Сам) я ничего не даю вам и ни в чём вам не отказываю. Я — только делящий и я даю так, как мне велено (свыше)»
1264 (3118). Сообщается, что Хауля аль-Ансарийа, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Я слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, есть люди, которые расходуют богатства Аллаха1 неподобающим образом, но в День воскресения им (достанется) огонь!”»
1 Имеются в виду средства, являющиеся общественным достоянием мусульман.
Глава 1035: Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Военная добыча была сделана для вас дозволенной».
Аллах Всевышний сказал:
«Пообещал вам Аллах богатую добычу, которую вы захватите, и уже скоро (даровал) вам это» (“Победа”, 20).
1265 (3124). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Отправляясь в военный поход, один из пророков1 сказал своим соплеменникам: “Пусть не следует за мной тот, кто женился на женщине и желает войти к ней, но ещё не вошёл, и тот, кто построил дом, но не покрыл его крышей, и тот, кто купил овец или верблюдиц и ожидает приплода от них”, после чего он двинулся в путь. Подойдя к этому городу2 ко времени послеполуденной молитвы или примерно в это время, он сказал солнцу: “Ты подвластно (Аллаху), и я подвластен, о Аллах, останови его для нас!” — и (солнце не заходило) до тех пор, пока Аллах не даровал ему победу. После этого он собрал военную добычу, и (с небес) сошёл огонь, чтобы уничтожить это3, однако не тронул (собранного). Тогда (этот пророк) сказал (своим воинам): “Поистине, (кто-то) из вас (пошёл на) обман4, пусть же принесёт мне клятву один человек из каждого племени”.5 (Они так и сделали,) и рука одного из них прилипла к его руке. Тогда он сказал: “(Пошедший на) обман находится среди вас, пусть же все твои соплеменники принесут мне клятву”. (На этот раз) к его руке прилипли руки двоих или троих из них, и он сказал: “(Кто-то) из вас (пошёл на) обман”, после чего они принесли сделанную из золота голову наподобие коровьей головы и положили её (перед ним), и тогда сошедший (с неба) огонь уничтожил (всю эту добычу). А потом Аллах разрешил нам (брать) военную добычу. Он увидел нашу слабость и неспособность6 и разрешил нам (брать) её».
1 Здесь имеется в виду Йуша‘ бин Нун (библейский Иисус Навин).
2 То есть к тому городу, который был целью его похода.
3 Пророки собирали военную добычу, после чего Аллах посылал с небес огонь, и если она сгорала, это означало, что жертвоприношение принято и никто из участников сражения ничего не присвоил.
4 То есть незаконно присвоил часть добычи.
5 Человек, приносивший клятву, должен был пожать руку этому пророку, мир ему.
6 То есть неспособность удержаться от нарушения запрета.
Глава 1036: Без имени
Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил в сторону Неджда отряд воинов, среди которых был и ‘Абдуллах бин ‘Умар. Они захватили в качестве военной добычи много верблюдов, а на долю каждого воина пришлось по двенадцать (или: одиннадцать) верблюдов, (а кроме того,) каждый дополнительно получил ещё по одному верблюду.
1267 (3138). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, делил военную добычу в Джи‘ране1, какой-то человек сказал ему: “(Дели) по справедливости!” — (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал ему: “Я окажусь в бедственном положении, если не буду придерживаться справедливости!”»
1 См. примечание к хадису № 738.
Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что из военной добычи, захваченной при Хунайне, ‘Умару, да будет доволен им Аллах, достались две рабыни, которых он оставил в одном из домов в Мекке. Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, без выкупа освободил людей, захваченных в плен при Хунайне, они стали выходить на улицы, и ‘Умар сказал (своему сыну): «О ‘Абдуллах, посмотри, в чём дело». (‘Абдуллах Ибн ‘Умар) сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, освободил пленных». (Тогда ‘Умар, да будет доволен им Аллах,) велел: «Ступай и отпусти на волю этих двух рабынь».
Глава 1037: О том, что пятая часть с имущества убитого (многобожника) не взимается, имущество же достаётся убившему без выделения пятой части, а также о решении имама относительно этого.
