Об особых днях Триоди Постной и Цветной речь пойдет на следующих лекциях
Вне периода пения по Триоди, если не считать немногочисленных Аллилуйных дней, в каждый день есть какой-то праздник Месяцеслова.
Устав службы при знаках шестиричном и без знака мы уже вкратце изучили — совершается (при этом) случае Будничная служба.
Также мы изучили совершение Воскресного богослужения — в общих чертах.
Напомню вам особенности Праздничного богослужения.
I. Особенности Праздничной Вечерни.
Праздничная Вечерня отличается от Будничной тем, что:
1) вместо рядовой кафизмы поется “Блажен муж…”. Это сделано по образцу Вечерни в субботу вечером, с которой начинается воскресное богослужение.
… круг чтения Псалтири — Псалтирь прочитывается по уставу за седмицу. Поэтому в субботу вечером поется 1-ый антифон или 1-ая кафизма или “Блажен муж…”. И по образцу Воскресной службы “Блажен муж…” поется и просто на Праздничной Вечерне — на любой.
2) На Праздничной Вечерне совершается Вход. Поэтому Праздничную Вечерню иначе называют Вечерней со Входом.
3) На Праздничной Вечерне Сугубая ектения произносится не в конце службы, а в середине — раньше Просительной; начинается словами: “Рцем вси…”.
4) Отпуст произносится при открытых Царских вратах. То есть не просто священник выходит и говорит Отпуст, как на будничной вечерне, а открываются Царские врата, т.е. более торжественно произносится Отпуст.
Это отличия Праздничной Вечерни от Будничной.
Но если Вечерня входит в состав Бдения, то появляются еще несколько отличий (т.е. к этим 4-м прибавляются еще несколько).
II. Особенности Вечерни в составе Бдения.
1. 5) … в центре Всенощной должна совершаться Малая Вечерня — появляется особый круг Малой Вечерни
6) (И наоборот) отменяются службы Повечерия и Полунощницы. Т. е. 1 служба добавляется, а второе отменяются.
2. 7) Всенощная начинается с возгласа Утрени: “Слава Святей…”, — вместо возгласа Вечерни произносится возглас Утрени.
3. 8) Предначинательный псалом не читается, а поется и сопровождается каждением храма.
4. 9) Появляется чин литии.
После прочитанной ектении появляется шествие по храму или лития, сопровождается пением стихир, произнесением молитв диакона.
5. 10) В конце Вечерни совершается Благословение хлеба и вина, пшеницы и елея. Соответственно, вместо тропаря отпустительного поется тропарь на Благословение хлебов — трижды, поется молитва поется 33-й псалом — до половины.
Итак, к 4-м отличиям Праздничной Вечерни добавляются еще эти.
III. Особенности Праздничной Утрени (отличие ее от Будничной Утрени).
1) На Праздничной Утрени после кафизм произносятся ектении, на Будничной их, как правило, нет.
2) После кафизм и седальнов поется специальное Праздничное последование (оно не имеет специального названия); оно состоит из:
· полиелея и
· Евангелия,
а также
· других песнопений.
3) Между кафизмами и каноном: на Будничной Утрени предстоит 50-й псалом, на Праздничной Утрени — целая большая вставка.
4) Канон поется с катавасией, т.е. более торжественно: после каждой песни — катавасия; это придает службе торжественность
5) Праздничная Утреня имеет праздничное окончание, т.е.
· нет стиховных стихир;
· славословие употребляется в праздничной редакции;
· ектении переставлены: Сугубая раньше Просительной;
· Отпуст в открытых Царских вратах.
IV. Особенности Утрени в составе Бдения.
1-5)
6) нет двупсалмия
7) начинается без возгласа, т.к. возглас “Слава Святей…” произнесен уже в начале Вечерни.
Обращаю ваше внимание на то, что Праздничная Утреня и Воскресная Утреня — не совсем одно и то же. Почему? Из чего состоит праздничная вставку в Утреню на Праздничной, но не Воскресной службе?
V. Отличие Праздничной Утрени от Воскресной.
Праздничная вставка включает в себя:
· полиелейные псалмы (134, 135) “Хвалите имя Господне…”, “Исповедуйтеся Господеви…”;
· избранный псалом — псалом, стихи которого выбраны из всей Псалтири: содержат пророчества о празднуемом событии.
Далее:
· малая ектения
· седален (после полиелея)
полиелей
· антифоны поются “С юности моея…” 4-го гласа
· прокимен
· возглас священника
· “Всякое дыхание…”
· Евангелие
· 50-й псалом — с припевами в конце: