа из моей общины, которая будет всегда придерживаться повеления Аллаха»[6]. А имам аль-Бухари сказал в книге «аль-И‘тисам би-ль-Китаб уа-с-Сунна»: «Это — обладатели знания».
Имам аз-Зухри сказал: «Наши ученые говорят: "В крепком придерживании за Сунну заключается спасение"». А имам Малик сказал: «Сунна - это ковчег Нуха! Кто взойдет на этот ковчег, обретет спасение, а кто не взойдет — утонет».
Потому что Сунна, шари‘ат, манхадж — это и есть прямой путь, который поможет рабам приблизиться к Аллаху, а посланник (мир ему и благословение Аллаха) является проводником на этом пути. Как сказал Всевышний Аллах: «О Пророк! Мы отправили тебя свидетелем, добрым вестником и предостерегающим увещевателем, призывающим к Аллаху с Его дозволения, и освещающим светочем»[7].
Также Всевышний Аллах сказал: «Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, - быть может, вы устрашитесь»[8].
Обладатели знания на протяжении многих веков писали труды и называли их «ас-Сунна», «аль-И‘тисам би-ль-Китаб уа-с-Сунна»[9], или же они помещали главы о манхадже праведных предков в свои книги по хадису. В этих главах они опровергали ложные убеждения тех, кто пошли в противоречие саляфам.
Следуя их примеру, мы решили написать это послание, приступив к нему в 1413 году по хиджре. Написав около 10 глав, я прочел их уважаемому шейху Салиху ибн Фаузана аль-Фаузану. Прослушав их, он привел свои комментарии, которые были записаны на трех кассетах. После этого Всевышний Аллах облегчил мне, и я закончил этот труд, а количество глав достигло пятидесяти четырёх. Я отправил этот труд шейху Салиху аль-Фаузану, да сохранит его Аллах, он проверил его и указал, что мне нужно убрать, а что добавить. Я убрал то, на что он указал и добавил то, чего не доставало, и пусть Аллах воздаст ему наилучшим за это!
Я прошу Всевышнего Аллаха принять этот труд и сделать его таким праведным деяниям, которое остается, и принести посредством него пользу!
1-ое правило
«Религия строится на двух великих основах: искренность и следование посланнику, да благословит его Аллах и приветствует»
Во-первых, искренность (ихляс), как сказал Всевышний: «Чья религия может быть прекраснее религии того, кто покорил свой лик Аллаху, совершая добро»[10].
А также: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как единобожники»[11].
А также: «Скажи: "Мне велено поклоняться Аллаху, служа ему искренне"»[12].
Во-вторых, следование за посланником, да благословит его Аллах и приветствует. Деяния человека должны соответствовать шари‘ату пророка (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах сказал: «Он сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше»[13].
аль-Фудейль ибн ‘Ийад сказал: «Лучшие деяния - это наиболее искренние и наиболее правильные (деяния)». У него спросили: «А что это значит?» Он ответил: «Искренние деяния — это деяния, посвященные Аллаху, а правильные — соответствующие сунне».[14]
Также Всевышний Аллах сказал: «Скажи: "Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас"»[15].
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, оно будет отвергнуто»[16].
В отношении этих двух основ люди делятся на четыре группы.
Первая группа: Это люди, которые имеют как искренность, так и следование за пророком (мир ему и благословение Аллаха). Это и есть настоящие единобожники. Все их деяния посвящены Аллаху, слова их ради Всевышнего Аллаха, дают они ради Аллаха, отказывают тоже только ради Аллаха, любят ради Аллаха и ненавидят ради Аллаха. Их отношение к чему-то, как внутреннее, так и внешнее, только ради Всевышнего Аллаха. Они не хотят от людей ни награды, ни благодарности. Они не хотят авторитета среди людей. Они не хотят похвалы от людей и не желают высокого статуса в их сердцах. Они не бегут от порицания людей. Они ставят мнение людей на уровень мнения обитателей могил. Мертвые не могут принести ни вреда, ни пользы. Мертвые не владеют ни смертью, ни жизнью, ни воскрешением. Если же человек совершает деяния ради людей, ради статуса среди них, полагая, что люди могут принести ему вред или пользу, он не знает в действительности, что такое «люди». Он не знает о статусе людей и не знает о своем Господе! Если человек знает, кто такие люди, то ставит их на соответствующее место. Кто знает Всевышнего Аллаха, тот искренне посвящает слова и дела только Ему, дает и отказывает ради Него, любит и ненавидит ради Него.
Также все их деяния соответствуют повелению Всевышнего Аллаха, то есть тому, что любит Аллаха и тому, чем Он доволен. Это и есть то деяние, которое будет принято Аллахом. Именно ради такого деяния Всевышний Аллах испытал человек смертью и жизнью. Всевышний Аллах сказал: «Он сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше»[17].
Именно ради этого Всевышений Аллах создал землю и все украшения на ней. аль-Фудейль ибн ‘Ийад сказал: «Лучшие деяния - это наиболее искренние и наиболее правильные (деяния)». У него спросили: «А что это значит?» Он ответил: «Если деяние искреннее, но неправильное, оно не примется! Если деяние правильное, но неискренее, оно не примется! И примется оно только тогда, когда будет искренним и правильным. Искренние деяния — это деяния, посвященные Аллаху, а правильные — соответствующие сунне»[18]. Именно об этом слова Всевышнего Аллаха: «Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом»[19].Атакже слова Всевышнего Аллаха: «Чья религия может быть прекраснее религии того, кто покорил свой лик Аллаху, будучи искренним»[20].
Поэтому Всевышний Аллах принимает только те деяния, которые будут искренними и соответствующими Его приказу. Иначе деяние будет отвергнуто в тот момент, когда соверщающий его будет нуждаться в нём. Деяние будет отвергнуто и окажется развеянным сором. Как сказал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, оно будет отвергнуто»[21]. Всякое деяние, которое не соответствует сунне, только отдаляет человека от Всевышнего Аллаха. Человек должен поклоняться Всевышнему Аллаху на основе Его приказа, а не на основе разума или страстей.
Вторая группа: Это люди, у которых нет ни искренности, ни следования. Их деяния не соответствуют шари‘ату и они не совершают их ради Всевышнего Аллаха. Речь идёт о людях, которые совершают напоказ то, что не установил в религии Всевышний Аллаха и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха). Эти люди являются худшими из творений, наиболее ненавистными Всевышнему Аллаху. Им посвящены слова Всевышнего Аллаха: «Не думай же, что те, которые радуются своим поступкам и любят, чтобы их хвалили за то, чего они не совершали, спасутся от мучений. Им уготованы мучительные страдания»[22].Они радуются, совершая нововведения, заблуждения и многобожие. При этом им нравятся, когда люди хвалят их, называя искренними последователями сунны. Таких людей много среди тех, кто относит себя к знанию, аскетизму и прямому пути. Они совершают нововведения и следуют за заблуждением, и при этом совершают деяния напоказ, стремясь к славе. Они любят, чтобы их хвалили за то, чего они не совершали. Их называют последователями сунны, искренними и знающими, хотя на самом деле они люди, которые находятся под гневом и в заблуждении.
Третья группа: Это люди, которые совершают деяния искренне ради Всевышнего Аллаха, но при этом их деяния не соответствуют Его приказу. Например, невежественные люди, которые много поклоняются Аллаху, относят себя к аскетизму. К этой группе относится каждый человек, который поклоняется Аллаху не на основании Его религии, считая, что это поклонение приблизит его к Аллаху.
Четвертая группа: Это люди, чьи деяния соответствуют шари‘ату, однако совершены не ради Всевышнего Аллаха. Например, поклонение человека, который совершает его напоказ. Например, человек сражается напоказ или сражается за нацию, или сражается из-за храбрости. Другой человек может совершать хадж, чтобы люди говорили о нём. Третий может читать Коран, чтобы люди хвалили его. Внешне эти деяния кажутся праведными, однако это не так и они не будут приняты, так как Всевышний Аллах сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как единобожники»[23].
Шейх Салих ибн Фаузан (да сохранит его Аллах) сказал:
─ Поистине, разногласие между людьми существует уже давным-давно, пути их разнятся, как сказал Всевышний Аллах: «Люди были одной общиной, и Аллах отправил пророков добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями, ниспослал вместе с ними Писание во истине, чтобы рассудить людей в том, в чем они разошлись во мнениях. Но разошлись во мнениях относительно этого только те, кому было даровано Писание, после того, как к ним явились ясные знамения»[24].
А также: «Люди были единой общиной верующих, но впали в разногласия»[25].
Разногласие между людьми существует уже давно, но по милости Всевышнего Аллаха были посланы посланники и низведены Писания, чтобы рассудить между людьми в спорных вопросах и указать на прямой путь, ведущий к Аллаху. Этот прямой путь только один, как сказал Аллах: «Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути»[26].
Что же касается разных путей, мнений и течений, то их много, их количество не сосчитать. Каждый человек и каждая группа придумывает свой путь и манхадж, за которым затем следует. Но путь, ведущий к Аллаху, только один. Это путь посланников: от первого до последнего. Всевышний Аллах сказал: «Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники!»[27]А также: «Веди нас прямым путем»[28].
Но этот путь нуждается в разъяснении, чтобы люди не спутали с ним другие дороги, манхаджы, мазхабы и людские мнения. Люди во все времена нуждаются в разъяснении этого пути, ведущего к Аллаху. Это — путь, это — манхадж набожных ученых! А основой этого пути являются две вещи: искренность по отношению к Аллаху и следование за посланником (мир ему и благословение Аллаха). Человек должен быть искренним в поклонении, в речах, в делах, в намерениях и целях, а также должен следовать пророку (мир ему и благословение Аллаха) в своем поведении, в манхадже, в поклонении. Кто обрел эти два качества, тот следует по прямому пути! На это указывают множество аятов и хадисов. Всевышний Аллах сказал: «Но нет! Кто покорит свой лик Аллаху, совершая добро, тот получит награду от своего Господа. Они не познают страха и не будут опечалены»[29].В этом аяте опровержение иудеям и христианам, которые сказали: «Не войдет в Рай никто, кроме иудеев или христиан»[30].
Они отрицают возможность вхождения в Рай кого-то, кроме иудея или христианина. Всевышний Аллах опровергает их, говоря: «Но нет!» Кто покорит свой лик Аллаху, совершая добро, тот войдет в Рай! А кто не соответствует этим качествам не войдет в него, даже если он утверждает обратное.
«Кто покорит свой лик...» - то есть будет искренним перед Всевышним Аллахом.
Совершая добро...» - то есть, совершая деяния, которые соответствуют пути Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Деяние, которое не соответствует сунне, даже если оно будет искренним, не примется у Всевышнего Аллаха. Обязательно должно быть следование за пророком (мир ему и благословение Аллаха). Также Всевышний Аллах сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне»[31].
Этот аят также содержит в себе два условия.
«А ведь им было велено...» - религия строится на приказе, а не на мнениях, придуманных людьми. Религия не строится на том, что выбрала твоя душа. Религия построена на приказе: приказе Всевышнего Аллаха и приказе Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). Каждое поклонение, которое не приказано Аллахом, является ложным, является нововведением. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, оно будет отвергнуто»[32]. А также: «Каждое нововведение является заблуждением»[33].
«...служа ему искренне» - это второе условие, а именно искренность (ихляс). Намерения человека должны быть посвящены только Всевышнему Аллаху. Если же он стремится еще к кому-то, помимо Всевышнего Аллаха, то его деяния будут отвергнуты, даже если они соответствуют сунне. Например, молитва относится к важнейшим основам религии. Если человек совершает молитву напоказ, желая славы, даёт милостыню, желая похвалы людей, сражается, чтобы его восхваляли за храбрость, его деяние будет недействительно, так как он делает это не ради Всевышнего Аллаха, даже если эти деяния установлены в шари‘ате. Такой человек будет обитателем Огня!
