К одному из фразеологизмов дано ошибочное толкование, исправьте ошибку
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
Учебный год
Этап I (школьный)
Задания для 10-11 классов
(рассчитаны на выполнение в течение 3 часов)
Фамилия, имя _______________________________________________ класс ___________
Перед вами текст с пропусками. Заполните пропуски там, где это необходимо. В тексте пропущены некоторые знаки препинания (запятые, тире и т.д.), а также дефисы. Восстановите пропущенные знаки препинания и дефисы.
Пропущенные буквы вписывайте непосредственно внутри квадратных скобок. В тех случаях, когда в скобках пропущенных букв нет, соедините предыдущую букву с последующей (если написание слитное) или поставьте вертикальную разделительную черту (если написание раздельное).
У нас мои любезные ч[...]тат[...]ли н[...] во гнев будь сказано (вы может быть и р[...]серд[...]т[...]сь что пас[...]ч[...]ник г[...]в[...]рит вам за[...]просто как бу[...]то к[...]кому[...]н[...]будь свату своему или куму) у нас на хут[...]рах вод[...]т[...]ся и[...]давн[...]: как только [...]конч[...]т[...]ся р[...]боты в поле муж[...]к залез[...]т отдыхать на всю зиму на печь и наш брат пр[...]пряч[...]т своих пч[...]л в темный погре[...] когда н[...] журавлей на небе н[...] гру[...] на дер[...]ве не увид[...]те более, — тогда только веч[...]р уже наверно где[...]н[...]будь в конце улицы бре[...]ит ог[...]нек смех и песни слыш[...]т[...]ся и[...]далек[...] бр[...]нчит б[...]л[...]лайка а по[...]час и скр[...]пка гов[...]р шум... Это у нас вечерницы! Они и[...]вол[...]те вид[...]ть очень п[...]хожи на ваши б[...]лы только н[...]льзя сказать чтобы с[...]всем. На б[...]лы если вы ед[...]те то име[...]но для того чтобы пов[...]ртеть ногами и п[...]з[...]вать в руку; а у нас соб[...]рется в одну хату т[...]лпа девуш[...]к с[...]всем не для б[...]лу с в[...]р[...]теном с гребнями и с[...]начала будто и делом за[...]мут[...]ся: в[...]р[...]тена шумят льют[...]ся песни и каждая н[...] подым[...]т и гла[...]з в стор[...]ну но только нагрянут в хату п[...]рубки с скр[...]пачом — подым[...]т[...]ся крик затеет[...]ся шаль п[...]йдут танцы и зав[...]дут[...]ся такие штуки, что и р[...]сказать н[...]льзя.
(Н. В. Гоголь)
2. Кратко объясните значение употребленных в тексте слов:
пас[...]ч[...]ник, кум, сват, хутор, в[...]р[...]тено, п[...]рубок.
______________________________________________________________________________
Ниже приведены толкования одного слова и одной приставки, взятые из толкового словаря. Догадайтесь, какие слово и приставка имеются в виду.
а) 1. В христианстве: вероучение, отклонившееся от господствующих религиозных догматов. 2. перен. Нечто противоречащее общепринятому мнению, пониманию. 3. Нечто ложное, вздор, чепуха. __________________________________________________________
б) приставка. Книжн. Употребляется при образовании существительных и прилагательных и обозначает: после чего-л. ________________________________________
Образуйте и запишите указанные грамматические формы. Если форму образовать невозможно, отметьте это.
а) Форма настоящего времени третьего лица единственного числа глагола мурлыкать;
_____________
б) форма творительного падежа множественного числа существительного лошадь;
_____________
в) форма родительного падежа множественного числа существительного мольба;
_____________
г) форма творительного падежа числительного две тысячи пятьсот пятьдесят три.
_____________
Прочитайте приведенные ниже устойчивые выражения, определите падеж существительных. Подберите примеры свободных сочетаний, в которых эти существительные употреблены в том же падеже.
Укажите, в чем разница между этими формами. Показателем какой грамматической категории существительных могут являться эти формы? Чем исторически объясняется различие форм существительных в устойчивых выражениях и в подобранных вами примерах?
ушел в партизаны
вышел в люди
иду в гости
«таких не берут в космонавты…»
______________________________________________________________________________
6. Расставьте ударения в следующих словах:
Апартаменты, вероисповедание, ворота, дремота, осведомить, подростковый, сироты, создана, украинский, ходатайство.
В таблице приведено несколько слов из праславянского языка и неславянских, но индоевропейских языков. Зная о полногласии как специфической черте древнерусского языка, запишите соответствующие слова на древнерусском языке.
Слова праславянского языка | Слова других индоевропейских языков | Слова древнерусского языка |
*gordъ | латинское hortus (сад) литовское gārdas немецкое Garten | |
*borda | немецкое Bart | |
*berza | литовское béržas древнепрусское berse немецкое Birke | |
*porsę | латинское porcus греческое πόρχοϛ литовское parszas | |
*volkъ | литовское vaĭksmas | |
*korbъ | литовское kārbas (плетенка, корзина) | |
*kolti | литовское kálti |
8.Прочитайте ниже приведенные предложения. Обратите внимание на частицы, относящиеся к разным функциональным группам. Распределите предложения в зависимости от функции использованной в нем частицы. Ответ оформите в виде теста: А - ?, Б - ? и т.д. Вместо знака вопроса вставьте нужные цифры.
А – утверждающие или отрицающие частицы
Б – формообразующие частицы
В – модальные частицы (вносят в предложения значение субъективного отношения к сообщаемому)
Г – вопросительные частицы
Д – отрицательные частицы
1. Уехали бы они: ни крику бы, ни шуму.
2. Не ошибся ли он?
3. Сегодня он не приехал.
4. Неужели уж я своей персоной так-таки и не представляю никакого интереса?
5. – Дочка Вам дома помогает?
– А то!
__________________________
9. Соотнесите фразеологизм и его значение. Ответ оформите в виде теста: А – ?, Б - ? и т.д. Вместо знака вопроса вставьте нужные цифры.
К одному из фразеологизмов дано ошибочное толкование, исправьте ошибку.
А.Развязать язык | 1. замолчать, воздержаться от высказывания |
Б.Распускать язык | 2. побуждать кого-либо к разговору; давать возможность кому-либо говорить |
В.Прикусить язык | 3. говорить зря, заниматься болтовнёй, пустословить |
Г.Чесать язык (чесать языком) | 4. не сдерживая себя, теряя над собой контроль, проговариваться, говорить лишнее. |
Д.Укоротить язык | 5. попасть на угощение, когда приготовлено блюдо из языка |
Е.Попасть на язык | 6. заставить кого-либо замолчать, не давать говорить дерзости, лишнее |
_______________________________________
10. Проанализируйте языковые особенности текста с точки зрения специальных приемов и средств, используемых автором. Результат оформите в виде таблицы:
Пример из текста | Название языкового приема/средства | Роль,функция языкового приема/ средства в тексте |
Без любви человек пуст; нет и не может быть любви между двумя людьми, если каждый из них не любит чего-то своего, отдельного, необъяснимого, порой трудно называемого; если не любит своей памяти – прозрачной речки, пескарей на золотистой отмели, тихого кружения берёзового листа в осенний листопад, трепета молодой осинки на весеннем ветру, дымкá из трубы и ледяной дорожки, по которой так здóрово было прокатиться, разбежавшись что есть мóчи, в дальнем и близком детстве…
(по А. Лиханову)