Должны ли возмещать пост те, кто утвердил намерение поститься уже после рассвета?
К числу таких людей может относиться тот, кто узнал о наступлении Рамадана лишь днем; или человек, принявший Ислам днем в Рамадан; или ребенок, у которого появились признаки совершеннолетия; или сумасшедший, разум которого прояснился. Эти люди обязаны поститься оставшуюся часть дня. Что касается возмещения ими поста, то относительно этого мнения ученых разошлись. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Обязательный пост с намерением после рассвета действительный, если человек не знал об обязательности поста ночью. Он должен поститься остаток дня и не должен его возмещать, даже если он кушал до этого”. См. “Ихтияратуль-фикъхия” 4/63.
Шейхуль-Ислама в этом вопросе поддержали Ибн аль-Къайим, имам аш-Шаукани и шейх аль-Альбани.
Возмещение поста женщинами, по причине месячных или послеродового течения
Что касается пропущенных дней поста Рамадана женщиной с месячными или послеродовым кровотечением, то их необходимо возместить, и нет другого искупления кроме этого. ‘Аиша рассказывала: “При жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), во время месячных нам было велено вос-полнять пост, и не было велено восполнять молитву”. Муслим 1/265.
Возмещение поста больными и путниками
Всевышний Аллах сказал: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (аль-Бакъара 2: 185).
Примечание
Таким образом, любой человек, не соблюдавший пост по уважительной причине, обязан его восполнить, как только у него появится возможность. Всевышний Аллах говорит: «...то пусть постится столько же дней в другое время» (аль-Бакъара 2: 185).
Обязательно ли возмещать пропущенные дни поста сразу?
Аиша рассказывала: “Когда на мне был пост Рамадана, я не могла его возместить кроме как в месяце ша’бане”. аль-Бухари 1950, Муслим 1146.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “В этом хадисе указание на дозволенность задержки возмещение пропущенных дней поста, будь это по причине или без”. См. “Фатхуль-Бари” 4/191.
Однако лучше спешить с возмещением пропущенных дней поста, и не проявлять халатности к предписаниям Всевышнего Аллаха, поскольку не спешить возместить пропущенный пост указывает на пренебрежение по отношению к установлению Аллаха. А что касается слов Аиша, что она не возмещала пост раньше чем в ша’бане, то причина этого заключалась в ее занятости, как это сказал имам аз-Зайн ибн Мунайир. И задержка возмещения поста без причины противоречит велению Аллаха, который сказал: «Спешите к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных» (Али Имран 3: 133).
Также Аллах отозвался с похвалой о тех, кто спешит совершать благие дела, сказав: «Они спешат вершить добрые дела и опережают в этом других» (аль-Муминун 23: 61).
Обязательно ли возмещать пропущенные дни поста подряд?
Возмещать пропущенные дни последовательно не является обязательным. Всевышний Аллах, сказав о возмещении: «пусть постится столько же дней в другое время», не упомянул о последовательности и не установил для этого никакого времени. Ибн Аббас сказал: “Нет проблем в том, чтобы возместить пост не подряд”. Абдур-Раззакъ 4/43, ад-Даракъутни 2/192. Иснад достоверный.
Анас также сказал: “Если желаешь, то возмести пост подряд, а если желаешь, то не последовательно”. Ибн Аби Шайба 9115. Иснад достоверный.
Что же касается хадиса: «Путь тот, на ком пропущенный дни Рамада возместит их подряд, не прерывая их» аль-Байхакъи 4/259, то этот хадис не является достоверным. В иснаде этого хадиса Абдур-Рахман ибн Ибрахим, которого назвали слабым Ибн Ма’ин, ад-Даракъутни, ан-Насаи. Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Абу хатим отверг этот хадис из-за Абдур-Рахмана”. См. “ат-Тальхыс аль-хабир” 2/206. Также этот хадис назвал слабым шейх аль-Альбани. См. «аль-Ируа» 943.
Однако если у человека нет причин, то лучше возмещать пост сразу и подряд. См. “Тамамуль-минна” 422-423.