Виды даиф-хадисов в зависимости от качеств равий
Маудуу' اَلْحَدِثُ الْمَوْضُوعُ
Равий сам выдумал данный хадис.
Матрук اَلْحَدِيثُ الْمَتْرُوكُ
Один из равий уличен во лжи.
Мункэр اَلْحَدِيثُ الْمُنْكَرُ
а) Равий слабый, и его хадисы противоречат по смыслу хадисам других равий;
б) Данный хадис передал только он один.
Му'алляль اَلْحَدِيثُ الْمُعَلَّلُ
У равий есть скрытый недостаток (он кяфир, фасик и пр.)
Мудрэдж اَلْحَدِيثُ الْمُدْرَجُ
Равий в текст хадиса произвольно вставил новые слова.
Например.
( حدثنا قتيبة الليث عن ابن عجلان عن سعيد المقبوري عن ابي سلمة عن عائشة أن رسول الله صلي الله عليه وسلم قال: إكلفوا من العمل ما تطيقون فان الله لا حتي تموا فان أحب العمل الي الله أدومه وان قل وكان اذا عمل عملا أثبته ).
слова ( وكان اذا عمل عملا أثبته )
Этот отрывок у Муслима
وكان آل محمد صلي الله عليه وسلم اذا عملوا عملان أثبتوه )
Маклуб اَلْحَدِيثُ الْمَقْلُوبُ
а) В сэнэд нарушена последовательность равий,
б) В метин нарушен порядок слов.
Мудтариб اَلْحَدِيثُ الْمُضْطَرِبُ
а) Один и тот же равий передает один и тот же хадис, но с разными смыслами,
б) В сэнэд одного и того же хадиса указаны разные равий.
Шэз اَلْحَدِيثُ الْشَاذُّ
а) Качества равий хорошие, но хадис с таким смыслом больше никто кроме него не передает;
б) Качества равий хорошие, но смысл передаванных им хадисов противоположен смыслу хадисов, переданных другими равий,
в) Признанный учеными равий передает хадисы, противоречащие другим равий.
Мусаххаф اَلْحَدِيثُ الْمُصَحَّفُ
Последовательность слов, знаков препинания и огласовки в мэтн хадиса изменены, что приводит к изменению его смысла.
Мухарраф اَلْحَدِيثُ الْمُحَرَّفُ
Изменены огласовки в словах мэтн и ,следовательно, не сохранен правильный смысл хадиса.
Хукум (решение, заключение ученых) по даиф-хадисам:
а) с ними амаль не осуществляется;
б) амаль с ними осуществляется обязательно;
в) совершение амаль определяется конкретными условиями:
- если хадис передал явный обманщик - амаль не совершается,
- если по рассматриваемому вопросу есть заключение ученых, и смысл хадиса не противоречит ему - амаль делается.
Раздел пятый
I. Вымышленные хадисы
Исламские государства в ходе своего развития всегда опирались на Кур'ан Карим и Сунну Пророка, саллаллаху алейхи уа саллям, при осуществлении внешней и внутренней политики, обоснования своих решений и действий.
Это явилось причиной того, что некоторые люди, склоняясь к ошибкам и забывая слова Пророка саллаллаху алейхи уа саллям:
مَنْ كَذِبَ عَلَىَّ مُتَعَمِّدًا فَلْيَتَبَوَّأْ مَقْعَدَهُ مِنَ النَّارِ
"Если кто-то преднамеренно выдумал то, о чём я не говорил, пусть готовит для себя место в Аду",начали самовольно измышлять хадисы.
Впервые, вымышленные хадисы появились во времена после убийства халифа Османа, радый Аллаху анху, когда начали появляться первые разногласия в мусульманском сообществе.
Вымышленные хадисы называются маууду' (ألْمَوُضُوعْ)или маснуу' (ألْمصْنُوُعْ), что в буквальном смысле означает "сделанный".
А. Причины измышления хадисов:
1. Желание одних групп, общин мусульман доказать свою правоту перед другими и (или) отстоять свои интересы.
2. Попытки врагов ислама и зындыков ослабить мусульманское сообщество. Хаммад бин Зейд установил, что зындыки в общей сложности выдумали более 14 000 хадисов. Мотивом их деяний являлось стремление внести искажения в истинные знания, переданные Всевышним Аллахом через Кур'ан Керим.
