Количество хадисов “Сахиха”
Количество снабжённых иснадами хадисов “Сахиха”, включая и повторяющиеся, составляет семь тысяч двести семьдесят пять, тогда как без учёта повторяющихся их насчитывается около четырёх тысяч.
Причины повторения хадисов
Знай, что аль-Бухари преследовал достойные цели, стремясь к постижению различных наук и всевозможных тонких аспектов сунны. Едва ли кто-нибудь может сравниться с ним в этом, подтверждением чему могут служить приведенные нами выше слова выдающихся знатоков хадисов из числа шейхов аль-Бухари и других людей, и если ты ознакомишься с его книгой, у тебя не останется в этом никаких сомнений. Аль-Бухари видел свою задачу не в том, чтобы ограничиваться одними хадисами и не приводить ничего, кроме матнов, а в том, чтобы делать из хадисов извлечения6 и использовать их в качестве доводов в главах, посвящённых основам и ответвлениям религии, отречению от мира, благовоспитанности и тому подобным вещам.
Вот почему в отдельных главах “Сахиха” аль-Бухари не приводит иснады хадисов, ограничиваясь такими фразами как “со слов такого-то сподвижника, передавшего, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал” или “об этом говорится в хадисе, передаваемом со слов такого-то”.
Кроме того, в начале иснадов хадисов одно или несколько имён передатчиков нередко опускаются. Передача хадисов подобным образом именуется “та‘лик”7. Аль-Бухари прибегает к этому способу, когда хочет использовать тот или иной предмет в качестве аргумента, не нуждаясь в том, чтобы приводить либо хадис полностью, либо только его иснад или матн. В подобных случаях он только указывает на соответствующий хорошо известный хадис, который может относиться к числу приводимых им намного раньше или незадолго до этого. Давая свои пояснения к содержанию глав “Сахиха”, аль-Бухари приводит много айатов священного Корана, а в некоторых случаях ограничивается только айатами, ничего к ним не добавляя. В пояснениях к главам аль-Бухари приводит также очень много других вещей наподобие фетв8 сподвижников, последователей и тех, кто пришёл им на смену. Всё вышеупомянутое должно послужить для тебя подтверждением правильности сказанного нами, и если тебе будет известно, что цель аль-Бухари состояла в том, о чём мы упоминали, ты поймёшь, что ничего дурного в повторении хадисов в соответствующих случаях нет. Улемы из числа факихов9 и других знатоков религии также придерживались этого и использовали в качестве аргументов хадисы, приводимые во многих разных главах.
Имам ан-Навави передал, что Абу-ль-Фадль аль-Макдиси сказал: «Аль-Бухари, да помилует его Аллах Всевышний, часто приводит один и тот же хадис в разных местах, после чего благодаря своей способности к извлечению и глубине понимания извлекает из него то, что сообразуется с содержанием соответствующей главы. Вместе с тем он редко приводит одну и ту же версию хадиса в двух местах с одним и тем же иснадом. Такой хадис передаётся им через другого сподвижника, последователя или ещё какого-нибудь передатчика, чтобы усилить его посредством множества путей передачи, или использования иной его версии, или изменения количества его передатчиков, или каким-нибудь иным способом, о чём лучше известно Аллаху».
Да помилует Аллах имама аль-Бухари и да воздаст Он ему благом за все его труды.
1 Нисба — относительное имя, обозначающее происхождение по племени, роду, городу, местности и т.д.
2 Кунья — имя по отцу или по сыну, например Абу ‘Абдуллах (отец ‘Абдуллаха) или Ибн Мухаммад (сын Мухаммада).
3 Имеются в виду те слова, которые следует произнести в конце встречи в том случае, когда в ходе её люди не поминали Аллаха или вели пустые разговоры. Сообщается, что мать правоверных*‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встречался с кем-либо, читал Коран или совершал молитву, в конце (встречи) он обязательно произносил слова “Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя, прошу Тебя о прощении и приношу Тебе своё покаяние /Субхана-кя, Аллахумма, ва би-хамди-кя, ашхаду алля иляха илля Анта, астагфиру-кя, ва атубу иляй-кя/”».
* Мать правоверных /умм аль-му’минин/ — утвердившийся в мусульманской литературе почётный эпитет жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
4 Имеется в виду один из известнейших последователей* аль-Хасан аль-Басри (842 — 728), который пользовался огромным авторитетом среди своих современников.
* “Таби‘уна” — так называли людей, встречавшихся со сподвижниками пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и умерших в Исламе.
5 Иначе говоря, 30 рамадана.
6 Речь идёт об извлечении /истинбат/ правовых решений из основополагающих источников шариата по непредусмотренным этими источниками прямо случаям.
