Он сказал: «За то, что Ты совратил меня, я непременно засяду против них на Твоем прямом пути
Но как же шайтан смог совратить человека? Как смог проникнуть в него?
Он сказал: «Клянусь Твоим могуществом! Я совращу их всех Сказал Аллах Всевышний:
Знаешь ли ты, как проникает шайтан в человека через искушения? Он проникает в него именно благодаря величию Всевышнего.Потому что Аллах Велик и не нуждается ни в ком из Его созданий.Шайтан сказал:О Аллах,если бы Ты захотел чтобы все они безропотно поклонялись Тебе,то я не смог бы соблазнить никого из них,но Ты величественнее всех Твоих созданий и их поклонение ничего не увеличит в Твоём царстве,а их неверие ничего не убавит,поэтому я стану их соблазнять, украсив для них нечестие и неверие .Я засяду на каждом прямом пути,а что касается других путей,кроме прямых ,то нет нужды шайтану сидеть на них. Он не сидит,например,на дорогах ведущих к винному ларьку или дорогах,ведущих к таким местам,где совершается нечестие,потому что люди,которые посещают эти места они сами являются слугами шайтана.
На дорогах,ведущих в мечети.
Шайтан сидит на всех дорогах,ведущих в мечети и на всех дорогах ведущих к местам поклонения и поминания Всевышнего,пытаясь отвратить человека от совершения молитвы.При призыве к молитве ,шайтан прилагает все усилия ,делает всё возможное чтобы человек не совершил её.Например,напоминает ему о чём-то из повседневных забот которые он забыл,нашёптывает ему что если он пойдёт на молитву,то возможно потеряет какую-нибудь выгодную сделку или что-то из продажи.И всё это для того,чтобы удалить человека от поминания Всевышнего и от молитвы.
Существует история о Абу Ханифе,который был известен в делах религии и исламского права.Однажды к нему пришёл мужчина и сказал:Я потерял свои деньги. После того,как я закопал их в одном месте,там прошёл поток воды и сравнял его и я потерял это место ,а камень,который я поставил чтобы отметить его, был снесён этим потоком.Я незнаю что мне делать.Сказал ему Абу Ханифа:Что я могу посоветовать тебе в твоём деле?Но мужчина настаивал в своей просьбе.Тогда Абу Ханифа сказал ему:После совершения ночной молитвы иди ,и простой в молитве к твоему Господу всю ночь до рассвета,после чего возвращайся ко мне и скажи что с тобой произошло.Когда настало время утренней молитвы , мужчина пришёл обрадованный и сказал :Я нашёл свои деньги. Абу Ханифа спросил его:Как?Ответил ему мужчина:Когда я встал на молитву ,то стал вспоминать где я зарыл деньги и что случилось когда спустился поток воды и я рассчитал расстояние до того места,где они были зарыты. Рассмеялся Абу Ханифа и сказал:Действительно,шайтан не оставил тебя провести ночь наедине с твоим Господом.
Когда шайтан узнал,что этот мужчина хочет провести ночь наедине с Господом,то устремился к нему чтобы напомнить ему о том месте ,где лежат деньги,чтобы помешать ему вспоминать Аллаха своими молитвами.Как было сказано в Коране: За то, что Ты совратил меня, я непременно засяду против них на Твоем прямом пути
Итак,шайтан сидит на дорогах ,которые ведут к мечетям и к местам поклонения для того,чтобы удалить людей от поминания Всевышнего и от совершения молитвы.
Как было сказано в Коране: А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты не найдешь большинство из них благодарными»
Остановимся немного на словах Всевышнего: и Ты не найдешь большинство из них благодарными.Откуда шайтан знал,что большинство людей не будут благодарными,разве он знал никому неизвестное,или же он был до такой степени уверен в себе?Нет,шайтан не знал неизвестное и не было у него знания о том,что может произойти с человеком в результате искушения ,и не ради уверенности в себе он сказал эти слова.Благодаря Корану мы поймём почему он это сказал: Предположение Иблиса относительно них оказалось правдивым, и они последовали за ним, за исключением группы верующих.
Отсюда мы видим что Иблис высказал лишь собственное мнение и что он никак не мог знать о том, что может произойти в будущем.Сказал Всевышний Иблису и тем,кто последует за ним: «Изыди отсюда презренным и отверженным! А если кто из них последует за тобой, то Я заполню Геенну всеми вами.
Итак, Иблис лишился милости Всевышнего и был изгнан из Рая или из того места,где он находился в близости к Аллаху.Он стал униженным и презренным,и не только он,а любой, кто пойдёт за ним.Им вечное место в Огне.У любого раба Всевышнего,будь то человек или джин,есть место в Раю и место в Аду и если даже все вместе взятые люди и джины ослушаются Его,то Ад вместит их всех , а если все вместе взятые люди и джины в смирении склонятся перед Ним ,то Рай вместит их всех .
Аллах Всевышний согласился оставить Иблиса до Судного Дня,чтобы Адам прошёл через испытания и чтобы показать ему,каким образом шайтан может быть его врагом , как будет искушать его через соблазны и как будет обманывать его и что никогда он не выполнит своих обещаний.Он послал испытания Адаму и Еве ради того,чтобы после их опускания на землю это стало бы для них уроком против наущений шайтана.Сказал Всевышний: О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой. Ешьте, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь беззаконниками
Итак,Адам и Ева находились в Раю,где им были предоставлены все условия для жизни - еда из многочисленных и разнообразных фруктов и питьё,а также у них было всё,что они пожелают.Им было разрешено есть со всех деревьев в Раю,за исключением одного только дерева. Всевышний повелел им не приближатся к этому дереву.У них была жизнь со всеми благами ,в которой большинство было разрешено а запрещено лишь ничтожно малое-одно единственное дерево.Аллах предупредил их не приближатся к нему и предупредил,что шайтан их враг и чтобы они не слушались его потому, что он желает им зла и не желает добра.Однако,несмотря на все эти предупреждения и несмотря на то,что им было разрешено всё,за исключением одного только дерева,шайтан сумел соблазнить их и они ослушались приказа Всевышнего.Некоторые толкователи Корана говорят,что Ева первая поддалась соблазну,а затем Адам и что в ней причина изгнания Адама из Рая.Правда ли это?Или же это не так?В чём правда и что произошло на самом деле?
Глава третья
Адам и шайтан
Сказал Всевышний: