Изъяснение слов 127-го псалма
Содержание
Письма к мирским особам
1. О том, сколь много мы заботимся о теле, и сколь мало о душе.
2. Изъяснение 126-го псалма.
3. Изъяснение слов 127-го псалма.
4. Как подражать Богу.
5. Радость о Крещении черкеса муллы. Недаром соблюдаются Богом разные племена и народы.
6. О трех брошюрах духовного содержания.
7. Как держать себя при разговорах о Святой Церкви.
8. Советы христианину о постоянном бодрствовании над собой.
9. Письмо графа А.П. Толстого к скитскому монаху отцу Константину Зедергольму.
10. Выписка из письма Димитрия Матвеевича Константиновского, полученного 7 июля 1871 года.
10. Объяснение сновидения старцем Амвросием.
11. О митрополите Филарете.
12. Не должно увлекаться почитанием святых Римской Церкви.
13. Жертвующий на монастырь спасает души многих.
14. Происхождение монашества; отличие его от мира.
15. Удобства монашеской жизни.
16. Как жить по Евангелию. Необходимость послушания.
17. Внешнее благоприличие приводит к благому строению помыслов.
18. Различие пожертвований. Искушения. Скорби. Лучше устроить монастырь.
19. За жертву - воздаяние от Бога, а не от людей.
20. Монаху полезно болеть.
21. Надо терпеть. Должно благодушно.
22. Воздержание необходимо. Свобода часто вредит.
23. Где Бог?
24. Родители могут посвящать детей Богу.
25. Постоянно отрадная жизнь приводит к неотрадным последствиям.
26. Скорби везде. Мир души - в смиренном терпении.
27. Спасение наше между страхом и надеждой.
28. Нигилисты и цареубийцы суть предтечи антихриста.
29. Необходимость покаяния. Польза поста.
30. О вражде против властей. Смысл искушений.
31. Человеку дана свобода. Как спастись.
32. Внушения вражеские благовидны.
33. Промысл Божий. Вера необходима.
34. Необходимо отсекать свою волю.
35. В посте должна быть мера.
36. Мысли о посте.
37. Не место, а произволение спасает.
38. Утомление от трудов полезно. Враг всех искушает. Недоразумения попускаются для пользы.
39. Свои взгляды надо проверять законом Божиим.
40. Ответ на сожаление о деньгах, употребленных на устройство монастыря.
41. Терпение скорбей спасительно.
42. Спасение от нас зависит, но нужен руководитель.
43. Польза болезней.
44. Об искушениях диавола и о Промысле Божием.
45. Как жить, чтобы спастись.
46. Должно полагаться на волю Божию.
47. Не следует жалеть о пожертвованных деньгах на монастырь.
48. Надо внимать себе, а не чужие дела разбирать.
49. Враг хитро и лукаво всех искушает.
50. Всякого человека своя совесть, а не чужая, осуждает или оправдывает.
51. Без скорби не спасешься.
52. Мир душевный зависит не от места, а от нас самих.
53. Телесные болезни и скорби душевные служат для очищения души и тела.
54. О видениях и псалме 90-м: Живый в помощи Вышняго .
55. Не одним внешним украшением храмов, но прежде всего добродетелями украшается христианин.
56. Праздники должно праздновать духовным обновлением.
57. Евангелие требует от нас покаяния, а не умствований.
58. Спасение во многом совете, а не со многими. Келья всему научит.
59. Изъяснение слов: "Аще дух владеющаго взыдет на тя, места твоего не остави".
60. Всячески избегай того, что нарушает мир душевный.
61. Объяснение слов юродивого о ворожбе и внутреннем христианстве.
62. Как относиться к покраже.
63. Об открытии злодейского умысла.
64. О мощах.
65. О мощах.
66. Об условиях христианского совершенства.
67. Неправильное понимании учения о Святой Троице и об Ангелах.
68. Ответы осуждающему Православную Церковь.
69. О Таинстве Елеосвящения.
70. О почитании святых мощей.
71. Ревность о благочестии должна быть разумна.
72. О различии нечистот внешних и духовных.
73. Достоинство молитвы определяется ее концом.
74. В чем сила заповеди о посте.
75. Смысл и необходимость поста.
76. Как приобретается смирение.
77. О пользе издания писем отца Макария.
78. Цель православных при исполнении заповедей Божиих. Жизнь около монастыря. Угадчица. Не следует носить крест с мощами на себе.
79. О шалопутах.
80. Об испытании юных прежде принятия их в монастырь.
81. О подкинутом младенце.
82. О прогрессе внешнем и нравственном.
83. Родителям, скорбящим о кончине сына.
84. О разборчивом чтении духовных книг. О христианском воспитании детей. О страхе трудного рождения детей.
85. Расслабление, отчаяние, молитва.
86. Ответ больному диакону о причинах его болезни.
87. О терпении скорбей .
88. Советы против табакокурения.
89. О христианском воспитании детей.
90. О дуэли. Дуэль - плод горделивого самомнения.
91. Утешение родителям в смерти юной дочери.
92. Замечательное событие. О безропотном перенесении скорбей.
93. О спиритизме.
94. Великий грех удерживать достояние монашествующих.
95. Как ныне дела идут.
96. Советы о справедливом завещании имения.
97. Правый суд судите.
98. Количество и качество.
99. Девство и супружество.
100. Нет худа без добра. Преданность в волю Божию.
101. Отношение чад к родителям.
102. Ученость без смирения.
103. Католичке. О заблуждениях Римской Церкви.
104. Письмо француженки и ответ старца Амвросия.
105. Римскому католику, женатому на православной, о неправде католичества.
106. Перед судом Божиим имеют значение не характеры, а направление воли.
107. О немощах, открываемых наставнику.
108. Обязанности восприемников.
109. Семейные тяготы.
110. О детском чтении.
111. Приветствие детям.
112. Об осторожности в разговорах с неверующим.
113. Школьные смуты.
114. О людской лжи.
115. Служебные отношения.
116. Доносы.
117. Неприятная молва.
118. Скорби.
119. О тоске.
120. О тоске.
121. Смущение есть самое душевредное искушение.
122. Зависть.
123. Леность к молитве.
124. Самоукорение.
125. Как и чем умерять себя?.
126. О покаянии и исполнении заповедей Божиих.
127. Поститься должно соображаясь с телесными силами.
128. О питье чая до обедни.
129. О безмолвии в миру.
130. Истинная любовь.
131. Должно помнить о смерти.
132. Пожелание на Новый год.
133. Уверение старца в том, что он не покинет обращающихся к нему.
134. Совет и наставление больному Василию.
135. О непостоянстве желаний молодых людей.
136. Не должно оставлять сына праздным.
137. Иногда нужно уступать детям.
138. Надо уступать в мелочах, но не в существенном.
139. Надо терпеть семейные скорби.
140. Как выбирать невесту и жить в семье счастливо.
141. Смысл и польза откровения помыслов.
142. Счастье семейное основано на страхе Божием.
143. Добрые обычаи надо сохранять. Благословение отца должно беречь. При остроге церковь нужна.
144. На докторские слова против постной пищи нельзя особенно полагаться.
145. Нельзя принуждать к нарушению поста.
146. О поездке по святым местам.
147. Судьба каждого зависит от Бога.
148. Соборование в Великий Четверг.
149. Надо презирать вражии искушения и молиться об избавлении от них.
150. Неисправность восполняется смирением.
151. Скорби посылаются нам Промыслом для познания суеты жизни.
152. Не верить предчувствиям.
153. Болезни и скорби ведут к смирению.
154. Надо быть осмотрительной и не давать сыну быть в праздности.
155. Не нужно терять мужества в несчастье.
156. Несчастья посылаются к смирению самонадеянности и к очищению грехов.
157. Нужно просить помощи у Бога.
