О самом ненавистном Атрибуте Аллаха для всех групп джахмитов - нисхождение на ближнее небо (ан-нузуль).
https://youtu.be/-U7d0kiVbtI
Остался последний урок, на котором необходимо разобрать атрибут «Ан Нузуль»- снисхождения Всевышнего Аллаха к ближнему небу. Что касается этого атрибута, то мы оставили его разбор на последний урок не зря и сделали это намеренно. Потому что этот атрибут именно атрибут «Ан Нузуль» снисхождение Всевышнего Аллах к ближнему небу, является самым ненавистным атрибутам для всех групп джахмитов. Для джахмитов, для мутазилитов, ашаритов и матуридитов.
Сказал Имам Усман ибн Саид Ад Дарими относительно хадиса Ан Нузуль:"Это самый ненавистный хадис для джахмитов".Это в его опровержении на Бишра Аль Мариси 1 том, 500 страница.
Поэтому все группы джахмитов, то есть не только самые заблудшие из них, не только джахмиты и мутазилиты, но также и менее заблудшие из джахмитов а конкретно ашариты и матуридиты, также все они отрицают атрибут Всевышнего Аллаха ан Нузуль, и не утверждают его Всевышнему Аллаху, тем что Всевышний Аллах нисходит к ближнему небу своей сущностью. Какие причины того, что этот атрибут является самым ненавистным атрибутам для всех групп джахмитов вместе взятых.
Этому есть сразу несколько причин:
Первая причина, то что атрибут ан Нузуль не является атрибутам Аз Зати сущностным атрибутом Всевышнего Аллаха, но является атрибутом ихтиярия, в которых есть элемент действия. Подобно атрибутам аль истива - вознесения Всевышнего Аллаха над Троном, прихода в Судный День для того чтобы рассудить между рабами, и т.д.
Известно, что матурудиты, ашариты не говоря уже о джахмитах и мутазилитов, все они отрицательно относятся к атрибутам аль Ихтиярия. Поэтому это первая причина, почему они ненавидят атрибут ан Нузуль, потому что это один из атрибутов аль Ихтиярия.
Вторая причина, состоит в том, что в этом атрибуте есть какой-то смысл движения, в отличии от других атрибутов аль Ихтиярия, как например Аль Холькъ и Ар Ризкъ, творения и наделения пропитанием, это также атрибуты аль Ихтиярия, но в них нет элемента движения. Что касается атрибута ан Нузуль, то в нем есть присутствие элемента, вида движения. Поэтому этот атрибут ан Нузуль, является более ненавистным для джахмитов, чем просто все остальные Сыфат аль Ихтиярия. Значит в этом уже сходиться Нузуль, Истива, Маджи и Итъян. Сейчас мы потихоньку сузим круг, и придем к выводу о том что, Нузуль еще более ненавистен, чем даже атрибуты аль Истива, и чем атрибуты Маджи и Итъян и т.д.
Третья причина, состоит в том, что этот атрибут, устанавливается лишь контекстом и не устанавливается разумом. Например: Аль Холькъ или Ар Ризкъ, то, что Всевышний Аллах творит или наделяет пропитанием, до этого можно дойти разумом, но до атрибута ан Нузуль (снисхождение Всевышнего Аллах к ближнему небу) до него невозможно дойти разумом.
Четвертая причина, состоит в том, что атрибут ан Нузуль касается только Всевышнего Аллаха и не касается творений.
