Бедствия языка
] Русский–Russian– روسي [
Абдуль-Малик аль-Касим
2011 - 1432
﴿ آفات اللسان ﴾
« باللغة الروسية »
عبد الملك القاسم
2011 - 1432
Бедствия языка
Хвала Аллаху, достойная Его величия и величия Его власти! Благословение и приветствия пророку Мухаммаду, посланному как милость для миров, его семье и всем его сподвижникам!
Язык – один из величайших благ, дарованных Аллахом, один из Его удивительно тонких творений. Он мал по своей величине, но велик в оказании пользы и вреда. Ведь невозможно отличить, предел послушания или ослушания иначе, как по свидетельству языка.
При помощи этого маленького органа человек изъявляет свои желания, выражает чувства, говорит о нужде, выступает в свою защиту и изливает душу. Посредством его он поддерживает беседу с собеседником и не даёт скучать спутнику. Язык – причина падения человека или его возвышения.
Нет предела применению языка, также как нет границ и предела его возможностям и областям применения. Язык может служить одинаково и во благо, и во вред. Он приводит к мучениям каждого, кто распустил язык. Того, кто не следил за языком и дал ему волю, шайтан завлечёт в свои ущелья, бросит его на край разваливающейся пропасти, чтоб вынудить его вступить в путь, ведущий к Аду. Люди будут ввергнуты лицами в Огонь только благодаря последствию своих речей. И уберечься от вреда, приносимого несдержанным языком, сможет лишь тот, кто обуздал его уздечкой шариата, то есть последовал ему.
Каждому мусульманину следует оберегать свой язык, произнося лишь речи, в которых есть явная польза для его мирской и Последней жизни. В случае, когда от произнесения слов или молчания будет одинаковая польза, лучше промолчать. Потому что порой дозволенная речь может привести к запретному или нежелательному в шариате действию, что зачастую и происходит. Потому обезопасить себя бесспорно лучше.
Есть два великих бедствия языка: бедствие речи и бедствие молчания. Каждое из этих бедствий в своё время может быть хуже, чем другое. Так, скрывший истину – это бессловесный шайтан, лицемер и заискивающий потворщик, если только его не остановил страх за свою жизнь. А изрекающий ложь - говорящий шайтан, ослушавшийся Аллаха.
Бедствия языка заключаются в следующих действиях: оплошность, ложь, хула (злословье), сплетни, лицемерие, непристойность, ханжество, хвастовство и обеление себя, ведении праздных разговоров, споры и пререкания, причинение людям страданий и посягание на их честь.
Молчание человека должно сопровождаться совокупностью энергичности и присутствием величавости. Также размышлением о величие Аллаха, Его поминанием и поклонением Ему. И главное - человек должен быть спасённым от ответственности за слова в этой и Последней жизни.
Верующий должен избегать всего, что было перечислено выше, ведь он непременно будет спрошен за всё и получит соответствующее воздаяние. Аллах Всевышний сказал:
(Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель.)(Коф, 18).
Он также сказал:
(Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце - все они будут призваны к ответу.)(Аль-Исра, 36).
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит нечто благое или молчит»[1].
Одной из сторон красоты Ислама является отречение от всего, что не приносит человеку пользы. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Одним из качеств хорошего мусульманина является оставление то, от чего нет пользы»[2].
Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был спрошен о причинах, по которым люди чаще всего попадают в Ад, он ответил: «Язык и половой орган»[3].
Вдумайся о серьёзности последствий этого дела, и какова может быть опасность слов, произносимых языком человека. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, раб Аллаха может сказать одно слово, не придавая этому значения, за что он опустится в Аду на расстояние, подобное расстоянию между востоком и западом»[4].
Шейхуль-ислам Ибн Таймийя (да помилует его Аллах), как будто бы предвидя некоторые явления, присущие сегодняшнему дню, сказал:
«Поразительно, что человеку легко удается оберегать себя от употребления запретного, совершения несправедливости, прелюбодеяния, кражи, удерживать себя от распития спиртного, от взгляда на запретное и т.п. Но ему тяжело удерживать свой язык. Бывает, видишь человека, на которого указывают как на религиозного, аскетичного, занятого поклонением человека, но он произносит слова, вызывающие гнев Аллаха, и не обращает на это внимания. Сколь много видим мы людей, которые страшатся совершения непристойного и допущения несправедливости. Язык же их пускается в злословие о чести живых и мертвых, и не обращают они внимания на то, что говорят».
