Завершение череды вали (хатму-ль-виляйа)
Суфизм: его последователи верят в то, что череда вали имеет завершение, и существует вали, после которого уже не будет вали. Это подобно пророчеству, и как печать пророков является последним пророком, после которого уже не будет пророков, так и печать вали является последним вали, после которого уже не будет иных вали.
Это убеждение не подлежит сомнению у суфиев. Осталось только определить, кто же будет последним вали.
Очень многие суфийские шейхи утверждали, что именно они – печать вали. Делалось это для того, чтобы выделиться из общего числа и утвердить свое превосходство над остальными вали, как выделяется Печать Пророков (да благословит его Аллах и приветствует) среди других пророков.
Первым кто заявил, что он – печать всех вали, был Мухаммад ибн ‘Али ибн аль-Хасан ат-Тирмизи, известный также как аль-Хаким ат-Тирмизи. Было это в конце третьего века по хиджре. Дата его рождения и смерти неизвестна. Именно он придумал словосочетание «Хатму-ль-виляйа» и написал книгу, назвав ее «Хатму-ль-виляйа» («Завершение череды вали»).
И среди них – Ибн ‘Араби. Вот что он сказал, утверждая, что он – печать вали:
Нами запечатал Аллах виляйу[508],
И она завершилась на нас
И не будет ее после меня.
Он также сказал:
Я – завершение виляйи, и в этом нет сомнения
Ведь я наследник аль-Хашими и Спасителя[509].[510]
И среди них – шейх Мухаммад Вафа, аш-Ши’рани упоминает, что он сообщил своему сыну о том, что именно он – печать вали[511].
Среди тех, кто утверждал, что он – печать вали, шейх Ахмад ат-Тиджани аль-Фаси умерший в 1230 году по Хиджре.
И среди них – Мухаммад ‘Усман аль-Миргани ас-Судани, умерший в 1268 году по хиджре.
И ладно, если бы они ограничивались этими словами, но они еще и сказали: «Поистине, печать вали лучше, чем Печать Пророков во многих отношениях», и что Печать Пророков заимствует свет из лампы печати вали… Да поможет нам Аллах.
Ахлю-с-Сунна: говорят, что «печать вали» (хатиму-ль-авлийа) и «хатму-ль-виляйа» - ложные термины, не имеющие под собой основания, и они не встречаются в словах никого из праведных предков и имамов Уммы. И они не упоминаются ни в Книге Аллаха, ни в Сунне Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Их появление является следствием неверного понятия о том, кто такой вали, сложившегося у суфиев.
Что касается правильного понятия вали, то это каждый верующий и богобоязненный. Мы уже обсуждали эту тему подробно в главе 66 под названием «Вали». Исходя из этого, печатью вали является последний верующий и богобоязненный человек на земле. А если это так, то никто не имеет права утверждать, что он – печать вали. Поскольку Иман до сих пор не иссяк и есть верующие мусульмане и их немало, и один только Аллах знает, кто будет последним богобоязненным верующим на этой земле, и кто, таким образом, будет печатью вали.
Если мы рассмотрим утверждения этих вали, обладающих великим знанием кутбов суфизма, мы увидим, что каждый из них делает другого лжецом. Потому что если аль-Хаким ат-Тирмизи заявил еще в третьем веке по хиджре, что он – печать вали, это означает, что согласно его словам, он – последний вали. Затем появился Ибн ‘Араби и тоже стал утверждать, что он – печать вали. Его действие является обвинением во лжи аль-Хакима ат-Тирмизи и заявлением, что печатью вали является он… Это относиться ко всем, пришедшим позже. Кому же их этих «печатей вали» мы должны верить, считая лжецами остальных? И на каком основании?
После всего этого не остается сомнений в том, что утверждение человека о том, что он печать вали – явный куфр, и в этом не может сомневаться мусульманин, помнящий об Аллахе и Его Посланнике (да благословит его Аллах и приветствует). Особенно если к этому добавляется утверждение о превосходстве печати вали над Печатью Пророков Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует).
И Ибн Таймиййа писал, что утверждающий это – куфр.