158. Надо довольствоваться и ласковым и неласковым приемом.
159. Поздравление с пострижением в рясофор.
160. Римскому католику, сенатору, о благотворительности и о вероисповеданиях.
161. О пользе чтения писем старца отца Макария.
162. Евангельские заповеди даны всем людям.
163. Утешение покинутой жене.
164. Совет страдающим тоскою и немощию винопития.
165. И болезнь и здоровье от Господа.
166. Внешняя должность не должна препятствовать собранности внутренней. О неверии и хульных помыслах. Об отношении к Богу. Настроение духа не может быть всегда ровное.
167. О молитве при головной боли.
168. Лечиться - не грех. От скорбей никуда не уйдешь.
169. Наша жизнь - в юдоли плача.
170. Оправдание монашеской жизни.
171. Преимущество монашества перед белым духовенством.
172. Утешение скорбящей. Непреклонная воля человеческая.
173. Совет больной девушке.
174. Не следует нарушать поста больному, если не позволяет совесть.
175. Утешение матери, скорбящей о болезни дочери.
176. Грешнику не должно отчаиваться, а надо каяться.
177. Как спастись.
178. Ответ не исполнившей обета пойти в монастырь.
179. Болящему и скорбящему о продолжающейся своей жизни.
180. Почему не все желания наши исполняются? Во всем надо полагаться на волю Божию.
181. Монастырь есть духовная школа. Молитве не скоро научишься. Надо терпеть и применяться.
182. Мы спасаемся терпением.
183. В неопределенном положении тверди 39-й псалом.
184. Молись как умеешь, не смущаясь искушениями.
185. На всяком месте можно спастись.
186. Должно везде беречь себя от душевного смущения.
187. Должно остерегаться тех, кто "мирскими удобствами" отвлекает от монастыря.
188. Упрек за неискренность.
189. Как приучать воспитанницу к серьезным занятиям.
190. Не унывай и умудряйся.
191. Матери, скорбящей о неверии сына. О говений.
192. Как поступать в скорбях. Об исповеди.
193. Надо мириться с обидчиками.
194. Не следует менять место без надежды на перемену жизни.
195. Без столкновений прожить невозможно. Должно надеяться на Бога.
196. Будь осмотрительной.
197. Все нужно делать с благим намерением.
198. Болезни от духовных причин лечатся духовными средствами.
199. Как проходить должность.
200. Как переносить служебные неприятности.
201. Долги хуже грехов.
202. Надо ратовать за правду; не отрекаться, но пострадать.
203. Не отказываться от должности. Губернатора уволят или переведут. Замужней жить с мужем на свои средства.
204. Постращать монастырем. Довольство портит людей.
205. Смелым Бог владеет. Потерпим.
206. Продолжение борьбы. Не унывать и одному в борьбе.
207. Некое одоление. Суды. Зло всегда забегает вперед.
208. Губернатор уволен в отставку. Правда.
209. Уча детей, должно от них учиться.
210. Дом души — терпение, а пища души - смирение.
211. Будьте уступчивы друг ко другу.
212. По имени и житие твое да будет.
213. Должно полагаться на Бога.
214. В мире скорбни будете!
215. В терпении вашем стяжите душы вашя. Как молиться.
216. Ошибки исправляй самоукорением и покаянием.
217. Хульными помыслами не смущайся.
218. Хульные помыслы за гордость.
219. Во всем полагайся на Бога.
220. Опровержение неправильных мнений: о чудесах Христовых, о театре, войне, разводе, награде за гробом и духовной литературе.
221. Какую невесту должно выбирать.
222. Как должно выбирать невесту.
223. О пьянице муже должно молиться Богу.
224. Можно ли молиться за казненных.
225. Предсказание митрополита Филарета.
226. О происхождении душ. О живом единении Русской Церкви с Греческой. О русском духовенстве.
227. О противодействии журнальному кощунству.
228. О Восточных Церквах. Не всех Бог спасает разумом, но многих и простотой.
229. Свое душевное устроение не следует изъяснять в общих чертах.
230. Пожелание терпения и смирения.
231. Совет не спешить, а выжидать, рассматривая, принесет ли предполагаемое дело пользу или нет.
232. Письмо лютеранского пастора ко отцу Амвросию и ответ старца.
233. Письмо старца к сыну пастора.
234. Как исповедоваться?
235. Письма надо писать ясно.
236. Рассуждение выше всех добродетелей.
237. Три сочинения старца иеросхимонаха Амвросия, написанные им при жизни Оптинского старца иеросхимонаха Макария (Иванова), и, конечно, с его благословения.
I. Письмо, писанное от имени неизвестной монахини к ее дяде лютеранину (против лютеран)
II. Ответ благосклонным к Латинской Церкви о несправедливом величании папистов мнимым достоинством их Церкви (против католиков).
III. О церковном поминовении христиан неправославных.
ПИСЬМА К МИРСКИМ ОСОБАМ
1. О ТОМ, СКОЛЬ МНОГО МЫ ЗАБОТИМСЯ О ТЕЛЕ, И СКОЛЬ МАЛО О ДУШЕ[13].
В Евангелии сказано: Кая бо польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою? (Мк. 8: 36). Вот как драгоценна душа человеческая! Она дороже всего мира, со всеми его сокровищами и благами. Но страшно подумать, как мало понимаем мы достоинство безсмертной души своей. На тело, это жилище червей, этот повапленный [14] гроб, обращаются все наши мысли, от утра до вечера, а на безсмертную душу, на драгоценнейшее и любимейшее творение Божие, на образ Его славы и величия, едва обращается одна мысль во всю неделю. Служению тела посвящаются самые цветущие годы нашей жизни, а вечному спасению души — только последние минуты дряхлой старости. Тело ежедневно упивается, как на пиру богача, полными чашами и роскошными блюдами; а душа едва собирает крохи Божественного слова на пороге дома Божия. Ничтожное тело омывают, одевают, чистят, украшают всеми сокровищами природы и искусства; а дорогая душа, невеста Иисуса Христа, наследница неба, бродит шагом изнуренным, облеченная в одежду убогого странника, не имея милостыни.
Тело не терпит ни одного пятна на лице, никакой нечистоты на руках, никакой заплаты на одежде; а душа, от главы до ног покрытая сквернами, только и делает, что переходит из одной греховной тины в другую, и своей ежегодной, но часто лицемерной исповедью только умножает заплаты на одежде своей, а не обновляет ее.
Для благосостояния тела требуются разного рода забавы и удовольствия; оно истощает нередко целые семейства, для него люди готовы иногда на труды всякого рода; а бедная душа едва имеет один час в воскресные дни для слушания Божественной литургии, едва несколько минут для утренней и вечерней молитвы, насилу собирает одну горсть медных монет для подаяния милостыни, и довольна бывает, когда выразит холодным вздохом памятование о смерти.
Для здравия и сохранения тела переменяют воздух и жилище, призывают искуснейших и отдаленнейших врачей, воздерживаются от пищи и пития, принимают самые горькие лекарства, позволяют себя и жечь и резать; а для здравия души, для избежания соблазнов, для удаления от греховной заразы не делают ни одного шага, но остаются в том же самом воздухе, в том же самом недобром обществе, в том же самом порочном доме, и не ищут никакого врача душ, или избирают врача незнакомого и неопытного, и скрывают перед ним то, что уже известно и небу и аду, и чем они сами хвастают в обществах.
Когда умирает тело, тогда слышится скорбь и отчаяние; а когда умирает душа от смертного греха, тогда часто и не думают об этом.
Так мы не знаем достоинства души своей, и, подобно Адаму и Еве, отдаем свою душу за красный по виду плод.
Почему же мы, по крайней мере, не плачем, подобно Адаму и Еве? Плач потерявших душу должен быть горестнее плача Иеремии, который, оплакивая бедствия отечества, взывал: Кто даст главе моей воду и очесем моим источник слез? (Иер. 9: 1).
У нас же, большей частью, забота о стяжании благ, только, к сожалению, часто земных и временных, а не небесных.
Забываем мы, что земные блага скоропреходящи и неудержимы, тогда как блага небесные — вечны, безконечны и неотъемлемы.
Всеблагий Господи! Помози нам презирать все скоропреходящее, и пещися о едином на потребу спасении душ наших.
ИЗЪЯСНЕНИЕ 126-го ПСАЛМА
Когда Иудеи, по возвращении из Вавилона, начали строить храм и город свой, то они встретили сильное противодействие со стороны соседственных племен, так что им приходилось в одно время и строить, и отбиваться от неприятелей, и, по словам Неемии: Созидающии стену и носящии бремена... единою рукою своею творяху дело, а другою держаху мечь (Неем. 4: 17).
К этим-то Иудеям пророчески обращается святой Псалмопевец и, научая их надеяться не на труды и старание свое, и не на оружие, а на помощь Божию, говорит так: Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий. Всуе вам есть утреневати: востанете по седении, ядущии хлеб болезни (Пс. 126: 1-2). Слово "востанете", по изъяснению Феодорита, должно понимать здесь не в значении повелительного наклонения, а неопределенного, то есть вместо "востанете" воставати. Пророк говорит, что, без содействия Бога всяческих, все напрасно, — и утреневати, и, по кратком сидении, скоро вставать для охранения города и для предположенного созидания. А потому вкушающим хлеб с болезнью, по причине восстания врагов, советует иметь надежду на Бога.
Егда даст возлюбленным Своим сон. Се достояние Господне сынове, мзда плода чревняго ( ст. 2-3).
"Сном" пророк, в переносном смысле, назвал здесь успокоение, потому что сон доставляет людям отдых. Посему смысл этого стиха такой: когда Бог даст вам покой и свободу от нападающих на вас врагов, тогда не только возможете построить храм и Иерусалим, но и сыны родятся вам, которые будут наследием или жребием и собственным народом Божиим; и это плодородие чрева, или благословение чадорождения, как некая награда или воздаяние, будет даровано вам, уповавшим на Бога.
Яко стрелы в руце сильнаго, тако сынове оттрясенных (ст. 4).
Уповая на Бога, будем не только многочисленны, но и сильны, подобно неким стрелам, пущенным рукой сильного. По изъяснению Афанасия Великого, "оттрясенными" названы здесь Иудеи, отверженные за распятие Христа. Сыны их, то есть апостолы, соделались стрелами Сильного, которыми сострелял сопротивные силы.
Блажен, иже исполнит желание свое от них (ст. 5).
Блажен, чье желание исполнится, то есть кто сподобится облегчения и освобождения от брани со врагами, многочадия, и прочих исчисленных даров Божиих.
Не постыдятся, егда глаголют врагом своим во вратех (ст. 5).
У древних был обычай: не принимать послов от неприятеля внутри города, но встречать их вне города, у ворот, и там разговаривать с ними. Вот изъяснения псалма в буквальном историческом смысле.
В духовном же смысле псалом этот относится и к созиданию душевного дома добродетелей, как преподобный Феодор Студит изъяснил в степенных (3-го и 7-го гласов): "Аще не Господь созиждет дом добродетелей, всуе труждаемся; душу же покрывающу никтоже наш разорит град". И "аще не Господь созиждет дом душевный, всуе труждаемся; разве бо того ни слово, ни деяние совершается". Созидается же дом душевный из разновидных камней добродетелей и исполнения заповедей. А всуе трудится тот, кто подвизается в одном телесном делании, а о душевных добродетелях небрежет и потому не имеет Господа, содействующим в созидании дома душевного, ради веры, надежды и любви трудящегося. И всуе хранят град благочестия и добродетелей те, кому Сам Господь ради их смиренномудрия не сохранит оный непоколебимым от духов гордости, благодатью Святаго Духа.