1269 (3141). Сообщается, что ‘Абд ар-Рахман бин ‘Ауф, да будет доволен им Аллах, сказал:
Находясь в ряду (бойцов) в день (битвы при) Бадре, я посмотрел направо и налево от себя, и оказалось, что с каждой стороны стоит совсем молодой ансар, так что я даже захотел, чтобы рядом со мной был кто-нибудь посильнее. Один из них сделал мне знак глазами и спросил: “О дядя, знаешь ли ты Абу Джахля?”1 Я ответил: “Да, а зачем он тебе, о племянник?” Он сказал: “Мне сказали, что он оскорбляет посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, поистине, если я его увижу, то уже не расстанусь с ним, пока тот из нас, кому суждено умереть первым, не умрёт!” И я подивился этому, а потом мне подал знак другой (юноша), который сказал нечто подобное. После этого прошло совсем немного времени, и, увидев ходившего среди людей Абу Джахля, я сказал (им): “Вот тот, о ком вы меня спрашивали”. Тогда они бросились на (Абу Джахля) и зарубили его своими мечами, а потом явились к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сообщили ему (об этом). Он спросил: “Кто из вас убил его?” — и каждый из них сказал: “Его убил я!” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “А вытерли ли вы свои мечи?” Они сказали: “Нет”. Тогда он посмотрел на их мечи и сказал: “Вы оба убили (Абу Джахля), но его имущество достанется Му‘азу бин ‘Амру аль-Джамуху”.2 (Что же касается имён этих юношей, то их звали) Му‘аз бин ‘Афра и Му‘аз бин ‘Амр аль-Джамух».
1 См. примечание к хадису № 172.
2 Осмотрев мечи юношей, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заметил, что следы крови на мече Му‘аза бин ‘Амра аль-Джамуха, да будет доволен им Аллах, покрывают большую площадь его поверхности, из чего следовало, что этот меч проник в тело Абу Джахля глубже.
Глава 1038: О том, что из пятой части военной добычи и прочих источников поступлений пророк, да благословит его Аллах и приветствует, давал тем, сердца которых были приручены /аль-му’алляфату кулюби-хим/1, и другим людям.
1 Так стали называть тех, кого пророк, да благословит его Аллах и приветствует, склонял к исламу, делая им подарки. В основном к числу таких людей относились представители племенной знати.
1270 (3146). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, я делаю курайшитам подарки, чтобы добиться их расположения, ибо они ещё близки к джахилийи».1
1 Имеется в виду, что они только недавно приняли ислам и вера пока ещё не утвердилась в их сердцах.
1271 (3147). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
После того как Аллах даровал Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, из имущества (людей племени) хавазин1 то, что даровал, и он принялся раздавать курайшитам подарки, дав некоторым из них по сто верблюдов, некоторые ансары стали говорить о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Да помилует Аллах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует! Он делает подарки курайшитам (, забывая о) нас, а ведь кровь их2 ещё капает с наших мечей!»3 Когда посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, передали их слова, он послал за ансарами и собрал их в кожаном шатре, не пригласив к себе больше никого, а потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл к собравшимся (ансарам) и спросил: «Что это за разговоры, которые, как я узнал, вы ведёте?» (На это) те из них, которые постигли установления религии, сказали: «Что касается мудрых из нас, о посланник Аллаха, то они не говорили ничего, а молодые сказали: “Да помилует Аллах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует! Он делает подарки курайшитам (, забывая об) ансарах, а ведь кровь (курайшитов) ещё капает с наших мечей!”» Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, я одариваю людей, которые совсем недавно были неверными, так разве не останетесь вы довольны тем, что эти люди уйдут (отсюда) с этим имуществом, а вы вернётесь к себе домой с посланником Аллаха?! Клянусь Аллахом, то, с чем уйдёте вы, лучше того, с чем уйдут они!» — и ансары (в один голос) сказали: «Конечно, о посланник Аллаха, мы будем довольны (этим)!» А после этого (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал им: «Поистине, после моей смерти вас часто будут обделять, проявляйте же терпение, пока не встретите Аллаха Всевышнего и Его посланника у водоёма4!»
Анас сказал: