II. Парадигма миссии-предоглашения в теории и практике.
МИССИОНЕРСКАЯ ПРАКТИКА
Задание для студентов I и II курсов Магистратуры
(профиль подготовки «Миссиология»).
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
I. Миссия Церкви
Одной из особенностей современной церковной эпохи является заостренное внимание к тонким нюансированным различениям, позволяющим переосмысливать и обновлять церковное наследие. Таковыми являются, например, различения Предания и преданий. Так же можно различать еще один ряд понятий: Миссия и миссии. Типологически такое различение близко к более общему различению Предания и преданий в Церкви.
Как и Предание, Миссия Церкви священна и является неотъемлемой качественной характеристикой живого тела Церкви. Как и Предание, Миссия — это внутренняя жизнь Церкви, это вся ее жизнь, но только с той разницей, что Предание относится, но преимуществу, к внутрицерковным отношениям, а Миссия — к «пограничным», являющимся в известном смысле частью внутрицерковных.
Говоря о миссиях Церкви в отличие от Священной Миссии Церкви, следует оговорить некоторые понятия. Под Миссией Церкви следует понимать весь процесс вхождения человека в Церковь – от призыва к вере до полного воцерковления. В этой связи уместно отметить три этапа Миссии: 1) миссия (с маленькой буквы) - проповедь для возбуждения веры, 2) оглашение – научение основам веры, 3) – тайноводство – полное вхождение в таинственную жизнь Церкви.
Целью миссии, или предоглашения, является то, чтобы через возвещение керигмы Церкви привести человека от полного незнания (или неверного в принципе знания) о Боге и Иисусе Христе к Их познанию верой, что должно выразиться в желании начать новую жизнь и, следовательно, в той или иной форме отрицания своих старых суеверий и предрассудков. На этом этапене следуеткасаться догматических вопросов, учения о Таинствах и чудесах, поскольку без твердой веры Бога и Благодати все эти вещи не воспринимаются должным образом. Конечная цель миссии-предоглашения – возжечь настоящую веру в Бога, побудить к личной молитве (своими словами или простыми молитвами), чтению Слова Божия, исправлению жизни (покаяние).
Цель оглашения – знакомство с вероучительными и догматическими истинами, научение жизни в Церкви, регулярная молитва и чтение Слова Божия, подготовка к Таинству Крещения (или Покаяния, в случае воцерковления ранее крещенных). Цель Крещения и Миропомазания общеизвестна: это таинственное воцерковление и приобщение Отцу во Христе через дар Святою Духа.
Целью тайноводства является укрепление в вере и христианской жизни через объяснение смысла таинств и догматов Церкви на основе их личного опытного познания во все время «младенчества во Христе». В более широком смысле тайноводство можно отождествить с полноценной жизнью в Церкви.
Чаще всего миссионерские встречи студентов подпадают под категорию «миссии» (с маленькой буквы). В этой связи важно максимально отчетливо понимать принципы керигмы как провозвестия людям, далеким от веры.
II. Парадигма миссии-предоглашения в теории и практике.
Основным содержанием процесса предоглашения является постоянный призыв человеческой совести к вере в Единого Бога и во Христа Его, а значит к Покаянию, Обращению, Возрождению и Обновлению всего человека, к единению Его с Богом и Его народом в Любви и Свободе Духа. Главное дело миссионера в его служении — возвещение людям в историческом времени керигмы Церкви и призыв к Покаянию через осознание себя и мира в его бедственном положении в силу противоречия между предчувствием своего высокого призвания в прекраснейшем мире и реальностью господства зла в нем и себе. Условно к периоду миссии можно отнести жизнь человека, переходящего от состояния равнодушия или отвержения Христианства к появлению интереса к нему. Предоглашение, соответственно, займет время от появления такого интереса до уверования этого человека во Христа.
Миссионеру по многим причинам не приходится рассчитывать на то, что его будут слушать заинтересованно, или сколько-нибудь продолжительное время. Время для миссии, как правило, очень ограничено, а значит, слово проповедника должно быть по возможности кратким, ясным, точным. Важно понимать, что миссия или предоглашение - это период появления интереса к Христианству, это время разговоров не столько непосредственно о Христианстве, сколько связанных с Христианством. Например, о памятниках христианской культуры и искусства. В настоящее время, как показывает опыт, особенно плодотворны встречи культурно-просветительского характера. Это могут быть экскурсии в художественные музеи и на выставки, поездки к различным памятникам христианской культуры (монастыри, храмы и т.п.). При этом важно уделять внимание не столько истории их как предметов искусства, сколько их внутреннему содержанию. В то же время, нужно раскрывать не сакраментальное или догматическое значение икон, но их художественное значение, показывать христианские корни нашей культуры, как и то, что христианская культура — высшее культурное достижение человечества. Также целям предоглашения могут послужить концерты классической музыки и просто хорошей песни, поэтические вечера, литературные встречи, театр, кино. В более подготовленной аудитории миссия может представлять собой встречи, посвященные собственно Христианству, Богу, Церкви. Конкретную тематику таких встреч следует выбирать каждый раз особо, ориентируясь на современный (буквально в последний месяц, неделю, день) контекст жизни людей. Задача на этом этапе - говорить о Христианстве как о жизни (не учении, не культуре, не религии, хотя все это входит в Христианство), а значит, нужно найти то, что наиболее волнует людей сейчас, что требует ответа, разрешения, и соединить это с верой Христовой, показать, что христианство имеет отношение к существу жизни, является ее сердцевиной. Это особенно значимо, если учесть, что приходящие люди, как правило, уже имеют свое, часто негативное, мнение о церкви, поскольку многие с ней «столкнулись» и отошли от нее.
В рамках миссии уместно не только говорить о некоторых этических проблемах в жизни современных людей, но и ставить вопрос их решения. Важным моментом является христианское осмысление культуры – чтение и обсуждение отдельных учительных книг Священного Писания, русской и зарубежной литературы.
Особенности миссионерских встреч – разговор на «пограничные» темы, то есть те вопросы, которые одинаково волнуют людей верующих и нецерковных.
Для успеха в этой миссии необходимо «переварить» знания, усвоенные в процессе обцчения, уметь излагать их доступным языком в категориях, понятных современному человеку.
Миссионер – лицо Церкви для внецерковных людей, по нему судят о всем Православии, это накладывает особый отпечаток на моральный облик проповедника Евангелия, поэтому миссионер должен уделить особое внимание на следующие качества: любовь и уважение между собой и к другим; приветливость; скромность; трудолюбие; нормы приличия и этикета.