Состояние осужденных. Степени и вечность их мучений
Участь нераскаенных грешников после Страшного суда противоположна состоянию праведников.
Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов (Лк. 13, 27-28).
Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин. 3, 36).
Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, [потом] и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину! (Рим. 2, 5-10).
Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 8, 11-12).
Мука их будет настолько сильна, что Христос говорит, что лучше отсечь соблазняющую на грех часть тела: И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает (Мк. 9, 43-48).
Они будут общаться с себе подобными, находясь вне Небесного Иерусалима: Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду (Откр. 22, 14-15).
Степени мучений будут различны: Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше (Лк. 12, 47-48); истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому (Мф. 10, 15); горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе (Мф. 11, 21-24).
Хотя все вышеприведенные слова ясно говорят о вечности мучений, в Церкви находились (и находятся) люди, говорящие о том, что эти мучения когда-то прекратятся. Одним из первым учение об апокатастасисе (a¹pokata/stasij - восстановление) высказал Ориген. Сущность этого учения в том, что грешники и даже демоны будут терпеть мучения не вечно, а только пока не очистятся от грехов своих. Очистившись же от зла мучительным действием геенского огня, все грешники и все демоны сделаются участниками вечной жизни. Таким образом, рано или поздно совершится совершение всего (a¹pokata/stasijtw½npa/ntwn – Деян. 3, 21. Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века – Деян. 3, 19-21), то есть восстановление всей твари в состоянии совершенства и блаженства. Тогда-то и будет досигнута последняя цель Домостроительства – будет Бог все во всем (1 Кор. 15, 28).
Было мнение, что грешники и демоны подвергнутся уничтожению или саморазложатся как не имеющие в себе залога бессмертия (Арнобий Африканский).
Но Священное Писание говорит, что как блаженство праведников, так и мучение грешников буде вечным, даже во веки веков: и дым мучения их будет восходить во веки веков (Откр. 14, 11), диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков (Откр. 20, 10).
«Если будет когда-нибудь конец вечному мучению, то и вечная жизнь без сомнения должна иметь конец. А если не смеем думать сего о жизни, то какое имеем основание полагать конец вечному мучению? И о мучении и о жизни употреблено одно и то же слово – вечный. Сказано: И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (25, 46)» (Ответ на вопрос 267). И выражение во веки веков употребляетсяо Боге, о Царстве Христа: И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков (Откр. 22, 5).
V Вселенский Собор вместе с другими заблуждениями Оригена анафематствовал и учение об апокатастасисе: «Кто говорит или думает, что мучение демонов и нечестивых людей временно и после некоторого времени будет конец, а затем последует восстановление злых духов и нечестивых людей в первобытное состояние, – да будет анафема» (анаф. 5).
НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