Боязнь разногласий и разделения, приводящего к расколу и разобщению

ЗНАНИЕ И БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ — СПАСЕНИЕ

Хвала одному лишь Аллаху, кроме которого нет божества, достойного поклонения! К Нему мы взываем, искренне, посвящая Ему религию, даже если это и ненавистно многобожникам.

Мир и благословения тому, кто был послан, как милость к мирам, а также членам его семьи и сподвижникам, которые доносили до людей послание Всевышнего.

А затем:

Боязнь разногласий и разделения, приводящего к расколу и разобщению.

В один прекрасный день, во время моего пребывания в Баку, ко мне в кабинет пришел один араб и обнаружил несколько книг, написанных в критике Сейида Кутба, да помилует его Аллах. После того дня ни он, ни его единомышленники больше не переступали порог моего кабинета, а меня стали называть «мадхалитом». С тех пор прошло уже пятнадцать лет…

Сегодня стало модным делить людей на категории, и простые люди с охотно занимаются этим.

Если ты не согласен с человеком, склоняющимся в своих убеждениях к тем, которые относят к неверующим любого, кто не руководствуется в своих решениях ниспосланным Аллахом, и не учитывают при этом мотивы и обстоятельства, а, напротив, отстаиваешь взгляды наших праведных предшественников, считавших подобное «неверием, которое меньше неверия», то есть тем неверием, которое не выводит из религии, тогда он примет тебя за мурджиита[1].

А если ты скажешь человеку, который относит к верующим полностью оставивших обязательные предписания Ислама, его столпы и признающих лишь неверие сердца о том, что принимающий решения не на основе ниспосланного Аллахом, после получения им довода против него, становится неверующим, и о том, что оставление молитвы может сделать человека неверующим[2], и о том, что добровольно павший ниц перед идолом также является неверующим, или о том, что оскверняющий Коран, либо ругающий Аллаха, Его посланника тоже относится к неверующим, и что не руководствующийся ниспосланным Аллахом является тагутом[3], тогда он будет называть тебя такфиритом или хариджитом.

И если ты скажешь призывающему к обязательной и непрерывной вооруженной борьбе на пути Аллаха о том, что для этого необходимо: иметь возможности, назначить предводителя (правителя), поднять знамя войны и чётко определить воюющих, для сохранения жизни невинным, тогда тебя сразу же запишут в ряды сторонников правительства, а особо рьяные представители этого направления, осудят тебя, как шпиона и агента.

А если ты не согласишься с призывающим к неуклонному следованию в религии за мнением отдельных людей и «джамаатов», даже тогда, когда это явно противоречит Сунне, и предложишь ему руководствоваться доводами Корана и Сунны, воспринимая их на основе толкований сподвижников, их последователей, следующих за ними ученых по исламскому праву (фикху) и приверженцев достоверных преданий (хадисов) и не разделять между ними, тогда он тут же постарается обвинить тебя в том, что ты самостоятельно выносишь решения, ведя себя как муджтахид[4], и обзовет тебя приверженцем «пятого мазхаба» или противоречащим известным имамам.

А если ты не согласен с тем, кто призывает тебя стать членом какой та «исламской партии» и принять тайную присягу неизвестному лидеру для борьбы с врагами и последующего восстановления мусульманского государства (халифата), и пытаешься объяснить им, что это ведет к еще большему разобщению мусульман, тогда они укоряют тебя в бесполезной трате времени и усилий, а также в приверженности светскому образу жизни.

И если ты возразишь тому, кто делит единобожие на четыре категории, в том числе «таухид аль-хакимийа»[5] (единственность в законотворчестве), тогда для него ты словно прокладывающий дорогу тагутам, принимающий решения не на основе ниспосланного Аллахом… Начинающий из них откажется от общения с тобой и начнёт предостерегать других.. Радикально настроенный обвинит тебя в неверии и постарается подорвать тебя.

И если ты скажешь, что ислам — это исправление не только для отдельного человека, но и для общества и правительства, и что единобожие — это совершенная жизненная система, охватывающая политику, экономику и образование, и, подходящую как для мирного, так и для военного времени, тогда тебя назовут сторонником партийности (хизби, или еще того хуже:«ваххабистом», «экстремистом», «радикалом», «террористом» и прочими обидными словами, в то время как ты сам еще никого ни в чем не успел обвинить и даже не собирался!) призывающим к выступлению против правителя.

И если ты не согласишься с ярыми поклонниками книг Сейида Кутба, да помилует его Аллах, тогда тебя поспешат обозвать «мадхалитом».

Но если ты, не согласишься с теми, кто настроен против Сейида Кутба, да помилует его Аллах, и станешь оправдывать его, справедливо отмечая, что этот человек не был учёным и не учился у имамов, и противостоял искренне тагуту, – хотя конечно я не говорю что его методы были правильными и по Сунне Пророка r, но сейчас, в данный момент речь не об этом, а о том, что человек был искренним, но у него не было знаний и он совершил много ошибок по своему невежеству –,тогда тебя назовут «кутбитом».

А если ты будешь разногласить с теми, кто считает разрешёнными операции смертников, называемые ими «истишхадиййа», но которые с точки зрения шариата являются самоубийством, тогда ты становишься в их глазах сторонником и защитником оккупантов[6].

И верно подметил поэт:

Довольство делает глаза слепыми к недостаткам,

а гнев плохое глазу обнажает.

Человек видит глазами, но не замечает то, что есть в них самих. Как сказал посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах: «Человек видит соринку в глазу своего брата, но не замечает бревна в своем»[7].

Шейхуль-ислам, да помилует его Аллах, сказал: «Поистине, в любви и ненависти, лояльности и отречении люди тоже поступают согласно своему, и иногда оказываются правы, а иногда ошибаются. Многие люди, увидев в человеке то, что им нравится, начинают любить его, безусловно, закрывая глаза на все его скверные деяния, а если они видят в нём что-то ненавистное им, они начинают ненавидеть его, безусловно, и перестают замечать то хорошее, что в нём есть …» («Маджму‘ аль-фатава», том 11, стр. 15-16).

Иногда человек тратит всю свою жизнь на дискуссии и споры, обсуждая других... Сталкиваясь с разногласиями, ты начинаешь осознавать, какой большой милостью Всевышнего является следование Прямым путем, и осознаешь глубокий смысл слов Всевышнего: «Кого ведёт Аллах прямым путём, тот и является следующим прямым путём» (Сура 7 «Ограды», аят 178).

Шейхуль-ислам, да помилует его Аллах, сказал: «Приверженцы единой общины меньше других групп разногласят в основах своей религии, и ближе к любой из них, по сравнению с той группой, которая противоположна ей в своих убеждениях. Они представляют собой золотую середину среди приверженцев Ислама подобно тому, как приверженцы Ислама являют собой золотую середину средь представителей других религий» («Минхадж ас-Сунна ан-набавийя», том 3, стр. 468).

У каждого человека есть свои критерии, и они напрямую связаны с его представлениями.

Одни могут относиться к смелости, как к погибели либо как к неразумному действию или хвастовству.

А терпение воспринимают за слабость, проявление глупости или самообман.

И щедрость принимают за расточительство, бесполезную трату средств или показуху и желание выделиться.

И в возвращении к истине усматривают хитрость, и попытку войти в доверие или же слабость и наивность.

Вот здесь-то мы и понимаем истинное значение слов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует посланника Аллаха «Кому Аллах желает блага, тому Он даёт правильное понимание религии»(аль-Бухари № 7312, Муслим № 1037). Данное понимание — Божий дар, и не существует более правильного понимания Шариата Аллаха, чем то, которое было у благородных сподвижников, потому что их учителем, воспитателем и наставником был тот, о ком Всевышний Аллах сказал: «Поистине, ты — обладатель великого нрава» (Сура 68 «Письменная трость», аят 4). Сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о себе: «Поистине, я послан для того, чтобы довести до совершенства нравственные качества» (имам Ахмад «аль-муснад», т.2, с.381; Аль-Байхаки, «ас-Сунан аль-кубра», т. 10, с. 192; см. также «ас-сахиха», № 45). Кроме того, мы познаем настоящий смысл слов Всевышнего: «Так Мы сделали вас общиной, которая придерживается середины[8]».

Мольба посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заставляет нас почувствовать ценность обращения к Аллаху чтобы спасать нас от разногласий: «О Боже, Господь Джибриля, Микаиля и Исрафиля, Творец небес и земли, Знающий сокровенное и явное. Ты будешь судить о том, в чем расходились между собой Твои рабы. Укажи мне правильный путь в том, в чем я по соизволению Твоему, отклонюсь от истины, поистине, Ты выводишь на прямой путь кого пожелаешь» (Муслим № 770, и Абу Дауд № 676).

Соглашаясь с одними, ты непременно будешь противоречить другим. Нам же достаточно следовать за словами нашего Господа и Сунной Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, воспринимая их на основе толкований первых мусульман, которых посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назвал лучшими. Именно так нам велено поступать.

Всевышний Аллах пожелал уберечь от ошибок только Свою Книгу и Своего Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Шариат Всевышнего — двигается между милосердием и справедливостью.

Наши рекомендации