7 Слово “та‘лик” (подвешивание) образовано от глагола “‘алляка” — подвешивать что-то к чему-либо. Иснады такого вида стали называть “подвешенными”, поскольку они связаны только с верхней частью хадиса, а с нижней частью связи не имеют, и это делает их похожими на то, что подвешивается к потолку или к чему-нибудь ещё.
8 Фетва — решение по религиозно-юридическому вопросу, которое выносит авторитетное лицо.
9 Факих — законовед, имеющий право выносить решения по религиозно-правовым вопросам.
[III] Краткие сведения об имаме аз-Зубайди
Выдающийся знаток хадисов Абу-ль-‘Аббас Зайн ад-дин Ахмад бин Ахмад бин Абд ал-Латиф аш-Шарджи аз-Зубайди, лучший мухаддис Йемена своего времени, улем и автор ряда трудов, родился в пятницу двенадцатого рамадана 812 года хиджры в селении Шарджа, расположенном в Йемене близ города Забид1, а скончался в девятый день месяца раби аль-ахир 893 года хиджры в Забиде. С этим городом, основанным в правление аль-Ма’муна2, связаны жизнь и деятельность многих улемов.
К числу его трудов относятся такие сочинения как “Табакат аль-хавасс”, “Аль-фава’ид фи-с-салят ва-ль-‘ава’ид”, “Нузхат аль-альбаб”, “Аль-джаваб аш-шафи фи-р-радд ‘аля-ль-мубтади‘ аль-джафи”, а также “Ат-таджрид ас-сарих ли-ахадис аль-джами‘ ас-сахих”.
Последний из вышеперечисленных трудов, являющийся сокращением “Сахиха” аль-Бухари, ошибочно приписывается Хусейну бин аль-Мубараку аз-Забиди, однако Хусейн бин аль-Мубарак бин Мухаммад бин Йахйа бин Муслим бин ‘Имран ар-Риб‘и, который был родом из Забида, жил в Багдаде и принадлежал к ханбалитскому мазхабу. Он передавал хадисы в Багдаде, Дамаске и Халебе, а с его слов передавали их многие выдающиеся мухаддисы, в том числе ад-Дабиси и ад-Дийа, автор сочинения под наванием “Аль-бульга фи-ль-фикх”. Хусейн бин аль-Мубарак аз-Забиди умер в Багдаде в 631 г.х. Ещё один аз-Забиди, которого звали Абу ‘Али аль-Хусейн бин аль-Мубарак, являлся последователем мазхаба Абу Ханифы и был учеником Абу-ль-Вакта. Этот человек жил в Багдаде и умер там в 629 г.х. Что же касается составителя “Ат-таджрид ас-сарих ли-ахадис аль-джами‘ ас-сахих”, то он умер в 893 г.х. и не был известен как аль-Хусейн бин аль-Мубарак, а Хайр ад-дин аз-Заркали в своей книге “Аль-А‘лям” прямо указывает на ошибочность приписывания авторства “Ат-Таджрид” Хусейну бин аль-Мубараку.
Да вознаградит Аллах имама аз-Зубайди и всех вышеупомянутых улемов за всё то, что было сделано ими во благо Ислама и мусульман.
1 Нисба имама относится не к названию города, а к названию йеменского племени зубайда.
2 Аль-Ма’мун (813 — 833) — халиф из династии Аббасидов.
[IV] Предисловие
Хвала Аллаху! Мы воздаём Ему хвалу, просим Его о помощи и прощении и прибегаем к Его защите от зла наших душ и наших дурных дел. Никто не собьёт с пути тех, кого Аллах ведёт прямым путём, а тех, кого Он сбивает с пути, никто на него не выведет. Свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует.
А затем, предлагаемое вниманию читателя сокращённое изложение “Сахиха” имама аль-Бухари, да будет доволен им Аллах, является ценным трудом имама аз-Зубайди, да помилует его Аллах, а принципы, которых придерживался имам аз-Зубайди, осуществляя сокращение первоначального текста, были изложены им в предисловии к его книге.
— Он приводит неповторяющиеся хадисы и опускает иснады с целью облегчения восприятия.
— Если аль-Бухари приводит один и тот же хадис в разных местах, то аз-Зубайди делает это лишь один раз, дополняя его различными вариантами в случае необходимости.
— Он приводит только хадисы с непрерывными иснадами и опускает сообщения о высказываниях сподвижников и последователей, если только они не связаны с данным конкретным хадисом и не имеют отношения к пророку, да благословит его Аллах и приветствует.
— Он упоминает имя сподвижника, со слов которого передаётся хадис, и в большинстве случаев придерживается формы данной версии.
— В скобках после порядкового номера каждого хадиса приводится его номер, соответствующий месту данного хадиса в полном тексте “Сахиха” и комментариях к нему Ибн Хаджара аль-‘Аскалани “Фатх аль-Бари”.
[V] Предисловие имама аз-Зубайди
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, Создателю, Придающему формы, Творцу, Дарующему, Победителю и Подателю благ, Который оказывает благодеяния ещё до того, как рабы Его заслужат их! Да ниспошлёт Аллах благословения и мир Своему посланнику, которого Он направил к людям для того, чтобы довести достойные нравственные качества до совершенства, и которому Он отдал предпочтение перед всеми Своими созданиями без исключения, благодаря чему этот посланник превзошёл всех, и да ниспошлёт Он их его благородному семейству и его сподвижникам, не отступавшим от покорности и согласия, и да будут эти благословения постоянными и непрерывными!
А затем, знай, что книга “Аль-джами‘ ас-сахих” /Достоверный сборник/ великого и единственного в своём роде имама и главы мухаддисов Абу ‘Абдуллаха Мухаммада бин Исма‘ила бин Ибрахима аль-Бухари, да помилует его Аллах, относится к числу важнейших и полезнейших книг Исламской религии, однако повторяющиеся хадисы в ней разбросаны по разным главам, и если человек захочет обратиться к тому или иному хадису и узнать, в какой именно главе находится этот хадис, он сможет сделать это, только приложив значительные усилия и потратив много времени на поиски. Составляя этот сборник по такому принципу, аль-Бухари, да помилует его Аллах, хотел показать, что тот или иной хадис передавался многими различными путями и пользовался известностью, наша же цель состоит в том, чтобы привести саму основу хадиса, поскольку уже известно, что все хадисы, приводимые в “Cахихе”, являются достоверными.
Имам ан-Навави, комментатор “Сахиха” Муслима, пишет в предисловии к своему комментарию: «Что касается аль-Бухари, то он приводит различные варианты хадисов в разных и далёко отстоящих друг от друга главах, причём зачастую они приводятся не в той главе, где, как казалось бы, им следует находиться, в результате чего желающему получить представление о всех путях его передачи оказывается трудно это сделать».
Он также пишет: «Я видел нескольких авторитетных мухаддисов, которые в этом отношении допускали ошибки, отрицая причастность аль-Бухари к передаче таких хадисов, которые на самом деле имеются в его “Сахихе”, но не в таких местах, где они, по их мнению, должны были бы находиться».
Ввиду этого у меня возникло желание привести хадисы аль-Бухари без повторов, что я и сделал, опустив при этом и иснады, чтобы в наибольшей степени облегчить возможность использования того или иного хадиса. Как правило, я привожу повторяющиеся хадисы только один раз, но если в другом месте, где они приводятся, есть какие-нибудь полезные дополнения, я привожу и их, не делая этого в иных случаях. Если же в первый раз встречается сокращённая версия какого-нибудь хадиса, а во второй — более полная, я привожу вторую и опускаю первую для достижения наибольшей пользы.
Я привожу здесь только хадисы с полными иснадами, а когда в хадисе говорится о том, что сказал или сделал один из последователей, или же если в иснаде хадиса имеются пропуски, я его опускаю. То же самое относится к сообщениям о сподвижниках и тех, кто жил в более позднее время: я не привожу их, если они не связаны с содержанием хадиса и в них нет упоминаний о пророке, да благословит его Аллах и приветствует. Так, например, я не привёл рассказ о том, как Абу Бакр и ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, пошли пешком к навесу племени бану са‘ида и о чём они там беседовали с представителями ансаров. Не приводится и рассказ об убийстве ‘Умара, да будет доволен им Аллах, и о его завещании сыну, в соответствии с которым тот должен был обратиться к ‘Аише, да будет доволен ею Аллах, с просьбой разрешить похоронить ‘Умара рядом с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакром, да будет доволен им Аллах. В этом рассказе сообщается также о том, что он говорил относительно совета1, и о присяге ‘Усману, да будет доволен им Аллах. Точно так же не приводится рассказ о завещании аз-Зубайра его сыну, в котором речь шла об уплате его долга, и другие подобные сообщения.
Далее, в каждом хадисе я упоминаю имя сподвижника, со слов которого был передан данный хадис, чтобы это было известно всем, и в большинстве случаев использую при этом те же обороты речи, которыми пользовался аль-Бухари.
Эта благословенная книга была названа мной “Ат-таджрид ас-сарих ли-ахадис аль-Джами‘ ас-сахих” (Ясное изложение хадисов “Достоверного сборника”), и я прошу Аллаха Всевышнего, чтобы Он обратил на пользу, чтобы составлена она была только ради Аллаха и чтобы Он привёл в порядок мои цели и дела.
А сейчас настало время начать, если будет это угодно Аллаху Всевышнему.
1 После того как в 644 году халиф ‘Умар, да будет доволен им Аллах, был смертельно ранен, он назвал имена шести других сподвижников в качестве членов совета, из числа которых предстояло избрать его преемника.