Пятая причина, состоит в том, что утверждения атрибута ан Нузуль, является ответвлением от утверждения атрибута Возвышенности Всевышнего Аллаха над Троном. Оба эти атрибута, либо отрицаются, либо истолковываются различными группами джахмитов. Соответственно, раз они истолковывают Возвышенность Всевышнего Аллаха над творениями, не говоря уже о том, что они истолковывают Вознесение Всевышнего Аллаха над Троном, тем более они будут отрицать и истолковывать снисхождение Всевышнего Аллах к ближнему небу, потому что Сыфат ан Нузуль (атрибут снисхождения) непосредственно связан с атрибутом Возвышенности. Тот, который не утверждает Всевышнему Аллаху Возвышенность Его Сущностью над творениями, тем более не будет утверждать Снисхождение. Потому что слово ан Нузуль в арабском языке несет смысл прихода сверху вниз, а раз это приход сверху, соответственно, тот, который не утверждает Возвышенность Всевышнего Аллаха Своей Сущностью над творениями, то тем более он не будет утверждать атрибут ан Нузуль, снисхождения сверху вниз. Также из причин этого, то, что доказательство этого атрибута устанавливается только в сунне, и нет на него довода в Коране. То есть прямого довода на снисхождения Аллаха к ближнему небу в Коране не присутствует, и присутствуют прямые доводы на это только в сунне, а как известно многие из философов, многие из мутакаллимов, иной раз утверждают атрибут если он приходит в Коране, утверждается в Коране. Мы разбирали некоторых из имамов ашаритов первых времен, которые были из тех, которые утверждают атрибуты если они приходят в Коране, как например Байхаки или Абу Сулейман аль Хатаби, но если атрибут приходят в сунне, то его утверждение уже ими отвергается, или не устанавливается.
Мы перечисляли следующие причины:
(1) Это из атрибутов аль Ихтиярия.
(2) В нем есть смысл вида движения.
(3) Этот атрибут устанавливается только контекстом и до него не возможно догадаться разумом, во-первых, потому что он из атрибутов Лязима а не из атрибутов Мутааддия.
(4) Далее потому что утверждение атрибута ан Нузуль непосредственно зависит от атрибута Возвышенности Всевышнего Аллаха над творениями, Его Возвышенность на Троном.
(5) Также потому что довод на утверждения атрибута ан Нузуль содержится только в сунне, и нет прямого довода в Коране. Вместе с тем что есть доводы на Маджи валь Итьян, на то что Всевышний Аллах придет в Судный день для того чтобы рассудить между рабами, и это тоже является одним из видов Нузуля (снисхождения Всевышнего Аллаха). Но прямого довода со словом Нузуль, то что Всевышний Аллах нисходит, относительно этого в Коране не установлено.
По этой причине многие из имамов Сунны, которые не делают ложных истолкований, относительно атрибутов Всевышнего Аллаха и устанавливают все атрибуты Всевышнему Аллаху, многие из них делают истолкования атрибута ан Нузуль. То есть вообще не делают этого истолкования не делают искажения этих атрибутов, но относительно Нузуль даже некоторые из имамов Сунны делают истолкования, такие как ибн Абдуль Барр, ибн Къутейба, но это не означает, что они не являются имамами Сунны, выходят из за этого из Сунны. Но мы говорим это лишь для того, чтобы показать, что атрибут ан Нузуль несет особое значение, его утверждение для приверженцев Сунны несет особое значение и ему уделяется особое внимание. Поэтому обладатели знания говорят, что если человек утверждает атрибут ан Нузуль снисхождения Всевышнего Аллах к ближнему небу, то тем более он будет утверждать все остальные атрибуты Всевышнего Аллаха, но если он утверждает все атрибуты Всевышнего Аллаха, это ещё не означает, что он непременно будет утверждать атрибут ан Нузуль.
