Краткая история богослужения
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О БОГОСЛУЖЕНИИ
Богослужение - соединение молитвословий, песнопений, чтений Св. Писания и священнодействий, совершаемых по определенному, установленному Церковью, чину или порядку через посредство пастырей Церкви.
Богослужение служит СРЕДСТВОМ для 1) выражения христианами внутренней веры и благоговейных чувств к Богу (как внешняя сторона религии); 2) для таинственного общения с Богом.
ЦЕЛИ: - дать наилучший способ для выражения обращаемых ко Господу прошений, благодарений и славословий (три рода молитв);
- научить и воспитать верующих в истинах веры и правилах христианского благочестия;
- вводить верующих в таинственное общение с Господом и сообщать им благодатные дары Св. Духа
Богослужение - общественное - постоянные службы для всей Церкви
- частное - особенные службы (требы) по нуждам отдельных членов Церкви
КРУГИ богослужения (книги)
- суточный - час, время суток - Часослов
- седмичный - день недели - Октоих
- годовой - день года, дата - Минея
СЛУЖБЫ СУТОЧНОГО КРУГА
9 час
Вечерня
Повечерие - на приходах обычно только в Вел.пост
Полунощница - обычно только в монастырях и на Пасху
Утреня
1, 3, 6 часы
Изобразительны (в т.ч. как часть Литургии) - отдельно обычно служатся в Вел.пост
ДНИ СЕДМИЦЫ ПОСВЯЩЕНЫ
ВС Воскресение - малая Пасха
ПН Ангельские силы
ВТ Предтеча
СР, ПТ Крест
ЧТ Апостолы и свт. Николай чуд.
СБ Все свв. и усопшие
Пресвятая Дева прославляется ежедневно – богородичен(догматик) завершает каждую группу песнопений (стихиры, тропари, каждая песнь канона, седальны, светильны)
ПРАЗДНИКИ
Пасха - "праздников праздник и торжество из торжеств"
Великие- 12-тые и 5 недвунадесятых, 4 богородичных + Сретение (господско-богородичный) + 3 подвижных господских + 4 неподвижных господских Обрезание ("новый год"), Покров, Рождество и смерть - Усекновение главы св. Иоанна Предтечи, св апп. Петра и Павла*
Средние - свв. с бдением или полиелеем ,,например особо почитаемые свв. Илия пророк, Иоанн Богослов, Николай чуд., праздники в честь икон БМ, местночтимые свт. Стефан, прп. Трифон Вятский, сщмч. Андроник и др.
Малые - свв. со славословием или шестеричные службы
Подвижные - зависят от времени Пасхи ,неделя перед Пасхой - Вербное ВС, 40 дн. после - Вознесение, 50 дн. после - Пятидесятница*
Неподвижные - по датам не меняются, 25 дек\7 янв** - Рождество, 6\19 янв Крещение и др.*
______________________________
* все даты или время праздника знать наизусть
** здесь и далее даты по старому \ новому стилю
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ
Откуда пошло современное богослужение. Богослужение в апостольское время
носило харизматический характер (т.е. во многом зависело от личности предстоятеля, его харизмы, дарований), имело местные особенности и включало (источники формирования):
1) Псалмы, чтения из В.Завета, известные молитвы (напр. Аллилуия) и поучения (как было в синагогах) - продолжение традиций ветхозаветного богослужения;
2) Чтения Н.Завета (сначала только Посланий, а позже и написаных Евангелий), молитвы из Н.Завета (Отче наш, Песнь Богородицы, Ныне отпущаеши, Малое славословие);
3) Новые молитвы с новозаветным пониманием веры (напр. ко Св.Троице, об усопших);
4) Евхаристию (Литургия).
Вечеря Господня, Евхаристия (причащение св. Таин) - 1Кор. 11,20-33 (до конца главы) - совершалась с самого начала истории Церкви.
До IV в обязательным было только произнесение т.н. "установительных слов Спасителя", остальное - без ограничений
Примерный порядок Литургии того времени:
Пение песен\гимнов
Чтение Н.Завета
Поучение (проповедь)
Молитвы о различных нуждах и о мире
Благодарение (Евхаристия)
Освящение Даров
Молитвы о живых и усопших
Отче наш
Причащение
Известные древние чины Литургии: ап. Иакова (совершается ныне в Иерусалиме в день его памяти), ап. Марка - до XII в совершалась в Александрийской церкви.
Среди множества чинопоследований эти два были наиболее употребительными.
Свт. Василий Великий (+379 г.) составил свой чин на основании древних чинов, а свт. Иоанн Златоуст несколько изменил и упростил его (гл. обр. сократив молитвы священника).
В VI в. свт.Григорий Двоеслов (+604 г.) составил свой чин Литургии Преждеосвященых Даров на основе более ранних, восходящих к свт.Афанасию Великому, патр. Александрийскому (+373 г.)
Эти три чина Литургии используются и поныне.
Богослужение подвижно. Вот небольшой список наиболее известных и излюбленных народом молитв, где указано время их появления:
Свете тихий- восходит к эпохе катакомб, о ней упоминает сщмч. Афиноген (+311 г.)
Господи воззвах - пс.140 - его пение на вечерне ввел свт. Иоанн Златоуст, когда занимал епископскую кафедру (347-407 гг.)
438 г. - Святый Боже(трисвятое) - история с землетрясением в Константинополе при патр. Прокле (см. Закон Божий прот. Серафима Слободского)
510 г. - Символ веры - стали петь за каждой Литургией (со времени свт. Иоанна Златоуста пели только во дни крещения оглашенных)
536 г. - Единородный Сыне - соч. византийского императора Юстиниана (введено для утверждения православной веры против ариан и евтихиан)
573 г. - Херувимская песнь - ввел Константинопольский патр.Иоанн Схоластик, чтобы народ во время великого входа не был в праздности и разговорах и понимал важность и торжественность этого момента Литургии
VIII в.- Великий покаянный канон свт. Андрея Критского
- Пречистому образу Твоему (составил прп. Иоанн Дамаскин) тропарь, читаемый на входных молитвах для исповедания служащими иконопочитания
- Честнейшая - соч. прп. Космы Маиумского
980 г. - Достойно есть - ввел патр. Николай Хрисоверг после явления арх.Гавриила двум монахам на Афоне.
. . .
Богослужение развивается и обогащается новыми молитвами. По сей день составляются службы новопрославленным святым.
368 г. поместный Лаодикийский собор определил, чтобы во время богослужения пел только клир, а миряне - ответное пение на ектениях, Символ веры и Отче наш. Так был выделен хор (клирос - с греч. жребий) для того, чтобы не давать возможности еретикам петь свои гимны на службах. Ранее пение было всенародным, и богослужение более открытым (см. например житие прп. Романа Сладкопевца - как он свободно мог пропеть кондак собственного сочинения).