Фильм 5. православная семья

СЦЕНАРИЙ Методические рекомендации для организации работы с учащимися
ЭПИЗОД 1. РОМАНОВЫ. ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ. 1.1. ЧТИ ОТЦА И МАТЬ. СЕМЬЯ РОМАНОВЫХ. ГРАФИКА. Появляются рисованные мальчик и девочка– КАТЯ и ИВАН. Иван: Одна из заповедей звучит так: «Чти отца твоего и мать твою». Что это значит? Катя: Эта заповедь учит нас быть почтительными к родителям и, вообще, к старшим. Иван: Мы НИКОГДА не должны оскорблять их; надо помогать им и окружать своей заботой. Катя: Примером исполнения этой заповеди для нас может служить семья последнего Императора Николая II. Иван:В этой христианской семье вера в Бога определяла отношения между отцом, матерью, сёстрами и братом. Катя: А послушание детей выражало их безграничную любовь и почитание родителей. Иван:Что такое христианская семья? И какие у нее ценности? Катя:Сегодня мы окажемся в гостях у многих семей и узнаем, что … ЭПИЗОД 2. СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИИ. 2.1. СЕМЬЯ – МАЛАЯ ЦЕРКОВЬ. Ведущий:«Семья – это Малая Церковь».Христианская семья – это семья, основа которой любовь. Здесь все должно делаться с любовью, она должна сопровождать супругов, детей, дедушек, бабушек, друзей. Здесь учатся уступать друг другу, быть чуткими, заботливыми, разделять все поровну – и радости, и печали. 2.2. ТРАДИЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИИ. СЕМЬЯ. Диктор: На протяжении многих столетий Россия была православной державой, и здесь формировались и крепли христианские традиции воспитания, а главной их хранительницей всегда являлась семья. Здесь жили наши благочестивые предки, завещавшие беречь бесценное сокровище – семью, а теперь мы должны брать пример с них и учиться тем духовным истинам, которые они нам завещали. 2.3. ЛЮБОВЬ В ХРИСТИАНСКОЙ СЕМЬЕ. Появляются рисованные мальчик и девочка КАТЯ и ИВАН. Иван: В центре христианской семьи должна быть любовь и радость. Катя: Христианская – это означает … означает такое отношение друг к другу, где один человек почитает, любит другого, считается с ним, жертвует чем-то ради другого. Иван: А детей в таких семьях воспитывают в правде и любви. ЭПИЗОД 3. БОГОРОДИЦА. ПОЧИТАНИЕ. ИКОНЫ И МОЛИТВЫ.   3.1. БОГОРОДИЦА. ИКОНОСТАС. СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ. Ведущий:Когда ты находишься в храме – посмотри: справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Марии, Божией Матери… НО! Нам говорили, что Бог – это начало всех вещей. Как же тогда у Него может быть мать? Значит, раньше Бога был еще кто-то?! Мы говорим о Матери Христа. Христос – это не просто Бог. Он – Бог, ставший человеком. И свою земную, человеческую жизнь Христос получил от Своей Матери. Как Бог, Он создал Марию. А как Сын Человеческий – родился от нее. Вот и получается, что Мария — Богоматерь. 3.2. РОЖДЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА. ПРЕДАНИЕ. МАРИЯ. Диктор:По библейской легенде, от Пресвятой Девы Марии и Духа Святого в семье плотника Иосифа в городе Вифлееме родился Иисус Христос. С тех пор прошло 2 тысячи лет, но та, Единственная, которая так смиренно и доверчиво ответила на божественную любовь, теперь уже навсегда живет среди нас – Дева Мария, Богородица. Ей посвящали стихи, пели песни, рисовали картины, изображали Ее на иконах.   3.3. НАЙДИ КНИГУ И УЗНАЙ БОЛЬШЕ! ГРАФИКА. Диктор: 1) В каком городе родилась Мария, будущая мать Иисуса Христа? 2) Как звали архангела, который объявил Марии об Ее предназначении? 3) В каком городе родился Иисус Христос?   3.4. ИНТЕРАКТИВ. ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Диктор:Этот иконописный образ Божией Матери, присланный на Русь в XII в., особенно здесь почитался: перед ним молились московские великие князья и русские цари, выступая в военные походы; перед ним знатные люди московской земли приносили присягу на верность государю; в киот этой иконы полагались жребии при выборе русских митрополитов, а позднее – патриархов. Речь идет о… А. Владимирской иконе Б. Державной иконе В. Казанской иконе Г. Смоленской иконе   3.5. ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. ИКОНА НА РУСИ. Появляются рисованные мальчик и девочка– КАТЯ и ИВАН. Иван: По преданию, эту икону написал апостол и евангелист Лука. Катя: Люди замечали, что молитвы Богородице у той иконы получали ответ. Иван: И вскоре на Руси поверили в чудотворную Ее силу. Катя: К Ней обращались с просьбами о помощи в бедах и болезнях. Иван:Чудотворный образ поместили в Успенском соборе г. Владимира, отчего и называют Ее теперь – Владимирской Божьей Матерью.   3.6. ПОЧИТАНИЕ БОГОРОДИЦЫ НА РУСИ. Ведущий:Имейте в виду, что как Иисус Христос один, так и Мать у Него одна. Люди часто говорят «Владимирская Богоматерь», «Смоленская Богоматерь», «Казанская Богоматерь»… Не надо думать, будто в каждом городе своя Богоматерь. Она одна. Это названия разных Ее икон. Одна и та же Богоматерь почитается в разных Своих изображениях.   3.7. МОЛИТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ. Диктор: Мария, Мать Христа, за чистоту Своей души и жизни называется еще и Пресвятой Девой. Поэтому самая известная молитва к Матери Христа звучит так: Голос девочки:«Богородице Дево, радуйся! Благодатная Мария, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». ЭПИЗОД 4. МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ. БЛАГОСЛОВЕНИЕ. 4.1. МАТЕРИ ЗНАМЕНИТЫХ ЛЮДЕЙ. Ведущий:Как прекрасны были Матери: Багратиона и Пожарского, Ломоносова и Петра I, Чайковского и Толстого, Гоголя, Куприна, Кустодиева, Булгакова, Пастернака – всех выдающихся людей России. Самое поразительное, что почти все эти люди родились в многодетных семьях, более того: Пирогов был рождён 13-м, Мечников – 16-м, Менделеев – 17-м ребёнком в семье.     4.2. РОДИТЕЛЬСКОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ. УВАЖЕНИЕ К СТАРШИМ. Диктор:Священное Писание, или Библия, указывает всем, что «Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою». Родительское благословение – это величайшее наследство для детей. Приходит время подставить своим старым родителям плечо и позаботиться о них, с благодарностью вспоминая то, что родители делали и чем жертвовали ради своих детей. Человек, заботящийся о своих родителях, имеет большое благословение от Бога.   4.3. ИСТОРИЯ ТАНКИСТА ДРЕМОВА. МАТЬ И СЫН. 1943 ГОД. В РАСССКАЗЕ АЛЕКСЕЯ ТОЛСТОГО «РУССКИЙ ХАРАКТЕР». ГРАФИКА. Ведущий:В произведении Алексея Толстого «Русский характер» главный герой – танкист Дремов, награжденный отпуском, поехал домой, представившись другим человеком. Он горел в танке, лицо обожжено до неузнаваемости. Чтобы не пугать стариков-родителей своим видом, он представляется другом их сына. Уехал обратно в часть и… получил письмо от матери. Любящее сердце подсказало ей, что приезжал сын. Написал он письмо родителям с признанием, что это он, их сын, был в гостях. Родителям не важно – красив или нет их сын, главное, чтобы он остался жив.   4.4. БЛАГОСЛОВЕНИЕ МАТЕРИ. Диктор:Благословение матери – это особенно великое дело, это самое большое богатство. Все у такого человека ладится – дети здоровы, на работе все хорошо. Если хотите в жизни вашей благополучия, то старайтесь жить согласно заповедям Божиим, а не простым обычаям человеческим. Главная же заповедь в обетовании: «Чти отца и матерь, да благо тебе будет, и долголетен будешь на земле». 4.5. ИСТОРИЯ ЕЛЕНЫ СИВКОВОЙ – МАТЕРИ МИХАИЛА ЛОМОНОСОВА. Ведущий:Мать гениального «крестьянского сына» Михаила Ломоносова – Елена Сивкова происходила из семьи потомственных священнослужителей. Она была любимой, единственной дочерью у своего отца Ивана Сивкова. Благодаря отцовской любви, мать Ломоносова получила превосходное, чрезвычайно редкое для девушки того времени, домашнее образование. Иван Сивков сам занимался обучением дочери, пристрастил её к чтению древних книг, написанных на греческом и латинском языках. Красота и воспитание Елены помогли отцу выдать её замуж за богатого человека, успешного бизнесмена и судовладельца – Василия Ломоносова. Неизвестно, сколько детей родилось в семье Ломоносовых, но именно Михаил оказался единственным выжившим мальчиком из всех рождённых Еленой Сивковой.   ЭПИЗОД 5: УВАЖЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ. ТРАДИЦИИ. 5.1. УВАЖЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ. Диктор:Родители – старшие, дети – младшие. Именно поэтому никогда дети не должны держать зло на своих родителей. Самый тяжкий грех – оскорблять их, поднимать руку на родителей, злословить. Неуместные выходки или вспышки ярости перед родителями совершенно недопустимы.   5.2. СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ РОССИИ. УВАЖИТЕЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ. Появляются рисованные мальчик и девочка–КАТЯ и ИВАН. Иван: А вы знаете, что еще сто лет назад дети всегда обращались к родителям на «Вы»? Катя:И не только в дворянских семьях, но и в крестьянских! Иван: «Вы, мама; Вы, папа», – так подчеркивалось уважение к родителям. Катя:Родители для детей были самым высоким авторитетом, их почитали и уважали, кем и какими бы они ни были.   ЭПИЗОД 6. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И Я. МУЛЬТФИЛЬМ. МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР. 6.1. ИНТЕРАКТИВ. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И Я. МУЛЬТФИЛЬМ. Диктор:По дремучему лесу мчится славный русский богатырь – Илья Муромец, а ты сидишь с Ильей, да только успеваешь по сторонам смотреть. Вдруг богатырь пришпорил коня – навстречу вам несется дивный конь, а на нем сидит молодец в княжеской одежде, а за спиной у него – матушка его… в летах княгиня уже, лицом красива, и мудрая. Остановился Илья, поклонился князю и спрашивает, куда он путь держит. Князь встревожен, но Илье Муромцу приветливо отвечает: еду я в город, везу матушку… нужно мне дотемна воротиться, ведь ждет меня верная дружина. Отправляемся мы с первым солнышком в поход. Илья и говорит: «Помогу я тебе, князь! Разделю с дружиной твоею дорогу дальнюю. А друга своего в город отправлю с княгиней, матушкой твоей – выполнит он твое поручение. Несколько верст всего – тут и пешком недалеко». Как ты поступишь: 1) «Так неохота идти со старой княгиней в город. Не мужское это дело!» 2) «Старших надо уважать! Как княгиня одна в город доберется?» 3) «Провожу княгиню, что делать… Но неужели она одна дойти не смогла бы?» 4) «Так и быть, доведу княгиню до города. Не хочу, чтобы Илья был мною недоволен!»   ЭПИЗОД 7. ХРИСТИАНСКИЙ БРАК. СВЯТЫЕ ПЕТР И ФЕВРОНИЯ. ДЕНЬ СЕМЬИ, ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ. 7.1. ЛЮБИТЬ – БЫТЬ ПОДОБНЫМ БОГУ. Диктор:В христианском браке проявляется самое главное и драгоценное свойство человека – любить окружающих, свою семью, детей, близких. Это есть богоподобное свойство, ведь «Бог есть любовь». 7.2. 8 ИЮЛЯ – ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ ПЕТРА И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ. ДЕНЬ СЕМЬИ, ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ. ГРАФИКА. Появляются рисованные мальчик и девочка– КАТЯ и ИВАН. Катя: 8 июля в нашей стране отмечается День Семьи, Любви и Верности. Иван:Почему именно в этот день? Это день памяти святых Петра и Февронии Муромских. Катя: Пётр и Феврония – православные покровители семьи. Иван:Их супружеский союз считается образцом христианского брака. Катя: Символом этого праздника стала ромашка. Иван: Каждый год в город Муром приезжают тысячи людей. Катя: Они хотят поклониться Петру и Февронии и попросить их помолиться о благополучии в семье.   ЭПИЗОД 8. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.ПРАЗДНИК И ТРАДИЦИИ.   8.1. СЕМЕЙНЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ ТРАДИЦИИ. Диктор:С обращением к православию в семью входят ТРАДИЦИИ русской культуры: посещение храма; домашняя молитва; соблюдение поста; паломнические поездки, именины, венчание, крещение детей, отпевание и регулярное поминание усопших. И, конечно же, праздники! Один из которых – РОЖДЕСТВО!   8.2. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «РОЖДЕСТВО». Появляются рисованные мальчик и девочка– КАТЯ и ИВАН. Иван: А что значит слово Рождество? Катя: Когда у тебя день рождения? Иван: Сколько лет тебе исполнилось? Отмечали ли твой день рождения? Катя: А знаете ли вы, чей день рождения отмечают в Рождество? Какого числа?   8.3. ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА. ТРАДИЦИИ. СИМВОЛЫ. БОГОСЛУЖЕНИЯ. Диктор: Рождество Христово – один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения по плоти Иисуса Христа от Девы Марии. В рождественские дни в России царили радушие и хлебосольство, каждый старался проявить заботу и милосердие, щедро угощая всех, не обижая ни бедняков, ни незнакомцев, ни странников. У христианских народов вошло в обычай к этому празднику наряжать ёлку. Считается, что она символизирует Древо Жизни, символ духовного света, простившего мир с пришествием Христа. По всей стране в малых и больших церквах совершаются торжественные богослужения. Во время таких служб исполняются специальные песнопения, очень торжественные и праздничные.   8.4. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. ПОСТ. ЗАЖЖЕНИЕ СВЕЧИ. КОЛЯДКИ. Диктор: Рождество Христово с древности богато на обычаи. К ним относятся и строгий пост до первой звезды в Сочельник 6 января (н. ст.), и зажжение свечи на подоконнике в ночь на 7 января (н. ст.), которая была как бы знаком, что Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф могут в этом доме найти пристанище; и, конечно, колядки.   8.5. ЧТО ТАКОЕ КОЛЯДКИ. Появляются рисованные мальчик и девочка КАТЯ и ИВАН. Катя:В вечер перед Рождеством Христовым дети и взрослые ходят по улицам от одного дома к другому и под окнами поют колядки. Иван: А вы, ребята, ходите колядовать? А какие колядки вы знаете? Катя: Ваня, давай расскажем, что значит слово «колядка». Это маленький Рождественский рассказ… Иван: … о величайшем событии и прославлении главных Лиц той ночи, которая принесла самую Радостную, самую Главную Весть – родился Спаситель мира! Катя: Родился Иисус Христос!   8.6. РОЖДЕСТВО – СЕМЕЙНЫЙ ПРАЗДНИК. Ведущий:Сколько всего было сделано, написано людьми под впечатлением от чудесного рождения Иисуса Христа, любви к Нему и Его Матери. Мы каждый год отмечаем этот праздник, он – часть нашей жизни. Пусть в ваших семьях царит мир, добро и благополучие!   АНИМАЦИЯ. ДЕТИ. Всего доброго!       Беседа с учащимися по вопросам: Вспомни, какие 10 заповедей дал Бог Моисею (еще раз назвать их, вспоминая их последовательность). О чем говорят первые четыре заповеди? (об отношении человека к Богу); О чем говорят следующие шесть заповедей? (об отношении к другим людям); Чем формулировка пятой заповеди отличается от формулировки следующих заповедей, определяющих отношение человека к другим людям? (она сформулирована как повеление, а другие из шести заповедей – как запрет).     Задания. 1) Откуда пошло выражение «Семья – это Малая Церковь»? Ответ. Выражение «семья – малая церковь» дошло до нас с ранних веков христианства. Апостол Павел в своих посланиях упоминает особенно близких ему христиан – супругов Акилу и Прискиллу, и приветствует их и «Домашнюю их церковь» (Рим 16:4).   2) Какие примеры христианских семей вы можете назвать? Ответ.Святые Петр и Феврония Муромские, святые Дмитрий Донской и княгиня Евдокия, святая семья императора Николая II; преподобный Сергий Радонежский и его святые родители.   Самая главная христианская семья – это Святое Семейство Господа Иисуса Христа: Он Сам, Его Мать Дева Мария, Богородица и ее Обручник Иосиф. Комментарий. Обручник – обрученный жених, который не становится мужем, но продолжает заботиться о Деве, ему обрученной. По законам древнего Израиля девушка не могла жить одна – она должна была находиться под покровительством отца или мужа.   Ответы. 1) В городе Назарете, в области Галилее. 2) Архангел Гавриил. 3) В Вифлееме.     Правильный ответ: Владимирской иконе. Задания. 1) Кто и кому подарил Владимирскую икону Богоматери? Ответ. Патриарх Константинопольский Лука Хрисоверг – киевскому князю Юрию Долгорукому. Позже Юрий Долгорукий основал Москву. 2) Какие чудеса спасения русской земли по молитвам перед Владимирской иконой Божией Матери вам известны? Ответ. 1395 год – спасение Москвы от войск Тамерлана 1480 год – спасение Руси от хана Ахмата 1521 год – спасение Руси от хана Махмет-Гирея 3) Где сейчас пребывает Владимирская икона Богоматери? Ответ. В храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. 4) Какие еще иконы Богоматери связаны с русскими землями (городами и селами)? Ответ. Абалакская, Албазинская, Ахтырская, Бахчисарайская, Боголюбская, Валаамская, Волоколамская, Донская, Калужская, Коневская, Курско-Коренная, Муромская, Уральская, Ярославская. 5) Рассмотрите карту России. Отметьте на ней города, названия которых отразились в именовании икон Божией Матери. Найдите и рассмотрите эти иконы. Сравните их. Что в них общего? Чем они отличаются?   Задание. Какие иконы Богоматери продемонстрированы перед Вами в фильме? Назовите их.   Задание. 1) Кем были матери Багратиона и Пожарского, Ломоносова и Петра I, Чайковского и Толстого, Гоголя, Куприна, Кустодиева, Булгакова, Пастернака? 2) Найдите (по возможности) о них информацию и составьте их словесный портрет. Например: Мать Петра I Наталья Нарышкина,по свидетельству современников, отличалась «добрым темпераментом и добродетельностью», была хорошо образована; после смерти мужа царя Алексея Михайловича всю жизнь посвятила детям. Мать Николая Васильевича Гоголя Мария Ивановна (Косяровская) Гоголь отличалась особой религиозностью, добротой. Со своим мужем Василием Афанасьевичем Гоголем она жила в мире и согласии. В их семье родилось шестеро детей.   Беседа с учащимися. 1) В каких жизненных обстоятельствах было принято брать родительское благословение? Ответ.На брак, на службу... 2) Вспомните, кто из русских святых стремился к монашеской жизни, но, из послушания родителям, оставался с ними до тех пор, пока они не преставились ко Господу (так христиане называют смерть), а перед этим сами стали монахами? Ответ.Святой Сергий Радонежский.   Беседа с учащимися. 1) Как вы понимаете пословицу «Молитва матери со дня моря достанет»? 2) Какие еще пословицы о материнской любви вы знаете? Сделайте узелок на память.     Беседа с младшими учащимися: 1) Как ты понимаешь слово «обетование» (обещание)? 2) Какое обетование дает Бог за исполнение заповеди о почитании родителей? 3) Как ты понимаешь слова «благо тебе будет»? «долголетен будешь на земле»?   О благословении родителей – вспомнить историю о почитании своих родителей св. Сергием Радонежским (комментарии к Фильму 3, Эпизоду 3).   Вопрос. Как ты думаешь, помогло ли образование матери и ее любовь к чтению книг воспитать в будущем великом ученом любовь к наукам?     Беседа с детьми: Предложите детям сформулировать правила поведения с родителями, отвечающие пятой заповеди. Правила можно сформулировать в форме повелений: «что необходимо делать» или в форме запретов «чего ни в коем случае нельзя делать». Работу можно организовать по группам: одна группа формулирует в повелительной, другая – в запретительной форме. Потом построить диалог групп, сравнивая правила и пытаясь найти соответствия.   Размышляя о правильном поступке, важно подумать – относится пятая заповедь только к твоим родителям, или к любому человеку старшего поколения? Обсудите с детьми понятие «поколение» Со старшими детьми можно обсудить обобщенное понятие «отцы и дети» как связь старшего и младшего поколения. Какими должны быть отношения «отцов» и «детей»? За что «дети» могут быть благодарны «отцам»?   Полезно организовать размышление детей над известным слоганом «спасибо деду за победу».   Задание. Где в тексте Евангелия звучат эти слова «Бог есть любовь»? Ответ. 1-е послание Иоанна. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин 4: 16).   Задания. 1) Кто такие Петр и Феврония Муромские? Ответ. Петр – князь Мурома, Феврония – его жена. 2) Найди книгу и расскажи, как Петр женился на Февронии? http://petr-and-fevroniya.ru/povesti-o-svjatyh/povest-o-petre-i-fevroni-muromskih.html     Ответы. Рождество – это рождение Иисуса Христа у Пресвятой Богородицы. Рождество – праздник, день рождения Иисуса Христа отмечается 7 января.   Задания. 1) Какие традиции празднования Рождества ты знаешь? Ответ. В храмах совершаются торжественные богослужения; наряжать елку, колядовать, дарить друг другу подарки. 2) Что означает рождественская елка? Ответ. Древо жизни. 3) Что означает звезда на верхушке елки? Ответ. Вифлеемскую звезду, которая просияла на небе в Рождество Христово. 4) У христианских народов есть обычай – зажигать на подоконнике свечу накануне дня Рождества (он называется рождественский сочельник)? Как ты думаешь, почему появился такой обычай и что он означает? Ответ. Свеча – это знак, что Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф смогут найти пристанище в твоем доме.   5) Какие колядки ты знаешь? http://azbyka.ru/dictionary/10/koljadki-all.shtml     6) Нарисуй, как ты празднуешь Рождество.  

Наши рекомендации