Доводыприверженцев Сунны на установления Всевышнему Аллаху этого атрибута. Довод на это, множество хадисов, которые пришли в Сунне. Эти хадисы относительно этого атрибута достигли уровня Мутаватир, достоверность которых, не подлежит сомнению. Хадисы о том, что Всевышний Аллах нисходит на ближнее небо, пришли от 29сподвижников в 39 хадисах. То есть от некоторых сподвижников приходит более чем один хадис. Почему? Это связано с тем, что видов снисхождения Аллаха множество. Из этих видов, то, что Аллах нисходит к ближнему небу каждую последнюю треть ночи. Из этого также то, что Аллах нисходит к горе Арафат ближе к вечеру дня Арафата. Также то, что Аллах снизойдет на то место, которое называется Къантара. Когда верующие пройдут ас Сырат, и останется им пройти вот это место Къантара перед Раем, в котором каждый возместит ту несправедливость, которую он причинил другому. Аллах снизойдет к этому месту для того, чтобы рассудить между своими верующими рабами, и другие виды снисхождения, которые указаны в Сунне. Некоторые из обладателей знания говорят, о том, что этих видов около 9, различного вида снисхождения Аллаха. И единогласное мнение приверженцев Сунны о том, что Всевышний Аллах не снизойдет на Землю до Судного дня, для того, чтобы привести в исполнение наказания над своими рабами. Этого до Судного дня не произойдет по единогласному мнению приверженцев Сунны. А вообще различных видов снисхождения множество. Этот вид не один. Исходя из этого, становиться понятно, почему сподвижников, которые передают хадис о Нузулю, о снисхождения Аллаха 29 сподвижников, а хадисов всего 39. Почему хадисов больше чем сподвижников? Потому что от некоторых передаётся более чем один хадис, относительно этого в котором приходит разъяснение различных видов снисхождения Аллаха. Кто из обладателей знания назвал хадисы о снисхождения Аллаха, мутаватир, указал на то, что эти хадисы приходят в форме мутаватир, отметьте у себя. Из этих обладателей знания имам Абу Зурра Ар Рази а также хафиз ибн АбдульБарр, а также АбдульГъони аль Макдиси, также Ибн Теймия, Ибн Къайим, хафиз Захаби, Сахауи и Аль-Китани, все они указывают на то, что атрибут Всевышнего Аллаха о снисхождении, утверждается в хадисах, уровень которого доходит до уровня мутаватир. Что касается конкретных слов этих имамов, то приведем некоторые из них.
Сказал хафиз ибн АбдульБарр относительно хадиса (Поистине Аллах нисходит к ближнему небу каждую ночь), то говорит ибн АбдульБарр: «Иснад этого хадиса достоверен, ученые хадиса (мухаддисы) не разногласят о том, что этот хадис установлен и достоверен, и этот хадис передан различными иснадами от сподвижников, от передатчиков, которые были религиозными и с хорошей памятью от Пророка (алейхи ссоляту ва салям) в форме мутаватир».Эти слова ибн АбдульБарр приходят в его книге Ат Тамхид 7 том, страница 137.
Хафиз АбдульГъони аль макдиси в своей книге "Аль Икстисад уаль итикад", сказал: «Пришли известия в большом количестве в форме мутаватир, о том что Всевышний Аллах нисходит к ближнему небу каждую ночь». Книга «Аль-Икстисад уаль итикад» страница 100.
Это, то, что касается слов некоторых из имамов о том, что этот хадис является мутаватир. Поэтому тебе становиться понятным разъяснения одного из шубухатов (сомнений) матурудитов и ашаритов, некоторые из которых говорят, что этот хадис ахад, то есть пришедший по уровню ахад, и поэтому он не берётся в акыду. Относительно таких людей ибн Араби аль Малики сказал: "Из людей есть такие, которые отвергают хадис о снисхождений Всевышнего Аллаха, говоря то, что это хадис ахад,(то есть, передан небольшим количеством людей),и возможно в нем ошибка, и такие люди являются нововведенцами".
Хадисы, которые пришли относительно нисхождения Всевышнего Аллаха к ближнему небу, невозможно истолковать не по прямому его смыслу и невозможно сказать, что спускается не Всевышний Аллах, а спускается кто-то другой, или сказать, то, что Всевышний не спускается, а делает что-то иное. Что касается, того, что некоторые из них говорят, что Он не спускается, а происходит что то иное, то это опровергается различными словами, которые пришли в различных риваятах.
В некоторых риваятах пришло "Нисходит Наш Господь" этот риваят у имама Аль Бухари.
В некоторых риваятах приходит снисхождение сверху вниз быстрым образом.
В некоторых риваятах пришло "Приближается к ближнем небесам". Если Всевышний Аллах нисходит к ближнему небу, то это непременно указывает, на то, что Он приближается к этому ближнему небу. Посмотри, то есть всеми этими разными словами, в разных риваятах, приходит указание на то, что это действие, которое совершается Всевышним Аллахом, совершается Им в действительности, а не просто как метафора, или переносный смысл. В некоторых риваятах пришло, что Всевышний Аллах йятадаля (нисходит), а это слово означает в арабском языке, когда человек опускает что то вниз, а сам он остается на верху, как например человек опускает ведро в колодец, а сам остается вверху. Или когда человек спускает ноги со стула, ноги отпущены вниз, но сам объект остается наверху.