Слова: Се достояние Господне сынове, мзда плода чревняго, — в буквальном смысле относятся, как сказано, к чадородию, о котором святой Псалмопевец упомянул, так как оно у евреев почиталось самым вожделенным благом. В духовном же смысле чрево означает сердце. А мзда плода чревняго есть сыноположение, которое даруется тем, которые блюдут свое сердце от всего неугодного Богу, молясь: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей (Пс. 50: 12); и непрестанно прибегая к Тому, о Ком сказано (Пс. 109: 3-4): из чрева прежде денницы родих Тя. Клятся Господь и не раскается.
Сынове оттрясенных, которые, по вышеприведенному толкованию, относятся к Иудеям, в христианском смысле имеют иное значение, то есть, как говорит Никита Стифат, означают людей изнуренных добровольными подвигами и стрясших с себя ветхого человека покаянием, и чрез то получивших силу поражать мысленно врагов, как стрелами.
Блажен, иже исполнит желание свое от них, то есть блажен, кто будет подражать им, то есть стрясшим с себя ветхого человека: и он получит такую же силу от Бога, и не постыдится, когда будет отвечать мысленным своим врагам во вратех, то есть в дверях сердца своего.
ИЗЪЯСНЕНИЕ СЛОВ 127-го ПСАЛМА
Что означают слова в 127-м псалме: Труды плодов твоих снеси? (ст. 2)
Ответ: Слова эти означают следующее: Кто особенно, с самого начала, проводит жизнь добродетельную, со страхом Божиим и хранением своей совести, согласно заповедям Божиим, тот, в свое время, достигает плодов духа, как говорит апостол: Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5: 22-23). По достижении таких плодов человек-христианин хотя и несет труды и подвиги благочестия по-прежнему, но эти труды для него легки и отрадны, по причине благой надежды, и по причине помощи свыше от благодати Божией. И с другой стороны, кто живет худо и нерадиво, и вопреки заповедям Божиим, тот стяжавает плоды злые, то есть злые привычки и разные душевредные навыки; после чего, если и захочет обратиться к Богу и жить добродетельно, то злые привычки не дают ему полной свободы, а делают всякое к тому препятствие, и потому для такого человека труды благочестия бывают большей частью тяжелы и до времени безотрадны, по причине сомнительной надежды и по причине противодействия злых навыков.
Некоторые под словами: труды плодов твоих, — разумеют труды рук и ног. Но и такое разумение подает смысл, одинаковый с вышесказанным; то есть что человек вначале делает, и каким путем ходит, то впоследствии это или облегчает его участь, или обременяет и затрудняет, как говорит Лествичник: "Усердно приноси Христу труды юности твоей, и возрадуешься о богатстве безстрастия в старости". А нерадящие в юности воздыхают в старости своей.
КАК ПОДРАЖАТЬ БОГУ
Святой апостол Павел в Послании к Ефесянам пишет: Бывайте убо подражателие Богу, якоже чада возлюбленная (Еф. 5: 1).
Истинные христиане могут подражать Богу особенно исполнением следующих трех Евангельских заповедей:
1. Господь глаголет во Евангелии: Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш Небесный милосерд есть... Яко солнце Свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя (Лк. 6: 36; Мф. 5: 45).
Заповедь эта, во-первых, означает, что человек должен быть сострадательным к ближним касательно подавания милостыни, не различая достойных от недостойных. А во-вторых, требует от нас и снисхождения к ближайшим, и прощения им всяких недостатков, обид и досаждений.
2. Святой апостол Петр пишет: Яко чада послушания, не преобразующеся первыми неведения вашего похотении, но по звавшему вы Святому, и сами святи во всем житии будите. Зане писано есть: святи будите, яко Аз свят есмь (1 Пет. 1: 14-16).
Эта заповедь означает, что человек должен хранить целомудрие и чистоту телесную и душевную не только относительно блудной страсти, но и относительно других страстей, потому что и зависть и ненависть и злопамятство также составляют нечистоту души.
3. Сказано в Евангелии от Матфея: Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5: 48).
Совершенство христианское, по слову святого Исаака Сирина, состоит в глубине смирения. Фарисей, как сам о себе свидетельствует, не был подвержен никакому пороку, но за то, что вознесся, осудил и уничижил мытаря, не только потерял все, но и отвержен был Богом. По этой-то причине Господь говорит: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лк. 17: 10).
Как бы кто-либо из христиан не был тверд и точен в исполнении христианских своих обязанностей, это исполнение его и духовное делание, по слову святых отцов, может уподобляться только малой купели, или самомалейшему озерцу; заповеди же Божии подобны великому морю, как и святой пророк Давид говорит: широка заповедь Твоя зело (Пс. 118: 96).
Перед этой-то широтой невольно смирялись и великие святые, называя себя землей и пеплом, и считая себя хуже всякой твари. Или, как выразился мудрейший из апостолов, святой Павел: задняя убо забывая, в предняя же простираяся, со усердием гоню, к почести вышняго звания Божия о Христе Иисусе. Елицы убо совершении, сие да мудрствуим (Флп. 3: 13-15).
5. РАДОСТЬ О КРЕЩЕНИИ ЧЕРКЕСА МУЛЛЫ. НЕДАРОМ СОБЛЮДАЮТСЯ БОГОМ РАЗНЫЕ ПЛЕМЕНА И НАРОДЫ[15]
Ваше С-ство!
С января месяца собирался отвечать на письмо ваше, но до сих пор никак не собрался, то по немощи телесной, то по недосугу; и дотянул до праздника Святыя Пасхи, с которым теперь и поздравляю вас от всей души, желая вам провести всерадостное Торжество сие в возможном здоровье и утешении духовном. У нас слышно было, что в середине, или в конце Великого поста, предположено было в вашей домашней церкви Крещение татарского (или черкесского) муллы. Если это совершилось, поздравляю вас и с этой радостью, потому что и на небеси бывает радость о едином грешнике кающемся. Крещение этого муллы, обращение к христианству лезгинца Ассана, присоединение к Православной Церкви абиссинца, и несколько других подобных примеров, навело нас на ту мысль, что недаром Богом соблюдаются разные племена и народы, с разными заблуждениями относительно единой истины Божественной, потому что, хотя и не часто бывает, но почти из всех существующих племен в разное время обращаются люди к истинному христианству. Святитель Иоанн Златоуст в одном месте говорит: "Един богоугождаяй Господу паче тьмы нечестивых". Значит, если из тьмы нечестивых един обратился ко Господу, то для Господа довольно и сего; и ради этого, единого обратившегося, соблюдает целое поколение, от которого он происходит. Тот же святитель Златоуст эту мысль подтверждает примером праведного и многострадательного Иова, который есть потомок возненавиденного Богом Исава, примером Авраама (которого отец Фаран придерживался язычества, и даже делал языческие идолы, но чудом через сына обратился к истинному Богу) и другими примерами. А если уж какое племя или род будут так нечестивы, что от них не может произойти ни одного праведника, тогда, по псаломскому слову, это семя нечестивых истребится.
Вот, что нам пришло в голову при наступлении праздника Светлого Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, то и сообщаем вам, не находя ничего сказать по содержанию письма вашего, потому что не знаем хорошо подробностей тех вещей, о которых пишете. Но высказанная мысль отдалила меня от того, что я хотел сказать вам. Так как вы, по своему благому усердию и христианскому чувству, взяли на свою обязанность обращение подобных людей, и стали даже крестить их в своей домашней церкви, то мне пришло желание написать вам утешительные слова святого Иакова, брата Божия: Братие, аще кто в вас заблудит от пути истины, и обратит кто его, да весть, яко обративши грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти и покрыет множество грехов (Иак. 5: 19-20).