3. Ошибочное мнение некоторых мусульман, надеявшихся, что измышляя хадисы, они в какой-то мере принесут пользу для ислама.
Например, некоторые сочинители хадисов говорили, что, якобы, Пророк саллаллаху алейхи уа саллям сказал: "Совершайте 'ибадат в течение всей ночи".
4. Желание некоторых людей извлечь личную выгоду от измышления хадисов.
Для примера:
Гияс бин Ибрахим, зная, что халиф Махди очень любил устраивать голубиные состязания, представил халифу хадис, якобы, переданный от Пророка саллаллаху алейхи уа саллям:
( لا سبق الا في نصل أو حافر أو جناح ) ,
что означает "Для вас разрешены (халяль) такие соревнования как стрельба из лука, скачки на верблюдах и конях, и голубиные состязания".
Халиф Махди был очень польщен этим и вознаградил Гияса бин Ибрахима десятью тысячами дирхемов. Позже, когда выяснилось, что слова (أو جناح "птица") в этом хадисе нет, халиф уничтожил голубей, заявив при этом Гиясу бин Ибрахиму: "Твоя голова – голова обманщика; а причина твоего обмана – в этих птицах".
Б. Способы измышления хадисов:
1. Добавление слов к сахих-хадисам.
Например:
К известному высказыванию Пророка саллаллаху алейхи уа саллям, обращенному к Али каррамаллахуваджхаху, "Ты для меня такой же, как и Харун для Муса алейхиссалям ", Хафс бин 'Умар бин Динар Аль-Или приписал от себя "И если кого-то из нас не будет в Медине, то дела в ней будут плохи".
2. Соединение сэнэд от сахих-хадиса и метин от слабого хадиса.
3. Замена имен равий в сэнэде сахиха-хадиса и последующее соединение его с метином слабого хадиса.
4. Объединение двух сахих-хадисов разных по смыслу и вымысел из этой "смеси" одного или двух "новых" хадисов.
5. Неосознанная ошибка равий при передаче хадиса и последующее умышленное сокрытие им совершенной ошибки, в т.ч., из-за боязни ответственности.
В. Способы распознования вымышленных хадисов:
1. Изучение качеств человека, передающего хадис.
Случается, что человек, выдумавший хадис, может иногда сознаться в этом сам.
Разрешается в этих целях собирать сведения о качествах равий от других людей, знающего его.
2. Изучение метина хадиса. Для вымышленных хадисов характерны следующие признаки:
- неправильный смысл метина, грамматические ошибки в метине, что, вообще, не присуще тому, что передано от Пророка, саллаллаху алейхи уа саллям;
- хадис не приводится ни в одном из сборников хадисов;
- смысл метина противопоставлен Кур'ан Карим и Сунне;
- значение метина противоречит человеческому разуму, логике и истории развития человечества.
Г. Вред от измышления хадисов:
1. Вымышленные хадисы мешают правильному пониманию требований Ислама.
2. Эти хадисы искажают представления людей об Исламе.
3. Выдуманные хадисы разобщают мусульманское сообщество, вносят в него раскол.
4. Вымышленные хадисы отдаляют от веры тех, кто следует их предписаниям.
Из изложенных аргументов следует строгое правило: "измышление хадисов – один самых тяжелых грехов ", так как
مَنْ كَذِبَ عَلَىَّ مُتَعَمِّدًا فَلْيَتَبَوَّأْ مَقْعَدَهُ مِنَ النَّارِ
II.Меры по недопущению измышления хадисов:
- К настоящему времени Улумуль-хадис закрыт. Учеными с критической точки зрения рассмотрены все существующие хадисы.
- Все известные равий в свое время написали книги, которые также хорошо известны. В то же время существуют книги, в которых перечислены все известные равий. Если какой-либо равий не указывается в этих книгах, то передаваемые им хадисы считаются даиф-хадисами.
- Все вымышленные хадисы собраны в специальных сборниках.
Например:
Книга Аль-Максуди Тазкиратуль-Маудуатتَذْكِرَةُ الْمَوْضُعَاتِ и книга Ибн Уль Джаузи Китабуль-Маудуат كِتَابُ الْمَوْضُعَاِت
Исмаил Лутфи Чакан
Ильм Усул Аль-Хадис
Е издание
Перевод и редакция: Хабибуллин А.
Корректор: Хабибуллина С.