Дакал (сорт фиников) и персидский (финик) – сладкие и кислые»
(ат-Тирмизи 3118, хороший странный хадис)
Т.е. это различие плодов и посевов в их разновидностях, в цвете, во вкусе, в запахе,
в их листьях и цветах. Один плод очень сладок, а другой очень кислый, один очень горький,а другой умеренный, один пресный, а другой имеет смешанный вкус с тем и с этим. И вкус может измениться по воле Аллаха. Этот жёлтый, а этот красный, тот белый, а этот чёрный,
а тот синий. Также и цвета. Не смотря на то, что такое необъятное разнообразие происходит из одной среды – воды. Во всем этом есть (наглядные) знамения для внимательных людей,
и всё это указывает на Творца, делающего то, что пожелает, который так разнообразил все эти виды и сотворил их по Своему желанию. Именно об этом Аллах сказал:
﴿إِنَّ فِى ذلِكَ لآيَـتٍ لِّقَوْمٍ يَعْقِلُونَ﴾
«Поистине, в этом - знамения для людей разумеющих».
Аллах сказал далее:
وَإِن تَعْجَبْ فَعَجَبٌ قَوْلُهُمْ أَءِذَا كُنَّا تُرَابًا أَءِنَّا لَفِى خَلْقٍ جَدِيدٍ أُوْلَـئِكَ الَّذِينَ
كَفَرُواْ بِرَبِّهِمْ وَأُوْلَئِكَ الاٌّغْلَـلُ فِى أَعْنَـقِهِمْ وَأُوْلَـئِكَ أَصْحَـبُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَـلِدونَ
Если ты и удивляешься, то удивительны слова их: "Неужели, когда мы будем прахом, мы окажемся в новом творении?" Это - те, которые не веровали в своего Господа, у них цепи на шеях: те - обитатели огня, в нем они пребудут вечно.
Всевышний Аллах говорит Своему посланнику:
﴿وَإِن تَعْجَبْ﴾ «Если ты и удивляешься» – отрицанию этих многобожников воскрешения,
в то время, как они наблюдают знамения и доводы о нём от Аллаха в Его творениях,
и доводы на то, что Аллах мощен (вершить) то, что пожелает. Они также признают,
что Аллах начал создание всего, и каждая вещь была небытием раньше. Но всё же они отрицают известие от Него, (а именно) то, что Он вернёт Мир новым творением.
Они наблюдают то, что удивительнее этого, и поэтому удивительны их слова:
﴿أَءِذَا كُنَّا تُرَابًا أَءِنَّا لَفِى خَلْقٍ جَدِيدٍ﴾
"Неужели, когда мы будем прахом, мы окажемся в новом творении?" -а ведь каждый разумный и знающий понимает, что сотворение небес и земли труднее, чем сотворение людей, и Тот, Кто сотворил из ничего способен воспроизвести его заново.
Как сказал Аллах в другом аяте:
﴿أَوَلَمْ يَرَوْاْ أَنَّ اللَّهَ الَّذِى خَلَقَ السَّمَـوَتِ وَالاٌّرْضِ وَلَمْ يَعْىَ بِخَلْقِهِنَّ بِقَادِرٍ عَلَى أَن يُحْىِ الْمَوْتَى بَلَى إِنَّهُ عَلَى كُلِّ شَىْءٍ قَدِيرٌ ﴾
«Разве они не видят, что Аллах, Который сотворил небеса и землю и не утомился от их сотворения, способен оживить мёртвых? О да! Он способен на всякую вещь». (46:33)
Затем Аллах описал отрицающих воскрешение, словами:
﴿أُوْلَـئِكَ الَّذِينَ كَفَرُواْ بِرَبِّهِمْ وَأُوْلَئِكَ الاٌّغْلَـلُ فِى أَعْنَـقِهِمْ﴾
«Это - те, которые не веровали в своего Господа, у них цепи на шеях» – т.е.
их потащат за эти цепи в ад;﴿وَأُوْلـئِكَ أَصْحَـبُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَـلِدُونَ﴾
«Они - обитатели огня, в нем они пребудут вечно» – т.е.
будут находиться там постоянно, не смогут они выйти оттуда, останутся там.
Аллах Всевышний сказал далее:
وَيَسْتَعْجِلُونَكَ بِالسَّيِّئَةِ قَبْلَ الْحَسَنَةِ وَقَدْ خَلَتْ مِن قَبْلِهِمُ الْمَثُلَـتُ
وَإِنَّ رَبَّكَ لَذُو مَغْفِرَةٍ لِّلنَّاسِ عَلَى ظُلْمِهِمْ وَإِنَّ رَبَّكَ لَشَدِيدُ الْعِقَابِ
Они торопят тебя с дурным прежде хорошего, но до них уже проходили примерные наказания, и, поистине, Господь твой - обладатель прощения к людям даже при их несправедливости! И, поистине, Господь твой силен в наказании!
Всевышний Аллах говорит:﴿وَيَسْتَعْجِلُونَكَ﴾ «Они торопят тебя» – т.е. эти неверные;
﴿بِالسَّيِّئَةِ قَبْلَ الْحَسَنَةِ﴾«С дурным прежде хорошего» – т.е. с наказанием,
как об этом говорится в словах Аллаха:
﴿وَقَالُواْ يأَيُّهَا الَّذِى نُزِّلَ عَلَيْهِ الذِّكْرُ إِنَّكَ لَمَجْنُونٌ - لَّوْ مَا تَأْتِينَا بِالْمَلَـئِكَةِ
إِن كُنتَ مِنَ الصَّـدِقِينَ - مَا نُنَزِّلُ الْمَلَـئِكَةَ إِلاَّ بِالحَقِّ وَمَا كَانُواْ إِذًا مُّنظَرِينَ ﴾
Они сказали: “О тот, кому ниспослано откровение! Воистину, ты — одержимый. Почему ты не привёл к нам ангелов, если ты — один из тех, кто говорит правду?” Мы ниспосылаем ангелов только с истиной, и тогда никому не предоставляется отсрочка». (15:6-8) а также:﴿وَيَسْتَعْجِلُونَكَ بِالْعَذَابِ﴾«Они торопят тебя (испрашивая) мучения».
(29:53-54) а также:﴿سَأَلَ سَآئِلٌ بِعَذَابٍ وَاقِعٍ ﴾ «Просящий просил мучения».(70:1)
и в другом аяте:﴿يَسْتَعْجِلُ بِهَا الَّذِينَ لاَ يُؤْمِنُونَ بِهَا وَالَّذِينَ ءَامَنُواْ مُشْفِقُونَ مِنْهَا وَيَعْلَمُونَ أَنَّهَا الْحَقُّ﴾
«Торопят с ним те, которые не веруют в него. А верующие трепещут перед ним и знают, что оно является истиной». (42:18) а также:﴿وَقَالُواْ رَبَّنَا عَجِّل لَّنَا قِطَّنَا﴾
«Они сказали: “Господь наш! Приблизь нашу долю”». (38:16) а также:
﴿وَإِذْ قَالُواْ اللَّهُمَّ إِن كَانَ هَـذَا هُوَ الْحَقَّ مِنْ عِندِكَ﴾
«Вот они сказали: “О Аллах! Если это является истиной от Тебя”» (8:32)
из-за своего сильного неверия, упрямства и упорства они требовали у посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) привести наказание от Аллаха. Аллах ответил им:
﴿وَقَدْ خَلَتْ مِن قَبْلِهِمُ الْمَثُلَـتُ﴾ «Но до них уже проходили примерные наказания» – т.е.
Мы уже обрушивали Свой гнев на прежние народы, и они стали напоминанием и назиданием для тех, кто задумывается. Затем всевышний Аллах говорит, что если бы не Его прощение и милость, Он бы ускорил наказание для них. Как Он сказал об этом в другом аяте:
﴿وَلَوْ يُؤَاخِذُ اللَّهُ النَّاسَ بِمَا كَسَبُواْ مَا تَرَكَ عَلَى ظَهْرِهَا مِن دَآبَّةٍ﴾
«Если бы Аллах стал наказывать людей за то, что они приобретают, то Он не оставил бы на её (земли) поверхности ни единого живого существа». (35:45)
А в этом священном аяте Он говорит:
﴿وَإِنَّ رَبَّكَ لَذُو مَغْفِرَةٍ لِّلنَّاسِ عَلَى ظُلْمِهِمْ﴾
«И, поистине, Господь твой - обладатель прощения к людям даже при их несправедливости» – т.е. Он прощает, прикрывает людей, не смотря на то, что они грешат и творят несправедливость день и ночь. Затем Аллах упомянул вместе с тем, что Он Прощающий также, что Он жесток в наказании, чтобы уровнять надежду и страх.
Как сказал Аллах в другом аяте:
﴿فَإِن كَذَّبُوكَ فَقُل رَّبُّكُمْ ذُو رَحْمَةٍ وَسِعَةٍ وَلاَ يُرَدُّ بَأْسُهُ عَنِ الْقَوْمِ الْمُجْرِمِينَ ﴾
«Если они сочтут тебя лжецом, то скажи: “Ваш Господь обладает обширной милостью, но Его наказание невозможно отвратить от грешных людей”». (6:147) а также:
﴿إِنَّ رَبَّكَ لَسَرِيعُ الْعِقَابِ وَإِنَّهُ لَغَفُورٌ رَّحِيمٌ﴾ «Воистину, твой Господь скор в наказании. Воистину, Он — Прощающий, Милосердный». (7:167) а также:
﴿نَبِّىءْ عِبَادِى أَنِّى أَنَا الْغَفُورُ الرَّحِيمُ - وَأَنَّ عَذَابِى هُوَ الْعَذَابُ الاٌّلِيمُ ﴾
«Сообщи Моим рабам, что Я — Прощающий, Милосердный,
но наказание Мое — наказание мучительное». (15:49-50)
Существует много аятов, в которых содержатся
и надежда (на Его Милость) и страх (перед Его наказанием).
Всевышний Аллах сказал далее:
وَيَقُولُ الَّذِينَ كَفَرُواْ لَوْلا أُنزِلَ عَلَيْهِ آيَةٌ مِّن رَّبِّهِ إِنَّمَآ أَنتَ مُنذِرٌ وَلِكُلِّ قَوْمٍ هَادٍ