Ата ибн Абу Рабах (да помилует его Аллах)сказал:
«Те, которые были до вас, считали лишними все слова, кроме книги Аллаха, приказа к одобряемому и запрета от порицаемого, а также повседневных разговоров, без которых не обойтись. Разве вы отрицаете, что над вами есть хранители - благородные писцы (ангелы), сидящие справа и слева и записывающие деяния, стоит лишь произнести слово. Разве не будет совестно человеку в тот миг, когда развернут свиток с записями его дел, которые он совершал, и обнаружится, что там нет ничего из дел, приносящих пользу в Последний день?!»
Наиболее распространённой из болезней языка является хула. Хула – это слова, которыми ты поминаешь человека, и которые ему не понравятся, если они дойдут до него. И неважно, говоришь ли ты о недостатках его внешности, происхождении, характере, делах, словах, религии, о его имуществе и даже одежде, доме или машине.
По единогласному мнению учёных хула запретна. Кроме лишь тех случаев, когда это необходимо для пользы. Как, например, в науке исследования хадисов[5], при наставлении человека и т.д.
Аллах Всевышний сказал:
(Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата)(Аль-Худжурат, 12).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) объяснил нам, что такое хула. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил людей: «Знаете ли вы что такое хула?» Сподвижники ответили: «Аллах и Его посланник знают лучше!» Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Это поминание тобой твоего брата (за его спиной) тем, что ему не нравится». Один человек спросил: «А если то, что я скажу, и вправду есть у него?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Если то, что ты сказал, и вправду есть у него, то ты совершил хулу, а если у него этого нет, тогда ты оклеветал его»[6].
Этими словами посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) разъяснил нам разницу между хулой и клеветой. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) указал, что возводить на человека ложь – это клевета. Наговаривать на человека запретно, является ли он мусульманином или неверующим, благочестивым или нечестивцем. Но измышление лжи на мусульманина - более страшный грех.
Хулой считается также и затрагивание чести мусульманина. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предостерёг от этого следующими словами: «Ваша кровь, ваше имущество и ваша честь запретны для вас»[7].
В другом хадисе посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждому мусульманину запретны кровь, имущество и честь другого мусульманина»[8].
Шейхуль-ислам Ибн Таймийя (да помилует его Аллах), описывая болезни душ и сердец, открытых для наущений шайтана,сказал: «Некоторые люди только и делают, что осуждают других, забывая о добрых делах представителей различных групп и национальностей, упоминая только об их недостатках. Такой человек подобен мухе, которая покидает здоровое место и садится на рану, а причина этого кроется в порочности душ и дурном нраве».
Остерегайся хулы, избегай злословья и не прислушивайся к нему. Ведь она, как сказал об этом Али ибн Хасан (да помилует его Аллах): «Приправа к словам людей ничтожных, подобных собакам».
Хула не сводится только к словам. К хуле также относятся намеки, знаки рукой, головой, глазами, а также надписи и все вещи, посредством которых можно передать смысл – все это включается в понятие хулы и является запретным.
Стремись всегда, о мусульманин, защищать честь брата в обществе людей, в собраниях, торжествах и т.д. Ведь Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лицо того, кто защитит честь своего брата, Аллах защитит от Огня в День воскресения»[9].
Также распространены среди людей насмешки и издевательства над другими, что является запретным в Исламе. Аллах Всевышний сказал:
(О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. ) (Аль-Худжурат, 11).
Издевательства – это глумление над людьми, их унижение или указывание на их недостатки или пороки, что может выражаться в словах или делах, или даже в знаках.
Самый худший вид насмешек – это насмешки над Исламом и его последователями. Тяжесть такого поступка очень велика. Учёные едины в том мнении, что насмешки над Аллахом, Его религией и Его посланником являются явным неверием, выводящим человека из Ислама.
Шейхуль-ислам Ибн Таймийя (да помилует его Аллах) сказал: «Поистине насмешки над Аллахом, Его аятами и Его посланником – неверие. Тот, кто поступил так, становится неверующим после того, как уверовал».
Изощрёнными являются виды таких насмешек и издевательств. Есть те, кто насмехается над хиджабом (одеждой мусульманок), над применением шариатских законов. Другие отпускают колкости в адрес «Организации призыва к одобряемому шариатом и порицания запретного им». Находятся и любители насмехаться над сунной посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Один осмеивает бороду, другой укороченную одежду, хотя это из сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Знайте об опасности насмешек над человеком, живущим, претворяя в свою жизнь Ислам. Аллах Всевышний сказал:
(Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником?Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали». Если Мы простим некоторых из вас, то непременно подвергнем мучениям остальных за то, что они стали грешниками.) (Ат-Тауба, 65-66).
Причиной ниспослания этого аята стало то, что один лицемер сказал: «Не видели мы больших обжор, лжецов и более трусливых в бою, чем эти наши чтецы Корана». Эти слова дошли до Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).Когда же тот человек прибыл к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы извиниться, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) уже собрался в путь и сидел на своей верблюдице. Он сказал, обращаясь к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «О посланник Аллаха, мы только болтали и забавлялись». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)прочёл ему этот аят.
Аллах Всевышний разоблачил сущность людей, потешающихся над верующими в следующем аяте:
(Мирская жизнь кажется неверующим прекрасной. Они глумятся над теми, кто уверовал. Но в День воскресения богобоязненные окажутся выше них. Аллах дарует удел без расчета, кому пожелает.)(Аль-Бакара, 212).
Некоторые люди, когда ты указываешь им на то, что их слова относятся к насмешке над Исламом, отвечают: «Я не осмеиваю Ислам и не смеюсь над самим человеком, а лишь шучу и веселюсь». Бедняга, он не знает, куда его доведут эти шутки и забавы! Всё это обернётся ему горем в этом мире и наказанием в Последней жизни.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) предостерёг от того, чтобы всякими неправдами смешить людей. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Горе тому, кто говорит ложь, чтобы рассмешить людей, горе ему и еще раз горе ему!»[10]
В фетве «Комитета по научным исследованиям и фетвам» относительно человека, обратившегося к другому человеку словами «О бородач!» в насмешку над ним, говорится следующее: «Насмешка над бородой является одним из скверных грехов. Если человек сказал эти слова с целью осмеять бороду, то это является неверием. Но если он позвал его так, чтобы дать знать, кого именно из людей он имел в виду, то ему впредь не стоит звать его таким образом».
Шейх Мухаммад ибн Ибрахим (да помилует его Аллах) сказал: «Среди людей есть такие, которые взяли себе привычку выслеживать и выискивать ошибки знающих людей. Они говорят про них: «Эти, бородатые такие-то… они сделали то-то…!» Есть опасность, что такой человек станет вероотступником. Нельзя питать к ним злобу только потому, что они являются религиозными людьми».
Завершим этот благословенный урок хадисом посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), которому нам следует воздать должный почёт и непременно применять в жизни. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, обращаясь к своим сподвижникам: «Знаете ли вы, кто такой неимущий?» Они ответили: «Неимущим среди нас называют того, у кого нет ни денег, ни имущества». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, неимущим из числа членов моей общины окажется тот, кто в День воскрешения принесет с собой молитвы, посты и закят, но при этом выяснится, что он оскорбил одного, оклеветал другого, присвоил имущество третьего, пролил кровь четвертого и ударил пятого. И тогда придется ему отдать из своих благих дел одному, потом другому, а если запас его благих дел иссякнет, прежде чем он сумеет рассчитаться со всеми, тогда из грехов обиженных станут брать и возлагать на него. А затем его ввергнут в Огонь!»[11]
О Аллах, очисти наши языки от всего того, что может обесславить нас и подчини Твоему послушанию! О Аллах, исправь положение мусульман! Прости грехи нам, нашим родителям и всем мусульманам! И да благословит Аллах нашего пророка, его семью и всех его сподвижников!
Абдуль-Малик аль-Касим
“40 уроков тем, кто застал Рамадан”
Переведено сайтом «Почему Ислам?»
www.whyislam.ru
[1] «Сахих» Бухари (6018) и «Сахих» Муслима (47).
[2] «Сунан» Тирмизи (2419), Альбани в «Сахих аль-джамиъ» (5911) сказал, что хадис достоверный.
[3] «Сунан» Тирмизи (2004) и «Сунан» Ибн Маджа (4246).
[4]«Сахих» Бухари (6477) и «Сахих» Муслима (50), (2988).
[5]Наука, в которой изучаются личностные качества передатчиков хадисов
[6]«Сахих» Муслима (2589).
[7]«Сахих» Бухари (67) и «Сахих» Муслима (1679).
[8]«Сахих» Муслима (2564).
[9] «Сунан» Тирмизи (1996).
[10] «Муснад» Ахмада (5/5), ( 5/7), «Сунан» Абу Дауда (4990) и «Сунан» Тирмизи (2417). Албани в «Сахих аль-джамиъ» (7136) назвал хадис достоверным.
[11] «Сахих» Муслима (2581).