(Конец слов шейха Фаузана)
Это первое правило, которого обязательно нужно придерживаться. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, дела оцениваются только по намерениям и, поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался обрести»[34]. Суть заключается не совсем во внешнем проявлении дел, а учитывается намерение человека. Если человек совершал деяние, которое соответствует сунне, искренне ради Всевышнего Аллаха, то это деяние принесёт ему пользу. Если же деяние было совершено не ради Всевышнего Аллаха, то оно не будет праведным и не будет принятым. Как сказано в хадисе: «Человек, совершавший переселение (хиджру) к Аллаху и посланнику Его, переселится к Аллаху и посланнику Его»[35]. Хиджра - это одно из самых лучших деяний, которое может совершить человек. Это — переселение человека из страны многобожия в страну Единобожия и Ислама. Но при этом переселении у людей могут быть различные намерения. Если человек переселяется, чтобы спасти свою религию ради Всевышнего Аллаха, то это будет правильной хиджрой, которую принимает Всевышний Аллах. Если же человек переселился ради мирской жизни, ради богатства и имущества, даже если внешне кажется, что он переселился к Аллаху и Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха), он переселится лишь к тому, ради чего переселялся. Если он переселялся ради торговли или женитьбы на какой-то женщине, он переселится лишь к тому, к чему стремился, даже если он поедет вместе с теми, кто переселяется к Аллаху и Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха). Ведь, его намерение не посвящено Всевышнему Аллаху. Его хиджра будет ради того, ради чего он переехал. Он не будет считаться тем, кто переселился к Аллаху и Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах знает его намерения и стремления, и Он является Тем, Кто воздает за деяния!
2-ое правило
«Источником шари‘ата, призыва и поклонения являются Коран и достоверная Сунна»
Всевышний Аллах сказал: «Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за иными помощниками, помимо Него»[36].
А также: «Повинуйтесь Аллаху и Посланнику, - быть может, вы будете помилованы»[37].
А также: «Придерживайся того, что внушено тебе в откровении. Воистину, ты - на прямом пути»[38].
А также: «О те, которые уверовали! Не опережайте Аллаха и Его Посланника»[39].
А также: «Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце - все они будут призваны к ответу»[40].
А также: «Клянусь звездой, когда она падает! Не заблудился ваш товарищ и не сошел с пути. Он не говорит по прихоти»[41].
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я оставляю среди вас две вещи, после которых вы никогда не заблудитесь! Это — Книга Аллаха и моя Сунна»[42].
Шейх Салих ибн Фаузан (да сохранит его Аллах) сказал:
─ Это правило является дополнением предыдущего правила. В нём говорилось о том, что Всевышний Аллах принимает деяние только тогда, когда оно соответствует тому, что Он ниспослал в Своей Книге или в сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха). Если же деяние не соответствует этому условию, то оно возвращается тому, кто его совершил. Как сказал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, оно будет отвергнуто»[43].
Эти аяты и хадисы подтверждают этот смысл. Мусульманин, совершающий деяние, должен совершать его, следуя сунне. Человек должен совершать деяние, которое соответствует Корану и Сунне, оставляя всё, что этому противоречит из людских мнений и различных поклонений, действий, противоречащих Корану и Сунне. Ведь, мусульманин является рабом, которому приказано следовать: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику!»[44]Необходима абсолютная покорность Всевышнему Аллаху и Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха), который не приказывал ничего, чего бы не приказал Аллах. Всевышний Аллах сказал о нём: «Он не говорит по прихоти. Это - всего лишь откровение, которое внушается»[45].
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) доносит от Всевышнего Аллаха. Он (мир ему и благословение Аллаха) является защищенным от ошибок (ма‘сум). Что же касается остальных людей, то мы подчиняемся им только тогда, когда их слова соответствуют тому, с чем пришел посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Например, ученым нужно подчиняться, но только тогда, когда их слова соответствуют тому, с чем пришел посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Если же кто-то ошибся и противоречит Корану и Сунне, то нельзя ему подчиняться. Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нельзя подчиняться творению, ослушиваясь Творца»[46]. Также он сказал: «Подчинение бывает только в одобряемом»[47]. Поэтому Всевышний Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас»[48].Ученые говорят, что Всевышний Аллах приказал подчиняться Ему, а также Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха) и обладающим влиянием, то есть ученым и правителям. Обязательно (уаджиб) нужно им подчиняться, но только в том, что приказано Всевышним Аллахом и Его посланником (мир ему и благословение Аллаха), в том, что не противоречит тому, что приказал Всевышний Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха). Нет подчинения творению, когда речь идет об ослушании Творца! Поэтому Всевышний Аллах не повторяет в аяте слово «повинуйтесь», когда речь идет об обладающих влиянием. В аяте сказано: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас». Всевышний Аллах не сказал: «Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и повинуйтесь обладающим влиянием среди вас». Подчинение обладающим влиянием зависит от подчинения Аллаху и Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха). Это относится к тайнам Божественного изложения.
(Конец слов шейха Фаузана)
Вопрос шейху: «О, шейх, что вы скажете по поводу того, что методология (манхадж) призыва также должна строиться на Коране и Сунне?»
Шейх Салих ибн Фаузан (да сохранит его Аллах) ответил:
─ Всевышний Аллах сказал: «Первые из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и те, которые последовали строго за ними»[49].
Это указывает на то, что необходимо следовать методологии (манхаджу) саляфов из числа сподвижников, таби‘инов и тех, кто за ними последовал. А праведные предшественники, в свою очередь, следовали по манхаджу посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Они, как никто другой, были ближе к правильному пониманию Корана и Сунны, были ближе к истине, были далеки от чрезмерности, они более всех остальных боялись противоречить Корану и Сунне. Они более всех остальных стремились следовать Корану и Сунне. Именно поэтому Всевышний Аллах похвалил их, и тех, кто строго за ними последовал, как мы уже говорили. Им необходимо подчиняться, следуя посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Следование им не является самостоятельным видом следования. Независимое следование кому-то не является обязательным, кроме следования пророку (мир ему и благословение Аллаха). А подчинение всем остальным, кроме пророка (мир ему и благословение Аллаха), должно быть только в том, что соответствует тому, с чем пришел пророк (мир ему и благословение Аллаха). Это правило установлено обладателями знания.
Доводом, на который нужно опираться, является Священный Коран и сунна пророка (мир ему и благословение Аллаха). Мнения людей не являются доводом, даже если эти люди обладали большим знанием и имели самые искренние намерения. Если люди попали в ошибку, нужно отстраниться от этой ошибки и взять то мнение, которое соответствует истине. Что же касается этих ученых, которые ошиблись, проявляя усердие в поиске истины, то они все равно получают награду. Об этом сказано в хадисе: «Если судья вынесет решение, проявив усердие, и его решение окажется правильным, ему полагается двойная награда, если же он вынесет решение, проявив усердие, и ошибётся, то ему полагается одна награда»[50]. Однако нам запрещено следовать за тем, в чем они ошиблись. А ошибкой ученых является то, что противоречит доводу.
Если ученый, сказавший нечто, не имея намерения ошибиться и противоречить доводу, ошибся, то он получает награду за то, что проявил усердие. Но если мы знаем о том, что он ошибся, то нам запрещено следовать за этой ошибкой. Мы должны следовать только за тем, в чем он оказался прав. Как сказал имам Малик (да смилуется над ним Аллах): «Каждый из нас либо опровергает чье-то мнение, либо его мнение опровергают, кроме обитателя этой могилы», имея в виду пророка (мир ему и благословение Аллаха)[51]. Имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Я удивляюсь людям, которые знают иснад, и знают о его достоверности, и после этого следуют за мнением Суфйана (ас-Саури). Хотя Всевышний Аллах сказал: "Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания"[52]»[53].
А ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «Вот-вот уже упадут на вас камни с неба! Я говорю вам: "Сказал посланник Аллаха", а вы говорите: "Сказал абу Бакр и ‘Умар"»[54]. Эти слова касались вопроса о хадже ат-тамату‘[55]. Этот вопрос относится к вопросам иджтихада. Но когда мнение Абу Бакра и ‘Умара (да будет доволен ими Аллах), а они лучшие в этой общине после пророка (мир ему и благословение Аллаха), оказалось не соответствующим доводу, который был у ибн ‘Аббаса, он произнес эти слова. Ведь, следование обязательно только за пророком (мир ему и благословение Аллаха), а что касается других, то следование им бывает только тогда, когда их слова соответствуют доводу, каким бы высоким положением и знанием они не обладали. Но эти ученые, которые допустили ошибку, все равно будут вознаграждены, как пришло в достоверном хадисе, который мы упомянули. А следование за ними в ошибке запрещено!
(Конец слов шейха Фаузана)
3-ое правило
«Ахлю-с-сунна уа-ль-джама‘а не понимают Коран в отрыве от Сунны»
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику»[56].
А также:«А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано»[57].
А также: «Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания»[58].
А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мне дарован Коран и нечто подобное ему! Но вскоре наступит время, когда человек будет сытым лежать на своем ложе, и будет говорить: "Придерживайтесь только Корана: то, что вы найдете в нем разрешенным, то и считайте разрешенным, а что вы найдете в нем запретным, то и считайте запретным»[59].
Сообщается со слов аль-‘Ирбада ибн Сарийа, который сказал: «Обратился к нам пророк (мир ему и благословение Аллаха) с проповедью, от которой затрепетали наши сердца и заслезились глаза. Я сказал: "О, посланник Аллаха, эта проповедь похожа на проповедь прощающегося, так дай же нам наставление". И он сказал: "Я завещаю вам бояться Аллаха, слушаться и повиноваться правителю, даже если им будет эфиопский раб! Поистине, те из вас, которые проживут долго, увидят много разногласий, поэтому придерживайтесь моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем. Ухватитесь за неё коренными зубами, и остерегайтесь новшеств в религии, поистине, каждое нововведение является заблуждением"»[60].
Также сообщается, что Хузейфа сказал: «О, чтецы Корана, держитесь прямого пути и тогда вы опередите остальных! Но если вы отклонитесь вправо или влево, тогда заблудитесь далеким заблуждением»[61].
Шейх Салих ибн Фаузан (да сохранит его Аллах) сказал:
─ В этом правиле содержится указание на то, что сунна является доводом. Это довод, придерживаться которого обязательно (уаджиб), подобно тому, как обязательно нужно придерживаться Благородного Корана. Сунна занимает вторую ступень вслед за Кораном, потому что Всевышний Аллах поручил Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха) разъяснить Коран: «А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались»[62].
Сунна разъясняет Коран, проливает свет на его понимание, указывает на него. Поэтому обязательно, помимо Корана, также обращаться за доводами и к Сунне! Например, Всевышний Аллах приказал совершать молитву, выстаивать её и оберегать, постоянно находиться в ней. Он пригрозил тем, которые оставили молитву, последовав за своими страстями. Но в Благородном Коране нет разъяснения того, как совершается молитва. Сколько рака‘атов совершать? Что нужно говорить? Что нужно говорить во время стояния, а что во время поясного поклона, а что во время земного? Где подробное разъяснение молитвы? Всего этого нет в Коране, но есть в Сунне. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Молитесь так, как видите молящимся меня»[63]. То же самое касается и закята, выплата которого приказана в Коране. Но в Коране не разъяснено, сколько необходимо выплачивать и с какого имущества. Закят приказан в общем: «Совершайте намаз, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с кланяющимися»[64].А разъяснение закята пришло в сунне посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). В сунне разъяснено, когда платить закят, с какого имущества, с какого количество и так далее. То же самое касается поста (сыйама), хаджа и всех других видов поклонения.